Мышление детей с ОНР

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 08:33, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время все больше внимания уделяется детям с так называемым общим недоразвитием речи (ОНР). Под указанным видом недоразвития понимается недостаточное по тем или иным причинам развитие лексических средств, грамматического строя, фонетические процессы при нормальном слухе и первично сохраненном интеллекте. Дети с общим недоразвитием речи принадлежат к той категории, которая нуждается в логопедической помощи в первую очередь. Без такой помощи в будущем

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………2 Глава 1. Психолого-педагогические основы мышления старших дошкольников. 1.1 Сущность мышления, как психологического процесса………………….6 1.2 Развитие мышления в онтогенезе……………………………….................9 1.3 Особенности развития мышления у детей с общим недоразвитием речи……………………………………………………………………………...14 1.4 Выводы по 1 главе………………………….………………………...……17 Глава 2. Экспериментальное изучение наглядно-действенного и образно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста при общем недоразвитии речи. Жжжж 2.1 Организация и содержание экспериментального мышления детей …..19 2.2 Результаты экспериментального изучения мышления детей…….……27 2.3 Выводы по 2 главе……..…………..……………………………………....31 Заключение……………………………………………………….………...…32Литература…………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 663.20 Кб (Скачать)
                                            Содержание
Введение…………………………………………………………………………2  Глава 1. Психолого-педагогические основы мышления старших дошкольников.                                                                                                  1.1 Сущность мышления, как психологического процесса………………….6  1.2 Развитие мышления в онтогенезе……………………………….................9   1.3  Особенности развития мышления  у детей с общим недоразвитием речи……………………………………………………………………………...14 1.4 Выводы по 1 главе………………………….………………………...……17                                                                               Глава 2. Экспериментальное изучение наглядно-действенного и образно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста при общем недоразвитии речи.                                                        Жжжж 2.1 Организация и содержание  экспериментального мышления детей …..19 2.2 Результаты экспериментального изучения мышления детей…….……27       2.3 Выводы по 2 главе……..…………..……………………………………....31 Заключение……………………………………………………….………...…32Литература…………………………………………………………………….34Приложение……………………………………………………………………36 
 
         
 
 
ЖЖВведение.                                                                                                                                                          ЖЖВ настоящее время все больше внимания уделяется детям с так называемым общим недоразвитием речи (ОНР). Под указанным видом недоразвития понимается недостаточное по тем или иным причинам развитие лексических средств, грамматического строя, фонетические процессы при нормальном слухе и первично сохраненном интеллекте. Дети с общим недоразвитием речи принадлежат к той категории, которая нуждается в логопедической помощи в первую очередь. Без такой помощи в будущем только они не будут испытывать затруднения в процессе обучения, но и окажутся в числе стойко не успевающих по родному языку и математике. Своевременная и систематическая помощь позволяет преодолеть общее недоразвитие речи и в определенной мере предотвратить обусловленные им отрицательны последствия.  жжжжжжжжжжжжжж                                                                                                                      ЖЖПроблема взаимосвязи речи и мышления является одной из самых важных в настоящее время. Мышление нормального человека неразрывно связано с речью. Мысль не может ни возникнуть, ни протекать ни существовать вне языка, вне речи. Мы мыслим словами, которые произносим вслух или проговаривая про себя, т.е. мышление происходит в речевой форме. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах, в устной и письменной речи. И наоборот, чем больше совершенствуется, оттачивается словесная формулировка какой то мысли, тем отчетливее и понятнее становится сама эта мысль.тититттттжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжттттттттттттттттттттттт                                                         ЖЖТаким образом, мышление - это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы.ббббббббжжжжжжжжжжжжббббббббббббббб                                                                          ЖЖВопросами о путях развития, о частичном слиянии и совпадении процессов речи и мышления занимались многие исследователи: такие как И.Т. Власенко, Л.Ф. Спирова, Р.Е. Левина, Е.Ф. Соботович, А.В. Запорожец, Л.Ф. Тихомирова, Т. Р. Кислова и др. Особенно неоценимыми для практической коррекционной логопедической работы вообще и для работы по формированию связной речи и мышления у детей с общим недоразвитием речи являются мысли Л.С. Выготского в его работе "Мышление и речь". жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж                                                                               ЖЖПоскольку речь и мышление тесно связаны между собой, следовательно, словесно - логической мышление у детей с речевым недоразвитием несколько ниже возрастной нормы. Такие дети испытывают затруднения при классификации предметов, обобщений явлений и признаков. Нередко их суждения и умозаключения бедны, отрывочны, логически не связаны друг с другом. Например: "Зимой дома тепло, тому (потому) что нет снега", "Автобус едет быстрее велосипеда - он больше".                                                                            ЖЖДети с указанным нарушением могут отнести к мебели настольную лампу и телевизор, т. к. они стоят в комнате; некоторые с трудом решают простейшие математические задачи или не в состоянии отгадать даже   несложные загадки. ддддддддддддддддддддддддддддддддддддддд                                                                                             ЖЖВсе перечисленные процессы теснейшим образом связаны с речевой функцией, а совершенствование словесно - логического мышления положительно влияет на речевое развитие, которое не возможно без анализа, синтеза, сравнения, обобщения - т.е. основных операций мышления, а своевременная и систематическая помощь позволяет преодолеть общее недоразвитие речи и в определенной мере предотвратить обусловленные им последствия.  оооооооооооооооо                                                             ЖЖИзучение подготовительных групп детей с общим недоразвитием речи показало, что даже при специальном обучении к концу дошкольного периода словесно логическое мышление данной категории детей по некоторым параметрам отличается от уровня словесно - логического мышления детей, не имеющих недоразвитие речи.                                        ЖЖЦель денной работы - определить особенности развития  мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи. жжжжжжжжжжжжжжж                                ЖЖВыдвинутая цель определила задачи исследования:тттттттттттт                                     1.Проанализировать степень разработанности проблемы  мышления в литературных источниках;                 жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж  2. В ходе исследования изучить особенности мышления у детей с общим недоразвитием речи; жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж                                                                                                                    3.Сравнить особенности мышления детей с общим недоразвитием речи и их нормально развивающихся сверстниками. жжжжжжжжжжжжжжжж                                                                                 ЖЖОбъектом исследования является развитие мышления детей дошкольного возраста с ОНР в процессе воспитания и обучения.жжж ЖЖПредметом исследования является мышление и особенности его формирования у детей дошкольного возраста с ОНР. жжжжжжжжж          ЖЖГипотеза: мышление дошкольников с ОНР характеризуется рядом специфических особенностей: несформированность гибкости мышления, неспособность проводить аналогии, слабая способность к установлению конкретных связей и зависимостей, способность анализировать и обобщать.                                ЖЖМетодологическую основу исследования составили: типология форм мышления (Ю.С. Маслов); теории развития мышления (А.А. Люблинская, Ж. Пиаж, Я.Л. Коломенский, Е.А. Панько); теории развития мышления дошкольников (В.С. Мухина); определение мышления (В.П. Зинченко, С.Л. Рубинштейн, Д.Я. Райгородский).        жжжжжжжжжжжжж 
ЖЖДля решения поставленных задач использовались взаимодополняющие методы исследования: методы теоретического исследования (изучение литературы по данной теме), диагностический метод (тестирование), количественный и качественный анализ результатов проведенных экспериментов. 
ЖжТеоретическая значимость исследования:жжжжжжжжжжжжжжж  
-уточнены содержание понятие мышление, виды мышления, его роль в психической деятельности личности;жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж 
-систематизированы представления о значимости и особенностях развития мышления дошкольников с общим недоразвитием речи.
жжжжжжжжж 
ЖЖ
Практическая значимость работы заключается в подборе и систематизации методик, направленных на развитие мышления дошкольников сообщим недоразвитием речи.жжжжжжжжжжжжжжжжж ЖжБаза исследования. ьььььжжжььььььььььььььььжжжжжжжжжжжж                                                                         ЖЖИсследование проводилось на базе МАДОУ №37 города Октябррьский среди детей с общим недоразвитием речи и детей с нормальным развитием. В исследовании принимали участие 8 испытуемых в возрасте 5-7 лет.   жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж           ЖЖКурсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы и приложений. Объем работы 43 страницы. 
 
