Межличностные отношения детей в дошкольном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 10:23, реферат

Краткое описание

Взаимодействие человека как личности с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни.
Межличностные отношения реализуются, проявляются и формируются в общении. Исключительно велика роль общения в формировании личности ребенка. В школьном возрасте у ребенка возникают сложные и разнообразные виды отношений с другими, которые в значительной степени определяют становление его личности. Важно изучить эти отношения, чтобы целенаправленно формировать их, чтобы создать для каждого ребенка в группе благоприятный эмоциональный климат.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 60.42 Кб (Скачать)

Межличностные отношения  детей в дошкольном возрасте

Введение 

Взаимодействие человека как личности с окружающим его  миром осуществляется в системе  объективных отношений, которые  складываются между людьми в их общественной жизни.

Межличностные отношения  реализуются, проявляются и формируются  в общении. Исключительно велика роль общения в формировании личности ребенка. В школьном возрасте у ребенка  возникают сложные и разнообразные  виды отношений с другими, которые  в значительной степени определяют становление его личности. Важно  изучить эти отношения, чтобы  целенаправленно формировать их, чтобы создать для каждого  ребенка в группе благоприятный  эмоциональный климат.

Сейчас уже не приходится доказывать, что межличностное общение - совершенно необходимое условие  бытия людей, без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции  или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом.

Поскольку общение - это взаимодействие людей и поскольку в нем  всегда развертывается взаимопонимание  ими друг друга, устанавливаются  те или иные взаимоотношения, имеет  место определенное взаимообращение (в смысле поведения, выбираемого участвующими в общении людей по отношению друг к другу), то межличностное общение оказывается таким процессом, которые при условии, если мы хотим постичь его суть, должен рассматриваться как система человек - человек во всей многоаспектной динамике ее функционирования.

Предмет исследования – методы межличностных отношений в группе.

Цель данной курсовой работы – исследование межличностных отношений  детей в дошкольном возрасте.

В соответствии с заданной целью были поставлены следующие  задачи:

- дать теоретические основы  межличностных отношений;

- рассмотреть взаимодействие, как вид межличностных отношений;

- изучить методики исследования  межличностных отношений;

- сделать выводы.

В процессе написания курсовой работы была изучения учебно-методическая литература.

Глава 1. Теоретические  основы межличностных отношений  в группе

 

1.1 Понятие малой  группы и коллектива

межличностный отношение группа кеттелл

Психология и поведение  отдельного человека как личности существенно  зависят от социальной среды. Последняя, представляет собой сложно устроенное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения, называемые группами. Среди таких групп можно выделить большие и малые. Большие представлены государствами, нациями, народностями, партиями, классами, другими социальными общностями, выделяемыми по профессиональным, экономическим, религиозным, культурным, образовательным, возрастным, половым и другим всевозможным признакам. Через эти группы опосредованно осуществляется воздействие идеологии общества на психологию составляющих их людей.

Непосредственным проводником  влияния общества и больших социальных групп на индивида является малая  группа. Она представляет собой небольшое  объединение людей (от 2 - 3 до 20 - 30 человек), занятых каким-либо общим делом  и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Малая группа представляет собой элементарную ячейку общества. В ней человек проводит большую  часть своей жизни. Известный  тезис о зависимости психологии и поведения личности от социальной среды правильнее было бы сформулировать как мысль о зависимости личности от психологии и отношений, существующих в малых группах. Примерами малых  групп, наиболее значимых для человека, являются семья, школьный класс, трудовой коллектив, объединения близких  друзей, приятелей и т.п.

Малую группу характеризует  психологическая и поведенческая  общность ее членов, которая выделяет и обособляет группу, делает ее относительно автономным социально-психологическим  образованием. Эта общность может обнаруживаться по разным характеристикам - от чисто внешних (например, территориальная общность людей как соседей) до достаточно глубоких внутренних (например, члены одной семьи). Мера психологической общности определяет сплоченность группы - одну из основных характеристик уровня ее социально-психологического развития.

Малые группы могут быть разными  по величине, по характеру и структуре  отношений, существующих между их членами, по индивидуальному составу, особенностям ценностей, норм и правил взаимоотношений, разделяемых участниками, межличностным  отношениям, целям и содержанию деятельности. Количественный состав группы на языке  науки называется ее размером, индивидуальный - композицией.

Структуру межличностного общения, или обмена деловой и личностной информацией, именуют каналами коммуникаций, нравственно-эмоциональный тон межличностных  отношений - психологическим климатом группы. Общие правила поведения, которых придерживаются члены группы, называют групповыми нормами. Все перечисленные  характеристики представляют собой  основные параметры, по которым выделяют, разделяют и изучают малые  группы в социальной психологии.

Условные, или номинальные, - это группы, которые объединяют людей, не входящих в состав ни одной  малой группы. Иногда выделение таких  групп необходимо в исследовательских  целях, чтобы сравнить результаты, полученные в реальных группах, с теми, которые  характеризуют случайное объединение  людей, не имеющих ни постоянных контактов  друг с другом, ни общей цели. В  противоположность номинальным  группам выделяются реальные. Они представляют собой действительно существующие объединения людей, полностью отвечающие определению малой группы.

Естественными называют группы, которые складываются сами по себе, независимо от желания экспериментатора. Они возникают и существуют, исходя из потребностей общества или включенных в эти группы людей. В отличие  от них лабораторные группы создаются  экспериментатором с целью проведения какого-либо научного исследования, проверки выдвинутой гипотезы. Они столь же действенны, как и другие группы, но существуют временно - только в лаборатории.

Условные, или номинальные, группы представляют собой искусственно выделяемые исследователем объединения  людей. В отличие от них все  остальные виды групп реально  существуют в обществе и достаточно широко в нем представлены среди  людей разных профессий, возрастов, социальной принадлежности.

Естественные группы делятся  на формальные и неформальные (другое название - официальные и неофициальные). Первых отличает то, что они создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций, вторые возникают и действуют как бы вне рамок этих организаций (сравните, к примеру, школьный класс как официальную малую группу и неформальное молодежное объединение как неофициальную группу). Цели, преследуемые официальными группами, задаются извне на основе задач, стоящих перед организацией, в которую данная группа включена. Цели неофициальных групп обычно возникают и существуют на базе личных интересов их участников, могут совпадать и расходиться с целями официальных организаций.

Среди высокоразвитых малых  групп особо выделяются коллективы. Психология развитого коллектива характеризуется  тем, что деятельность, ради которой  он создан и которой на практике занимается, имеет, несомненно, положительное  значение для очень многих людей, не только для членов данного коллектива. В коллективе межличностные отношения  основаны на взаимном доверии людей, открытости, честности, порядочности, взаимном уважении и т.п. д.

Для того чтобы назвать  малую группу коллективом, она должна соответствовать ряду весьма высоких  требований: успешно справляться  с возложенными на нее задачами (быть эффективной в отношении основной для нее деятельности), иметь высокую  мораль, хорошие человеческие отношения, создавать для каждого своего члена возможность развития как  личности, быть способной к творчеству, т.е. как группа давать людям больше, чем может дать сумма того же количества индивидов, работающих в отдельности.

Психологически развитой как коллектив считается такая  малая группа, в которой сложилась  дифференцированная система различных  деловых и личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе. Такие отношения можно  назвать коллективистскими.

Что же такое коллективистские отношения? Они определяются через  понятия нравственности, ответственности, открытости, коллективизма, контактности, организованности, эффективности и  информированности. Под нравственностью  имеется в виду построение внутриколлективных и внеколлективных отношений на нормах и ценностях общечеловеческой морали. Ответственность трактуется как добровольное принятие коллективом на себя моральных и других обязательств перед обществом за судьбу каждого человека независимо от того, является он членом данного коллектива или нет. Ответственность также проявляется в том, что члены коллектива свои слова подтверждают делом, требовательны к себе и друг к другу, объективно оценивают свои успехи и неудач; никогда не бросают начатое дело на полпути, сознательно подчиняются дисциплине, Интересы других людей ставят не ниже своих собственных, по-хозяйски относятся к общественному добру.

Под открытостью коллектива понимается способность устанавливать  и поддерживать хорошие, строящиеся на коллективистской основе взаимоотношения  с другими коллективами или их представителями, а также с новичками  в своем коллективе. На практике открытость коллектива проявляется  в оказании разносторонней помощи другим коллективам, не членам коллектива. Открытость является одной из важнейших характеристик, по которой можно отличить коллектив  от внешне похожих на него социальных объединений.

