Характеристика речи детей с ОНР

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 00:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: охарактеризовать речь детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Для решения цели были поставлены следующие задачи:
выявить существующий теоретический и практический опыт по изучению речи детей с ОНР;
выявить сущность понятия «общее недоразвитие речи»;
изучить причины вызывающие ОНР;
изучить развитие речи в норме;
выявить особенности речи детей с общим недоразвитием речи.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………3
Глава 1. Общее недоразвитие речи.
1.1.Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи…………………………………………………………….5
1.2. Причины общего недоразвития речи……………………………...6
1.3. Клинические виды общего недоразвития речи…………………...9
Глава 2. Характеристика речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
2.1. Развитие звукопроизношения в онтогенезе……………………...23
2.2. Нарушение звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи…………………………………………………………...25
2.3.Развитие лексики в онтогенезе……………………………………26
2.4. Нарушение лексики у детей с общим недоразвитием речи…….30
2.5. Развитие грамматического строя речи в онтогенезе……………36
2.6. Нарушение формирования грамматичаского строя речи детей с общим недоразвитием речи…………………………………………………..39
Заключение……………………………………………………………..43
Литература……………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по логопедии.doc

— 283.00 Кб (Скачать)

      Подобные  примеры показывают, что средства фонетического выражения значений и морфологический состав  слов еще недостаточно подмечаются.

      Нередко они заменяют  название части предмета названием целого предмета, нужное слово другим, сходным  по значению.

      Большое количество ошибок наблюдается в  использовании как простых,  так и сложных  предлогов. Но необходимо отметить, что на этой стадии уже возникает потребность в употреблении предлогов, поэтому дети часто предпринимают упорные поиски правильного применения того или другого из них (Я взял книжку у…в…из шкафа).

      Характерно, что с помощью предлогов дети стараются главным образом выразить  пространственные отношения. Всякие другие отношения (временные, причинные, сопроводительные, раделительные) с помощью предлогов выражаются значительно реже

      Понимание обращенной речи значительно развивается  и приближается к норме. Отмечается недостаточное понимание изменений значения слов, выражаемых приставками, суффиксами; наблюдаются трудности в различении морфологических элементов, выражающих значение числа и рода, понимание логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения.

      Звуковая  сторона речи на описываемом уровне значительно сформирована. Дефекты произношения звуков позволяют обнаруживать закономерные затруднения в различении фонем, принадлежащих лишь к родственным группам. Отмечаются нестойкие замены, когда звук в разных словах произносится по-разному; смешения звуков, когда изолированно ребенок произносит определенные звуки верно, а в словах и предложениях их взаимозаменяет.

      Прежняя диффузность смешений, случайный  их характер изчезают. Поэтому на данном этапе  становится возможным  не только подготовительное, но и непосредственное обучение чтению и письму. Однако чтение и письмо детей с этим уровнем  развития речи оказываются неполноценными.

        На данном уровне дети пользуются  полной слоговой структурой слов. Лишь в качестве остаточного явления отмечаются перестановки звуков, слогов и слов (колбаса – «кобалса», сковорода – «соквоешка»). Правильно повторяя вслед за логопедом трех-четырехсложные слова, дети нередко искажают их в речи, сокращая количество слогов (Дети слепили снеговика. – «Дети сипили новика»). Множество ошибок наблюдается  при передаче звуконаполняемости слов: перестановки и замены звуков и слогов, сокращения при стечении согласных в  слове. 

      Недостаточное развитие  фонематического слуха  и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к  звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им успешно овладеть  грамотой в школе без помощи логопеда.

      Таким образом, третий уровень  общего недоразвития речи характеризуется следующими недостатками:

      1.На  фоне сравнительно развернутой  речи наблюдаются неточное знание  и неточное употребление многих  обиходных слов. В активном словаре детей преобладают существительные и глаголы. Мало слов, характеризующих качества, признаки, состояния  предметов  и действий, а также способы дейстий. Большое количество ошибок наблюдается в использовании простых предлогов,  почти не используются в речи более сложные предлоги.

      2.Наблюдается  недостаточная сформированность  грамматических форм языка  - ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении. Способами словобразования дети почти не  пользуются.