 
 

  
 
 
 

ЖЖГлава 1. Психолого-педагогические основы мышления старших дошкольников.                                                                                                 ЖЖ1.1 Сущность мышления, как психологического процесса         ЖЖПонятием «мышление» обозначается одна из фундаментальных и исключительно значимых для человека психологических способностей. Фундаментальной эта способность является в силу того, что в мышлении человек проявляется как родовое существо, разум является его отличительной чертой. Этот факт обусловливает социальную и личностную значимость мышления для человека.жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж                           ЖЖПсихология рассматривает мышление не в отрыве от бытия, она изучает его как специальный предмет своего исследования. При этом психологическую науку интересует не отношение мышления к бытию, а строение и закономерность протекания мыслительной деятельности индивида в специфическом отличии мышления от других форм психической деятельности и в его взаимосвязи с ними.       ЖЖС.Л. Рубинштейн определяет мышление, как «движение мысли, раскрывающее связь, которая ведет от отдельного к общему и от общего к отдельному. Мышление - это опосредованное - основанное на раскрытии связей, отношений - и обобщенное познание объективной реальности. Переходя от случайных к существенным общим связям, мышление раскрывает закономерности или законы действительности.жжжжжж     ЖЖМышление - это процесс опосредованного и обобщенного познания действительности. Результатом мышления является субъективно новое знание, которое нельзя вынести из непосредственного опыта (содержания ощущений, восприятия, представлений). Продукты фантазии тоже являются результатом преобразования прошлого опыта индивида. Но продукт фантазирования может не иметь ничего общего с объективной реальностью. Результаты же мыслительного процесса всегда претендуют на истинность. Мышление обеспечивает прогнозирование будущего и процесс принятия решения.                  жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж       ЖжКак считает Д.Я. Райгородский, мышление - процесс, который как бы связывает прошлое, настоящее и будущее, становится над временем, устанавливая связь причин (прошлого), следствий (будущего) и условий реализации причинно-следственных отношений (настоящего). Не случайно в мышлении решающую роль играет обратимость операций, которая дает возможность восстановить начальные условия исходя из результата действия.  жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж                                                                             ЖЖВ.П. Зинченко определяет мышление, как социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтез. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы. В мышлении наиболее полно и адекватно выражено рациональное познание. Однако любое, даже наиболее развитое, мышление всегда сохраняет связь с чувственным познанием, то есть с ощущениями, восприятиями и представлениями, через которые мышление непосредственно связано с внешним миром и является его отражением.                                                                                  ЖЖВ психологии принята и распространена следующая несколько условная классификация видов мышления по таким различным основаниям, как генезис развития; характер решаемых задач; степень развернутости; степени новизны и оригинальности; средства мышления; функции мышления и т.д.жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж                                                                                                ЖжПо средствам различают мышление невербальное (наглядное) и вербальное. Наглядное мышление - мышление на основе образов и представлений предметов. Вербальное мышление - мышление, оперирующее отвлеченными знаковыми структурами. Установлено, что для полноценной мыслительной работы одним людям необходимо видеть или представлять предметы, другие предпочитают оперировать отвлеченными знаковыми структурами.жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж жжжж                                             ЖЖЮ.С. Маслов определяет невербальное мышление следующим образом «невербальное мышление осуществляется с помощью наглядно-чувственных образов, возникающих в результате восприятия впечатлений действительности и затем сохраняемых памятью и воссоздаваемых воображением. Невербальное мышление представлено в той или иной степени уже у некоторых животных, и именно это обеспечивает животному правильную ориентировку в ситуации и принятие целесообразного решения. Высокоразвитые формы невербального мышления (в сочетании с мышлением вербальным) находим у человека. Так, невербальной является мыслительная деятельность при решении творческих задач технического характера (например, связанных с пространственной координацией и движением частей механизма). Решение подобных задач обычно не протекает в формах внутренней (и тем более внешней) речи. Это - особое «техническое», или «инженерное», мышление.жжжжжжжжжжжж                                         ЖЖПо генезису развития различают мышление: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое, абстрактно-логическое.    ЖЖНаглядно-действенное мышление - вид невербального мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Это наиболее элементарный вид мышления, являющийся основой для формирования более сложных видов мышления. Процесс мышления представляет собой практическую преобразованную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами.                                                                            ЖЖНаглядно-образное мышление - вид невербального мышления, опирающийся на представления и образы. При наглядно-образном мышлении мыслительный процесс непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без человека совершаться не может. Мысля наглядно образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются)                         ЖЖСловесно-логическое мышление - вид вербального мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении, оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности.                              жжжжжж ЖЖАбстрактно-логическое (отвлеченное) мышление - вид вербального мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.                          ЖЖНаглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и абстрактно-логическое мышление являются последовательными этапами развития мышления в онтогенезе.

