Характеристика речи детей с ОНР

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 00:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: охарактеризовать речь детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Для решения цели были поставлены следующие задачи:
выявить существующий теоретический и практический опыт по изучению речи детей с ОНР;
выявить сущность понятия «общее недоразвитие речи»;
изучить причины вызывающие ОНР;
изучить развитие речи в норме;
выявить особенности речи детей с общим недоразвитием речи.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………3
Глава 1. Общее недоразвитие речи.
1.1.Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи…………………………………………………………….5
1.2. Причины общего недоразвития речи……………………………...6
1.3. Клинические виды общего недоразвития речи…………………...9
Глава 2. Характеристика речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
2.1. Развитие звукопроизношения в онтогенезе……………………...23
2.2. Нарушение звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи…………………………………………………………...25
2.3.Развитие лексики в онтогенезе……………………………………26
2.4. Нарушение лексики у детей с общим недоразвитием речи…….30
2.5. Развитие грамматического строя речи в онтогенезе……………36
2.6. Нарушение формирования грамматичаского строя речи детей с общим недоразвитием речи…………………………………………………..39
Заключение……………………………………………………………..43
Литература……………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по логопедии.doc

— 283.00 Кб (Скачать)

      Курсовая  работа по логопедии

      Тема: Характеристика речи детей с ОНР. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      г. Набережные Челны 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Содержание 
 
 

      Введение  …………………………………………………………………3

      Глава 1. Общее недоразвитие речи.

      1.1.Психолого-педагогическая  характеристика детей с общим недоразвитием речи…………………………………………………………….5

      1.2. Причины общего недоразвития  речи……………………………...6

      1.3. Клинические виды общего недоразвития  речи…………………...9

      Глава 2. Характеристика речи детей дошкольного  возраста с общим  недоразвитием речи.

      2.1. Развитие звукопроизношения в онтогенезе……………………...23

      2.2. Нарушение звукопроизношения у  дошкольников с общим недоразвитием речи…………………………………………………………...25

      2.3.Развитие  лексики в онтогенезе……………………………………26

      2.4. Нарушение лексики у детей  с общим недоразвитием речи…….30

      2.5. Развитие грамматического строя  речи в онтогенезе……………36

      2.6. Нарушение формирования грамматичаского  строя речи детей с общим  недоразвитием речи…………………………………………………..39

      Заключение……………………………………………………………..43

      Литература……………………………………………………………...44 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение.  

      При нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободно пользуются  развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и  словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу.

      Однако  не во всех случаях эти процессы протекают благополучно: у некоторых  детей даже при нормальном слухе  и интеллекте резко  задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. Это нарушение впервые было установлено  Р.Е.Левиной и определено как общее недоразвитие речи. У всех детей с общим недоразвитием речи всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в  формировании словарного запаса и грамматического строя.

      «Общее  недоразвитие речи (ОНР) -  сложное  речевое расстройство, при котором  у детей с нормальным слухом и  первично сохранным  интеллектом отмечается позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты  произношения и фонемообразования. Эти проявления в совокупности указывают  на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности» (8,с.50).

        Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой паталогии у детей дошкольного и школьного возраста, проведенных  Р.Е.Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии (Н.А.Никашина, Г.А.Каше, Л.Ф.Спирова, Г.И.Жаренкова и др.) в 50 – 60-х годах XX в. Отклонения в формировании речи стали рассматриваться как нарушения развития, протекающие по законам иерархического строения высших психических функций. С позиций системного подхода был решен вопрос  о структуре различных форм патологии речи в зависимости от состояния компонентов речевой системы.

      Своеобразие  развития словарного состава и грамматического  строя языка при общем недоразвитии речи показано в исследованиях М.Е.Хватцева (1959), В.К.Орфинской (1959, 1968), Н.А.Никашиной (1968), Г.А.Каше (1985), В.Правдиной (1972), Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной (1986, 1991), С.Н.Шаховской (1971), Б.М.Гриншпуна (1988) и других.

      Правильное  понимание структуры ОНР, причин, лежащих в его основе, различных соотношений первичных и вторичных нарушений необходимо для отбора детей в специальные учреждения, для выбора наиболее эффективных приемов коррекции и для предупреждения возможных осложнений в школьном обучении.

      Общее недоразвитие речи может наблюдаться  при наиболее сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии, а также ринолалии, дизартрии – в тех случаях, когда выявляются одновременно недостаточность  словарного запаса грамматического строя и пробелы в  фонетико-фонематическом развитии.