              3.В активной речи дети используют  преимущественно простые предложения.  Отмечаются большие затруднения, а часто  и полное неумение распространять предложения и строить сложные предложения (сочиненные и подчиненные).

             4.У большинства детей на этой  стадии еще сохраняются недостатки произношения звуков и нарушения структуры слова, что создает большие трудности в овладении звуковым анализом и синтезом.

             5.Понимание обиходной речи в  основном хорошее, но иногда  обнаруживается незнание отдельных  слов и выражений, смешение  смысловых значений слов,  близких по звучанию, нетвердое овладение  многими грамматическими формами.

        Совокупность пробелов в развитии  фонетики, лексики и грамматике  в речи детей служит серьезным  препятствием для овладения ими  программой детского сада общего типа, а в дальнейшем более отчетливо проявляются при обучении в школе, создавая большие трудности в овладении письмом, чтением и учебным материалом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ГЛАВА 2. Характеристика речи детей дошкольного  возраста с общим  недоразвитием речи 

      2.1.Развитие  звукопроизношения  в онтогенезе  

      Основными структурными компонентами речи являются звуковой состав, словарь и грамматический сторой. Академик В.В.Виноградов отмечал, что в структуре языка, образующего единое целое, все составные части, или элементы её, находятся в закономерных отношениях, что они закономерно связаны друг с другом. Взаимосвязаны и обусловлены звуковой строй, грамматика, словарный запас, но формирование каждого из них имеет свою специфику и свои сроки, что в свою очередь обусловлено физическими и психическими изменениями развития ребенка.

      Формирование  произносительной стороны речи –  сложный процесс, в ходе которого ребенок учится  воспринимать обращенную  к нему звучащую речь и управлять своими органами для ее воспроизводства.  Произносительная сторона, как и вся речь, формируется у ребенка в процессе коммуникации, поэтому ограничение речевого общения приводит к тому, что произношение формируется с задержкой.

      Звуки речи – это особые сложные образования, присущие только человеку. Они вырабатываются у ребенка в течение нескольких лет после рождения. В этот процесс включены сложные мозговые системы и периферия, которые управляются центральной нервной системой.

      Произносительная  система  очень сложно организована. Овладение ею может осуществляться с отклонениями, в разные сроки, с  различной степенью точности, соответствия, приближения к образцу, которым овладевает ребенок путем прилаживания  к речи окружающих. На этом пути прилаживания каждый ребенок встречается с затруднениями, которые у большинства детей постепенно преодолеваются. Часто следствием  их оказывается рассогласованность между механизмами слухового контроля и приема, с одной стороны, и управление речевыми движениями  - с другой.

      При нормальном речевом развитии ребенок  не сразу овладевает  нормативным  произношением. Н.И.Жинкин отмечал, что «первоначально центральное управление двигательного анализатора не способно подать такой верный импульс на органы речи, который вызвал бы артикуляцию и звук, соответствующий нормам контролирующего слуха. Первые попытки управления речевыми органами будут неточными, грубыми, недифференцированными. Слуховой контроль будет их отклонять. Но управление речевыми органами никогда не наладится, если сами они не будут сообщать в управляющий центр, что ими делается, когда воспроизводится ошибочный, не воспринимаемый слухом звук. Такой обратный посыл импульсов от речевых органов и происходит. На основании их  центральное управление может перестроить ошибочный посыл в более точный и принимаемый слуховым контролем» (6, с.91).

      Длительный  путь овладением ребенком произносительной системой обусловлен сложностью самого материала – звуков речи, которые он должен научиться воспринимать и  воспроизводить.

      Усвоение  фонетики в основном определяется речедвигательной сферой и зависит от  артикуляционной сложности произносимого звука. Новые звуки появляются группами, объединенными наличием одной  какой-либо артикуляционной работы, которой до этого недоставало. Имеется определенная продолжительность, в течение которой появившийся звук вводится ребенком во все слова. В это время отсутствующие  фонемы замещаются их субститутами. Для  лучшего понимания системы  субституции (замены одних звуков другими) следует сгруппировать фонемы по наличию общей работы органов артикуляции, условно разделив их на звуки:

      а)раннего  онтогенеза речи: гласные а, о, у, и, согласные  м, п (б), м (д), н, к, х, с;

      б)среднего онтогенеза речи: гласный ы, дифференциация по мягкости, твердости, озвончение всех согласных, л;

      в)позднего онтогенеза речи: р, р, ш, ж, ч, щ (требующие поднятия передней части языка), л, ц.