         1.2 Развитие мышления  в онтогенезе.жжжжжжжжжжжжжж                                               ЖЖДетское мышление проходит определенные этапы в своем развитии. Как указывает известный детский психолог А.А. Люблинская, первым средством решения задач для маленького ребенка является его практическое действие. Так, примерно на четвертом-пятом месяце жизни появляются движения рук, направленные к предмету (ощупывание предмета). В 5-6 месяцев ребенок уже может схватить предмет. Как отмечает В.С. Мухина, значение этого момента для дальнейшего интеллектуального развития велико: хватание - первое целенаправленное действие ребенка, которое является обязательным условием для развития предметного мышления. В 6-7 месяцев ребенок размахивает схваченными игрушками, бросает и подбирает их, перекладывает из одной руки в другую. В 9-10 месяцев он начинает правильно использовать предметы по их назначению: из чашки будет пить, машинку будет катать, а куклу укачивать. Все эти действия ребенок выполняет по подражанию взрослому. У него все чаще появляется желание узнать, «что можно делать с этим предметом». Это и есть начало развития наглядно-практического (наглядно-действенного) мышления. жжжжжжжжжжжжжжжжжжжж                                                                                                 ЖЖМышление годовалого и двухлетнего ребенка занято лишь тем, что рядом, что можно потрогать, пощупать, попробовать на вкус. Ребенок учится перемещать предметы в пространстве, действовать несколькими предметами по отношению друг к другу. Благодаря этому он знакомится со скрытыми свойствами предметной деятельности и учится действовать с предметами опосредованно, то есть с помощью других предметов или действий (например, стучать, вращать и т.д.). Таким образом, развитие мышления в возрасте двух лет происходит в процессе его предметной деятельности и носит наглядно-действенный характер.                               ЖЖНо уже в это время, незаметно и постепенно, в мышлении ребенка готовится «великий переворот»: деятельность ребенка создает условия для перехода к понятийному, речевому мышлению. У ребенка формируются средства, с помощью которых он может называть, обозначать, а значит, воображать и представлять явления и их связи. То есть в процессе выполнения действий с предметами и обозначения действий словами формируются мыслительные процессы: ребенок учится соотносить орудия с тем предметом, на которое направлено действие (лопаткой набирает песочек, снег, ведром - воду). Таким образом, ребенок приспосабливается к свойствам предмета.                   жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж   ЖЖНа третьем году жизни продолжается совершенствование деятельности всех органов и психологических функций ребенка. В этом возрасте имеют место многочисленные вопросы ребенка: как, зачем, когда, почему? Эти детские вопросы означают скачок в интеллектуальном развитии: ребенок сравнивает, сопоставляет, обобщает, запоминает. Как отмечает А.Г. Спиркин, если ребенок во второй половине третьего года жизни задал вопрос «почему?», он безоговорочно умен, так как это означает, что малыш задумался. Его заинтересовали причины явлений и их взаимосвязи.                                                                                      ЖжОсновным развивающим видом деятельности ребенка двух-трех лет является игра, которая имеет сюжет. Ребенок уже не просто может копировать взрослого (как это было на предыдущей возрастной стадии), а исполнять определенную роль, то есть перевоплощаться, становясь то шофером, то доктором, то продавцом. Наличие ролевой игры является показателем новой ступени в умственном развитии малыша - появлением наглядно-образного мышления.                                            жжжжжжжж  ЖЖУже к четырем годам, выполняя разные действия, ребенок часто сопровождает их словами, и может показаться, что он мыслит вслух. Но фактически на этом этапе ребенок пользуется в своих мыслительных действиях не словами, а образами. Речь играет вспомогательную роль. Так, дошкольники четырех-пяти лет, когда им давали специально испорченные игрушки, во многих случаях правильно определяли причину поломки и устраняли ее. Но рассказать, почему они так делали, не смогли, указывая на какие-то второстепенные признаки игрушки. К пяти годам ребенок может назвать качества предметов, их признаки, отношения и т.д. Его восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. На основании наглядно-действенного мышления, которое особенно интенсивно развивается у ребенка с трех-четырех лет, формируется наглядно-образное и более сложная форма мышления -  словесно-логическое. Жжжжжж жжжжжжжжжжжжжжж жж                             ЖЖРебенок шестого года жизни может обобщать, устанавливать связи, классифицировать предметы по определенному признаку на более высоком уровне по сравнению с предыдущими годами. Как пишет детский психолог В.С. Мухина, к старшему дошкольному возрасту появляются задачи нового типа, где результат действия будет не прямым, а косвенным и для его достижения ребенку необходимо учитывать связи между двумя или несколькими явлениями, происходящими одновременно или последовательно. Например, такие задачи возникают в играх с механическими игрушками (если поместить шарик в определенном месте игрового поля и определенным образом дернуть за рычажок, то шарик окажется в нужном месте), в конструировании (от величины основания постройки зависит ее устойчивость).жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж                                                                                                  ЖжПри решении подобных задач с косвенным результатом дети переходят от внешних действий с предметами к действиям с образами этих предметов, совершаемым в уме. Так развивается наглядно-образное мышление, которое опирается на образы: ребенку необязательно брать предмет в руки, достаточно отчетливо представить его. В процессе наглядно-образного мышления идет сравнение зрительных представлений, вследствие чего задачка решается. Возможность решения задач в уме возникает благодаря тому, что образы, которыми пользуется ребенок, приобретают обобщенный характер. То есть в них отображаются не все особенности предмета, а только те, которые существенны для решения определенной задачи. Так, детские рисунки в большинстве случаев представляют собой схему, в которой передается связь основных частей изображенного предмета, и отсутствуют его индивидуальные черты. Скажем, при срисовывании домика на рисунке изображается основание и крыша, при этом расположение, форма окон, дверей, какие-то детали интерьера не учитываются.                                                                                         ЖЖОбразные формы обнаруживают свою ограниченность, когда перед ребенком возникают задачи, которые требуют выделения таких свойств и отношений, которые нельзя наглядно представить. Такой тип задач описал знаменитый швейцарский психолог Ж. Пиаж, назвав их «задачи на сохранение количества вещества». Например, ребенку предъявляется два одинаковых шарика из пластилина. Один из них на глазах ребенка превращается в лепешку. Ребенка спрашивают, где пластилина больше: в шарике или лепешке. Дошкольник отвечает, что в лепешке.                  ЖЖПри решении подобных задач ребенок не может независимо рассмотреть наглядно происходящие с объектом перемены (например, изменение площади) и остающееся постоянным количество вещества. Ведь для этого требуется переход от суждений на основе образов к суждениям на основе словесных понятий.жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж                                                                  ЖЖСловесно-логическое мышление самое сложное, оно оперирует не конкретными образами, а сложными отвлеченными понятиями, выраженными словами. В дошкольном возрасте можно говорить лишь о предпосылках развития этого вида мышления.жжжжжжжжжжжжжжжж                                        ЖЖСлово начинает использоваться как самостоятельное средство мышления по мере усвоения ребенком знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений, закрепленных в словах. Взрослые часто ошибаются, считая, что слова имеют для них и дошкольников один и тот же смысл. Для ребенка используемые слова - это слова-представления. Скажем, слово «цветок» может в сознании ребенка быть крепко связанным с образом конкретного цветка (например, розы), и предъявленный кактус в качестве цветка не рассматривается.                жжжжжжжжжжжжж      ЖжК шести годам понятия детей становятся глубже, полнее, обобщеннее, в них включаются все более существенные черты предмета, явления. Как считают Я.Л. Коломенский и Е.А. Панько, чтобы слова превратились в понятия, требуется специально организованное обучение ребенка со стороны взрослого. Например, при формировании понятий о количественных характеристиках и отношениях вещей детей учат пользоваться таким средством, как мера. Например, с помощью цветной веревочки определенной длины, используемой в качестве меры, ребенок вместе с взрослым измеряет предметы разного размера, сопоставляя их между собой. При помощи меры величина определяется объективно, независимо от внешнего вида. Ребенок может убедиться, что низкий шкаф и высокий стол могут быть одинаковой длины. Позднее уже без внешней опоры меры (цветной веревочки) ребенок в уме может делать правильные выводы о величине объекта. жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж                                                         ЖЖВ старшем дошкольном возрасте начинается овладение действиями с числами и математическими знаками. Важно управлять этим и стремиться формировать у детей отвлеченное понятие числа как характеристики любых предметов, математических действий, без опоры на образы. Иначе это вызовет трудности при школьном обучении. В дошкольном возрасте ребенок овладевает некоторыми абстрактными понятиями: о временных отношениях, причине и следствии, пространстве и т.д. При этом понятия о конкретных предметах образуются, конечно же, легче и быстрее.                                                      ЖжНа протяжении дошкольного возраста получают развитие и такие формы мыслительной деятельности, как суждение и умозаключение. В детской психологии долгое время шли дискуссии относительно способности детей к этим формам мышления. Нет оснований приравнивать детские суждения и умозаключения к взрослым. Но и говорить об отсутствии у детей логики нельзя. Ребенок пытается объяснить наблюдаемое, но не может сделать верный вывод из-за ограниченности опыта.                             жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж   ЖЖС точки зрения Д.Б. Эльконина, изучение детских вопросов показывает, что детская мысль направлена на дифференциацию и обобщение предметов и явлений окружающего мира. Различение живого и неживого, добра и зла, прошлого и настоящего и т.п. является основой для проникновения ребенка в сущность разных сфер жизни. На основе этого возникают первые обобщения представлений о мире, контур будущего мировоззрения.

