Межличностные отношения детей в дошкольном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 10:23, реферат

Краткое описание

Взаимодействие человека как личности с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни.
Межличностные отношения реализуются, проявляются и формируются в общении. Исключительно велика роль общения в формировании личности ребенка. В школьном возрасте у ребенка возникают сложные и разнообразные виды отношений с другими, которые в значительной степени определяют становление его личности. Важно изучить эти отношения, чтобы целенаправленно формировать их, чтобы создать для каждого ребенка в группе благоприятный эмоциональный климат.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 60.42 Кб (Скачать)

Нормы различаются по степени  и широте допускаемых ими отклонений, а также тех наказаний, которые  предполагаются за их нарушение.

Таким образом, норма поведения - это  очень широкое понятие. Оно включает в себя и обычаи, и нравственные нормы, и законы - все то, что позволяет  людям регулировать взаимоотношения  друг с другом и тем самым облегчать  свою жизнь.

Глава 3. Методики исследования межличностных отношений  в группе

 

Основной путь исследования межличностных отношений внутри группы - это углубленное изучение различных социальных фактов, а также  конкретных поступков и действий людей, входящих в состав данной группы.

Задача изучения межличностных  отношений возникает при работе с каждым коллективом, в том числе  и со школьным классом, где повседневно  совершаются «социальные факты» (явления соревнования, взаимопомощи, дружбы, ссоры, примирения и т. д.). Постоянное наблюдение за этими явлениями позволяет  педагогу изучить «помыслы и чувства» учеников, а тем самым их межличностные  отношения.

Для исследования межличностных  отношений в группе используют методики, одни из которых предназначены главным  образом для исследования групповых  процессов, а другие – для изучения личности и место каждого ребенка  в структуре группы. Эти методики направлены на количественный и качественный анализ изучаемых явлений и способов обработки полученного материала.

 

3.1 Использование  детского рисунка

 

Психологи через детское  рисование ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребенка. Изучением детского рисования начали заниматься в конце 19 века. Особенно этим вопросом стали интересоваться в первой трети 20 века.

Популярность этих методик  Г.Т. Хоментаускас объясняет несколькими причинами:

1. Процесс рисования оказывает  исключительное растормаживающее  действие на ребенка, уменьшает  напряжение, возникающее при психологическом  обследовании, способствует установлению  эмоционального контакта с ребенком.

2. Рисунки удобны в применении: во-первых, ребенок как бы сам  фиксирует свои действия при  помощи карандаша, движения мысли.  Это дает возможность психологу  больше обращать внимание на  изменения эмоционального состояния  исследуемого, отмечать особенности  процесса рисования.

3. Рисуночные методики  – высокоинформативное средство  познания личности ребенка, отражающее  то, как ребенок воспринимает  себя и других, какие чувства  он переживает.

4. Процесс рисования особенно  при изображении значимых для  ребенка ситуаций, обладает психотерапевтическом  действии. В рисунке ребенок как  бы избавляется от личного  напряжения, проигрывает возможные  решения ситуаций. Практическое  использование рисуночных методик  требует детального изучения  опыта их применения и главное  критического осмысливания принципов  интерпретаций рисунков. Проблемой  интерпретаций рисунков занимались  У. Вольф, У. Холс, Л. Корман, Р. Бернс, С. Кауфман.

В различных рисуночных методиках: последовательность рисования, пространственное расположение, состав, отличие между  графическими презентациями в форме, пропорциях, деталях, и прежде всего  в величине. Анализируется также  и процесс рисования: паузы, стирание, комментарии. Интерпретации опираются  на различные теоретические предпосылки, эмпирический материал исследования.

Если интерпретировать последовательность, то ребенок начинает рисовать с более  значимого лица и заканчивает  менее значимым. Пространственное изображение  является показателем эмоциональной  близости, отсутствие какого-либо члена  говорит о стремлении избавится от эмоционально неприемлемого человека. Несоответствия отношения величин в рисунке реальному положению вещей указывает на то, что величина детерминирована в большей мере психическими факторами, чем факторами реальности. Изображение других больше себя, говорит о восприятии их доминантности. Рисование большим себя – чувство своей доминантности.

Значительное место в  интерпретационных схемах отводится  интерпретация особенностей нарисованных членов группы. Ее основой является работа К. Маховер. В определенной смысле человек идентифицируется с каждым человеком, которого рисует, поэтому значимые для него функции, конфликты, связанные с конкретными частями тела, проявляются при изображении не только себя, но и других людей. Особенности графических презентаций членов группы выражают чувство ребенка к ним, то, как ребенок их воспринимает.

Степанов утверждает, что  предложенные К. Маховером категории интерпретации рисунка могут быть использованы в практике. Однако он подчеркивает, что таким образом возможно выявление неких общих тенденций, но не постановка точного психологического диапазона.

Интерпретация особенностей фигур. Голова на рисунке расценивается  как сфера интеллекта, воображения, а также волевого управления. Даже очень маленький ребенок считает  голову чрезвычайно важной частью тела. Он чувствует, что умелость, ум, взрослые как-то связаны с головой. Поэтому  наделение фигуры маленькой головой  свидетельствует о переживании  своей интеллектуальной неадекватности. Нечеткое изображение головы - показатель застенчивости, робости. Если голова изображена в последнюю очередь, возникает  подозрение в существовании каких-то межличностных конфликтов.

Шея – орган символизирующий  связь между сферой контроля (головой) и сферой влечений (телом). Шея появляется в детских рисунках не сразу. Сначала  ребенок рисует голову, приклеенную  к туловищу, потому что в их жизни  еще не заняло прочного места та функция, которую на рисунке символизирует  шея.

Плечи и их размеры –  признак физический силы и потребности  во власти. Чрезмерно крупные плечи  отражает ощущение большой силы, маленькие  – малоценности, ничтожности, причем не только в физическом плане. Угловатые плечи – свидетельство чрезмерной тревожности.

Туловище – сосредоточение жизненных сил. Угловатое или  квадратное – мужественность; слишком  крупное – наличие неудовлетворительных, остроопазнаваемых потребностей; ненормально маленькое – симптом униженности. Лицо включает глаза, уши, рот и нос. Тщательно выделенное, проработанное лицо свидетельствует о сильной озабоченности своим внешним видом, отношением с друзьями. Подчеркнутый подбородок – потребность в доминировании. Слишком крупный подбородок свидетельствует о стремлении компенсировать ощущаемую слабость, нерешительность.

Уши – орган восприятия критики и вообще любого мнения другого  человека о себе. Уши крупные или  слишком подчеркнутые встречаются на рисунках у детей, склонных к слуховой галлюцинации, особо чувствительных к критике. Маленькие уши или их отсутствие указывает на стремление ребенка не принимать никакой критики, заглушить ее.

Глаза, закрытые или спрятанные, свидетельствует о сильном стремлении избегать неприятных, визуальных воздействий. Большие расширенные глаза - о  тревожности, беспокойстве, потребности  в защите. Лицо с глазами «точечками»  или «щелочками» несет в себе внутренний запрет на плач, выражает потребность  в зависимости.

Рот – символ агрессивности. Особый знак агрессивности – четко  нарисованные зубы. Рот наподобие  клоунского – вынужденная приветливость, неадекватное чувство. Персонаж вообще без рта или со ртом «точечкой» («черточкой») не имеет возможности словесно влиять на других людей. Нос в психоаналитической традиции трактуется как сексуальный символ. Такая трактовка представляется наиболее спорной. Конечности – руки и ноги – появляются на рисунке ребенка достаточно рано в виде палочек или сосисок. Момент, когда ребенок почувствует себя на что-то способным обнаружить в рисунке просто: у человека появляются кисть руки, иногда в виде «варежки», иногда с пальцами, причем пальцев не обязательно 5. Если пальцев больше, чем 5 то ребенок чувствует себя более оснащенным, сильным (если на левой руке – то в сфере семейных отношений, если на правой руке – то за пределами семьи: в саду, во дворе), если меньше – то более слабым чем окружающие.

Анализ особенности нарисованных фигур при проведении методик  «Рисунок семьи», «Рисунок группы»  в целом совпадает с интерпретацией, описанной относительно отдельной  человеческой фигуры. Индивидуальные особенности каждой нарисованной фигуры свидетельствует об отношении ребенка  к конкретным членам группы. Хорошие  эмоциональные отношения с человеком  сопровождаются позитивной концентрацией  на его рисованием, что отражается в большом количестве деталей  тела, декорировании, использовании  разных цветов. И наоборот, негативное отношение к человеку ведет к  большей схематичности его графической  презентации.

Интерпретация процесса рисования, как правило довольно субъективна и в основном опирается на практический опыт специалиста, проводящего тестирование.

Е.А. Панько предприняла попытку исследования микросреды детей школьного возраста посредствам анализа их рисунков. Привлекает детские рисунки для изучения взаимоотношений ребенка с окружающими, она исходила из того, что в своем творчестве школьник отражает окружающую действительность. Отражение реального мира в детском рисунке детерминировано возрастными и индивидуальными особенностями, условиями жизни ребенка, наличием обучения и его качеством.

