Межличностные отношения детей в дошкольном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 10:23, реферат

Краткое описание

Взаимодействие человека как личности с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни.
Межличностные отношения реализуются, проявляются и формируются в общении. Исключительно велика роль общения в формировании личности ребенка. В школьном возрасте у ребенка возникают сложные и разнообразные виды отношений с другими, которые в значительной степени определяют становление его личности. Важно изучить эти отношения, чтобы целенаправленно формировать их, чтобы создать для каждого ребенка в группе благоприятный эмоциональный климат.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 60.42 Кб (Скачать)

Межличностные отношения  в группе можно рассматривать  в статике, в том виде, в каком  они сформировались на данный момент времени, и в динамике, т.е. в процессе развития. В первом случае анализируются  особенности существующей системы  отношений, во втором - законы их преобразования и развития. Эти два подхода  часто соседствуют друг с другом, взаимно дополняют друг друга, и  это характерно, в частности, для  дальнейшего рассмотрения их в учебнике.

Отношения в группах закономерно  изменяются. Сначала, на исходном этапе  группового развития, они бывают относительно безразличными (люди, не знающие или  слабо знающие друг друга, не могут  определенно относиться друг к другу), затем могут становиться конфликтными, а при благоприятных условиях превращаться в коллективистские. Все это обычно происходит за сравнительно короткое время, в течение которого индивиды, составляющие группу, не могут измениться как личности. Как согласовать сложную динамику и ситуативную изменчивость внутригрупповых отношений с относительной личностной устойчивостью?

Это можно сделать, предположив  зависимость межличностных отношений  не только от включенных в них людей, но также и от социальных ситуаций, в которых эти отношения формируются  и развиваются, т.е. встав на позиции  интеракционизма в интерпретации поведения и отношений личности. Согласно интеракционистской теории личность, будучи внутренне относительно устойчивой в своих базовых свойствах, внешне может проявлять себя по-разному в зависимости от складывающихся обстоятельств.

У каждого человека есть свои положительные и отрицательные  черты, свои особые достоинства и  недостатки. То, какой стороной, положительной  или отрицательной, он выступает  во взаимоотношениях с людьми, зависит  от этих людей и социального окружения, от особенностей группы, в которую  он включен в данный момент времени. Иначе говоря, поведение человека в группе определено не только личностью, но и особенностями группы.

Замечена такая закономерность: чем ближе по уровню своего развития группа находится к коллективу, тем  более благоприятные условия  она создает для проявления лучших сторон в личности и торможения того, что в ней есть худшего. И напротив, чем дальше группа по уровню своего развития отстоит от коллектива и  чем ближе она находится к  корпорации (так называют группу, в  которой складываются отношения, противоположные  коллективистским), тем большие возможности  она предоставляет для проявления в системе взаимоотношений худших сторон личности с одновременным  торможением лучших личностных устремлений.

Глава 2. Взаимодействие как вид межличностных отношений

 

2.1 Межличностное  взаимодействие и его типы

 

В современной психологии общение часто рассматривается  как синоним понятия взаимодействие, которое используется для характеристики всего многообразия природных и социальных явлении. Взаимодействие определяется как “процесс непосредственного или опосредованного воздействия субъектов друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность”.

По выражению В.А. Петровского, “в процессе осуществления деятельности человек объективно вступает в определенную систему взаимосвязей с другими  людьми”. Таким образом, содержанием  любого взаимодействия является связь, обмен (действиями, предметами, информацией  и т.д.) и взаимное влияние.

Межличностное взаимодействие - это реально функционирующая  связь субъектов, обладающих сознанием  и целенаправленной активностью, которая  характеризуется их взаимной зависимостью. Понятие “межличностное взаимодействие” объединяет такие частные понятия, как “взаимопонимание”, “взаимопомощь” (“взаимное содействие”), “сопереживание”, “взаимное влияние”. Эти составляющие имеют свою противоположность: “взаимное непонимание”, “противодействие” или “отсутствие действия”, “отсутствие сопереживания, сочувствия, взаимного влияния”.

Общение - это процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый их потребностями в  совместной деятельности. Общение объективно порождается совместной жизнедеятельностью людей в системах их внешних отношений  с социальной средой и внутри групповых  межличностных отношении. Социальные отношения - безличностные - проявляются в общении людей не как личностей, а как представителей социальных классов, экономических структур, иерархических формальных организаций и т. п. Межличностные отношения строятся на основе деловых и эмоциональных оценок, а также предпочтений людьми друг друга.