ЖЖ1.3 Особенности развития мышления  у детей с онр.жжжжжжжж                         ЖЖТесная связь между нарушениями речи и другими сторонами психического развития детей обусловливает некоторые специфические особенности их мышления. жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж                                                                                    ЖЖПо состоянию невербального интеллекта (О. Н. Усанова, Т. Н. Синякова, 1982) детей с общим недоразвитием речи можно разделить на три группы:жжж жжжж жжжжж жжжжжжжжж жжжж жж                                                                                                                             -дети, у которых развитие невербального интеллекта несколько отличается от нормы. При этом данное своеобразие развития интеллекта не связано с речевыми трудностями и никак не зависит от них. По данным авторов, эта группа составляет 9% от популяции детей с ОНР;                                                                                                                                 -дети, у которых развитие невербального интеллекта соответствует норме (27 %);жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж жжжжж жжжжжжжжжж жжжж                                                                                                                -дети, у которых развитие невербального интеллекта соответствует нижней границе нормы, но характеризуется нестабильностью: в определенные моменты дети могут показать состояние интеллекта ниже нормы. Самая многочисленная в процентном отношении группа — 63%.                    ЖЖПри изучении особенностей наглядно-образного мышления с помощью детского варианта цветных прогрессивных матриц Равена (М.А Фотекова) было обнаружено, что контингент младших школьников по успешности выполнения заданий неоднороден и представлен разными группами. Наиболее успешная группа по результатам выполнения наглядных заданий характеризуется негрубой речевой патологией (недостатки звукопроизношения и слабость владения грамматическим строем). Около 37% детей с ОНР показали низкий уровень успешности решения наглядных задач. Было обнаружено, что только у 7% учеников речевой школы особенности познавательной деятельности приближаются к показателям, присущим нормально развивающимся сверстникам.жжжж жжжж жжжжж ЖЖВ.А. Ковшиков, Ю.А. Элькин (1979), исследуя мышление детей с моторной алалией, разграничили некоторые понятия: знания — совокупность сформированных в прошлом опыте результатов познания действительности (образы, представления, понятия), которые служат материалом для мыслительных операций; самоорганизация психической деятельности — целостная направленность психики на активацию познавательной деятельности и на ее управление, что создает необходимые условия для протекания процесса мышления и для разрешения проблемных ситуаций; собственно мышление — процесс, направленный на разрешение проблемной ситуации.ЖЖ ж жжжжжжжжжжжжжжжжжжжж ж ж                                      ЖЖВ процессе исследования были получены следующие результаты: у детей с недоразвитием речи на процесс и результаты мышления влияют недостатки в знаниях и наиболее часто нарушения самоорганизации. У них обнаруживается недостаточный объем сведений об окружающем, о свойствах и функциях предметов действительности, возникают трудности в установлении причинно-следственных связей явлений. Нарушения самоорганизации обусловливаются недостатками эмоционально-волевой и мотивационной сфер и проявляются в психофизической расторможенное, реже в заторможенности и отсутствии устойчивого интереса к заданию. Дети часто длительно не включаются в предложенную им проблемную ситуацию или, наоборот, очень быстро приступают к выполнению заданий, но при этом оценивают проблемную ситуацию поверхностно, без учета всех особенностей задания. Другие приступают к выполнению заданий, но быстро утрачивают к ним интерес, не заканчивают их и отказываются работать, даже в случаях правильного выполнения заданий. При этом возможности правильного осуществления мыслительных операций у детей с недоразвитием речи, как правило, сохранны, что выявляется при расширении запаса знаний и упорядочении самоорганизации (В.А.Ковшиков, Ю.А. Элькин, 1979).жжжжж жэ жжжж                                                 ЖжОвладевая в полной мере предпосылками для развития мыслительных операций, доступными их возрасту, дети, однако, отстают в развитии наглядно-образного мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением, классификацией, исключением лишнего понятия и умозаключением по аналогии. Недостатки наглядно-образного мышления у детей с недоразвитием речи могут иметь не только вторичный, но и первичный характер, в этом случае они обусловлены недостаточностью теменно-затылочных областей коры головного мозга Несформированность наглядно-образного мышления при недоразвитии речи в большинстве случаев по степени выраженности связана с тяжестью речевого дефекта (Т.А. Фотекова, 1993). Для многих детей с обшим недоразвитием речи характерна также ригидность мышления (Л.И.Белякова, Ю.Ф.Гаркуша, О. Н.Усанова, Э.Л. Фигередо).жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж                                                                      ЖЖПри исследовании речевого мышления учащихся речевых школ (И.Т. Власенко, 1990) обнаруживаются особенности, которые по своему психологическому механизму первично связаны с системным недоразвитием речи, а не с нарушением собственно мышления. Установление во внутреннем плане речемыслительной связи слова с предметным образом (например, в случае опосредствованного запоминания) у этих детей нарушается из-за недостаточной сформированности механизма внутренней речи в звене перехода речевых образований в мыслительные и наоборот.жжжжжжжжжжжжжжжжжж                                       ЖЖВыводы по 1 главе.  рррррррррррррррррррррррррррррррррррр                                                                               ЖЖТаким образом, главные линии развития мышления в детстве можно наметить следующим образом: совершенствование наглядно-действенного мышления на базе развивающейся моторики рук; улучшение наглядно-образного мышления на основе воображения, произвольной и опосредствованной памяти; начало активного формирования словесно-логического мышления путём использования речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач.          ЖЖВ целом для детей с речевым недоразвитием характерны: недостаточная подвижность, инертность, быстрая истощаемость процессов мышления. Отмечается более низкий уровень пространственного оперирования образами.жжжжжжжжжжж                                                                                              ЖЖОтветы детей с недоразвитием речи по выполненным рисункам, как правило, односложны и сводятся к простому называнию изображенных предметов либо носят форму короткого предложения. Имеющееся у детей речевое недоразвитие (бедный словарь, несформированность фразовой речи, многочисленные аграмматизмы и др.) в сочетании с отставанием в развитии творческого воображения создает серьезные препятствия для словесного творчества детей.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЖЖГлава 2. Экспериментальное изучение наглядно-действенного и образно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста при общем недоразвитии речи жжжжжжжжжжжжжжж                                                            ЖЖ2.1 Организация и содержание  экспериментального изучения мышления детей. жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж                                                                                     ЖЖЦелью эксперимента является изучение особенности наглядно-действенного и образно-логического мышления у детей дошкольного возраста.                                                                                                                 ЖЖВ результате проведения исследования необходимо решать следующие задачи:                                                                                                                      - отбор психодиагностических методик для экспериментального изучения особенностей наглядно-действенного и образно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста с ОНР;                                                     - экспериментальное изучение наглядно-действенного и образно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста с ОНР;             - сравнить особенности наглядно-действенного и образно-логического мышления детей с ОНР и их нормально развивающихся сверстников;             -анализ результатов исследования наглядно-действенного и образно-логического мышления;жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж                                                                                              - определить уровень интеллектуальных способностей детей 5-7 лет.      ЖЖЭкспериментальной базой явился МАДОУ №37 города   Октябрьский. В исследовании приняли участие 4 детей старшего дошкольного возраста с ОНР (составляли экспериментальную группу) и 4 детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием (составляли контрольную группу).жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж                                                               ЖЖБыли использованы методики «Нелепицы», «Что здесь лишнее?», «Раздели на группы», «Пройди через лабиринт», «Вырежи фигуры», «Обведи контур» , «Пройди через лабиринт». жжжжжжЖ ж ж ж ж ж                                                                                            ЖЖХод проведения: эксперимент проводился в двух группах детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием (контрольная группа) и ОНР (экспериментальная группа). Список обеих групп представлен в приложении №1 и №2.жжжжжжжжжж                                                ЖЖ1) Методики для оценивания наглядно-действенного мышления.                    ЖЖМетодика  «Пройди через лабиринт» [2].жжжжжжжжжжжжжжжжж                                                                                                                  ЖЖВ этом задании детям показывают рисунок (Приложение №3) и объясняют, что на нем изображен лабиринт, вход в который указан стрелкой, расположенной слева вверху, а выход — стрелкой, располагающейся справа вверху. Необходимо сделать следующее: взяв в руку заостренную палочку, двигая ею по рисунку, пройти весь лабиринт как можно скорее, как можно точнее передвигая палочку, не касаясь стенок лабиринта.                                                                                    жжжжж  ЖЖОценка результатов:                                       жжжжжж жжжжжжжжжж       10 баллов - задание выполнено ребенком меньше чем за 45 сек. При этом ребенок ни разу не коснулся палочкой стенок лабиринта.                               8-9 баллов - задание выполнено ребенком за время от 45 до 60 сек, и, проходя через лабиринт, ребенок 1-2 раза дотронулся палочкой до его стенок.                                                                      жжжж                                         6-7 баллов - задание выполнено ребенком за время от 60 до 80 сек, и, проходя лабиринт, ребенок 3-4 раза коснулся его стенок.                               4-5 баллов - задание выполнено ребенком за время от 80 до 100 сек, и, проходя лабиринт, ребенок 5-6 раз дотронулся до его стенок.                       2-3 балла - задание выполнено ребенком за время от 100 до 120 сек, и, проходя лабиринт, ребенок 7-9 раз коснулся его стенок.                                0-1 балл — задание выполнено ребенком за время свыше 120 сек или совсем не выполнено.       Жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж     ЖЖВыводы об уровне развития: 10 баллов - очень высокий. 8-9 баллов - высокий. 4-7 баллов -средний. 2-3 балла - низкий. 0-1 балл - очень низкий.