      Становление звуков, их появление определены тем  фактом, что любой звук имеет свой определенный возраст. Сам звук появляется в речи  только тогда, когда возникла соответствующая артикуляция. Н.И.Жинкин выделил  5 видов артикуляторных работ, которые формируются последовательно.

      1 вид – смычка – самый ранний  вид артикуляторных работ, так  как она подготовлена актом   сосания и не требует  тонких  артикуляционных движений. Поэтому  звуки, которые  образуются в результате  смычки  называют звуками раннего онтогенеза (появляются в речи до 1,5 лет): м, п, б, д, н, к, г.

      2 вид – щель – тонкий двигательный акт, при котором органы артикуляции стремятся к смычке, но движения мозговых структур не дают им сомкнуться. Так формируются звуки  позднего онтогенеза, появляющиеся к 2,5 годам: в, ф, ш, ж, з, с, щ, х, j.

      3 вид – палатализация – умение  поднять  среднюю часть спинки  языка к небу,  дающее возможность  произносить мягкие звуки. Первоначально все звуки детской речи смягчены в результате имеющейся смычки подготовленной актом сосания. Первая сознательная дифференциация твердых и мягких звуков происходит к трём годам (по данным А.Н.Гвоздева).

      4 вид – попеременная смена смычки  и щели дает возможность произносить слитные звуки (аффрикаты). Кроме аффрикат таккой вид работы дает возможность произносить звук л .  К 3,5 годам  у ребенка в норме должны быть  звуки образованные  в результате попеременной смычки и щели.

      5 вид – вибрация – обеспечивает  произнесение звука р, который в норме должен установиться к 4 годам.

      До  четырех лет  становление звуковой структуры проходит фазу физиологического косноязычия, характеризующуюся двумя особенностями: наличие элизий (усечений звука) и  наличие  в речи субститутов. Вначале  в речи  ребенка звуки позднего онтогенеза отсутствуют. Верхней границей нормы считается  усвоение ребенком звуковой стороны речи к 4 годам (см. приложение). 

      2.2.Нарушения  звукопроизношения  у дошкольников  с ОНР 

      Звукопроизношение детей с общим недоразвитием  речи не соответствует возрастной норме: они не различают  на слух и в произношении близкие звуки, искажают звуковую структуру и звуконаполняемость слов. Р.Е.Левина указывала, что “в процессе овладения звукопроизношением у них возникают специфические затруднения, связанные как с усвоением звуков, так и с усвоением ритмически организованной  звуко-слоговой структуры речи. Формироввание произношения обязательно предполагает  восприятие звуковых элементов речи и их воспроизведение. В то же время точное слуховое восприятие звуков и слов невозможно без опоры на артикулирование” ( 9,с.116).

      Рассмотрим  особенности звукопроизношения  дошкольников, находящихся на разных уровнях речевого развития.

      У детей  с первым уровнем общего недоразвития речи звуковая сторона  характеризуется  фонетической неопределенностью, отмечается нестойкое фонетическое оформление. Произношение звуков носит диффузный характер, обусловленный неустойчивой артикуляцией и низкими возможностями их слухового  распознавания. Число дефектных звуков может быть значительно большим, чем правильно произносимых. В произношении имеются противопоставления лишь гласных – согласных, ротовых – носовых,  некоторых взрывных – фрикативных. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии. Фонематическое восприятие грубо нарушено, возникают трудности даже при отборе сходных по названию, но разных по значению слов (молоток – молоко, копает – катает – купает).

        У дошкольников со вторым уровнем  ОНР фонетическая сторона речи  характеризуется наличием многочисленных  искажений звуков, замен и смешений. Нарушено произношение мягких и твердых звуков, шипящих, свистящих, аффрикат, звонких и глухих (“пат книга” – пять книг; “папутька” – бабушка; “дупа” – рука). Проявляется диссоциация между способностью  правильно произносить звуки в изолированном положении и их употреблением в спонтанной речи.

Информация о работе Характеристика речи детей с ОНР