Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 22:01, дипломная работа
Задачи:
1) Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме общения детей дошкольного возраста со взрослыми.
2) Проанализировать особенности развития внеситуативно-познавательного общения старших дошкольников со взрослыми.
3) Создание и апробация методики развития внеситуативно-познавательного общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми в проектной деятельности.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития
общения со взрослым детей старшего дошкольного возраста…………..5
1.1 Теоретические аспекты развития общения
в дошкольном возрасте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Развитие познавательных интересов в проектной деятельности
как условие оптимизации общения старших дошкольников . . . . . . . . . . . . 16
Выводы по 1 главе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
Глава 2. Особенности развития внеситуативно-
познавательного общения детей старшего дошкольного возраста……..28
со взрослыми (по материалам констатирующего эксперимента).
2.1. Задачи и методика проведения констатирующего эксперимента. . . . . . 28
2.2. Особенности развития общения детей старшего
дошкольного возраста со взрослыми . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
2.3. Особенности познавательных интересов детей старшего
дошкольного возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
2.4. Особенности готовности педагогов к организации общения
с детьми старшего дошкольного возраста с использованием
проектной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
Выводы по 2 главе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
Глава 3. Методика и результаты реализации преобразующего эксперимента……………………………………………………………………62
3.1. Задачи и направления преобразующего эксперимента . . . . . . . . . . . . . . . 62
3.2. Анализ результатов повышения компетентности педагогов
по проблеме использования метода проектов для развития
внеситуативно-познавательного общения дошкольников . . . . . . . . . . . . . . . 81
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
Библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98
Участники констатирующего эксперимента
Воспитанники:
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Дата рождения | Возраст на момент эксперимента |
1 | Гаврилов Даня | 14.05.2002 | 6 лет |
2 | Граховский Леон | 30.10.2003 | 5 лет |
3 | Горбунов Арсений | 16.08.2002 | 6 лет |
4 | Зуева Катя | 03.08.2003 | 5,5 лет |
5 | Камбура Ира | 11.02.2002 | 6 лет |
6 | Ковина Олеся | 13.09.2003 | 5,5 лет |
7 | Козлов Гоша | 09.11.2002 | 6 лет |
8 | Лубенцов Никита | 31.05.2002 | 6 лет |
9 | Ляпина Маша | 13.08.2002 | 6 лет |
10 | Несмелова Настя | 25.08.2002 | 6 лет |
11 | Ольшенбаум Артур | 11.10.2003 | 5.5 лет |
12 | Парешнева Катя | 29.11.2002 | 6 лет |
13 | Ракова Алина | 13.12.2002 | 6 лет |
14 | Слёзкина Владислава | 09.05.2002 | 6 лет |
15 | Сюбаев Саша | 27.06.2002 | 5,5 лет |
16 | Терентьев Саша | 11.08.2002 | 6 лет |
17 | Халецкий Руслан | 30.12.2001 | 6 лет |
18 | Чуприненко Ксения | 20.11.2001 | 6 лет |
19 | Шако Ксюша | 04.11.2002 | 5 лет |
20 | Шмакова Юля | 29.08.2003 | 5.5 лет |
Педагоги:
№ п/п | Ф.И.О. педагога | образование | Стаж работы | Категория |
1. | Магилянская В.В. | Высшее | 3 года | 2 кв.категория |
2. | Войтенко И.Н. | Среднее профессиональное | 3 года | 2 кв.категория |
Приложение 2.
