Проектная деятельность как условие развития внеситуативно-познавательного общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 22:01, дипломная работа

Краткое описание

Задачи:
1) Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме общения детей дошкольного возраста со взрослыми.
2) Проанализировать особенности развития внеситуативно-познавательного общения старших дошкольников со взрослыми.
3) Создание и апробация методики развития внеситуативно-познавательного общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми в проектной деятельности.

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития
общения со взрослым детей старшего дошкольного возраста…………..5
1.1 Теоретические аспекты развития общения
в дошкольном возрасте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Развитие познавательных интересов в проектной деятельности
как условие оптимизации общения старших дошкольников . . . . . . . . . . . . 16
Выводы по 1 главе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
Глава 2. Особенности развития внеситуативно-
познавательного общения детей старшего дошкольного возраста……..28
со взрослыми (по материалам констатирующего эксперимента).
2.1. Задачи и методика проведения констатирующего эксперимента. . . . . . 28
2.2. Особенности развития общения детей старшего
дошкольного возраста со взрослыми . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
2.3. Особенности познавательных интересов детей старшего
дошкольного возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
2.4. Особенности готовности педагогов к организации общения
с детьми старшего дошкольного возраста с использованием
проектной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
Выводы по 2 главе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
Глава 3. Методика и результаты реализации преобразующего эксперимента……………………………………………………………………62
3.1. Задачи и направления преобразующего эксперимента . . . . . . . . . . . . . . . 62
3.2. Анализ результатов повышения компетентности педагогов
по проблеме использования метода проектов для развития
внеситуативно-познавательного общения дошкольников . . . . . . . . . . . . . . . 81
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
Библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98

Файлы: 1 файл

ДипломВнПозн.doc

— 593.50 Кб (Скачать)

Решая различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции — удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых — порождают у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:

      исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

      ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

      информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

      творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

Частным, конкретным результатом работы для дошкольников могут быть рисунок, поделка, аппликация, альбом, книга, сочиненная сказка, подготовленный концерт, спектакль, урожай овощей.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Работа над проектом протекает в  тесном сотрудничестве детей как между собой, так и со взрослыми , что способствует  развитию речевых умений в общении с окружающими. 

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Тяга к творчеству, которая является не врождённым началом, не природным даром, а результатом воспитания (стихийного, незаметного или организованного, очевидного), - эта тяга к творчеству должна быть сама обращена в средство педагогического воздействия, в частности, в средство формирования познавательных интересов детей.

Интересы не являются продуктом будто бы в себе замкнутой природы ребёнка. Они возникают из контакта с окружающим миром; особенное влияние на их развитие оказывают окружающие люди. Сознательное использование интересов в педагогическом процессе ни в коем случае не означает, что обучение следует приспособлять к имеющимся интересам детей. Педагогический процесс, выбор предметов обучения и т.п. основываются на задачах воспитания, на объективных соображениях, и интересы должны быть направлены соответственно этим объективно обоснованным целям. Интересы надо учитывать и формировать. Формирование интересов у детей зависит от всей системы условий, определяющих формирование личности. Особое значение для формирования объективно ценных интересов имеет умелое педагогическое воздействие.

Таким образом, очень важно развитие интереса к окружающему миру, к труду и к жизни людей. Интерес побуждает к поиску новых знаний, новых умений, новых способов работы; он делает человека более деятельным, энергичным и стойким в этих исканиях. Интерес помогает расширить и углубить знания, повысить качество работы, он способствует творческому подходу человека к своей деятельности.

 

 

Выводы по I главе.

              Анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать следующие выводы:

1. Одной из важнейших форм взаимодействия людей является общение как взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.

По мнению большинства исследователей, общение составляет необходимое условие формирования личности, сознания и самосознания.   

              2. Дошкольный возраст – важный период в жизни человека. Когда закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка. Особенно велика в период дошкольного детства роль общения. Активная деятельность ребёнка и его общение со взрослым являются условиями усвоения социального опыта .

