Характеристика речи детей с ОНР

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 00:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: охарактеризовать речь детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Для решения цели были поставлены следующие задачи:
выявить существующий теоретический и практический опыт по изучению речи детей с ОНР;
выявить сущность понятия «общее недоразвитие речи»;
изучить причины вызывающие ОНР;
изучить развитие речи в норме;
выявить особенности речи детей с общим недоразвитием речи.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………3
Глава 1. Общее недоразвитие речи.
1.1.Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи…………………………………………………………….5
1.2. Причины общего недоразвития речи……………………………...6
1.3. Клинические виды общего недоразвития речи…………………...9
Глава 2. Характеристика речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
2.1. Развитие звукопроизношения в онтогенезе……………………...23
2.2. Нарушение звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи…………………………………………………………...25
2.3.Развитие лексики в онтогенезе……………………………………26
2.4. Нарушение лексики у детей с общим недоразвитием речи…….30
2.5. Развитие грамматического строя речи в онтогенезе……………36
2.6. Нарушение формирования грамматичаского строя речи детей с общим недоразвитием речи…………………………………………………..39
Заключение……………………………………………………………..43
Литература……………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по логопедии.doc

— 283.00 Кб (Скачать)

      2.4.Нарушения  лексики у детей   с общим недоразвитием  речи 

      В работах многих авторов (Б.М.Гриншпуна, Н.С.Жуковой, Е.М.Мастюковой, Т.Б.Филичевой и др.) подчеркивается, что у детей с ОНР различного генеза отмечается ограниченный словарный запас. Характерным признаком для этой группы детей являются значительные индивидуальные различия, которые во многом обусловлены различным патогенезом (моторная, сенсорная алалия, стертая форма дизартрии, дизартрия и др.). 

      Одной из выраженных особенностей речи детей с ОНР является более значительное, чем  в норме, расхождение в объеме пассивного и активного словаря. Дошкольники с ОНР понимают значение многих слов; объем их пассивного словаря  близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают  большие затруднения.

      Бедность  словаря проявляется, например, в  том, что дошкольники с ОНР  даже  шестилетнего  возраста не знают многих слов: названий ягод (клюква, ежевика, земляника, брусника), рыб, цветов (незабудка, фиалка, ирис, астра), диких животных (кабан, леопард), птиц (аист, филин), инструментов (рубанок, долото), профессий (маляр, каменщик, сварщик, рабочий, ткачиха, швея), частей тела и частей предмета (бедро, стопа, кисть, локоть; манжета, фара, кузов) и др.

      Особенно большие различия между детьми с нормальным и нарушенным речевым развитием наблюдаются при актуализации предикативного  словаря (глаголов, прилагательных). У дошкольников с ОНР выявляются трудности в назывании многих прилагательных, употребляющихся в речи  их нормально развивающихся сверстников (узкий, кислый,  пушистый, гладкий, квадратный и др.).

      В глагольном словаре дошкольников с  ОНР  преобладают слова, обозначающие действия, которые ребенок  хорошо выполняет или наблюдает (спать, мыть, умываться, купаться, одеваться, идти, есть, пить, убирать и др.).

      Значительно труднее  усваиваются слова обобщенного, отвлеченного значения, слова, обозначающие состояние, оценку, качества, признаки   и др. Нарушение формирования лексики  у этих детей выражается как в  незнании многих слов, так и в трудностях поиска известного слова, в нарушении актуализации пассивного словаря.

      Характерной особенностью словаря детей с  ОНР является неточность употребления слов, которая выражается в вербальных парафазиях. Проявление неточности или неправильного употребления слов в речи детей с ОНР многообразны.

      В одних случаях дети употребляют  слова в излишне широком значении, в других – проявляя слишком  узкое  понимание значения слова. Иногда дети с ОНР используют  слово  лишь  в определенной ситуации, слово не вводится  в контекст при оречевлении других ситуаций. Таким образом,  понимание и  использование слова  носит ситуативный характер.

      Среди многочисленных речевых парафазий  у этих детей наиболее распространенными  являются замены слов, относящихся к одному семантическому полю. Среди  замен существительных преобладают замены слов, Входящих в одно родовое понятие (лось – олень,  тигр – лев,  грач – сорока, ландыш – тюльпан,  ресницы – брови и др.).

      Замены  прилагательных  свидетельствуют  о том, что дети не выделяют  существенных  признаков, не дифференцируют качества предметов. Распространенными являются, например,  такие  замены:  высокий – длинный, узкий – маленький,  короткий – маленький,  пушистый – мягкий. Замены прилагательных осуществляются из-за  недифференцированности признаков величины, высоты,  ширины, толщины.

