Человек в межличностном общении

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 20:35, контрольная работа

Краткое описание

Общение – чрезвычайно важная характеристика мира людей. Общение – механизм развития человеческих отношений, форма существования этих отношений и способ существования важных аспектов психического мира отдельного человека. Общение – это универсальная реальность бытия человека, порождаемая и поддерживаемая разнообразными формами человеческих отношений. Общение представляет собой не только необходимый, но и наиболее существенный социально-психологический аспект всякой деятельности.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИе 2.doc

— 95.00 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ 

       Общение – чрезвычайно важная характеристика мира людей. Общение – механизм развития человеческих отношений, форма существования этих отношений и способ существования важных аспектов психического мира отдельного человека. Общение – это универсальная реальность бытия человека, порождаемая и поддерживаемая разнообразными формами человеческих отношений. Общение представляет собой не только необходимый, но и наиболее существенный социально-психологический аспект всякой деятельности.

     Общение – целостный процесс, в который участники включаются всем содержанием своего внутреннего мира: чувствами, мыслями, действиями.

     Будучи  органически связанными с жизнью общества, и с непосредственными  контактами людей, и с внутренней духовной жизнью человека, общение многообразно по своим функциям: общение является формой существования и проявления человеческой сущности; общение выполняет в коллективной деятельности людей коммуникативно-связывающую роль; общение представляет важнейшую жизненную потребность человека, условие его благополучного индивидуального существования; общение играет психотерапевтическую, подтверждающую роль в жизни человека любого возраста.

     Межличностное общение – осуществляемое с помощью  средств речевого и неречевого воздействия  взаимодействия между несколькими людьми, в результате которого возникают психологический контакт и определенные отношения между участниками общения. Межличностная коммуникация - взаимный обмен субъективным опытом людей, находящихся в пространственной близости, имеющих возможность видеть, слышать, касаться друг друга, легко осуществлять обратную связь.

     Межличностное взаимодействие является одной из центральных  для социальной психологии категорий. Именно в социальном взаимодействии происходит формирование социальной сущности, выражаемое его самостью. Отношения между людьми в процессе общения друг с другом являются не только содержанием их взаимоотношений, но и их социальными отношениями. Социальные отношения людей есть продукт их действительных отношений друг к другу. Именно личное, индивидуальное отношение индивидов друг к другу, их взаимное отношение в качестве индивидов создало существующие социальные отношения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ: ЕГО ФУНКЦИИ, ВИДЫ И СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ

     Человек представляет собой существо социальное, поэтому реализации социальных отношений, для достижения поставленных целей в процессе деятельности необходимо общение. В общении происходит обмен информацией и ее интерпретация, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий или антипатий, характера взаимоотношений, убеждений, взглядов, психологическое воздействие, разрешение противоречий, осуществление совместной деятельности.

     В социологии под общением понимается специфическое межличностное взаимодействие людей как членов общества, представителей определенных социальный групп.

     В формировании и развитии человека общение  играет исключительно важную роль. Именно через общение человек  получает знания об окружающем его  мире, присваивает общественные ценности, созданные человечеством, познает природу и суть общественных отношений. Вступая в общение с другими людьми, индивид формирует критерии и оценки своего поведения, оно в то же время является важным условием развития его самооценки и самопознания.

     Межличностное общение может осуществляться на различной основе. В первую очередь в основе успешного межличностного отношения должно лежать взаимопонимание. Взаимопонимание — это совместное постижение и реконструкция смыслового содержания явлений исторической, социальной, культурной и природной реальности.

     Не  менее важное значение для эффективного межличностного общения имеют лежащие  в его основании солидарность и толерантность.

     Солидарность  — это единство убеждений и  действий, взаимопомощь и поддержка  членов социальной группы, основывающиеся на общности интересов и необходимости достижения общих групповых целей, совместная ответственность.

     Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) — отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию; способность человека противостоять разного рода жизненным трудностям без утраты психологической адаптации. Например, толерантность к тревоге проявляется в повышении порога эмоционального реагирования на угрожающую ситуацию, а внешне — в выдержке, самообладании, способности длительно выносить неблагоприятные воздействия без снижения адаптивных возможностей. В основе толерантности лежит способность человека адекватно оценивать реальную ситуацию, с одной стороны, и возможность предвидеть выход из нее, с другой.

     Достаточно  часто используется и другое определение  толерантности — уважительное, терпимое отношение людей к инакомыслию. Наличие толерантности облегчает  взаимодействие с другими людьми, поэтому ее воспитание должно стать важным элементом социализации личности.

     Общение является важным фактором, лежащим в основе поведения. Поведение — совокупность действий и поступков индивида. В поведении проявляются личность человека, особенности его характера, темперамента, его потребности, вкусы, обнаруживаются его отношения к предметам и явлениям окружающей действительности. Поведение человека побуждается потребностью, в конечном счете, направленной на оптимальное удовлетворение его интересов.

     Межличностные отношения развиваются и достигают результата только в том случае, если поведение взаимодействующих людей основано на признанных в обществе социальных нормах. Любое отклонение от них приводит к различного рода отклонениям (девиации), которая может привести к появлению асоциального поведения — это поведение, характеризующееся отрицанием социальных норм и ценностей, принятых в обществе.

