Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 22:01, дипломная работа
Задачи:
1) Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме общения детей дошкольного возраста со взрослыми.
2) Проанализировать особенности развития внеситуативно-познавательного общения старших дошкольников со взрослыми.
3) Создание и апробация методики развития внеситуативно-познавательного общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми в проектной деятельности.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития
общения со взрослым детей старшего дошкольного возраста…………..5
1.1 Теоретические аспекты развития общения
в дошкольном возрасте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Развитие познавательных интересов в проектной деятельности
как условие оптимизации общения старших дошкольников . . . . . . . . . . . . 16
Выводы по 1 главе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
Глава 2. Особенности развития внеситуативно-
познавательного общения детей старшего дошкольного возраста……..28
со взрослыми (по материалам констатирующего эксперимента).
2.1. Задачи и методика проведения констатирующего эксперимента. . . . . . 28
2.2. Особенности развития общения детей старшего
дошкольного возраста со взрослыми . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
2.3. Особенности познавательных интересов детей старшего
дошкольного возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
2.4. Особенности готовности педагогов к организации общения
с детьми старшего дошкольного возраста с использованием
проектной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
Выводы по 2 главе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
Глава 3. Методика и результаты реализации преобразующего эксперимента……………………………………………………………………62
3.1. Задачи и направления преобразующего эксперимента . . . . . . . . . . . . . . . 62
3.2. Анализ результатов повышения компетентности педагогов
по проблеме использования метода проектов для развития
внеситуативно-познавательного общения дошкольников . . . . . . . . . . . . . . . 81
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
Библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98
Российский государственный педагогический
университет им. А. И.Герцена
Институт детства
кафедра дошкольной педагогики
Дипломная работа
Тема: «Проектная деятельность как условие развития внеситуативно-познавательного общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми».
Выполнила:
студентка 4-го курса,
заочного отделения,
17 «а» группа
Смирнова Светлана
Владимировна.
Научный руководитель:
Доцент кафедры
Акулова Ольга
Владимировна
Рецензент:
Кандидат педагогических наук,
Гусева Татьяна
Геннадиевна
Санкт-Петербург,
2009
Оглавление
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития
общения со взрослым детей старшего дошкольного возраста…………..5
1.1 Теоретические аспекты развития общения
в дошкольном возрасте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Развитие познавательных интересов в проектной деятельности
как условие оптимизации общения старших дошкольников . . . . . . . . . . . . 16
Выводы по 1 главе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
Глава 2. Особенности развития внеситуативно-
познавательного общения детей старшего дошкольного возраста……..28
со взрослыми (по материалам констатирующего эксперимента).
2.1. Задачи и методика проведения констатирующего эксперимента. . . . . . 28
2.2. Особенности развития общения детей старшего
дошкольного возраста со взрослыми . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
2.3. Особенности познавательных интересов детей старшего
дошкольного возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
2.4. Особенности готовности педагогов к организации общения
с детьми старшего дошкольного возраста с использованием
проектной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
Выводы по 2 главе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
Глава 3. Методика и результаты реализации преобразующего эксперимента………………………………………………
3.1. Задачи и направления преобразующего эксперимента . . . . . . . . . . . . . . . 62
3.2. Анализ результатов повышения компетентности педагогов
по проблеме использования метода проектов для развития
внеситуативно-познавательного общения дошкольников . . . . . . . . . . . . . . . 81
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
Библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98
Введение
Общение – это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может понять самого себя, найти своё место в мире (Е.О.Смирнова, М.И.Лисина, А.Г.Рузская, Л.И.Галигузова и др.).
Общение является важным фактором развития личности ребенка дошкольного возраста (С.Л.Рубинштейн, М.И.Лисина, А.Г.Рузская, Л.И.Галигузова, Е.О.Смирнова и др.). Поэтому проблема развития общения является актуальной для современной дошкольной психологии и педагогики.
Общение с взрослым имеет исключительное значение для ребёнка на всех этапах детства. Но особенно важным оно является в первые семь лет жизни, когда закладываются основы личности и деятельности человека.
Процесс развития общения ребёнка со взрослым М.И.Лисина рассматривала как смену своеобразных форм. На протяжении детства появляются и развиваются четыре различные формы общения, по которым с полной очевидностью можно судить об особенностях психического развития ребёнка. К старшему дошкольному возрасту у ребёнка складывается внеситуативно-познавательное общение: формируются коммуникативные умения и навыки, позволяющие ему стать инициатором общения, решать со взрослым сложные проблемы познавательного характера, находить ответы на многочисленные «почему?». Именно данная форма общения является, с одной стороны условием развития познавательных интересов, а с другой стороны, зависит от их характера и направления.
Познавательный интерес детей дошкольного возраста проявляется в положительном эмоциональном отношении к деятельности, ожидании удовольствия, в желании больше узнать о предмете интереса, в наличии вопросов познавательного характера, в стремлении продолжительное время участвовать в деятельности, вызывающей интерес, стремлении к активности и самостоятельности в познании (Л.И.Маневцова, А.И.Божович, Г.И.Щукиной, С.Л.Рубинштейна и др.).
Помочь ребёнку удовлетворить познавательные интересы может и должен взрослый, от уровня компетентности которого зависит развитие каждого ребёнка. Его речь, общий уровень его культуры, личностные качества, специальная подготовка – всё это играет не малую роль для развития познавательного интереса, познавательного общения детей со взрослыми.