 ЖЖМетодика «Обведи контур»ж[2].жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж   ЖЖДетям показывают рисунок (Приложение №8) и объясняют, что задание к этой методике заключается в том, чтобы с помощью карандаша или ручки как можно быстрее и как можно точнее воспроизвести на правой половине этого же рисунка тот контур, который представлен в его левой части. Все линии необходимо стараться делать прямыми и точно соединить углы фигур Желательно также, чтобы контуры фигур были воспроизведены в тех же самых местах, где они изображены на рисунках – образцах в левой части. Оцениваться в итоге выполнения задания будут аккуратность, точность и скорость работы.                    жжжжжжжжжжжжжж                          ЖЖОценка результатов.жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж      ЖЖОценки даются в баллах в зависимости от скорости и качества (точности) выполнения задания.жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж  10-9баллов– ребенок затратил на выполнение всего задания меньше чем 90 сек, причем все линии на рис 22 прямые и точно соединяют углы фигур. Все линии следуют точно по заданным контурам.жжжжжжжжж                          8-9 баллов– на выполнение задания ушло от 90 до 105 сек. При этом имеет место хотя бы один из следующих недостатков: одна или две линии не являются вполне прямыми; в двух или в трех случаях начертанные линии не вполне правильно соединяют углы фигур; от двух до четырех линий выходят за пределы контура; от четырех до пяти углов соединены неточно.жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж   6-7 баллов– на выполнение всего задания в целом ушло от 105 до 120 сек. При этом дополнительно обнаружен хотя бы один из следующих недочетов: три или четыре линии непрямые; от четырех до шести углов соединены не вполне точно; от пяти до шести линий выходят за пределы контура; от шести до семи углов соединены не вполне точно.                        4-5 баллов– на выполнение задания затрачено от 120 до 135 сек. Имеется хотя бы один из следующих недочетов: пять или шесть линий не являются вполне прямыми; от семи до десяти углов соединены не вполне правильно; есть семь или восемь линий, которые не являются вполне прямыми; имеется от восьми до десяти углов, которые соединены не вполне точно.   2-3 балла– на выполнение задания ушло от 135 до 150 сек. Отмечен хотя бы один из следующих недостатков: от семи до десяти линий непрямые; от одиннадцати до двадцати углов соединены не вполне правильно; от девяти до восемнадцати линий выходят за пределы контура; от одиннадцати до семнадцати углов соединены не вполне правильно.                                        0-1балл– на выполнение задания ушло более 150 сек. Почти все линии, за исключением одной или двух, не являются прямыми; почти все углы, за исключением одного или двух, соединены неправильно.     жжжж  ЖЖВыводы об уровне развития: 10 баллов - очень высокий. 8-9 баллов - высокий. 4-7 баллов -средний. 2-3 балла - низкий. 0-1 балл - очень низкий.

