Характеристика речи детей с ОНР

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 00:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: охарактеризовать речь детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Для решения цели были поставлены следующие задачи:
выявить существующий теоретический и практический опыт по изучению речи детей с ОНР;
выявить сущность понятия «общее недоразвитие речи»;
изучить причины вызывающие ОНР;
изучить развитие речи в норме;
выявить особенности речи детей с общим недоразвитием речи.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………3
Глава 1. Общее недоразвитие речи.
1.1.Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи…………………………………………………………….5
1.2. Причины общего недоразвития речи……………………………...6
1.3. Клинические виды общего недоразвития речи…………………...9
Глава 2. Характеристика речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
2.1. Развитие звукопроизношения в онтогенезе……………………...23
2.2. Нарушение звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи…………………………………………………………...25
2.3.Развитие лексики в онтогенезе……………………………………26
2.4. Нарушение лексики у детей с общим недоразвитием речи…….30
2.5. Развитие грамматического строя речи в онтогенезе……………36
2.6. Нарушение формирования грамматичаского строя речи детей с общим недоразвитием речи…………………………………………………..39
Заключение……………………………………………………………..43
Литература……………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по логопедии.doc

— 283.00 Кб (Скачать)

      Самые большие трудности  вызывает у  детей с ОНР группировка  глаголов. Дети с ОНР  часто выбирают  неправильно лишнее слово в таких, например, сериях слов: подбежал, вышел, подошел (подошел); стоит, растет, сидит (сидит). Эти данные свидетельствуют о более значительной несформированности структуры значения глаголов, о невозможности выделить общие признаки при группировке глаголов.

      Отношения анонимии и синонимии характеризуют  отношения внутри семантического поля.

      Выполнение  заданий  на подбор антонимов и  синонимов требует достаточного объема словаря, сформированности семантического поля, в которое включено данное слово, умение выделять в структуре  значения слова основной дифференциальный семантический признак, сопоставлять слова по существенному семантическому признаку. Эти задания успешно выполняются лишь при условии активности процесса поиска слова противоположного или одинакового значения. Правильный поис слова осуществляется лишь в том случае, когда у ребенка сформирован и систематизирован определенный синонимический или антонимический ряд.

      Если  дети с нормальным речевым развитием  испытывают трудности в  подборе  антонимов и синонимов лишь к  отдельным словам, тоу дошкольников с ОНР выявляются ошибки при подьоре антонимов и синонимов к преобладающему большинству слов.

      У детей с ОНР наблюдается при  этом разнообразный характер ошибок при подборе антонимов. Вместо антонимов дети с ОНР подбирают:

      а)слова, семантически близкие предполагаемому антониму той же части речи (день – вечер, быстро – тихо);

      б)слова, семантически близкие, в том числе  антонимичные, предполагаемому антонимому, но другой части речи (быстро – медленнее; горе – весело; высоко – низкий);

      в)слова-стимулы  с частицей не (брать – не брать, говорить – не говрить, шум – не мум, нет шума);

      г)слова, ситуативно близкие исходному слову (говорить – петь, смеяться, высоко – далеко);

      д)формы  слова-стимула (говорить – говорит);

      е)слова, связанные синтгматическими связями со словами-стимулами (поднимать – выше);

      ж) синонимы (брать – отнимать).

      Таким образом, у дошкольников с ОНР  системные отношения между  лексическими единицами языка недостаточно сформированны. В процессе поиска слова дети с  ОНР часто теряют цель задания, противопоставляют  слова по несущественным, ситуативным  признакам. Вследствие этого дети часто воспроизводят слова, не противоположные по значению, а другие, семантически близкие слову-антониму, что свидетельствует о неумении выделить существенный признак исходного слова. Характерной ошибкой детей с речевой патологией является воспроизведение слов другой граматической категории, что свидетельствует о недостаточной дифференциации категориальных значений слов.

      Одной из сложных проблем речевого онтогенеза является проблема формировании синонимии.

      Дошкольники шестилетнего возраста в большинстве  случаев правильно подбирают синонимы к хорошо знакомым им словам, допуская лишь единичные ошибки. В то же время все дети с речевой патологией того же возраста допускают ошибки  при подборе синонимов, но чаще всего они отказываются от ответа. Дошкольники с ОНР, как правило,  воспроизводят только по одному синониму на слово-стимул, в то время как дети с нормальным речевым развитием часто актуализируют несколько синонимов.