Формы общения и их основные параметры
| Параметры форм общения | |||||||||||||
Формы общения |
Время проявления | С кем и где общается ребенок |
Вид потреб- ности | Ведущий мотив общения |
Средство общения
|
Продукты общения | ||||||||
1. Ситуативно- л ич-ностная (непо- сред-ственно- эмоцио-нальная) |
2 мес. (от 2 до 6 мес.) | Мать, родные, которые обеспечивают выживание ребенка и удовлетво- ряют его первичные по- требнос- ти |
Потребность в доброжела- тельном внима- нии взрослого |
Личностный: взрослый — это лас- ковый, доброже- лательный человек |
Экспрес-сивно-мимичес-кие реак- ции: улыбка, взгляд, мимика |
Неспецифическая общая активность. Подготовка к акту хватания | ||||||||
2. Си- туатив-но-дело-вая (предметно-действенная) |
6 мес. (от 6 мес. до 3 лет) | Совместная деятель- ность со взрослым в ходе предметной деятельнос- ти |
Потребность в доброжелатель- ном вни-мании, сотрудничестве |
Деловой: взрос- лый — образец для под- ражания, эксперт, помощ- ник |
Предметно действенные операции |
Развитие предмет- ной дея- тельности. Под- готовка к овладению речью
| ||||||||
3. Вне-ситуатив- но-позна- ватель-ная |
3—4 года (с 3 до 5 лет) |
Совместная деятельность со взрослым и само- стоятельная деятельность ре- бенка |
Потребность в доброжелательном вни- мании, сотрудничестве, уваже- |
Познава- тельный: взрослый — источник позна- ния. Партнер по обсуждению при- чин и связей |
Речевые операции |
Развитие наглядно-образного мышления и вображения | ||||||||
4. Вне- ситуатив- но-лич- ностная
|
5—6 лет (с 5 до 7 лет)
|
Общение развора- чивается на фоне самостояельной деятель- ности ребенка
|
Потребность в доброже- латель- ном внимании сотруд- ничестве, уваже- нии. Ве- дущая роль — стремле- ние к взаимо- помощи и сопере- живанию
|
Личностныи: взрослый как це- лостная лич- ность, облада- ющая знания- ми и умения- ми
|
Речь
| Накопле-ние мо-рально- нравст-венных ценнос- тей. Развитие логического мыш- ления. Готов- ность к обучению. Система мотивов, произвольность по- ведения |
Приложение 3.
Сводная таблица определения ведущей формы общения у детей.
№ П/п | Ф.И.ребёнка | Констатирующий эксперимент (форма общения) |
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20 | Зуева Катя
Ольшенбаум Артур
Чуприненко Ксения
Сюбаев Саша
Ракова Алина
Слёзкина Владислава
Ляпина маша
Камбура Ира
Горбунов Арсений
Лубенцов Никита
Граховский Леон
Несмелова Настя
Шмакова Юля
Козлов Гоша
Шако Ксюша
Гаврилов Даня
Парешнева Катя
Терентьев Саша
Ковина Олеся
Халецкий Руслан | внеситуативно-познавательная
ситуативно-деловая
ситуативно-деловая
ситуативно-деловая
внеситуативно-познавательная
внеситуативно-личностное
внеситуативно-личностное
ситуативно-деловая
ситуативно-деловая
внеситуативно-познавательная
ситуативно-деловая
внеситуативно-личностное
ситуативно-деловая
ситуативно-деловая
внеситуативно-познавательная
ситуативно-деловая
внеситуативно-познавательная
ситуативно-деловая
ситуативно-деловая
внеситуативно-познавательная
|
Приложение 4.
Карта наблюдений за проявлениями особых умений и качеств педагога.
Ф.И.О. воспитателя : Войтенко И.Н.; Магилянская В.В.
Дата: 9.02.09 - 16.02.09
№ п/п | Перечень умений и качеств | |||||
|
| Высо- кая | Доста- точная | Сред- няя | Сла- бая | Отсут- ствует |
1 | Умение легко и быстро налаживать контакт с детьми в процессе фронтального общения. |
|
+ |
+ |
|
|
2 | Умение легко и быстро налаживать контакт с ребёнком в процессе общения. |
|
|
+ |
+ |
|
3 | Чуткость и отзывчивость, способность сопереживать детям в процессе общения. |
|
+ |
+ |
|
|
4 | Умение понять детей, определить их главные особенности. |
|
|
+ |
+ |
|
5 | Умение понять отдельного ребёнка. |
|
| + + |
|
|
6 | Умение проявлять психологический и педагогический такт. |
|
+ + |
|
|
|
7 | Умение проявить внимание ко всем детям и к каждому в отдельности. |
|
|
|
+ + |
|
8 | Умение управлять своим поведением, психическим состоянием, проявлять терпение в общении, сохранять спокойствие и уравновешенность даже в экстремальных ситуациях. |
|
+ + |
|
|
|
9 | Умение руководить общением в группе, решать детские конфликты, предупреждать их. |
|
|
+ + |
|
|
10 | Умение проявлять гибкость в общении. |
|
|
+ |
+ |
|
11 | Владение речью. |
|
| + | + |
|
12 | Эмоциональная устойчивость. |
| + | + |
|
|
13 | Умение использовать игру как средство общения. |
|
+ |
+ |
|
|
14 | Владение мимикой, пантомимикой. |
|
|
+ + |
|
|
15 | Умение использовать искусство как средство общения. |
|
+ |
+ |
|
|
16 | Умение использовать шутки, юмор в общении. |
|
|
+ |
+ |
|
17 | Умение создать в процессе общения атмосферу доверия, творчества, партнёрства. |
|
+ |
+ |
|
|
18 | Умение объективно оценить, проанализировать своё общение с детьми. |
|
|
+ |
+ |
|