Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 00:20, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: охарактеризовать речь детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Для решения цели были поставлены следующие задачи:
выявить существующий теоретический и практический опыт по изучению речи детей с ОНР;
выявить сущность понятия «общее недоразвитие речи»;
изучить причины вызывающие ОНР;
изучить развитие речи в норме;
выявить особенности речи детей с общим недоразвитием речи.
Введение …………………………………………………………………3
Глава 1. Общее недоразвитие речи.
1.1.Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи…………………………………………………………….5
1.2. Причины общего недоразвития речи……………………………...6
1.3. Клинические виды общего недоразвития речи…………………...9
Глава 2. Характеристика речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
2.1. Развитие звукопроизношения в онтогенезе……………………...23
2.2. Нарушение звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи…………………………………………………………...25
2.3.Развитие лексики в онтогенезе……………………………………26
2.4. Нарушение лексики у детей с общим недоразвитием речи…….30
2.5. Развитие грамматического строя речи в онтогенезе……………36
2.6. Нарушение формирования грамматичаского строя речи детей с общим недоразвитием речи…………………………………………………..39
Заключение……………………………………………………………..43
Литература……………………………………
Большая роль в возникновении речевых нарушений, в том числе и общего недоразвития речи, принадлежит генетическим факторам. В этих случаях речевой дефект может возникнуть под влиянием даже незначительных неблагоприятных внешних воздействий.
Возникновение обратимых форм общего недоразвития речи может быть связано с неблагоприятными условиями окружения и воспитания. Психическая депривация в период наиболее интенсивного формирования речи приводит к отставанию в ее развитии. Если влияние этих факторов сочетается хотя бы и с нерезко выраженной органической недостаточностью центральной нервной системы или с генетической предрасположенностью, то нарушения речевого развития приобретают более стойкий характер и проявляются в виде недоразвития речи.
Таким образом, на основании представленных данных можно сделать общее заключение о сложности и полиформизме этиологических факторов, вызывающих общее развитие речи. Наиболее часто имеет место сочетание наследственной предрасположенности, неблагоприятного окружения и повреждения или нарушений созревания мозга под влиянием различных неблагоприятных факторов, действующих во внутриутробном периоде, в момент родов или в первые годы жизни ребенка.
Этиология и патогенез общего недоразвития речи многообразны, но с клинической точки зрения наибольшее значение имеет група общего недоразвития речи, связанная с ранним органическим поражением центральной нервной системы.
В зависимости от времени поражения выделяют внутриутробную патологию, нарушения со стороны центральной нервной системы, связанные с родовой травмой (интранатальное поражение мозга), и постнатальное повреждение, возникающее под влиянием инфекций и травм уже после рождения ребенка.
Особое место в этиологии общего недоразвития речи занимает перинатальная энцефалопатия – поражение мозга, возникшее под влиянием сочетания неблагоприятных факторов как во внутриутробном периоде развития, так и в период родов.
Если причиной перинатальной энцефалопатии является кислородное голодание мозга за счет внутриутробной гипоксии и асфиксии в родах, она обозначается как гипоксическая энцефалопатия; если имела место механическая родовая травма - как травматическая энцефалопатия. Если поражение мозга произошло за счет несовместимости крови матери и плода по резс-фактору или групповой принадлежности с токсическим поражением центральной нервной системы – это билирубиновая энцефалопатия.
Общее недоразвитие речи обычно является следствием резидуально-органического поражения мозга. Его следует отличать от нарушений речевого развития при текущих нервно-психических заболеваниях (эпилепсии, шизофрении и многих других).
При
резидуально-органическом поражении
центральной нервной системы
выделяют два основных вида нарушений:
дизонтогенетические – как
В современной зарубежной литературе описывается ряд специфических нервно-психических заболеваний детского возраста, при которых имеет место сочетание энцефалопатических и дизонтогенетических нарушений. Одно из них, описанное австрийским психиатром Эндрю Реттом более 20 лет назад, синдром Ретта. Первым признаком заболевания является распад начальных речевых навыков с последующим проявления тяжелого общего недоразвития речи. Заболевание отмечается только у девочек. При нормальном психомоторном развитии до 12-20 месяцев девочка вдруг начинает терять речь, двигательные и предметно-манипулятивные навыки. Появляются стереотипные ритмические движения рук: похлопывание, потирание, заламывание рук, чередующиеся с приступами криков. Через несколько недель или месяцев состояние стабилизируется и становится очевидной глубокая умственная отсталость ребенка. Нередким проявлением синдрома являются эпилептические припадки. Частота синдрома значительна: 1 из 12500 девочек в возрасте до 14 лет.
Синдром
Ретта служит примером многообразия
нервно-психических
Можно
сделать вывод о том, что в
этиологии ОНР выделяются разнообразные
факторы как биологического, так и социального
характера. Во многих случаях ОНР является
следствием комплексного воздействия
различных факторов, например, наследственной
предрасположенности, органической недостаточности
ЦНС (иногда легко выраженной), неблагоприятного
социального окружения.
