Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 20:35, контрольная работа
Общение – чрезвычайно важная характеристика мира людей. Общение – механизм развития человеческих отношений, форма существования этих отношений и способ существования важных аспектов психического мира отдельного человека. Общение – это универсальная реальность бытия человека, порождаемая и поддерживаемая разнообразными формами человеческих отношений. Общение представляет собой не только необходимый, но и наиболее существенный социально-психологический аспект всякой деятельности.
Средства общения — способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения. Они бывают вербальные и невербальные. Вербальные средства общения—слова с закрепленными за ними значениями. Слова могут быть произнесены вслух (устная речь), написаны (письменная речь), заменены жестами у слепых или произнесены про себя. Устная речь является более простой и экономичной формой вербальных средств. Она разделяется на:
1)
диалогическую речь, в которой
принимают участие два
2) монологическую речь — речь, которую произносит один человек.
Письменная речь применяется при невозможности устного общения или когда необходима точность, выверенность каждого слова.
Невербальные средства общения — знаковая система, которая дополняет и усиливает вербальную коммуникацию, а иногда и заменяет ее. С помощью невербальных средств общения передается около 55-65% информации. К невербальным средствам общения относятся:
1) визуальные средства:
а) кинестетические средства—это зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, жесте, взгляде, походке;
б)
направление взгляда и
в) выражение лица;
г) выражение глаз;
д) поза — расположение тела в пространстве («нога на ногу», перекрещенные руки, ноги и т.д.);
е) дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство);
ж) кожные реакции (покраснение, испарина);
з) вспомогательные средства общения (особенности телосложения (половые, возрастные)) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, борода, сигарета и т. п.);
2) акустические (звуковые):
а) связанные с речью (громкость, тембр, интонация, тон, высота звука, ритм, речевые паузы и их локализация в тексте); 6) не связанные с речью (смех, скрежет зубов, плач, кашель, вздохи и т.п.);
3) тактильные — связанные с прикосновением:
а) физическое воздействие (ведение слепого за руку и др.);
б) такевика (пожатие руки, хлопание по плечу)3.
межличностное
общение коммуникативная
ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ И МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ В ТРУДАХ РОССИЙСКИХ УЧЕНЫХ
Проблемы психологии и межличностного общения разносторонне и глубоко решаются в трудах многих российских ученых. Они теоретически осмыслены в работах П.Л. Лаврова и Н.К. Михайловского, обосновавших значение так называемого субъективного метода в социологии. Проблема мотивов поведения и общения людей, их побуждений и идеалов заняла здесь главное место. Психологическим проблемам общения людей посвящены труды таких ярких представителей психологического направления в русской социологии, как Е.В. Де-Роберти и Н.И. Кареев. Фундаментальная разработка многих проблем психологии личности и межличностного общения содержится в трудах выдающихся российских психологов В.М. Бехтерева, А.А. Ухтомского, С.Л. Рубенштейна, Л.С. Выготского и многих последователей, в том числе А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, Б.Г. Ананьева и др. Укажем лишь на те положения из их трудов, которые имеют значение для осмысления современных проблем психологии личности и межличностного общения.
Петр Лавров (1823-1900) и Николай Михайловский (1842-1904) рассматривали все общественные явления как результат сознательной деятельности людей. Поэтому главную роль социологии как науки об обществе они видели в анализе мотивов деятельности людей и их нравственных идеалов, другими словами, - в изучении психологической и нравственной сторон их деятельности.
Особое внимание уделяли они анализу «солидарных» действий людей, направляемых их общими интересами. По словам П.Лаврова, важно понять и обобщить факты солидарности меду людьми и тем самым открыть законы их солидарных действий, формы проявления их солидарности, а также условия ее упрочения или ослабления при разном уровне социально-нравственного развития людей и форм их общежития4. Под солидарностью понимается «сознание того, что личный интерес совпадает с интересом общественным» и «что личное достоинство поддерживается лишь путем поддержки достоинства всех солидарных с нами людей». Солидарность – это «общность привычек, интересов, аффектов или убеждений»5. Все это определяет сходство поведения и деятельности людей.
Анализ внутренних мотивов деятельности личности, ее целей, идеалов и воли выражает основное содержание субъективного метода в социологии, разработку которого продолжил Н. Михайловский. По характеристике Н. Бердяева, Н. Михайловский – «самый талантливый сторонник субъективного метода» и «самый главный его творец»6. Он развил идею существования «правды – истины» и «правды-справедливости». Первая – это «объективная правда», фиксирующая объективный ход событий общественной жизни. Вторая – «правда субъективная», выражающая внутренний мир людей, творящих эти события. С позиций такой двуединой правды он рассматривает все явления общественной жизни.
Представляет интерес решение Н. Михайловским проблем, относящихся к психологии масс, в том числе взаимодействия «героев и толпы», личности и общества. На первом плане у него личность, обладающая своей особой индивидуальностью и неповторимостью. Критически мыслящие личности с их более или менее яркими индивидуальностями – главные действующие лица в обществе – определяют развитие его культуры и переход к высшим формам общественного устройства. Героем он называет человека, увлекающего своим примером массу на хорошее или дурное дело. Толпа же - это масса людей, способная увлекаться примером – благородным, низким или безразличным. В целом же характеристики толпы Михайловским совпадают с характеристиками Лебона.