     Общение представляет собой многогранный процесс  взаимодействия и взаимовлияния  людей друг на друга. Общение –  это универсальная реальность бытия человека, порождаемая и поддерживаемая разнообразными формами человеческих отношений. В этой реальности формируются и развиваются как различные виды социальных отношений, так и психологические особенности отдельного человека.

       Функции общения в качестве фактора личности чрезмерно многообразны. Общение является глубочайшей потребностью личности, условием и средством ее удовлетворения.

     Функция первая: общение является формой существования  и проявления человеческой сущности. Истинно человеческое проявляется в нас именно в процессе общения и благодаря ему.

     Функция вторая: общение выполняет в коллективной деятельности людей коммуникативно-связывающую роль. Генетические корни общения, прежде всего знаковых, речевых форм, - в совместной практической деятельности. Общение – важнейшее условие успеха такой деятельности.

     Функция третья: общение представляет важнейшую  жизненную потребность человека, условие его благополучного индивидуального  существования. По мнению многих исследователей, поведение, деятельность и отношение ребенка к миру и самому себе в значительной степени определяется его общением со взрослым.

     Функция четвертая: Общение играет психотерапевтическую, подтверждающую роль в жизни человека любого возраста1.

     Учитывая  сложность общения, необходимо каким-то образом обозначить его структуру, чтобы затем возможен был анализ каждого элемента. К структуре общения можно подойти по-разному, как и к определению его функций. Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

     Отношения, на которые социальные нормы и  правила оказывают невыраженное, косвенное влияние можно охарактеризовать как непосредственные, контактные, а тип общения, их создающего, - межличностным  типом общения. Отношения людей строятся на основе эмоциональной привлекательности, ценностного сходства партнеров и мало зависят от их социальных рангов и ролей.

     Вступая в межличностное общение, люди ориентированы  на свои внутренние цели и ценности. Их отношение к партнеру формируются в ходе контакта, на основе демонстрируемого им поведения и взглядов. Само содержание общения, его формы могут гибко меняться и приспосабливаться к тому образу партнера, который формируется в процессе контакта2.

     В реальном общении даны не только межличностные отношения людей, то есть выявляются не только их эмоциональные привязанности, неприязнь и прочее, но в ткань общения воплощаются и общественные, то есть безличные по своей природе, отношения. Многообразные отношения человека не охватываются только межличностным контактом: положение человека за узкими рамками межличностных связей, в более широкой социальной системе, где его место определяется не ожиданиями взаимодействующих с ним индивидов, также требует определенного «построения» системы его связей, а этот процесс и может быть реализован тоже только в общении. Вне общения просто не мыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ цементирования индивидов и вместе с тем как способ развития самих этих индивидов. Именно отсюда и вытекает существование общения одновременно и как реальности общественных отношений, и как реальности межличностных отношений.

     Когда говорят о коммуникации в узком  смысле слова, то прежде всего имеют  ввиду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией.

     Во-первых, общение нельзя рассматривать как  отправление информации какой-то передающей системой или как прием ее другой системой потому, что в отличие  от простого «движения информации»  между двумя устройствами здесь  мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информирование их предполагает налаживание совместной деятельности. Это значит, что каждый участник коммуникативного процесса предполагает активность также и в своем партнере, он не может рассматривать его как некий объект. Другой участник предстает тоже как субъект, и отсюда следует, что, направляя ему информацию, на него необходимо ориентироваться, то есть анализировать его мотивы, цели, установки (кроме, разумеется, анализа и своих собственных целей, мотивов, установок). Но в этом случае нужно предполагать, что в ответ на посланную информацию будет получена новая информация, исходящая от другого партнера. Поэтому в коммуникативном процессе и происходит не простое «движение информации». Но как минимум активный обмен ею. Главная «прибавка» в специфически человеческом обмене информацией заключается в том, что здесь особую роль играет для каждого участника общения значимость информации. Эту значимость информация приобретает потому, что люди не просто «обмениваются» значениями, но и стремятся при этом выработать общий смысл. Это возможно лишь при условии, что информация не просто принята, но и понята, осмыслена. Поэтому в каждом коммуникативном процессе реально даны в единстве деятельность, общение и познание.

     Во-вторых, характер обмена информацией между  людьми, а не между, предположим, кибернетическими устройствами определяется тем, что  посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. Иными  словами, обмен такой информацией обязательно предполагает воздействие на поведение партнера, то есть знак изменяет состояние участников коммуникационного процесса. Коммуникационное влияние, которое здесь возникает, есть не что иное, как психологическое воздействие одного коммуниканта на другого с целью изменения его поведения. Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось это воздействие. Это означает (в определенном смысле) изменение самого типа отношений, который сложился между участниками коммуникации. Ничего похожего не происходит в «чисто» информационных процессах.

     В-третьих, коммуникативное влияние как  результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек  принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации. На обыденном языке это правило выражается в словах: «все должны говорить на одном языке». Это особенно важно потому, что коммуникатор и реципиент в коммуникативном процессе постоянно меняются местами. Всякий обмен информацией между ними возможен лишь при условии, что знаки, и, главное, закрепленные за ними значения известны всем участникам коммуникативного процесса. Только принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга.

Информация о работе Человек в межличностном общении