Развитие творческого воображения у детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 23:46, доклад

Краткое описание

Творчество – одна из содержательных форм психической активности детей, которую можно рассматривать как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни, как необходимый резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активного творческого отношения к действительности

Файлы: 1 файл

доклад 2.docx

— 20.51 Кб (Скачать)

РАЗВИТИЕ  ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЕ У ДЕТЕЙ.

Творчество – одна из содержательных форм психической активности детей, которую можно рассматривать как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни, как необходимый резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активного творческого отношения к действительности. Именно творческая деятельность, по мнению Л.С. Выгодского, делает человека существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим. На протяжении всего дошкольного возраста развиваются творческие способности детей. Они непосредственно связаны с психическими процессами, особенно с воображением. Воображение является неотъемлемым компонентом полноценного развития ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определение сущности механизмов воображения. Проблема развития воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является, неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведение в целом.

Все необходимые  качества воображения (широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность) возникают не спонтанно, а при  условии систематического влияния  со стороны взрослых. У детей воображение  развивается особенно интенсивно в возрасте от 5 до 12 лет. Этот период ученые называют сензитивным, т. е. наиболее благоприятным для развития образного мышления и воображения. Воображение у детей этого возраста уже соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Деятельность детей приобретает осознанный, целенаправленный характер.

          Творческое  воображение детей проявляется  в сюжетно- ролевых играх.

К концу  дошкольного детства воображение  у детей представлено в двух основных формах:

    1) Произвольное, самостоятельное порождение ребёнком какой- либо идеи;

    2) Возникновение  воображаемого плана её реализации.

          Воображение у дошкольников выполняет  несколько функций:

Познавательная  функция позволяет ребёнку лучше узнать окружающий мир, легче решать поставленные перед ним задачи.                                         Аффективно-защитная функция воображения обеспечивает защиту ранимой души ребёнка от чрезмерных переживаний и травм 

       Что такое воображение? Воображение — это присущая только человеку, возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.

Высший уровень развития воображения проявляется в творчестве. Творческое воображение - это создание совершенно нового, оригинального образа, не существовавшего до сих пор.

Существует  несколько видов  воображения.

 Одним из наиболее известных приемов творческого воображения является агглютинация (от греч. "склеивание"). С помощью этого приема созданы сказочные и мифологические персонажи русалки ,кентавр, избушки на курьих ножках. Другой прием творческого воображения - гиперболизация. Это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. Примером могут служить следующие сказочные персонажи: Карлик Нос, Гуливер подчеркивание какой-то части предмета, образа, что делает его непропорциональным. Акцентирование позволяет выделить самое существенное в данном конкретном образе. Третий известный способ создания образов фантазии — схематизация. В этом случае отдельные представления сливаются, различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываются основные черты сходства. Четвертым способом является - типизация. Для него характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных отношениях фактах и воплощении их в конкретном образе. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача, инженера .   Пятый способ — акцентирование –это создаваемы  образ, какая-то часть, деталь выделяется, особо и подчеркивается. Классическим примером является шарж, карикатура.   
         Дети, не знающие названий приемов творческого воображения,при этом активно их  используют , придумывая персонажей для своих рисунков, сказок, стишков. Учатся они этим приемам из художественных произведений, с которыми их знакомят взрослые,  в развивающих играх. Действуя с реальными предметами, малыш начинает придумывать нереальную ситуацию. Например, ребенок скачет верхом на палочке - в этот момент он всадник, а палка - лошадь. Причем важно, что ребенок не может вообразить лошадь при отсутствии предмета, пригодного для скаканья, и не может мысленно преобразовать лошадь в палку, если не действует с ней.

    У младшего дошкольника воображение запускается непроизвольно, ребенок   не ставит цели что-то придумать, не управляет возникающими образами, воображение компенсирует недостаток жизненного опыта и практического мышления имплантированием описаний, поэтому он легко верит в то, что наряженный актер — это настоящий Дед Мороз или Баба Яга. Произвольное воображение проявляется в старшем дошкольном возрасте в процессе лепки, рисования, конструирования,  дети сначала придумывают то, что они хотят сделать, а затем приступают к изготовлению, находя для этого нужные материалы. Старший дошкольный и младший школьный возраст характеризуются активизацией функции воображения. Начинают формироваться  другие особенности памяти. Запоминание в этом возрасте носит в основном непроизвольный характер Но уже в возрасте 6 – 7 лет начинает формироваться произвольная память. Следует также отметить, что в возрасте 5 – 7лет преобладает наглядно- образная память.

      Приемы развития воображения разнообразны. Так, еще Леонардо да Винчи советовал для этой цели разглядывать облака, трещины стен, пятна и находить в них сходство с предметами окружающего мира. Ценные рекомендации по развитию детского воображения дает известный итальянский писатель Джанни Родари в книге "Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй". В частности, он предлагает развивать словесное творчество ребенка через предъявление ему пар слов для придумывания историй, соседство которых было бы необычным.   
Подростковый возраст отличается переходом от детского восприятия окружающей действительности к взрослому. Его воображение принимает более критические формы. Он уже не верит в сказочные чудеса. Воображение принимает форму мечты как позитивной жизненной перспективы. Подросток с помощью воображения строит планы своего будущего, "проигрывает” в своем воображении различные социальные и нравственные ситуации, как бы тренируясь перед сложной взрослой жизнью. Творческое воображение в этот период нередко выступает во взрослой форме вдохновения

Психологические исследования убедительно доказывают, что именно воображение выходит на первое место и характеризует всю умственную деятельность ребенка. В частности, именно такой точки зрения придерживался Л. С. Выготский. Воображение обеспечивает следующую деятельность ребенка:

     1) построение образа конечного результата его деятельности;  
     2) создание программы поведения в ситуации неопределенности;  
     3)создании образов, заменяющих деятельность;  
     4)   создание образов описываемых объектов.

Все эти  функции невозможно выполнить без  активизации, наряду с воображением, мышления и памяти. Отечественный  психолог В. Н. Брушлинский считал, что воображение — одна из форм мышления. Развитие воображения проходит две фазы и очень тесно связано с развитием рассудочной деятельностью.

Принципы развития творческого воображения у детей  
1) Прежде чем приступить к развитию у детей творческой деятельности, следует сформировать у них необходимые для этого речевые и мыслительные процессы максимально реализовать их. 
2). Новые понятия должны вводиться только в знакомом содержании,                      3) Содержание развивающих техник должно ориентироваться на личность ребенка и его взаимодействие с другими детьми.                                                               4). В центре внимания должно быть овладение смыслом понятия, а не правилами грамматики.  
5) Следует учить ребенка искать решение, учитывая, прежде всего возможные последствия, а не абсолютные достоинства.                                              6.) Стимулировать детей к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы.

     Из выше сказанного можно сделать следующий вывод: используя богатство эмоциональных состояний ребенка, можно успешно развивать его воображение и, наоборот, целенаправленно организуя его фантазия, можно формировать у ребенка культуру чувств. Любая эмоция имеет внешнее выражение. Малыш уже имеет свое представление о внешних признаках того или иного чувства. Именно правильно распознать состояние ребенка по выраженности чувств позволяет ему лучше ориентироваться в окружающей обстановке, способствует развитию воображения.

Информация о работе Развитие творческого воображения у детей