Важные прблемы социальной психологии, в том числе межличностного общения, рассматриваются в трудах Е.В. Де-Роберти и Н.И. Кареева. Они обосновывали положение о том, что главную роль в поведении и деятельности людей играет их индивидуальная и коллективная психика.
В «Психологической социологии» Евгений Де-Роберти (1843-1915) указывает на обусловленность социального поведения людей такими психическими факторами, как их желания, образ мыслей, воля и т.п. Он делает вывод, что «все общественные явления в известной мере совпадают с явлениями собственно психическими» и что психическая деятельность людей определяет их социальную деятельность. Отсюда главное в науке об обществе заключается «в познании законов психического взаимодействия»7.
Е.В. Де-Роберти считал, что проявляющаяся в психическом взаимодействии людей их индивидуальная и коллективная психика воплощается в нормах их социального поведения, в создаваемых ими предметах духовной и материальной культуры, в системе экономических, политических и других институтах функционирования общества. Он глубоко проанализировал также влияние индивидуальной и коллективной психи людей на их межличностное общение.
На психологическую основу деятельности людей указывал и Николай Кареев (1850-1931). Он обращал внимание на три основные стороны духовного бытия человека – его ум, чувства и волю8. Отмечал, что в поведении и деятельности людей, а значит, во всей их общественной жизни специфическую роль играет интеллектуальная, эмоциональная и волевая стороны их духовного мира и было бы неверно делать ставку на одну из них, как это наблюдается у рационалистов, эмпириков и волюнтаристов.
Исходя из того, что общественное поведение человека определяется его «психической природой», Н.И. Кареев делает вывод, что психологического объяснения требуют полезные и вредные поступки, а также «справедливые и несправедливые общественные явления»9. Он обращает внимание на роль индивидуальной и коллективной психики людей в функционировании различных проявлений общественного сознания.
«Коллективная психология должна показать, что и народный дух, и всякая культурная среда, и какое бы то ни было групповое и классовое самосознание суть не что иное, как результат психического взаимодействия между отдельными индивидуумами»10.
Данное взаимодействие, по Карееву,
лежит в основе всех «
Свой вклад в обоснование роли социально-психологических явлений в деятельности и поведении людей, их социальном общении внесли Г.В. Плеханов и В.И. Ленин.
В своих трудах марксист Георгий Плеханов (1856-1918) указывал на материальные предпосылки формирования психического склада различных социальных групп, каковыми, по его мнению, являются, прежде всего «структура общества» и социально-экономические отношения между людьми. Их психический склад проявляется в их привычках, нравах, чувствах, стремлениях, идеалах, выражающих их образ жизни и в конечном счете их положение в обществе11. В свою очередь, как часто подчеркивал Г.В. Плеханов, «психика общественного человека»12 воздействует на образ его мыслей и волю и тем самым существенно влияет на его поведение и отношение к другим социальным субъектам.
Всесторонний анализ проблем социальной психологии, в том числе влияния психического склада людей на поведение общественных классов и других социальных групп, а также отдельных личностей, содержится в трудах Владимира Ленина13 (1870-1924). В ряде своих теоретических работ, докладов, писем он обозначил различные проявления коллективной и индивидуальной психики людей в контексте их классового и национального самосознания. Он глубоко обосновал влияние социальных чувств, инстинктов, настроений на содержание и направленность деятельности людей, их общественных отношений и межличностного общения.
Большой вклад в развитие
Помимо методологических проблем коллективной рефлексологии, содержания этой науки, ее предмета и метода В.М. Бехтерев исследует широкий круг ее специальных проблем. Среди них: коллектив как собирательная личность; коллективное объединение; взаимовнушение, взаимоподражание и взаимоиндукция как объединяющий фактор; развитие коллективных движений по типу сочетательных рефлексов; коллективное настроение и коллективные мимико-соматические рефлексы; коллективное сосредоточение и коллективное наблюдение; коллективное творчество; согласованные коллективные действия14. Бехтерев исходил из положения о «безусловной закономерности сложных человеческих действий»15.
В этом труде он также дал анализ многих законов деятельности людей. Рассматривая коллектив как «собрание отдельных, связанных между собой теми или иными интересами личностей», он приходит к выводу о том, что коллектив, представляющий собой нечто целое, выступает «в виде одной коллективной или собирательной личности». Поэтому «законы проявления деятельности коллектива суть те же, что и законы проявления деятельности отдельной личности»16.
«Коллективные рефлексы» проявляются, по Бехтереву, в коллективных наблюдениях, коллективных инстинктах, коллективных эмоциях, коллективном сосредоточении и т. д.17 Раскрываются процессы взаимовнушения и взаимоподражания в коллективе, в общении людей друг с другом. При этом указывается на их взаимоиндукцию, происходящую «путем непосредственной передачи возбуждения центров одного индивида соответствующим центрам другого индивида»18. Речь идет об образовании своего рода энергетического психологического поля, в котором люди воспринимают друг друга и соответственно реагируют на те или иные явления.
Эти и другие положения учения
В.М. Бехтерева помогают