ЖЖМетодика "Вырежи фигуры" [2]. жжжжжжжжжжжжжжжжж   ж ЖЖЕе задание состоит в том, чтобы быстро и точно вырезать из бумаги нарисованные на ней фигуры ( Приложение №4). В шести квадратах, на которые он разделен, изображены различные фигуры. Этот рисунок во время тестирования предлагается ребенку не в целом, а по отдельным квадратам. Для этого экспериментатор предварительно разрезает его на шесть квадратов. Жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж    жжжжжж ЖЖРебенок по очереди получает все шесть квадратов с рисунками (порядок их предъявления помечен номерами на самих рисунках), ножницы и задание вырезать все эти фигуры как можно быстрее и точнее. (Первый из квадратов просто разрезается ножницами пополам по горизонтальной линии, прочерченной в нем.) жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж     ЖЖОценка результатов. Ж ж ж ж ж ж жжж ж жжжж ж жж ж жж жжж ж ж жж В ходе оценивания полученных результатов в данной методике учитываются время и точность выполнения ребенком задания.                      10 баллов — все фигуры вырезаны ребенком не более чем за 3 мин, а контуры вырезанных фигур не более чем на 1 мм отличаются от заданных образцов.жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж                   жжж   жжжж 8-9 баллов — все фигуры вырезаны ребенком за время от 3 до 4 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на величину от 1 мм до 2 мм.      жжж   6-7 баллов — все фигуры вырезаны ребенком за время от 4 до 5 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 2-3 мм. Жж ж     ж ж       ж   жжжжж 4-3 баллов — все фигуры вырезаны ребенком за время от 5 до 6 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 3-4 мм. Жжжжж ж ж  жжжжж ж     2-3 балла — все фигуры вырезаны ребенком за время от 6 до 7 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 4-5 мм.      Ж       ж       ж       жжж     0-1 балл — ребенок не справился с заданием за 7 мин, и вырезанные им фигуры отличаются от оригиналов более чем на 5 мм.                   ЖЖВыводы об уровне развития: 10 баллов - очень высокий. 8-9 баллов - высокий. 4-7 баллов -средний. 2-3 балла - низкий. 0-1 балл - очень низкий.                                                                                                           

      2) Методики для оценки образно-логического мышления           ЖЖМетодика «Нелепицы» [2].  имиммимсиимимимммимммммммммммм                                                                                           ЖЖПри помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.                       Ж ж ж ж ж ж ж ж ж ж ж ж жжПроцедура проведения методики такова. Вначале ребенку показывают картинку  (Приложение №7), на которой имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен сказать, как на самом деле должно быть».                          жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж      ЖЖОбе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть. Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть. жжжжжжжжжжжжж                                                                             ЖЖОценка результатов.жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж                                                                                                      10 баллов - такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время (3 мин) он заметил все 7 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть. жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж                                               8-9 баллов - ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть. жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж                                                          6-7 баллов - ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три-четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж                                                                                        4-5 баллов - ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж                                                                                     2-3 балла - за отведенное время ребенок не успел заметить 1 - 4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.                                                                                                                                0-1 балл - за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше четырех из семи имеющихся нелепиц.жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж                                              ЖЖЗамечание. 4 и выше балла в этом задании ребенок может только в том случае, если за отведенное время он полностью выполнил первую часть задания, определенную инструкцией, т.е. обнаружил все 7 нелепиц, имеющихся на картинке, но не успел или назвать их, или объяснить, как на самом деле должно быть.                                 жжжжжжжжжжжжж  ЖЖВыводы об уровне развития: 10 баллов - очень высокий. 8-9 баллов - высокий. 4-7 баллов -средний. 2-3 балла - низкий. 0-1 балл - очень низкий.

ЖЖМетодика "Что здесь лишнее?" [2].жжжжжжжжжжжжжжжжжжжж                                                                 ЖЖЭта методика предназначена для детей от 5 до 6 лет. Она призвана исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. В методике детям предлагается серия картинок  (Приложение №5), на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним». На решение задачи отводится 3 минуты. жжжжжжжж                                                              ЖЖОценка результатов:ж ж ж ж ж ж ж ж жжж ж                                                                                           10 баллов — ребенок решил поставленную перед ним задачу за время, меньшее чем 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними. жжжжжжжжжж                                    8-9 баллов — ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин. до 1,5 мин.                                                                                                                         6-7 баллов — ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин. жжж        4-5 баллов — ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин.                      2-3 балла — ребенок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин.                 0-1   балл — ребенок за 3 мин не справился с заданием.            жж  ЖЖВыводы об уровне развития: 10 баллов - очень высокий. 8-9 баллов - высокий. 4-7 баллов -средний. 2-3 балла - низкий. 0-1 балл - очень низкий.

         
 

ЖЖМетодика "Раздели на группы" [2]. жжж жжж жжж жжж                                                            ЖЖЭтот вариант методики, предназначенный для диагностики того же качества мышления, что и предыдущая методика, рассчитан на детей в возрасте от 5 до 6 лет. Цель данной методики — оценка образно-логического мышления ребенка. Ему показывают картинку (Приложение №6), изображенную ниже, и предлагают следующее задание:      «Внимательно посмотри на картинку и раздели представленные на ней фигуры на как можно большее число групп. В каждую такую группу должны входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку. Назови все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак, по которому они выделены». На выполнение всего задания отводится 3 мин.                   

ЖЖОценка результатов:    жжж жжж жжжж жжжж жжж жжжжж ж   ж ж  ж 10 баллов — ребенок выделил все группы фигур за время меньшее, чем 2 мин. Эти группы фигур следующие: треугольники, круги, квадраты, ромбы, красные фигуры (на рисунке они черного цвета), синие фигуры (заштрихованы в линейку), желтые фигуры (в клеточку), большие фигуры, малые фигуры. , Одна и та же фигура при классификации может войти в несколько разных групп.жжжжжжжжж.                                                                       8-9 баллов — ребенок выделил все группы фигур за время от 2,0 до 2,5 мин.                                                                                                                     6-7 баллов — ребенок выделил все группы фигур за время от 2,5 до 3,0 мин.                                                                                                                       4-5 баллов — за время 3 мин ребенок сумел назвать только от 5-до 7 групп фигур. жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж жж                                                                                                       2-3 балла — за время 3 мин ребенок сумел выделить только от 2 до 3 групп фигур. жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж                                                                                                     0-1 балл — за время 3 мин ребенок сумел выделить не более одной группы фигур.              Ж ж ж ж ж  Ж ж                                                                                   ЖЖВыводы об уровне развития: 10 баллов - очень высокий. 8-9 баллов - высокий. 4-7 баллов -средний. 2-3 балла - низкий. 0-1 балл - очень низкий.
 

2.2 Результаты экспериментального  изучения мышления  детей.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Результаты  исследования контрольной  группы.                  Таблица №1.

         
 
 

ФИО детей

Пройди   через   лабиринт. Обведи контур. Вырежи фигуры. Нелепицы. Что здесь лишнее? Раздели на группы. Итого.
 
Иванова Аня.
 
   9
 
   7
 
   7
 
  9
 
  8
 
  8
 

     8     баллов

 
Галимов Рустам.
 
  7
 
  6
 
  6
 
  8
 
8
 
  7
 
     7

баллов

 
Камалова Гузель.
 
  5 
 
4
 
  6
 
  5
 
  4
 
  3
 
    4,5

баллов

 
Закирова Эльза
 
  8
 
  5
 
  6
 
  7
 

  6

 
  4
 
          6

     баллов

 

     Из этой таблицы следует, что один ребенок имеет высокий уровень развития и трое имеют средний уровень развития. Дети контрольной группы умеют рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль. Наиболее легким для детей оказалось выполнение методики «Пройди через лабиринт» а сложным - «Раздели на группы». Также были затруднения при выполнении задания «Обведи контур».  При выполнении задания «Раздели на группы» дети  затруднялись объединить предметы общему по свойству, долго думали, как установить зависимость, однако намного быстрее выполнили задание, чем экспериментальная группа. Все это свидетельствует о слабой способности к обобщению и установлению конкретной связи между предметами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Результаты  исследования экспериментальной  группы.  Таблица №2.                                 

 
 
 
 
ФИО детей
Пройди   через   лабиринт. Обведи контур. Вырежи фигуры. Нелепицы. Что здесь лишнее? Раздели на группы. Итого.
 
Халиуллин Айрат.
 
7
 

  4

 
   5
 

  7

 
  6
 
  5
 
   5,6

баллов

 
Буркова Кира.
 
  8
 
  5
 
  6
 
  8
 
  7
 
  5
 
   6,5

баллов

 
Шарафуттдинов Данил
 
  3
 
  2
 
  3
 
  6
 
  4
 
  3
 
    3,5 

баллов

 
Мазлова Милана.
 
7
 
  5
 
  7
 
  7
 
  6
 
  5
 
  6,1

баллов

 

    Из этой таблицы следует, что  результаты у экспериментальной  группы несколько хуже, чем у контрольной: трое детей имеют средний уровень и один ребенок -низкий.  При выполнении заданий дети не до конца понимали задание, переспрашивали, многие не смогли вовремя уложиться в отведенное время. Так же они все инструкции понимали буквально: например, экспериментатор просил обвести лишний предмет, но дети обводили предмет по контуру. Наиболее легким заданием для данной группы оказалась методика «Нелепицы», а сложным-«Обведи контур».