              3. Основными показателями общения как особой деятельности являются: интерес и эмоциональное отношение к собеседнику, инициативность, направленная на привлечение внимания партнёра к себе,

чувствительность к тому отношению, которое проявляет партнёр и ведущий мотив общения (деловой, познавательный или личностный).

4. Особое значение в развитии детей 4-7 лет имеет внеситуативно-познавательная форма общения. Именно на этой ступени общения формируются коммуникативные умения, позволяющие ребёнку стать инициатором общения, происходит активизация познавательной деятельности

5. Для познавательного общения ребёнка со взрослым характерны такие особенности, как:

        главенство познавательных мотивов общения, любознательности, стремления объяснить мир, что проявляется в детских вопросах.

      наличие потребности в уважении взрослого, которая выражается в обиде на замечания и отрицательные оценки.

      последовательное освоение всех формам диалогической речи, которая позволяет разговаривать со взрослым на темы,  выходящие за рамки конкретной наглядной ситуации.

6. Для совершенствования данной формы общения необходимо развитие интересов в широком смысле слова и познавательных интересов в частности. Основа познавательного интереса – активная мыслительная деятельность. Ценность познавательного интереса для развития личности состоит в том, познавательная деятельность активизирует психические процессы личности, приносит ей глубокое интеллектуальное удовлетворение, содействующее эмоциональному подъёму, что познавательный интерес выступает как важнейший мотив активности личности, её познавательной деятельности.

7. Интересы формируются и закрепляются в процессе деятельности, посредством которой человек входит в ту или иную область или предмет. Для развития и поддержания активного интереса к той или иной деятельности очень важно, чтобы деятельность давала материализованный результат, новый продукт и чтобы определённые звенья её отчётливо выступали перед ребёнком как ступеньки, ведущие к цели.

В настоящее время в педагогике в целом и в дошкольной педагогике в частности всё больше  утверждается особое значение метода проектов. В последнее время всё чаще метод проектов называют одним из самых эффективных для развития дошкольников. Метод проектов является своеобразным способом организации педагогического процесса, основанным на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Основной целью метода проектов в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Весте с тем он призван к оптимизации общения дошкольников со взрослыми и сверстниками, развитию самостоятельности и сотрудничества.

Таким образом можно предположить, что проектная деятельность может быть средством развития внеситуативно-познавательного общения ребёнка со взрослым.

              8. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что развитие каждого ребёнка зависит от уровня компетентности педагога. Его речь, общий уровень его культуры, личностные качества, специальная подготовка – всё это играет не малую роль для развития познавательного интереса, познавательного общения детей со взрослыми.

              Можно выделить три компонента готовности педагога к осуществлению работы по развитию внеситуативно-познаватеьного общения детей со взрослыми. Эмоциональный компонент, то есть интерес педагога к данной проблеме, желание работать с детьми и совершенствовать свои умения. Когнитивный (мыслительный), а именно знания педагога в различных областях, его компетенция. Практический компонент: умение диагностировать, планировать и осуществлять педагогический процесс, направленный на развитие внеситуативно-познавательного общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.

Особенности развития внеситуативно-познавательного общения

детей старшего дошкольного возраста со взрослыми

(по материалам констатирующего эксперимента).

 

2.1 Задачи и методика проведения констатирующего эксперимента.

 

Как показал анализ научной психолого-педагогической литературы, общение  со взрослым в дошкольном возрасте имеет решающую роль для становления психики и личности ребёнка. Именно во взаимодействии со взрослым складывается характер ребёнка, его отношение к миру и к другим людям, его собственные интересы и самостоятельная деятельность.

              Целью констатирующего эксперимента является  изучение особенностей развития внеситуативно-познавательного общения  детей старшего дошкольного возраста со взрослыми.

              В соответствии с целью  исследования решались следующие задачи:

1.      Изучить особенности развития общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми.

2.      Изучить особенности проявления познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.

3.      Изучение профессиональной компетентности педагогов по проблеме развития общения у детей.