Понятие коллективизма включает в себя постоянную заботу членов коллектива о его успехах, стремление противостоять  тому, что разобщает, разрушает коллектив. Чувство коллективизма не позволяет  его членам оставаться равнодушными, если задеты интересы коллектива. В  таком коллективе все важные вопросы  решаются сообща и, по возможности, при  общем согласии.

Для подлинно коллективистских отношений характерна контактность. Под ней понимаются хорошие личные, эмоционально благоприятные дружеские, доверительные взаимоотношения  членов коллектива, включающие внимание друг к другу, добро- желательность, уважение и тактичность. Такие взаимоотношения обеспечивают в коллективе благоприятный психологический климат, спокойную и дружелюбную обстановку.

Организованность проявляется  в умелом взаимодействии членов коллектива, в бесконфликтном распределении  обязанностей между ними, в хорошей  взаимозаменяемости. Организованность - это также способность коллектива самостоятельно обнаруживать и исправлять недостатки, предупреждать и оперативно решать возникающие проблемы. От организованности непосредственно зависят результаты деятельности коллектива.

Одним из условий успешной работы коллектива и установления доверительных  взаимоотношений является хорошее  знание членами коллектива друг друга  и состояния дел в коллективе. Это знание называется информированностью. Достаточная информированность  предполагает знание задач, стоящих  перед коллективом, содержания и  итогов его работы, положительных  и отрицательных сторон, норм и  правил поведения. Сюда же входит хорошее  знание членами коллектива друг друга.

1.2 Сущность и  развитие межличностных отношений  в группах

 

Вступая в общение и  взаимодействие внутри данной группы, люди обнаруживают свои отношения друг к другу, которые основываются на двоякого рода связях. В одном случае взаимодействие может базироваться на непосредственных отношениях между людьми: симпатии или антипатии; податливости к воздействию другого или других людей или устойчивости к этим воздействиям; активном общении или замкнутости, изолированности; совместимости с другими людьми по психофизиологическим особенностям или отсутствии такой совместимости и т. д. В некоторых конкретных группах, если в них отсутствуют или слабо выражены общие, принятые и утверждаемые всеми членами группы цели, задачи и ценности (идеалы, убеждения, оценки), которые могли бы опосредствовать личные взаимоотношения, подобное взаимодействие является преобладающим.

В другом случае взаимодействие имеет опосредствованный характер: взаимоотношения между членами  группы опосредствуются принятыми  в ней ценностями и оценками, важными  для всех задачами и целями совместной деятельности. Этот тип взаимодействия наиболее характерен для коллективов, т. е. для такого рода групп, которые  объединяются общими ценностями, целями и задачами деятельности, значимыми  для группы в целом и для  каждого ее члена в отдельности.

В зависимости от характера  межличностных взаимоотношений  может быть представлена определенная иерархия контактных групп, которая  предполагает постепенное усложнение и изменение взаимоотношений и возрастание уровня опосредствованности взаимодействия индивидов.

I. Диффузная группа - межличностные  отношения существуют, но не опосредствуются  содержанием групповой деятельности.

II. Ассоциация-межличностные отношения опосредствуются личностно значимым для каждого содержанием групповой деятельности.

III. Корпорация - межличностные  отношения опосредствуются личностно  значимым, но асоциальным по своим  установкам содержанием групповой  деятельности.

IV. Коллектив - межличностные  отношения опосредствуются личностно  значимым и общественно ценным  содержанием групповой деятельности.

Как видно, внутригрупповые  взаимоотношения в диффузных  группах оказываются иными, по сравнению  с корпорациями, с одной стороны, и коллективами - с другой. Здесь  наблюдаются качественные отличия  в характере взаимодействия. Эти  отличия, которые необходимо иметь  в виду в воспитательной работе, могут быть выявлены эспериментально.

Экспериментальные социально-психологические  исследования установили, что в любых  контактных группах наблюдаются  отношения непосредственной зависимости, которые поддаются достаточно точному  изучению, измерению и моделированию. Вместе с тем в одних видах  групп (диффузная группа) эти отношения  единственно возможные. В других же видах групп подобные отношения  хотя и существуют, но оказываются  оттесненными на второй план взаимоотношениями, имеющими опосредствованный характер. Важно знать общие психологические  особенности межличностных отношений  в контактных группах уже хотя бы потому, что различные виды контактных групп выступают как этапы  или переходные ступени на путях  становления коллектива.

Информация о работе Межличностные отношения детей в дошкольном возрасте