      В заменах  глаголов обращает на себя внимание неумение детей дифференцировать некоторые действия, что в ряде  случаев приводит к  использованию  глаголов более общего, недифференцированного значения (ползет – идет,  воркует – поет, чирикает – поет и т.д.).  

      Наряду  со смешением слов по родовидовым  отношениям наблюдаются  и замены слов на основе других семантических признаков:

      а) смешения слов у детей  с ОНР  осуществляются на основе сходства по признаку функционального назначения: миска – тарелка, метла – щетка, лейка – чайник;

      б) замены слов, обозначающих предметы, внешне  сходные: сарафан – фартук,  фонтан – душ, подоконник – полка;

      в) замены слов, обозначающих предметы, объединенные общностью ситуации: каток – лед, вешалка – пальто;

      г) смешение слов, обозначающих часть  и целое: воротник – платье, паровоз  –поезд, локоть – рука,  кузов  – машина;

      д) замена обобщающих понятий словами  конкретного  значения: обувь –  ботинки, цветы – ромашки,  посуда – тарелки;

      е) использование словосочетаний в  процессе поиска слова: кровать –  чтобы спать, юла – игрушка  крутится, паровоз  - поезд без  окон, плита – газ горит;

      ж) замены слов, обозначающих действия или  предметы, словами- существительными: открывать – дверь, играть – кукла,

      или наоборот, замена существительных глаголом: лекарство – болеть,  кровать – спать (5, с.41).

      Процесс поиска слова осуществляется  не только на основе семантических признаков,  но и на основе звукового образа слова. Выделив значение слова, ребенок соотносит это значение  с определенным звуковым образом, перебирая  в своем сознании всплывающие звуковые образы слов. В процессе поиска слова из-за  недостаточной закрепленности его значения происходит выбор  слова, сходного по звучанию, но другого значения: шкаф – шарф, конура – кобура,  циркуль – цирк, поезд – пояс.

      Характерной дошкольников с ОНР является  вариативность лексических замен, что свидетельствует о большей сохранности слухового контроля, чем произносительных, кинестетических образов слов. На основе слуховых образов ребенок пытается  воспроизвести правильный вариант звучания слова.

        У детей с нормальным речевым  развитием процесс поиска слова  происходит очень быстро, автоматизированно.  У детей с ОНР, в отличие  от нормы, этот процесс осуществляется  очень медленно, развернуто, недостаточно автоматизированно. При реализации  этого процесса отвлекающее влияние  оказывают ассоциации различного характера (смысловые, звуковые).

      Вербальные  парафазии обусловлены также  недостаточной сформированностью семантических полей, структурации одного семантического поля,  выделение его ядра и перефирии.

      Нарушение актуализации словаря  у дошкольников с ОНР проявляются также в искажениях звуковой структуры слова (тракторист – трактористчик, мяукает – мяучает, кудахчет – кудакает).

      Нарушения развития лексики  у детей с  ОНР проявляются и в более  позднем  формировании лексической  системности, организации семантических полей, качественном своеобразии этих процессов.

      Как и в норме, у детей 7 – 8 лет с ОНР также происходят качественные изменения в соотношении синтагматических и парадигматических реакций. Если в  5 – 6 лет  количество синтагматических ассоциаций значительно превышает количество парадигматических, то  в 7 лет парадигматические ассоциации преобладают над синтагматическими. Однако это преобладание у детей с ОНР не является столь значительным, как у детей с нормальным речевым развитием. В 7 лет у детей с нормальным речевым развитием парадигматические ассоциации встречаются  почти в 3 раза чаще, чем синтагматические, а у детей с речевой патологией лишь в 1,5 раза чаще. Важным является то, что в норме к 7 годам парадигматические ассоциации становятся доминирующими среди всех других типов ассоциаций. У детей с ОНР  к 7-8 годам  парадигматические ассоциации не становятся доминирующими и составляют  лишь 25% всех ассоциаций. Это свидетельствует о том, что  процесс  выделения ядра (центра) и периферии семантического поля у детей с  речевой патологией значительно задерживается.

      О несформированности  семантического поля у детей с нарушениями  речи говорит и количественная динамика случайных  ассоциаций. Даже  к  7 – 8 годам  у детей с речевой патологией случайные ассоциации являются очень распространенными, доминирующими, хотя с возрастом их количество уменьшается. У детей же с нормальным речевым развитием к 7-8 годам случайные ассоциации  оказываются единичными.