В дошкольной педагогике определены этапы работы по формированию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. Не достаточно изученными остаются педагогические аспекты оптимизации общения педагога с детьми во время этой работы.
Внеситуативно-познавательное общение – это деятельность, предполагающая высокий уровень познавательной активности. Активность, как правило, связана с конкретной практической деятельностью. Как известно, ребёнок в дошкольном возрасте – ребёнок «деятель». Отсюда можно сделать вывод, что одним из эффективных средств развития внеситуативно-познавательного общения может являться проектная деятельность, в которой достигается сочетание познавательного и практического интереса.
Развитие проектной деятельности обеспечивается использованием в педагогическом процессе метода проектов. Основной целью этого метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка. Вместе с тем, он призван к оптимизации общения дошкольников со взрослыми и сверстниками, развитию самостоятельности и сотрудничества.
Значимость изучения проблемы развития внеситуативно-познавательного общения, а так же недостаточная разработанность многих аспектов его развития и определяют актуальность темы работы.
Цель исследования: определение педагогических условий использования метода проектов для развития внеситуативно-познавательного общения старших дошкольников со взрослыми.
Объект исследования: развитие внеситуативно-познавательного общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми.
Предмет исследования: педагогические условия использования метода проектов в развитии внеситуативно-познавательного общения детей со взрослыми.
Задачи:
1) Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме общения детей дошкольного возраста со взрослыми.
2) Проанализировать особенности развития внеситуативно-познавательного общения старших дошкольников со взрослыми.
3) Создание и апробация методики развития внеситуативно-познавательного общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми в проектной деятельности.
Гипотеза: Использование проектной деятельности для развития внеситуативно-познавательного общения ребёнка 5-6 лет со взрослыми будет эффективно, если:
педагог компетентен в вопросах использования современных методов при организации общения с детьми;
цель и результат проектной деятельности связаны с развитием познавательных интересов, содержание способствует познавательному развитию;
способы взаимодействия участников проектной деятельности направлены на развитие специальных умений общения.
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития общения со взрослым детей дошкольного возраста
1. 1. Теоретические аспекты развития общения в дошкольном возрасте
Одной из важнейших форм взаимодействия людей является общение как взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.
Проблеме общения посвящено много исследований как отечественных, так и зарубежных психологов. Проблема общения по своему значению для теоретических, экспериментальных и прикладных исследований, не уступает проблемам деятельности, личности, сознания и ряда других фундаментальных проблем психологии (Б.Г.Ломов, М.И.Лисина, А.Н.Лонтьев и др.)
По мнению большинства исследователей, общение составляет необходимое условие формирования личности, её сознания и самосознания.
Общение – это связь между людьми, в результате которой происходит влияние одного человека на другого. Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. В общении реализуется потребность в другом человеке Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей. Посредством общения люди организуют различные виды практической и теоретической деятельности, обмениваются информацией, вырабатывают целесообразную программу действий, взаимно влияют друг на друга. В процессе общения формируются, проявляются и реализуются межличностные взаимоотношения (Е.О.Смирнова, М.И.Лисина, А.Г.Рузская, Л.И.Галигузова и др.).
Многие авторы выделяют не только личностное, но и социальное значение общения, которое состоит в развитии общества в целом. В процессе общения складываются и реализуются как личные, так и общественные отношения. (А.Н.Леонтьев, Б.Г.Ананьев, М.И.Лисина и др.)
Развитие человеческого общества и общение людей – сложный диалектический процесс. Возможности общения расширяются вместе с развитием общества. В то же время, само развитие определённого общества зависит от контактов, от общения с другими людьми и обществами.
Наиболее полное и принятое в психологии определение предложил А.Н.Леонтьев, утверждающий, что общение – это процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного теми или иными средствами контакта между людьми, так или иначе связанными друг с другом в психологическом отношении. Осуществление этого контакта позволяет либо изменять протекание коллективной (совместной) деятельности за счёт согласования (рассогласования) и индивидуальных деятельностей по тем или иным параметрам или, напротив, разделение функций (социально-ориентированное общение), либо осуществлять целенаправленное воздействие (объем и качественная специфика, которая может определяться как «извне» обществом, так и «изнутри» самой личностью) на формирование и изменение отдельной личности (или непосредственно на её поведение) в процессе коллективной или «индивидуальной», но социально опосредованной деятельности (личностно-ориентированное общение).
Уточнение данного определения можно найти у М.И.Лисиной, в работах которой используется подход Б.Г.Ананьева, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна основанный на представление о личности «как совокупности отношений к окружающему миру» . Согласно их точки зрения, общение – взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Из определения видно, что общение не просто действие, а взаимодействие, которое осуществляется между участниками, из которых каждый равно является носителем активности. В ходе общения люди адресуются друг к другу в расчете получить ответ. Это позволяет отделить акт общения от всех других действий.
Для того чтобы определить, является ли тот или иной вид взаимодействия общением, можно опираться на следующие четыре критерия, предложенные М.И.Лисиной.
Первый критерий: общение предполагает внимание и интерес к другому, без которых любое взаимодействие невозможно. Взгляд в глаза, внимание к словам и действиям другого свидетельствуют о том, что субъект воспринимает другого человека, что он направлен на него.