              Для решения поставленных задач было проведено 3 серии констатирующего эксперимента.

Цель I серии: изучение особенностей общения детей 5-6 лет со взрослыми.

Задачи: 1.Определение характера взаимодействия детей с педагогом.

                  2. Выявление ведущей формы общения.

                  3.Изучение особенностей владения коммуникативными и речевыми умениями в общении.

Для этого были использованы методы: наблюдение, педагогический эксперимент.

 

Задание № 1. Наблюдение общения ребёнка со взрослым на основе методики О.Н.Сомковой.

Цель: определить особенности речевого общения детей старшего дошкольного возраста со взрослым.

Наблюдение и анализ проводились по следующим критериям:

- Поводы общения с взрослым?

- Задаёт ли вопросы и по какому поводу?

- Степень участия ребёнка в общении: инициация общения или ответ на предложение общения или пассивное участие в разговоре.

- Владение речевыми умениями: слушать и правильно понимать мысль собеседника, формулировать в ответе своё суждение, правильно выражать мысль посредством языка, менять  след за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия, поддерживать определённый эмоциональный тон, следить за правильностью языковой нормы, слушать сою речь и контролировать  нормативность, вносить изменения при необходимости.

- Владение умениями речевого этикета: умение вступать в разговор, поддерживать и завершать общение, умение обращения к   собеседнику.                                                                

 

Задание №2. Педагогический эксперимент на основе методики М.И.Лисиной.

Цель: определение ведущей формы общения ребёнка со взрослым.

Материал к исследованию: «телевизор» в виде ширмы с раздвигающимися занавесками.

Исследование проводится индивидуально. Ребёнка приглашают поиграть в телевизор в отдельную комнату.

              На панели расположено 4 кнопки, обозначающие все варианты. Ребёнок может сам «включить» наиболее интересную для него «программу». Предлагаются следующие варианты:

1. Увидеть взрослого, который молча улыбается и, протянув из-за занавески руку, погладит ребёнка.

2. Посмотреть на новую игрушку, появляющуюся из-за занавески и поиграть с ней.

3.Прослушать рассказ о морской свинке (Г.Снигирёв «Морская свинка»), который расскажет появляющийся из-за занавесок взрослый.

4. Побеседовать со взрослым на одну из интересных для ребёнка тем.

Обработка данных: полученные данные вносятся в таблицу.

 

Задание3. Методика выявления уровня коммуникативного развития детей 3-7 лет (диагностика форм общения на основе методики Лисиной М.И.).

              В предлагаемой методике исследуются три формы общения за исключением ситуативно-личностной, так как она проявляется лишь у детей раннего возраста (до 6 ме­сяцев).

     Цель: определение ведущей формы общения ребенка с взрос­лыми.

              Материалы: игрушки (машинка, кукла),; книги: сказка  «Принцесса на горошине», детская энциклопедия «Что такое?».

              Результаты данной методики позволят определить, насколько и каким образом связаны характер взаимодействия взрослого с детьми и формы общения ребенка с взрослыми.

Проведение обследования. Диагностика форм общения про­водится следующим образом. Педагог приводит ребенка в ком­нату, где на столе разложены игрушки и книжки, и спраши­вает, что бы он хотел: поиграть с игрушками, почитать книжку или поговорить. Затем педагог организует ту деятельность, которую предпочел ребенок. После этого ребенку предлагается на выбор один из оставшихся типов деятельности. Если ребенок не может самостоятельно сделать выбор, педагог предлагает последователь­но поиграть, потом почитать, а затем поговорить. Каждая ситуация длится не более 15 мин.

Во время обследования при выборе каждой новой ситуации педагог заполняет на ребенка отдельный индивиду­альный лист протокола.

При определении ведущей формы общения у детей особое внимание уделяется тематике и содержанию речевых высказываний, порядку выбора ситуаций, характеристике активности по отношению к объекту внимания.

Информация о работе Проектная деятельность как условие развития внеситуативно-познавательного общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми