Проектная деятельность как условие развития внеситуативно-познавательного общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 22:01, дипломная работа

Краткое описание

Задачи:
1) Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме общения детей дошкольного возраста со взрослыми.
2) Проанализировать особенности развития внеситуативно-познавательного общения старших дошкольников со взрослыми.
3) Создание и апробация методики развития внеситуативно-познавательного общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми в проектной деятельности.

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития
общения со взрослым детей старшего дошкольного возраста…………..5
1.1 Теоретические аспекты развития общения
в дошкольном возрасте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Развитие познавательных интересов в проектной деятельности
как условие оптимизации общения старших дошкольников . . . . . . . . . . . . 16
Выводы по 1 главе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
Глава 2. Особенности развития внеситуативно-
познавательного общения детей старшего дошкольного возраста……..28
со взрослыми (по материалам констатирующего эксперимента).
2.1. Задачи и методика проведения констатирующего эксперимента. . . . . . 28
2.2. Особенности развития общения детей старшего
дошкольного возраста со взрослыми . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
2.3. Особенности познавательных интересов детей старшего
дошкольного возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
2.4. Особенности готовности педагогов к организации общения
с детьми старшего дошкольного возраста с использованием
проектной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
Выводы по 2 главе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
Глава 3. Методика и результаты реализации преобразующего эксперимента……………………………………………………………………62
3.1. Задачи и направления преобразующего эксперимента . . . . . . . . . . . . . . . 62
3.2. Анализ результатов повышения компетентности педагогов
по проблеме использования метода проектов для развития
внеситуативно-познавательного общения дошкольников . . . . . . . . . . . . . . . 81
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
Библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98

Файлы: 1 файл

ДипломВнПозн.doc

— 593.50 Кб (Скачать)

 

Участники констатирующего эксперимента

 

              Воспитанники:

 

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Дата рождения

Возраст на момент эксперимента

1

Гаврилов Даня

14.05.2002

6 лет

2

Граховский Леон

30.10.2003

5 лет

3

Горбунов Арсений

16.08.2002

6 лет

4

Зуева Катя

03.08.2003

5,5 лет

5

Камбура Ира

11.02.2002

6 лет

6

Ковина Олеся

13.09.2003

5,5 лет

7

Козлов Гоша

09.11.2002

6 лет

8

Лубенцов Никита

31.05.2002

6 лет

9

Ляпина Маша

13.08.2002

6 лет

10

Несмелова Настя

25.08.2002

6 лет

11

Ольшенбаум Артур

11.10.2003

5.5 лет

12

Парешнева Катя

29.11.2002

6 лет

13

Ракова Алина

13.12.2002

6 лет

14

Слёзкина Владислава

09.05.2002

6 лет

15

Сюбаев Саша

27.06.2002

5,5 лет

16

Терентьев Саша

11.08.2002

6 лет

17

Халецкий Руслан

30.12.2001

6 лет

18

Чуприненко Ксения

20.11.2001

6 лет

19

Шако Ксюша

04.11.2002

5 лет

20

Шмакова Юля

29.08.2003

5.5 лет

 

Педагоги:

№ п/п

Ф.И.О. педагога

образование

Стаж работы

Категория

1.

Магилянская В.В.

Высшее

3 года

2 кв.категория

2.

Войтенко И.Н.

Среднее профессиональное

3 года

2 кв.категория

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

 

Формы общения и их основные параметры

 

 

Параметры форм общения

 

Формы

общения

 

Время

проявления

С кем и где

общается ребе­нок

 

Вид

потреб-

ности

Ведущий

мотив

общения

 

Средство

общения

 

 

Продукты общения

 

 

1. Си­туатив­но- л ич-ностная (непо-

сред-ственно-

эмоцио-нальная)

 

 

 

2 мес. (от 2 до

6 мес.)

Мать,

родные,

которые обеспечи­вают вы­живание ребенка

и удо­влетво-

ряют его первич­ные по-

требнос-

ти

 

 

Потреб­ность в добро­жела-

тельном внима-

нии

взрослого

 

 

Личност­ный: взрос­лый — это лас-

ковый, доброже-

латель­ный че­ловек

 

 

Экспрес-сивно-мимичес-кие реак-

ции: улыбка,

взгляд, мимика

 

 

Неспеци­фическая общая актив­ность.

Подго­товка к

акту хва­тания

 

2. Си-

туатив-но-дело-вая

(предмет­но-дейст­венная)

 

 

 

6 мес. (от 6 мес. до 3 лет)

Совмест­ная де­ятель-

ность со взрослым

в ходе предмет­ной дея­тельнос-

ти

 

Потреб­ность в

доброже­латель-

ном вни-мании, сотруд­ничестве

 

Деловой: взрос-

лый — образец для под-

ражания, эксперт, помощ-

ник

 

 

Предметно

действенные операции

 

Развитие  предмет-

ной дея-  тельности. Под- готовка к овладе­нию

речью

 

 

 

 

 

 

3. Вне-ситуатив-

но-позна-

ватель-ная

 

 

 

3—4 года

(с 3 до

5 лет)

 

 

Совмест­ная дея­тель­ность со взрослым

и само-

стоятель­ная дея­тель­ность ре-

бенка

 

 

 

Потреб­ность в доброже­латель­ном вни-

мании, сотруд­ничестве, уваже-

 

Познава-

тельный: взрос­лый — источник позна-

ния.