Таким образом, отношения между людьми, как безличностные, так и межличностные, всегда оплетены в общение и могут быть реализованы только в нем. Вне общения немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ объединения индивидов и вместе с тем как способ их развития в личностном и профессиональном планах. Отсюда вытекает существование общения и как реальности общественных отношении, и как реальности отношений межличностных. Общение с необходимостью осуществляется при самых разнообразных человеческих отношениях, т.е. имеет место как при положительных, так и при отрицательных социальных и межличностных отношениях.

Межличностное взаимодействие предполагает партнеров, что, в свою очередь, и определяет характер межличностных  отношений. Совместимость как удовлетворенность  партнеров друг другом и сработанность, проявляющаяся в успешности выполнения совместных задач, свидетельствуют  о наличии реального межличностного контакта. Контакт считают промежуточной  формой взаимодействия, посредством  которой оно может перейти  или не перейти в общение.

Общение - это не только обмен  информацией, знаками, но и организация  совместных действий. Оно всегда предполагает достижение некоторого результата. Таким  результатом обычно является изменение  поведения и деятельности других людей. Представьте, что несколько  учеников решили подготовить стенгазету. Кто-то пишет заголовки, кто-то подбирает  рисунки, кто-то сочиняет тексты. Здесь  общение выступает как межличностное  взаимодействие, т. е. как совокупность связей и взаимовлияний людей, складывающихся в их совместной деятельности.

Наблюдая процесс общения, можно выделить целый ряд причин или, как говорят психологи, мотивов, побуждающих человека взаимодействовать  с окружающими. Чаще всего люди объединяются ради улучшения, облегчения или повышения  эффективности совместной деятельности.

Взаимодействуя с окружающими  по разным поводам, мы выбираем, как  правило, формы поведения, соответствующие  ситуации. Чаще всего встречаются  следующие типы поведения по отношению  к партнерам по взаимодействию.

Сотрудничество - партнеры по взаимодействию помогают, содействуют  друг другу, активно способствуют достижению общих целей.

Противоборство - партнеры противодействуют, мешают друг другу и препятствуют достижению индивидуальных целей каждого.

Уклонение от взаимодействия наблюдается тогда, когда партнеры сознательно стараются избегать его.

Возможно также однонаправленное содействие, когда один из участников взаимодействия способствует достижению индивидуальных целей другого, а  второй уклоняется от взаимодействия с ним. Учитель, стремясь подтянуть  отстающего школьника, может столкнуться  с тем, что тот все время  находит какие-то причины, чтобы  не прийти на занятия: то опоздал, то приболел и т. д.

Еще один тип взаимодействия получил название “контрастное взаимодействие”. С ним мы сталкиваемся, когда врач хочет нам помочь и назначает  прием лекарств, а мы вместо того, чтобы выпить это лекарство, прячем или, еще хуже, выбрасываем его. Таким  образом, получается противоречие - один из участников старается содействовать  другому, а второй активно ему  противодействует. Иногда встречается  компромиссное взаимодействие, когда  оба партнера проявляют отдельные  элементы как содействия, так и противодействия.

Человеческое взаимодействие очень разнообразно. Поэтому ученые стремятся как-то упорядочить многообразные  типы взаимодействия, создать целостную  картину, моделирующую богатство общения. Наиболее распространенным оказалось  дихотомическое деление: кооперация и  конкуренция, согласие и конфликт, приспособление и оппозиция. Выделение полярных типов взаимодействия хотя и предполагает наличие промежуточных типов, но дает несколько упрощенную картину  человеческого общения. Для решения  задач исследований психологи конкретизируют более общие типы взаимодействия, выделяя в них простые виды взаимодействий, которые затем могут  быть использованы в качестве единиц наблюдения.

Ученый исходил из того, что любое взаимодействие может  быть описано с помощью четырех  областей, фиксирующих ее проявления в области позитивных эмоций, негативных эмоций, постановки проблем и решения  этих проблем. В каждой из этих областей им выделялись три типа поведения. Например, в первой области он отмечал солидарность, снятие напряжения, согласие (см. табл. 1).

 

Таблица 1 - Основные области  взаимодействия и соответствующие  поведенческие проявления (по Р. Бейлзу)

Области взаимодействия

Основные поведенческие  проявления

Позитивные эмоции

Выражение солидарности.

Снятие напряжения.

Выражение согласия

Решение проблем

Предложения, указания.

Выражение мнений.

Выдача ориентаций

Постановка проблем

Просьбы об информации.

Просьбы высказать  мнение.

Просьбы об указаниях

Негативные эмоции

Выражение несогласия.