      Цель  данной курсовой работы: охарактеризовать речь детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

      Для решения цели  были поставлены следующие  задачи:

      выявить существующий теоретический и практический опыт по изучению речи детей с ОНР;

      выявить сущность понятия «общее недоразвитие речи»;

      изучить причины  вызывающие ОНР;

      изучить развитие речи в норме;

      выявить особенности  речи детей   с  общим недоразвитием речи.

      Данная  работа состоит из введения, двух глав,  заключения  и приложения, в котором  приводится схема системного  развития нормальной детской речи, составленгной  Н.С.Жуковой  по материалам книги  А.Н.Гвоздева «Вопросы изучения деской речи»,1961.

      В первой главе раскрывается понятие  общего недоразвития речи, рассматриваются  клинические виды и причины, его вызывающие, дается психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с ОНР и характеристика уровней недоразвития  речи.

        Во второй главе рассматривается   развитие лексики,  звукопроизношения и грамматического  строя в онтогенезе и нарушения их формирования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. В заключении содержатся общие выводы по теме. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ГЛАВА 1. Общее недоразвитие речи 

      1.1.Психолого-педагогическая  характеристика детей  с общим недоразвитием речи. 

      Несмотря  на различную природу дефектов, у  этих детей имеются  типичные проявления, указывающие на системное нарушение  речевой  деятельности. Одним из ведущих признаков является более  позднее начало речи: первые слова  появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при  относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи. Речь этих детей малопонятна. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко падает. Однако дети  достаточно критичны к своему дефекту.

      Неполноценная речевая деятельность накладывает  отпечаток на формирование у детей  сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

      У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться  с ограниченными возможностями  развития познавательной деятельности.

      Связь между речевыми нарушениями и  другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения  мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

      Наряду  с общей соматической ослабленностью, им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и  ловкости  выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.

      Дети  с общим недоразвитием отстают  от нормально развивающихся сверстников  в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Например, перекатывание мяча с руки на руку, передача его с небольшого  расстояния, удары об пол с попеременным чередованием; прыжки  на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку.

      Отмечается  недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается недостаточная координация пальцев,  замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе.

      Правильная  оценка неречевых процессов  необходима  для выявления закономерностей атипичного развития детей с общим недоразвитием реи и в то же время для определения их компенсаторного фона.

      Детей  с общим недоразвитием речи следует отличать от  детей, имеющих сходные состояния – временную задержку речевого развития. При этом следует иметь в виду, что у детей с общим недоразвитием речи в обычные сроки развивается понимание обиходно-разговорной речи, интерес к игровой и предметной деятельности, эмоционально избирательное отношение к окружающему миру.

      Дети  с общим недоразвитием речи отличаются от своих нормально развивающихся  сверстников особенностями психических  процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в  развитии словесно-логического мышления. Перечисленные особенности ведут к неумению вовремя включиться в учебно-игровую деятельность или переключиться с одного объекта на другой. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведет к появлению различного рода ошибок при выполнении  заданий. Поэтому коррекционное воздействие должно быть многоаспектным, направленным  на речевые и внеречевые процессы, на активизацию познавательной деятельности дошкольника. Особое внимание должно уделяться  развитию мышления (процессов анализа, синтеза, обобщения, противопоставления),  внимания, памяти, что создает необходимые предпосылки для формирования речи. 

              1.2. Причины общего  недоразвития речи. 

      Различные  неблагоприятные воздействия  как  во внутриутробном периоде развития, так и во время родов (родовая  травма, асфиксия), а также и в первые годы жизни ребенка могут приводить к общему речевому  недоразвитию.

      Структура речевой недостаточности и процессы компенсации во многом определяются тем, когда произошло мозговое поражение. В настоящее время  доказано, что от времени поражения в значительной  степени зависит характер аномалии развития мозга в целом. Наиболее тяжелое поражение мозга  под влиянием различных вредностей (интоксикаций,  инфекций и т.п.) обычно возникает в период раннего эмбриогенеза. Полагают, что наиболее обширные изменения структуры головного мозга  возникают при его поражении на 3-4-м месяце  внутриутробной жизни, в период наибольшей дифференциации  нервных клеток. В зависимости от того, какие отделы нервной системы  наиболее интенсивно развиваются в  период влияния того или иного вредного фактора, недоразвитие может касаться преимущественно двигательных, сенсорных,  речевых или интеллектуальных функций.

      Среди причин, вызывающих  недоразвитие, наиболее часто являются инфекции или интоксикации матери во  время беременности, токсикозы, родовая травма, асфиксия, несовместимость  крови матери и плода по  резус-фактору или групповой принадлежности крови, заболевания центральной нервной системы (нейроинфекции) и травмы мозга  в первые годы жизни ребенка.

<

Информация о работе Характеристика речи детей с ОНР