1.3.
Клинические виды
общего недоразвития
речи.
Специальные исследования детей с ОНР показали клиническое разнообразие проявлений общего недоразвития речи. В классификации Е.М.Мастюковой выделяются три основные группы.
I группа - неосложненный вариант общего недоразвития речи. У детей первой группы имеет место признаки лишь общего недоразвития речи, без других выраженных нарушений нервно-психической деятельности. У детей отсутствуют локальные поражения центральной нервной системы. В их анамнезе нет четких указаний на выраженные отклонения в протекании беременности и родов. Лишь у одной трети обследуемых при подробной беседе с матерью выявляются факты нерезко выраженного токсикоза второй половины беременности или недлительной асфиксии в родах. В этих случаях часто можно отметить недоношенность или незрелость ребенка при рождении, его соматическую ослабленность в первые месяцы и годы жизни, подверженность детским и простудным заболеваниям.
В психическом облике этих
детей отмечаются отдельные
черты общей эмоционально-
Отсутствие
парезов и параличей
Несмотря на отсутствие выраженных нервно-психических нарушений в дошкольном возрасте, дети этой группы часто нуждаются в длительной логопедической коррекционной работе, а в дальнейшем - в особых условиях обучения. Практика показывает, что направление детей с нерезко выраженными речевыми нарушениями в массовую школу может привести к возникновению вторичных невротических и неврозоподобных расстройств.
У
II группы детей общее недоразвитие речи
сочетается с рядом неврологических и
психопатологических синдромов. Это осложненный
вариант общего недоразвития речи церебрально-органического
генеза, при котором имеет место дизонтогенетически-
При тщательном неврологическом обследовании детей второй группы выявляется ярко выраженная неврологическая симптоматика, свидетельствующая не только о задержке созревания центральной нервной системы, но и о негрубом повреждении отдельных мозговых структур. Среди неврологических синдромов у детей второй группы наиболее частыми являются следующие.
1.Гипертензионно-
2.Церебраастенический синдром проявляется в виде повышенной нервно-психической истощаемости, эмоциональной неустойчивости, в виде нарушений функций активного внимания, памяти. В одних случаях синдром сочетается с проявлениями гипервозбудимости – признаками общего эмоционального и двигательного беспокойства; в других – с преобладанием заторможенности, вялости, пассивности.
3.Синдромы
двигательных расстройств
Клиническое и психолого-педагогическое исследование детей второй группы выявляет наличие у них характерных нарушений познавательной деятельности, обусловленных как самим речевым дефектом, так и низкой умственной работоспособностью. Исследование высших психических функций этих детей показывает локальную недостаточность отдельных видов гнозиса, праксиса, что подтверждается данными нейропсихологического и электроэнцефалографического обследования.
Многие дети этой группы отличаются общей моторной неловкостью, они с трудом переключаются с одного вида движений на другой. Автоматизированное выполнение тех или иных двигательных заданий и воспроизведение даже простых ритмов оказываюся невозможными. Для многих из них характерны нарушения общего и орального праксиса.
Указанные нарушения обычно сочета -волевой сферы у этих детей сочетается с низкой умственной работоспособностью, эмоциональной лабильностью, иногда – двигательной растормются с недостаточностью фонематического восприятия. Незрелость эмоциональнооженностью, повышенной аффективной возбудимостью, нередко с чертами дурашливости ии преобладанием повышенного фона настроения по типу эйфории.
Для некоторых из них,
Дети этой группы обычно испытывают выраженные затруднения при обучении их пониманию количественных отношений, представлений о числе и о натуральном ряде чисел.
У детей III группы имеет место наиболее стойкое и специфическое речевое недоразвитие, которое клинически обозначается как моторная алалия. По терминологии ряда зарубежных авторов эта форма патологии обозначается как «афазия развития» или «врожденная афазия». Эти термины возникли по аналогии с моторной афазией взрослых на основе предположения, что при этой форме речевой патологии у детей, так же как и при моторной афазии у взрослых, имеется поражение (или недоразвитие) корковых речевых зон головного мозга, и в первую очередь зона Брока. В отличие от афазии взрослых, когда имеет место распад сформированной речи, при алалии речь недоразвивается в результате раннего поражения (в доречевом периоде) речевых зон мозга. Проблема локализации поражения мозга при моторной алалии широко обсуждается в литературе. В последнее время высказываются предположения о возможности поражения при моторной алалии корковых отделов как левого (доминантного для речи), так и правого полушарий головного мозга. Одновременность поражения обоих полушарий, даже слабой степени выраженности, может объяснить одну из характерных особенностей моторной алалии: слабость, а часто и полное отсутствие спонтанной компенсации речевого дефекта.