    Вывод ко 2 главе.жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж   ЖжПо общим результатам можно сделать вывод, что, в целом, уровень логического мышления, способность анализировать и обобщать, способность проводить аналогии, способность устанавливать конкретные связи у дошкольников с нормальным речевым развитием выше, чем у их сверстников с ОНР. Но эти показатели не намного отличаются, что говорит о хорошо проведенной коррекционной работе с детьми с ОНР. Но ни в одной группе не был выявлен высокий уровень наглядно-действенного и образно-логического мышления. жжж ж ж жжжжжжжжжжж   жж                                        ЖжТаким образом, можно сделать вывод, что нормальное речевое развитие оказывает положительное влияние на развитие мышления. 
 
 
 
 
 

ЖЖЗаключение                                                                                                ЖжВ результате изучения психолого-педагогической литературы было установлено, что мышление - функция мозга, результат его аналитико-синтетической деятельности. Объективной материальной формой мышления является язык. Посредством слова люди общаются между собой, передавая культурно-исторический опыт. Благодаря мышлению человек познает предметы и явления, а также связи и отношения между ними.                                                          ЖжМногочисленными исследователями установлено, что мышление неразрывно связанно с чувственным познанием, так как чувственная основа является основным источником мысли. То есть с помощью таких психических процессов как ощущение, восприятие человек получает информацию об окружающей действительности. Вместе с тем мышление человека устремлено на познание неизвестного, а для этого чувственная основа мышления слишком узка. Жжжжжжжжжжжжжжжжжжжж  ЖЖМной была выбрана данная тема, которая, является актуальной в наше время, особое внимание было обращено на проблему, отраженную в гипотезе: мышление дошкольников с нарушениями в развитии характеризуется рядом специфических особенностей: несформированность гибкости мышления, неспособность проводить аналогии, выделять общие свойства, слабая способность к установлению конкретных связей и зависимостей. Для изучения мышления мной была использована ряд методик, которые показали, что дети с речевыми нарушениями имеют некоторые отклонения в развитии наглядно-действенного и образно-логического мышления, но они не значительно отличаются от результатов детей с нормальным речевым развитием. Один ребенок экспериментальной группы имеют низкий уровень мышления, в то время как в контрольной группе низкого уровня нет. Из результатов тестов исследования видно, что наибольшее затруднение у детей обеих групп вызвал тест «Обведи контур», однако у детей из экспериментальной группы это задание было выполнено несколько лучше, чем у детей контрольной группы (по среднеарифметическому показателю). Лучше всех, у обеих групп было выполнено задание «Что лишнее?» показали дети контрольной группы. Обобщенные результаты показали, что общий уровень мышления детей экспериментальной группы не на много отличается от общего уровня наглядно-образного мышления детей контрольной группы.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература.

  1. Аслаева Р.Г. Основы специальной педагогики и психологии. – М.: Социально-гуманитарные знания, 2007.
  2. Немов Р.С. Психология. Книга 3. – М.: ВЛАДОС, 2001.
  3. Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей. -  СПб.: РГПИ им. А.И. Герцена, 1993.
  4. Воробьева Е.В., Шевцова Е.Е. Развитие речи ребенка от одного года до семи лет. – М.: Сфера, 2006.
  5. Гаркуша Ю.Ф. Возможности изучения динамики развития дошкольников с нарушениями речи . Логопед. 2004. - №1.
  6. Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит? - М.: Академия, 2004.
  7. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. - М.: Сфера, 2007.
  8. Давидович Л.С., Резниченко Т.С. Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать? - М.: Наука, 2001.
  9. Ефименкова Л.Н. Формирование речи. - М.: Просвещение, 1985
  10. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление задержки речевого развития. - М.: Просвещение, 1993.
  11. Жукова Н. С. Формирование устной речи. - М.: Норма, 1994..
  12. Зайцев И.С. Психолого-педагогический аспект проблемы социальной адаптации детей с расстройствами речи. Психолого-педагогические проблемы развития речемыслительной деятельности детей с особенностями психофизического развития: Сб. мат. междунар. н.-п. конф. Мн., 2004.
  13. Калягин В.Н. Логопсихология. – М.: Академия, 2006.
  14. Кондратенко И.Ю. и др. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте. – М.: Айрис Пресс, 2005.
  15. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-групповая работа по коррекции звукопроизношения. -  М.: Том-пресс, 1999.
  16. Коррекционная педагогика (Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии), под редакцией Б.П.Пузанова. – М.: Академия, 1999.
  17. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: Норма, 1998.
  18. Логопедия . Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Сфера, 1998. Лопатина Л.В. Изучение и коррекция нарушений психомоторики у детей с минимальными дизартрическими расстройствами . Дефектология. 2003. - №5.
  19. Лурия А.Р. Речь и мышление. - М.,: Просвещение. 1973.
  20. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений. Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. - М.: Академия, 2002.
  21. Психология детей с нарушениями речи (логопсихология) . Основы специальной психологии . Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: Сфера, 2002.
  22. Психологический словарь . Под ред. В.В. Давыдова. - М.,: Просвещение. 1983.
  23. Развитие речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателей детского сада . Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1984. – с.250.
  24. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Совершенствование связной речи. - М.: Академия, 1994.
  25. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Монография. – М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ, 2001.
  26. Шаховская С.Н. Проблемы социализации безречевых детей . Логопедия: методическое наследие . Под ред. С.Н. Шаховской, Т.В. Волосовец. М. – Воронеж, 2003
  27. Филичева Т.Е., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. — М.: ПРИОР, 1987.
 

Приложение  №1.

Список  экспериментальной группы

Иванова Аня.

Галимов Рустам.

Камалетдинова Гузель.

Закирова Эльза. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  №2.

Список  контрольной группы.

Халиуллин Айрат.

Буркова Кира.

Шарафутдинов Данил.

Мазлова Милана. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ж

 

 Приложение№3. 

 

Рисунок к методике «Пройди через лабиринт»

Приложение  №4. 
 
 
 

 
 

Контуры вырезаемых фигур к методике «Вырежи  фигуры».  
 
 

Приложение  №5.

Картинки  к методике «Что здесь лишнее?» 

Приложение  №6. 
 
 

 

Стимульный материал к методике «Раздели на группы». 
 
 
 
 
 
 

Приложение  №7. 

Рисунок к методике «Нелепицы»

Приложение  №8. 
 

Стимульный материал к методике «Обведи контур».

Информация о работе Мышление детей с ОНР