При анализе Е.А. Панько в рисунках принимала во внимание их содержание, размещение изображенных людей на листе бумаги, использование цвета, краски, цветовой фон, линия, учитывались и словесные дополнения, пояснение испытуемого к рисунку. Для изучения выражения в рисунке ребенка отношения к сверстнику и к самому себе была разработана методика цветового фона. Она основана на значимости выразительности функций цвета для человека и представляет собой модифицированный вариант теста Люшера. Каждому ребенку давали набор разноцветных листов бумаги (серый, синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, черный) и предлагалось сказать, какой цвет из предложенных больше всего нравится. Ответ фиксировался. Затем детям были вновь даны такие же листы бумаги, на любом из которых им предлагалось изобразить в 1серии - себя, во 2 – своего друга, в 3 сверстника, к которому испытуемый проявляет негативное отношение. Е.А. Панько исследовала возрастные группы и выявила, что младшие школьники отдают предпочтение красному фону – дети старшего возраста - отдают синему цвету.

Характерно так же было стремление детей передать свое отношение  к сверстникам с помощью содержания рисунка, линий, аксессуаров. Так, рисуя  сверстников, старшие школьники  изображали их занятыми любыми делами, высоко оцениваемыми взрослыми. Испытуемые изображали обычно своих друзей в  красивой одежде, украшенной орнаментами, рисовали у них в руках или  рядом с ними цветы. Эксперименты Е.А. Панько проведенные с помощью методики «цветного фона» свидетельствуют о наличии дифференцированного отношения школьников к сверстникам и способности передать это отношение в рисунке.

 

3.2 Социометрический  метод

 

Одним из распространенных методов  вскрывающих групповые межличностные  отношения, является социометрический метод, предложенный американским психиатром Дж. Морено. Структура группы, выявленная с помощью этого метода, получила название социометрической структуры. Благодаря быстроте экспериментной процедуры и относительной легкости количественной обработки данных, этот метод широко применяют психологи всего мира при изучении детских групп. Хотя социометрический метод имеет свои преимущества, заключающиеся в быстроте и простоте диагностической процедуры, возможности количественного подхода в изучении трудно выявляемых простым наблюдением избирательных отношений членов группы и получении достаточно надежных и объективных результатов, но его данные, как указывают Я.Л. Коломинский, А.В. Петровский должны быть дополнены результатами изучения взаимоотношений, проявляющихся в деятельности членов группы и их взаимооценках.

Различается параметрическая (ограниченное число выборов) непараметрическая (неограниченное число выборов) социометрия. Обычно по количеству выборов, полученных каждым членом группы, определяется его  положение в социометрической структуре  группы. Существует несколько общеупотребительных  способов обработки результатов  социометрического вопроса: графические  социограммы, табличные социоматрицы, статические и аналитические- вычисления коэффициентов и индексов. Эти способы обработки позволяют получить персональные и групповые социометрические индексы, характеризующие целостную социометрическую конфигурацию выборов в группе.

В исследованиях Г.Е. Ивановой проведено сравнение социометрических выборов сделанных школьниками  в вербальном общении эксперименте и при «выбор в действии». Если в процессе беседы с ребенком по поводу желаемых выборов он не обнаруживал четко выраженного предпочтения к кому-либо из сверстников, то во время реальных выборов оно появилось. Методика эта без последующей соц. обработки использовалась в качестве дополнительного приема в исследовании Т.А. Марковой (выбор сверстника, которому ребенок дарит свой рисунок). Наиболее полно эта методика разработана и применена Я.Л. Коломинским. Из диапазона дошкольного возраста он в основном изучал детей старших и подготовительных к школе групп дет. сада. Он использовал при этом методики «выбор дежурного» и «у кого больше». Т.А. Репина разработала и начиная с 1968г. широко использовала экспериментальную игру «Секрет». В основу ее положен социометрический эксперимент «выбор в действии». Методика заключается в том, что испытуемый по секрету дарит 3 детям из группы в соответствии со своим желанием подарки (прячет в шкафчики), предварительно определив степень их привлекательности. После того, как ребенок раскладывает подарки по шкафчикам, его просят обосновать свой первый выбор и высказать предположение об ожидаемых выборах. В протоколе фиксируется следующее:

1) как ребенок принимает  задачу подарить картинку другим;

2) имена детей, которым  испытуемый отдал свой 1, 2, 3-й выбор.  Через 2 дня в протокол заносится  ответ ребенка на вопрос «Кому  из детей группы ты сделал  подарки, когда играл в игру  «Секрет»». Экспериментальная игра  «Секрет» - это вариант параметрической  социометрии. В основном используется  положительный критерий, но можно  использовать и отрицательный:  «Если бы я дала тебе много  картинок, трем детям из вашей  группы. Кому бы ты не дал картинки?». Я.Л. Коломинский принял следующую школу, укрепив статусные подгруппы:

1) подгруппа (звезды –  6 и более выборов);

2) (принятые и предпочитаемые 3-5 выборов);

Информация о работе Межличностные отношения детей в дошкольном возрасте