      Часто вместо синонимов дети с ОНР воспроизводят:

      а)семантически близкие слова,  часто ситуативно сходные (парк – зоопарк, улица –дорога);

      б)слова, противоположные по значению, иногда повторение исходного слова с частицей не (огромный – маленький, шагать – не шагать, шагать – стоять);

      в)слова, близкие по звучанию (парк – парта);

      г)слова, связанные со словом стимулом синтакматическими  связями (улица – красивая);

      д)формы  исходного слова или родственные  слова (боец – бой, праздничный – праздник, радостный – радостно).

      В заданиях на подбор синонимов у детей  с речевой патологией выявляются те же трудности, что и при подборе антонимов: ограниченность словарного запаса, трудности актуализации словаря, неумение выделить существенные семантические признаки в структуре значения слова, осуществлять  сравнение значений слов на основе единого семантического признака.

      Таким образом, нарушения формирования лексики  у детей с общим недоразвитием  речи проявляются  в ограниченности  словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, несформированности  семантических полей, трудностях актуализации словаря. 

       2.5. Развитие  грамматического  строя речи в  онтогенезе 

      Развитие  грамматического строя в онтогенезе описано  в работах многих авторов: А.Н.Гвоздева, Т.Н.Ушаковой, А.М.Шахноровича, Д.Б.Эльконина и др.

      Формирование  грамматического строя речи (словоизменения,  синтаксической структуры предложения) осуществляется лишь на основе определенного уровня когнитивного развития ребенка. Так, при  формировании словоизменения ребенок прежде всего должен уметь дифференцировать грамматические значения (значения рода, числа, падежа и др.), так как прежде чем начать использовать  языковую форму, ребенок должен понять, что она означает. При формировании грамматического строя речи, ребенок должен усвоить сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа речи окружающих, выделения общих правил грамматики на  практическом уровне, обобщения этих правил и закрепления их в собственной речи.

      Развитие  морфологических и синтаксических систем языка у ребенка происходит в тесном взаимодействии. Появление  новых форм слова способствует усложнению структуры предложения, и наоборот, использование определленной структуры предложения в усной речи одновременно закрепляет и грамматические формы слов.

      В работах А.Н.Гвоздева с учетом тесного  взаимодействия морфологической и синтаксической системы языка выделяются следующие периоды формирования грамматического строя речи.

      I период – период предложений, состоящих из аморфных слов-корней (от 1 года 3мес. до 1 года 10мес.). Этот период включает два этапа.

      1 -этап однословного предложения,  на котором  ребенок использует  отдельные слова в роли предложения.

      2 -этап предложений из нескольких  слов-корней, на котором происходит объединение в одном высказывании сначала двух, затем трех слов, то есть в речи ребенка появляется фраза. Грамматичекая связь между слова отсутствует. Ребенок объединяет слова в высказывание, связывая их только общностью ситуации. Слова используются в аморфной, неизменяемой форме.

      II период – период усвоения грамматической структуры предложения (1год 10мес. –3 года). Этот период состоит из трех этапов.

      1-этап  формирования первых форм слова (1 год 10мес. – 2 года 1 мес.). Он согласных), формы винительного падежа с окончанием –у (кису, куклу). Иногда появляются формы родительного падежа с окончанием –ы. Первыми грамматическими формами глаголов являются: повелительное наклонение 2-го лица единственного числа (иди, неси, дай), формы 3-го числа единственного числа настоящего характеризуется появлением  первых форм слов. На этом этапе дети начинают замечать различную связь между словами в предложении, использовать  в речи  различные формы одного и того же слова. Первыми грамматическими формами  существительных являются следующие: формы именительного падежа единственного и множественного числа с окончаниями –ы,-и ( фонетически всегда –и по причине смягчения времени, без чередования в основе (сидит, спит), возвратные и невозвратные глаголы. К двум годам появляются прилагательные,  чаще всего в форме именительного падежа мужского и женского рода, но без согласования с существительными.