Создание напряжённости.

Демонстрация антагонизма


 

Несмотря на целостность, система не лишена недостатков. Сюда относят недооценку содержательных моментов взаимодействия (по поводу чего происходит взаимодействие). Подобная система категорий фиксирует  лишь форму взаимодействии.

 

2.2 Влияние социальных  норм на взаимодействие в группе

 

Чтобы общаться с другими  людьми, человек должен придерживаться каких-то правил взаимоотношений, иметь  представление о правильном и  неправильном поведении, о том, как  проявлять и сдерживать себя. При  отсутствии подобных представлений  нельзя добиться согласованных действий. Такие общие представления, регулирующие поведение людей, вырабатываются в  обществе и называются социальными  нормами. О существовании и принятии норм поведения свидетельствует  сходное реагирование окружающих людей  на поступок кого-либо, отличающийся от поведения всех остальных. Поэтому  групповая (или социальная) норма - это  правило, стандарт поведения в обществе, регулятор отношений. Диапазон социальных норм чрезвычайно широк: от образцов поведения, отвечающего требованиям  трудовой дисциплины, воинского долга, патриотизма, до правил вежливости.

Важным показателем, связанным  с эффективностью взаимодействия, является содержание норм. Принятые в группе нормы усваиваются всеми членами  группы и как бы “изнутри” регулируют поведение каждого, служат средством  оценки тех или иных возможностей и способов действия отдельных участников и группы в целом. Если на уроке  ученик вдруг решит запеть или  попрыгать вместо того, чтобы как  все решать задачу, учитель может  удалить его из класса. Значительное влияние групповых норм объясняется  тем, что только при их выполнении человек может рассчитывать на принадлежность к группе, ее признание, поддержку.

Нормы - это целая система ожидаемых  способов поведения, которым члены  общества следуют более или менее  точно. Нормы могут существовать очень долго. Такую норму, как  мытье рук до и после еды, выработали очень давно. Однако если условия  жизни людей меняются и норма становится бесполезной или начинает мешать, то от нее могут отказаться.

С точки зрения разных групп  людей нормы могут быть положительными или отрицательными. К положительным обычно относятся нормы, способствующие развитию группы. Это нормы, поддерживающие ее цели и задачи, регулируют поведение, направленное на достижение этих целей. Разумеется, что такие нормы положительно влияют на успешность групповой деятельности. Примерами таких норм в школе являются подготовка к урокам, тишина на занятиях, помощь отстающим и пр. К отрицательным нормам относятся те, которые мешают нормальному процессу учебы; прогулы контрольных, списывание, подсказки и прочие нарушения дисциплины, которые некоторые ребята оценивают как свое геройство.

Нормы могут быть разного  уровня проявления. Существуют общественные нормы, принятые во всем мире, каковой  является, например, защита детства. Есть нормы более узкие, проявляемые  только в одной стране или городе, даже в одной школе. Могут быть нормы, принятые в небольшой группе ребят, которые, скажем, решили обязательно  ходить на футбол в одинаковой форме  любимого спортивного клуба. И если кто-то не надел майку соответствующего цвета, то все ребята будут проявлять  своё недовольство, показывая, что он нарушил общие правила.

Каждая норма имеет  свои предпосылки и предполагает наличие определенных условий. Скажем, мы знаем, что старшим надо уступать место в транспорте. Однако если автобус пустой, то условий для  проявления этой нормы нет. Нормы  проявляются в тех действиях  и ситуациях, которые имеют некоторую  значимость для окружающих.

Нормы могут быть писаными и неписаными. Например, все знают, что подсказывать нельзя или что плохо обливать соседского мальчика водой с балкона. Но об этом нигде не написано. Эти нормы передаются друг другу в замечаниях, которые делают более старшие люди

Нормы могут быть общими для  всех, безотносительно к личности человека, а могут быть особыми, относящимися лишь к ограниченному кругу людей, занимающих ту или иную должность, или  предписываемыми профессиональными  правилами поведения. В библиотеке, как известно, все должны соблюдать  тишину, но, кроме того, у работников библиотеки и у читателей есть свои особые нормы и правила.

Мы можем также различать  нормы по степени их принятия: некоторые  нормы одобряются почти всеми  людьми, тогда как другие находят  поддержку лишь у незначительного  меньшинства. Поэтому если поздравлять  друг друга с Новым годом принято  во всем мире, то поздравлять с Днем учителя или Днем железнодорожника будут лишь тех, кто имеет отношение к этим профессиям.

Информация о работе Межличностные отношения детей в дошкольном возрасте