      Итак,  у детей  5- 8 лет с ОНР происходит как бы параллельное увеличение синтагматических и парадигматических ассоциаций, в то время как у детей с нормальным  речевым развитием отмечается противоположная закономерность после 6 лет: резкое увеличение парадигматических и значительное уменьшение синтагматических ассоциаций.

      У детей  5-6 лет все парадигматические  ассоциации носят характер аналогии, сходства (кошка – собака, стол – стул). К 7 годам парадигматические  ассоциации у всех групп детей становятся более разнообразными, они возникают и на основе значений  противопоставления (высоко – низко,  хороший – плохой,  говорит – молчит), и на  основе родовидовых отношений (дерево – береза, посуда – чашка). У детей с ОНР, однако, преобладающими остаются ассоциации по аналогии (75%), в то время как у детей  с нормальным речевым развитием к 7 годам  начинают преобладать отношения противопоставления. Следовательно, дифференциация отношений внутри семантического поля у детей с речевой патологией имеет определенные особенности. У детей с ОНР отмечается задержка в формировании семантических полей по сравнению с нормой,  и их организация имеет специфические особенности:

      1.Ассоциации  у детей с речевой патологией  в большей степени, чем у  детей с нормальным  развитием,  носят немотивированный, случайный  характер.

      2.Наиболее  трудным звеном формирования  семантических полей у детей  с нарушениями речи является выделений центра (ядра) семантического поля и его структурная организация.

      3.У  детей с ОНР наблюдается малый   объем семантического поля, что  проявляется в ограниченном количестве  смысловых связей. Отношения противопоставления и  родовидовые отношения встречаются редко.

      4.Латентный  период реакции на слово-стимул  у детей с речевыми нарушениями  гораздо длительнее, чем в норме:  у детей с нормальным речевым развитием – до 10 секунд, у детей с речевой патологией – до 40 секунд.

      Формирование  лексической системности, семантических полей проявляется не только в характере вербальных ассоциаций, но и в особенностях классификации слов  на снове семантических признаков. Так, при выполнении задания «найди лишнее слово в ряду слов» (например, в ряду слов  яблоко, свекла, груша, апельсин)  у детей с нормальным речевым развитием  не возникает затруднений.

      Что касается детей с ОНР, то даже выполнение  заданий на группировку слов, сематнтически далеких, вызывает у некоторых из них определенные трудности. Так, например, в задании «назвать лишнее слово из серии тигр, тарелка, кошка» Света М. (6 лет) называет  лишним словом тигр, так как он  не в доме, а в цирке. Женя С. лишним называет слово тигр, «так как все это дома, а тигр в лесу».

      Выполнение  заданий на группировку семантически близких слов сопровождается еще большим количеством ошибок.

      Так, при группировке существительных  дошкольники с ОНР часто  не выделяют общий понятийный признак, а осуществляют классификацию на основе общности ситуации, функционального  назначения. При этом  в ряде случаев дети недостаточно четко представляют себе образ денотативной ситуации. Некоторые примеры ответов детей: «Сорока, бабочка, скворец – лишнее слово  сорока, так как сорока не летает, а сидит  на кустике»; «Тарелка, стол, стакан – лишнее слово тарелка, из нее едят, из остального нет» или «лишнее слово стакан, он из стекла».

      Даже  при правильном выполнении заданий  дети с ОНР часто объясняют свой выбор на основе ситуативных признаков:

      «Волк, собака, лиса – лишнеее слово  собака, так как  в лесу  не ходят собаки»;

      «Береза, облако, дерево – лишнее слово облако,  оно небо, а другое  не небо».

      В ответах детей с речевой патологией отражаются их нечеткие представления о родовидовых отношениях, трудности дифференциации понятий овощи, фрукты, птицы, насекомые (лимон, свекла, яблоко – лишнее слово яблоко, это фрукт, а остальные овощи).

      Еще больше трудностей возникает у дошкольников с ОНР при группировке семантически близких прилагательных. Так, дети с ОНР часто допускают ошибки при выборе лишнего слова из серии: короткий, длинный, маленький (короткий); тяжелый, длинный, легкий (тяжелый или легкий). Эти примеры свидетелствуют о неточном понимании значений слов, о трудности группировки на основе существенного признака. Это подтверждает несформированность  семантических полей, недостаточное развитие умения  сравнивать слова по их значению.

Информация о работе Характеристика речи детей с ОНР