Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 18:45, доклад
Психолого-педагогические исследования убедительно показывают важную роль общения со сверстниками в формировании личности ребенка и его взаимоотношений с другими детьми. Трудности, возникающие у детей с ОНР в организации собственного речевого поведения и связанное с ним отрицательное эмоциональное самочувствие часто сказываются на их общении с окружающими людьми и зачастую приводят к конфликтам...
Психолого-педагогические исследования убедительно показывают важную роль общения со сверстниками в формировании личности ребенка и его взаимоотношений с другими детьми. Трудности, возникающие у детей с ОНР в организации собственного речевого поведения и связанное с ним отрицательное эмоциональное самочувствие часто сказываются на их общении с окружающими людьми и зачастую приводят к конфликтам.
У детей с выраженной речевой патологией отмечаются значительно сниженные коммуникативные способности. Так же им присущ низкий уровень развития игровой деятельности: бедность сюжета, низкая речевая активность, процессуальный характер игры. Такие дети крайне возбудимы, что связано с различной невротической симптоматикой, следствием из чего является трудная организация деятельности таких детей.
Дети данной категории зачастую не способны заниматься определённой деятельностью продолжительное время, у них не сформированы навыки работы в коллективе и совместной деятельности.
Для детей старшего дошкольного возраста характерна ситуативно-деловая форма общения, характерная для детей 2х-4х лет с нормальным развитием.
У детей с ОНР снижена потребность в общении и мало сформированы формы общения, что является следствием недостаточности словарного запаса, своеобразного связного высказывания, которые препятствуют полноценному общению. Детям характерны негативизм, незаинтересованность в контакте с окружающими и неумение ориентироваться в общении.
Дети с моторной алалией могут проявлять речевой негативизм или речевую пассивность при общении (Н. Н. Трауготт, 1997). При сенсорной алалии возможна избирательная контактность с окружающими, их поведение специфично, а контакт затруднён.
Многим детям с нарушениями речи свойственны пассивность, зависимость от окружающих, сензитивность, склонность к спонтанному поведению. У них наблюдается низкая работоспособность. Дети с нарушениями речи недостаточно критично оценивают свои возможности, часто переоценивая их (О. Н. Усанова, О. А. Слинько, 1987).
Своевременное развитие речи является одним из основных условий нормального психического развития ребенка. Задержка проявления речевого общения, бедный словарный запас, и другие нарушения отражаются на формировании самосознания и самооценки ребенка. [Таптапова С.Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушениях голоса. - М, АСТ-Пресс, 2004. -357 с.]
Предпочитаемым для большинства детей является общение со взрослым на фоне игровой деятельности. Однако у небольшой части детей явно преобладает внеситуативно-познавательная форма общения. Дети с радостью откликаются на предложение почитать книги, внимательно слушают недлинные занимательные рассказы, но беседы по прочитанному организовать достаточно тяжело: дети не задают вопросов и не могут пересказать услышанное в силу несформированности репродуцирующей фазы монологической речи. Даже не смотря на желание общения со взрослым ребенок с ОНР в процессе разговора часто перескакивает с одной темы на другую, познавательный интерес у него кратковременен, и беседа длиться не более 5-7 мин.
Наблюдение за процессом общения детей со взрослыми показывает, что у большинства детей с недоразвитием речи не сформирована культура общения: присутствует фамильярность при общении со взрослыми, нет чувства дистанции, интонации часто крикливы, резки, дети назойливы в своих требованиях. Значительная часть детей стараются отгородиться от взрослых: они замыкаются в себе, часто стесняются просить помощи и избегают контактов с ними. Исследователи отмечают, что дети с ОНР используют в общении со взрослыми менее развернутую в содержательном и структурном отношении речевую продукцию, нежели в общении со сверстниками, что соответствует нормальному онтогенезу средств общения (О.Е. Грибова, 1995; И.С. Кривовяз, 1995; Ю.Ф. Гаркуша и В.В. Коржавина, 2001).
В результате исследования структуры группы старших дошкольников с общим недоразвитием речи, проведённого О. С. Павловой (1997) были выявлено, что в коллективе детей данной категории действуют те же закономерности, что и в коллективе нормально говорящих сверстников.
В качестве партнеров по общению дети с нарушением речи выбирают внешне привлекательных детей и детей, отличающихся физической силой. Между тем дети с ОНР, как правило, затрудняются дать ответ о мотивах своего выбора товарища («Не знаю», «Он хорошо себя ведет», «Я с ним дружу, играю», «Его хвалит воспитатель» и т.п.), т.е. достаточно часто они ориентируются не на собственное личностное отношение к партнеру по игре, а на выбор и оценку его педагогом.
Ю.Ф. Гаркуша и В.В. Коржавина (2001) выделили четыре группы детей с различными мотивами выбора партнеров по общению:
1 группа – дети без осознанного мотива выбора, которые не могут объяснить причин своего положительного отношения к партнеру.
2 группа – дети, выделяющие общее положительное отношение к сверстнику.
3 группа – дети, которые,
выбирая партнера по общению.
Опираются на его
4 группа – дети, объясняющие свой выбор интересом к совместной деятельности или выделяющие положительные качества сверстников, проявляющиеся в совместной деятельности.
По особенностям отношения к взрослому, авторы выделяют три основные группы детей:
1 группа – эмоционально восприимчивые дети. Этих детей характеризует ярко выраженная положительная направленность на взрослого, уверенность в любви родителей, воспитателей. Они адекватно оценивают отношение к себе взрослых, но очень чувствительны к изменениям в поведении взрослого, что приводит к эмоциональным переживаниям.
2 группа – эмоционально
невосприимчивые дети, для этих
детей характерна
3 группа детей – дети с нейтральным отношением ко взрослым и их требованиям. Эти дети практически не проявляют активности и инициативы в общении со взрослыми (за исключением матери), играют пассивную роль в жизни группы детского сада. Внешне они почти не выражают личных переживаний, что свидетельствует об отсутствии у них опыта внешнего выражения эмоций.
Таким образом, комплекс нарушений когнитивного и речевого развития у детей с ОНР приводят к нарушениям становления у них полноценных коммуникативных связей с окружающими людьми, затрудняют контакты со взрослыми и могут приводить к изоляции в коллективе сверстников. Так же расстройства эмоционально-волевой сферы и личностной сферы могут привести к нарушениям поведения и социальной дезадаптации.