      2-этап  использования флексийной системы  языка для выражения синтаксических связей слов (2года 1мес. – 2года 6мес.).

        Из-за сложности флексийной системы  ребенок не может одновременно усвоить все формы словоизменения. Последовательность усвоения ребенком грамматических форм слов определяется семантической функцией и частотностью использования в речи окружающих. На начальном этапе ребенок усваивает наиболее общие, наиболее продуктивные правила формообразования. На этом этапе в детской речи встречается еще много грамматических неточностей. Одни флексии заменяются другими, но в пределах одного грамматического значения. Среди грамматических форм существительных усваиваются беспредложные формы косвенных падежей: винительного, родительного, творительного. В речи детей наблюдается дифференциация  формы единственного и множественного числа глаголов изъявительного наклонения, усваивается изменение  по лицам (кроме 2-го лица  множественного числа). Происходит расширение и усложнение структуры предложения до 5-8 слов, появляются сложные предложения, сначала бессоюзные, затем сложносочиненные предложения с союзами.

      3)этап  усвоения служебных слов для  выражения синтаксических отношений (2года 6мес. –3 года). Характерной особенностью нормального речевого развития является то, что усвоение предлогов происходит лишь после усвоения основных наиболее функциональных грамматических элементов языка – флексий. На этом этапе  ребенок правильно употребляет  простые предлоги и многие союзы. Закрепляется согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах, продолжается усвоение более частных правил словоизменения, в том числе дифференциация морфологической системы склонения существительных: усвоение окончаний множественного числа –ов, -ами, -ах, падежных окончаний именительного падежа множественного числа –а, -иа (рога, стулья). В речи детей происходит дальнейшее развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложений, усваиваются многие служебные слова.

      Таким образом, в основном усваиваются  многие грамматические формы. Однако в  полной мере морфологическая система  языка еще не усвоена.

      III период – период дальнейшего усвоения морфологической системы (от 3 до 7 лет). В этот период ребенок систематизирует грамматические формы по типам склонения и спряжения, усваивает многие единичные формы, исключения. Значительно сокращается свободное использование морфологических элементов (словотворчество), так как ребенок овладевает не только общими правилами граматики, но и частными правилами, системой “фильтров”, накладываемых на использование общих правил. Усваивается согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах, глагольное управление.

      Таким образом,  к школьному возрасту ребенок овладевает в основном всей сложной системой практической грамматики. Этот уровень практического овладения языком является очень высоким, что позволяет ребенку в школьном возрасте перейти к осознанию грамматических закономерностей при изучении русского языка. 
 
 
 

      2.6.Нарушения  формирования грамматического  строя речи 

        детей с ОНР 

      Ведущим механизмом формирования грамматического  строя  речи  является овладение ребенком закономерностями языка, языковыми обобщениями, что  позволяет  трансформировать смысл в речевые действия.

      Грамматические  операции процесса порождения речи чрезвычайно  сложны и предполагают  достаточно высокий уровень  развития аналитико-синтетической деятельности.

      При многих формах ОНР, особенно при алалии, расстраивается усвоение знаковой формы языка, оперирование знаками в процессе порождения речи.

      При ОНР  формирование грамматического  строя речи  происходит с болдьшими  трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это обусловлено тем, что  грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, а грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил.

      Нарушения грамматического строя речи при ОНР обусловлены недоразвитием у этих детей морфологических и синтаксических обобщений, несформированностью тех языковых операций, в процессе которых происходит  грамматическое конструирование, выбор определенных языковых единиц и элементов из закрепленной в сознании ребенка парадигмы и их объединение в определенные синтагматические структуры.

      Нарушения морфологической системы языка.

      Овладение морфологической системы языка  предполагает многообразную интеллектуальную деятельность ребенка: ребенок должен научиться сравнивать слова по значению и звучанию, определить их различие, осознавать изменения в значении, соотносить изменения в звучании с изменением его значения, выделять элементы, за счет которых происходит изменение их зачения,  устанавливать связь между оттенком их значения или различными нграмматическими значениями и элементами слов (морфемами). Например, нож – значение единственности; ножи – значение множественности; ножом – значение орудийности.

Информация о работе Характеристика речи детей с ОНР