Партнер по об­сужде­нию при-

чин и

связей

 

 

 

 

Речевые

операции

 

 

 

 

 

Развитие наглядно-образного

мышле­ния и во­браже­ния

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Вне-

ситуатив-

но-лич-

ностная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5—6   лет

(с 5 до

7 лет)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общение

развора-

чивается

на фоне

самостояельной

деятель-

ности ребенка

 

 

 

 

 

 

 

Потреб­ность в

доброже-

латель-

ном вни­мании

сотруд-

ничестве,

уваже-

нии. Ве-

дущая

роль —

стремле-

ние к взаимо-

помощи и сопере-

живанию

 

 

 

 

Личностныи:

взрослый

как це-

лостная

лич-

ность,

облада-

ющая

знания-

ми и

умения-

ми

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Речь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Накопле-ние мо-рально-

нравст-венных

ценнос-

тей. Развитие логического мыш-

ления.

Готов-

ность к

обучению.

Система

мотивов,

произ­вольность по-

ведения

 

 

 

 

 

 

Приложение 3.

 

Сводная таблица определения ведущей формы общения у детей.

 

 

П/п

Ф.И.ребёнка

Констатирующий эксперимент

(форма общения)

1

 

2

 

 

3

 

 

4

 

5

 

6

 

 

7

 

8

 

9

 

 

10

 

 

11

 

 

12

 

 

13

 

14

 

15

 

16

 

17

 

 

18

 

 

19

 

20

Зуева Катя

 

Ольшенбаум Артур

 

Чуприненко Ксения

 

Сюбаев Саша

 

Ракова Алина

 

Слёзкина Владислава

 

Ляпина маша

 

Камбура Ира

 

Горбунов Арсений

 

Лубенцов Никита

 

Граховский Леон

 

Несмелова Настя

 

Шмакова Юля

 

Козлов Гоша

 

Шако Ксюша

 

Гаврилов Даня

 

Парешнева Катя

 

Терентьев Саша

 

Ковина Олеся

 

Халецкий Руслан

внеситуативно-познавательная

 

ситуативно-деловая

 

 

ситуативно-деловая

 

 

ситуативно-деловая

 

внеситуативно-познавательная

 

внеситуативно-личностное

 

 

внеситуативно-личностное

 

ситуативно-деловая

 

ситуативно-деловая

 

 

внеситуативно-познавательная

 

 

ситуативно-деловая

 

 

внеситуативно-личностное

 

 

ситуативно-деловая

 

ситуативно-деловая

 

внеситуативно-познавательная

 

ситуативно-деловая

 

внеситуативно-познавательная

 

 

ситуативно-деловая

 

 

ситуативно-деловая

 

внеситуативно-познавательная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4.

Карта наблюдений за проявлениями особых умений и качеств педагога.

             

Ф.И.О. воспитателя : Войтенко И.Н.; Магилянская В.В.

Дата:   9.02.09 - 16.02.09

 

п/п

Перечень умений и качеств                          Степень выраженности

                                                                                 (отмечено +)

 

 

Высо-

кая

Доста-

точная

Сред-

няя

Сла-

бая

Отсут-

ствует

1

Умение легко и быстро налаживать контакт с детьми в процессе фронтального общения.

 

 

+

 

+

 

 

2

Умение легко и быстро налаживать контакт с ребёнком в процессе общения.

 

 

 

   +

 

+

 

3

Чуткость и отзывчивость, способность сопереживать детям в процессе общения.

 

 

      +

 

+

 

 

4

Умение понять детей, определить их главные особенности.

 

 

 

    +

 

+

 

5

Умение понять отдельного ребёнка.

 

 

+

+

 

 

6

Умение проявлять психологический и педагогический такт.

 

    

     +

+

 

 

 

7

Умение проявить внимание ко всем детям и к каждому в отдельности.

 

 

 

   

  +

+

 

8

Умение управлять своим поведением, психическим состоянием, проявлять терпение в общении, сохранять спокойствие и уравновешенность даже в экстремальных ситуациях.

 

 

 

    +

+

 

 

 

9

Умение руководить общением в группе, решать детские конфликты, предупреждать их.

 

 

 

   +

+

 

 

10

Умение проявлять гибкость в общении.

 

 

 

    +

 

   +

 

11

Владение речью.

 

 

    +

   +

 

12

Эмоциональная устойчивость.

 

     +

   +

 

 

13

Умение использовать игру как средство общения.

 

 

     +

 

    +

 

 

14

Владение мимикой, пантомимикой.

 

 

  

    + +

 

 

15

Умение использовать искусство как средство общения.

 

 

      +

 

    +

 

 

16

Умение использовать шутки, юмор в общении.

 

 

 

    +

 

   +

 

17

Умение создать в процессе общения атмосферу доверия, творчества, партнёрства.

 

 

     +

 

   +

 

 

18

Умение объективно оценить, проанализировать своё общение с детьми.

 

 

 

     +

 

   +

 

Информация о работе Проектная деятельность как условие развития внеситуативно-познавательного общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми