Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 00:20, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: охарактеризовать речь детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Для решения цели были поставлены следующие задачи:
выявить существующий теоретический и практический опыт по изучению речи детей с ОНР;
выявить сущность понятия «общее недоразвитие речи»;
изучить причины вызывающие ОНР;
изучить развитие речи в норме;
выявить особенности речи детей с общим недоразвитием речи.
Введение …………………………………………………………………3
Глава 1. Общее недоразвитие речи.
1.1.Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи…………………………………………………………….5
1.2. Причины общего недоразвития речи……………………………...6
1.3. Клинические виды общего недоразвития речи…………………...9
Глава 2. Характеристика речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
2.1. Развитие звукопроизношения в онтогенезе……………………...23
2.2. Нарушение звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи…………………………………………………………...25
2.3.Развитие лексики в онтогенезе……………………………………26
2.4. Нарушение лексики у детей с общим недоразвитием речи…….30
2.5. Развитие грамматического строя речи в онтогенезе……………36
2.6. Нарушение формирования грамматичаского строя речи детей с общим недоразвитием речи…………………………………………………..39
Заключение……………………………………………………………..43
Литература……………………………………
Развитие морфологической системы языка тесно связано с развитием не только синтаксиса, но и лексики, фонематического восприятия.Нарушения формирования грамматических операций приводит к большому числу морфологических аграмматизмов в речи детей с ОНР. Основной механизм морфологических аграмматизмов заключается в трудностях выделения морфемы, соотнесения значения морфемы с ее звуковым образом.
В работах многих исследователей (Н.С.Жуковой, Л.Ф.Спирова, Е.Ф.Соботович, Т.Б.Филичева, С.Н.Шаховской и др.) выделяются следующие неправильные формы сочетания слов в предложении при ОНР:
При этом у детей выявляются как общие, так и специфические аграмматизмы (окказиональные формы). Общие окказионализмы характерны как для нормального, так и для нарушенного речевого развития.
Общие окказиональные формы при нормальном и нарушенном речевом развитии
В процессе овладения практической грамматикой у детей наблюдаются разнообразные аграмматизмы, так называемые окказиональные формы. Основным речевым механизмом окказионализмов является “гипергенерализация” (по Т.Н.Ушаковой), т.е. излишнее обобщение наиболее частотных форм, формообразование по аналогии с продуктивными формами.
Можно выделить следующие виды окказионализмов при формообразовании (по С.Н.Цейтлин):
1.Унификация места ударного слога, т.е. закрепление ударения за определенным слогом в слове. Так, в различных формах существительных сохраняется ударение исходного слова (стола нет, много поездов).
2.Устранение беглости гласных (левы, пени, молотоком, песов, кусоки, много сестр).
3.Игнорирование чередований конечных гласных (ухи, текет, бегет, соседы).
4.Устранение
нарощения или изменения
5.Отсутствие
супплетивизма при
При этом выбор окказициональной флексии происходит из пардигмы форм одного и того же грамматического значения.
Наряду с окказициональными формами, характерными как для нормального, так и для нарушенного онтогенеза у детей с ОНР, выявляются и специфические аграмматизмы. Если в норме происходит смешение формально-знаковых средств преимущественно внутри одного грамматического значения, внутри одной функции, то у детей с ОНР наблюдаются смешения флексий различных значений.
В процессе словоизменения у детей с ОНР недостаточно функционируют процессы “генерализации”, т.е. выявление правил и закономерностей морфологической системы языка и их обобщение в процессе порождения речи. Для процессов формообразования дошкольников с ОНР характерна языковая ассиметрия, т.е. отступление от регулярности в строении и функционировании языковых знаков.
У дошкольников с ОНР наблюдается большое количество смешений морфем, т.е. морфемных парафизий, не только семантически близких, но и семантически далеких, не входящих в парадигму морфем одного и того же значения.
Среди форм словоизменения у дошкольников с ОНР шестилетнего возраста наибольшие затруднения вызывают предложно-падежные конструкции существительных, падежные окончания существительных множественного числа, изменение глаголов прошедшего времени по родам (особенно согласование в среднем роде), согласование прилагательного с существительным в роде, числе и падеже.
Специфической особенностью речи детей с ОНР является большая зависимость от лексической семантики, степени знакомости слова, от звукослоговой структуры слова, от типа предложения.
Характерной особенностью речи детей с ОНР является одновременное существование двух стратегий усвоения грамматического строя речи:
-усвоение слов в их нерасчлененном, целостном виде ( на основе механизмов имитации);
-овладение процессом расчленения слов на составляющие элементы его морфемы (на основе механизмов анализа и синтеза), которое осуществляется у детей с ОНР более замедленными темпами.
Нарушение синтаксической структуры предложения у детей с ОНР
У детей с ОНР отмечается и нарушение формирования синтаксической структуры предложения. Е.Ф.Соботович выделяет две группы детей с ОНР (моторной алалией).
В первой группе детей наблюдается преимущественное нарушение морфологической системы языка при относительной сохранности глубинно-семантической структуры предложения. Несмотря на грубые морфологические аграмматизмы, дети этой группы все правильно воспроизводят структуру предложений из 2-3 слов, правильно воспроизводят связи между словами, порядок слов. Например: “Мама мыэ мяси” (Мама моет мячик); “Дети иду коле (дети идут в школу). В этих предложениях дети воспроизводят структуру из трех семантических компонентов: субъект – предикат – объект; субъект – предикат – локатив. В структуре предложения сохранен порядок слов, но отсутствуют морфологические связи между словами. Таким образом, в этой группе детей имеет место резкая диспропорция между развитием морфологической и синтаксической систем языка.
Во второй группе наблюдается нарушение не только морфологической системы языка, но и синтаксической структуры предложения. Нарушение синтаксической структуры предложения обычно выражается в пропуске членов предложения, чаще всего предикатов, в необычном порядке слов, что проявляется даже при повторении предложений: “Много в лесу (дети собрали в лесу много грибов); “Молоко разлило” (Молоко разлито котенком).
Особенно большую трудность для детей с ОНР представляют предложения пассивные, предложения инвестированные, а также сложноподчиненные предложения. Нарушения синтаксиса проявляются как на уровне глубинного, так и на уровне поверхностного синтаксиса. На глубинном уровне нарушения синтаксиса проявляются в трудностях в овладении семантическими компонентами (объектными, локативными, атрибутивными), в трудностях организации семантической структуры высказывания. На поверхностном уровне – в нарушении грамматических связей между словами, в неправильной последовательности слов в предложении.
В заключение необходимо отметить, что сочетание детьми словесных элементов, несочетаемых в системе грамматики усваимого языка, возможно только в том случае, если эти элементы извлечены ребенком из слитно воспринимаемого им языкового материала, что связано, как показали психофизиологические исследования последних лет, с процессами анализа и синтеза, протекающими в языковом сознании человека.
“Примечательно, что при нарушениях развития речи наряду с начавшимся процессом расчленения словесных форм и соединения вычленных элементов в речевые последовательности длительное время продолжает существовать употребление слов в морфологически нерасчленённом виде, т.е. в таком виде, в каком словоформа была извлечены из языка окружающих, без переструктурирования её связи с собственным высказыванием. Сосуществование этих двух разнородных явлений – один из ярких признаков дизонтогенеза речи. Нерасчлененное на морфы использование слов ребенком свидетельствует о преимущественном действии имитативных, репродуктивных механизмов речи. Однако сами репродуктивные способности у детей с нарушенным ходом речевого развития ярко обнаруживают свою недостаточность, что выражается в ослабленном и фрагментарном запечатлении словесного материала.
Таким
образом, дети с нарушениями развития
речи обладают пониженной способностью
как воспринимать различия в физических
характеристиках элементов языка, так
и различать значения, которые заключены
в лексико-грамматических единицах языка,
что в свою очередь, ограничивает
их комбинаторные возможности и способности,
необходимые для творческого использования
конструктивных элементов языка в процессе
построения речевого высказывания
Заключение
В логопедии как в педагогической науке понятие «общее недоразвитие речи» применяется к такой форме патологии речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, когда нарушается формирование всех компонентов речевой системы. «При недоразвитии речи отмечается позднее её появление, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования» (9, с.67).
Нарушения формирования лексики у детей с общим недоразвитием речи проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря.
У дошкольников с общим недоразвитием речи грамматические формы словоизменения, словобразования, типы предложений появляются, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Своеобразие овладения грамматическим строем речи детьми с ОНР проявляется в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития. Анализ речи детей обнаруживает у них нарушения в овладении как морфологическими, так и синтаксическими единицами. У них выявляются затруднения как в выборе грамматических средств для выражения мыслей, так и в их комбинировании.
Дефекты
произношения и фонемообразования
проявляются в том, что дошкольники
не различают на слух и в произношении
бизкие звуки, искажают звуковую структуру
и звуконаполняемость слов. В процессе
овладения звукопроизношением у них возникают
специфические затруднения, связанные
как с усвоением звуков, так и с усвоением
ритмически организованной звуко-слоговой
структуры речи. Звукопроизношение детей
с общим недоразвитием речи не соответствует
возрастной норме.
ЛИТЕРАТУРА