Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 23:46, доклад
Творчество – одна из содержательных форм психической активности детей, которую можно рассматривать как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни, как необходимый резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активного творческого отношения к действительности
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЕ У ДЕТЕЙ.
Творчество – одна из содержательных форм психической активности детей, которую можно рассматривать как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни, как необходимый резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активного творческого отношения к действительности. Именно творческая деятельность, по мнению Л.С. Выгодского, делает человека существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим. На протяжении всего дошкольного возраста развиваются творческие способности детей. Они непосредственно связаны с психическими процессами, особенно с воображением. Воображение является неотъемлемым компонентом полноценного развития ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определение сущности механизмов воображения. Проблема развития воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является, неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведение в целом.
Все необходимые качества воображения (широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность) возникают не спонтанно, а при условии систематического влияния со стороны взрослых. У детей воображение развивается особенно интенсивно в возрасте от 5 до 12 лет. Этот период ученые называют сензитивным, т. е. наиболее благоприятным для развития образного мышления и воображения. Воображение у детей этого возраста уже соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Деятельность детей приобретает осознанный, целенаправленный характер.
Творческое воображение детей проявляется в сюжетно- ролевых играх.
К концу
дошкольного детства
1) Произвольное,
самостоятельное порождение
2) Возникновение
воображаемого плана её
Воображение у дошкольников выполняет несколько функций:
Познавательная
функция позволяет ребёнку лучше
узнать окружающий мир, легче решать поставленные
перед ним задачи.
Что такое воображение? Воображение — это присущая только человеку, возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.
Высший уровень развития воображения проявляется в творчестве. Творческое воображение - это создание совершенно нового, оригинального образа, не существовавшего до сих пор.
Существует несколько видов воображения.
Одним
из наиболее известных приемов творческого
воображения является агглютинация
(от греч. "склеивание"). С помощью
этого приема созданы сказочные и мифологические
персонажи русалки ,кентавр, избушки на
курьих ножках. Другой прием творческого
воображения - гиперболизация. Это
парадоксальное увеличение или уменьшение
предмета или отдельных его частей. Примером
могут служить следующие сказочные персонажи:
Карлик Нос, Гуливер подчеркивание какой-то
части предмета, образа, что делает его
непропорциональным. Акцентирование позволяет
выделить самое существенное в данном
конкретном образе. Третий
известный способ создания образов фантазии
— схематизация. В этом случае отдельные
представления сливаются, различия сглаживаются.
Отчетливо прорабатываются основные черты
сходства. Четвертым способом
является - типизация. Для него характерно
выделение существенного, повторяющегося
в однородных отношениях фактах и воплощении
их в конкретном образе. Например, существуют
профессиональные образы рабочего, врача,
инженера .
Пятый способ — акцентирование
–это создаваемы образ, какая-то
часть, деталь выделяется, особо и подчеркивается.
Классическим примером является шарж,
карикатура.
Дети, не знающие
названий приемов творческого воображения,при
этом активно их используют , придумывая
персонажей для своих рисунков, сказок,
стишков. Учатся они этим приемам из художественных
произведений, с которыми их знакомят
взрослые, в развивающих играх. Действуя
с реальными предметами, малыш начинает
придумывать нереальную ситуацию. Например,
ребенок скачет верхом на палочке - в этот
момент он всадник, а палка - лошадь. Причем
важно, что ребенок не может вообразить
лошадь при отсутствии предмета, пригодного
для скаканья, и не может мысленно преобразовать
лошадь в палку, если не действует с ней.
У младшего дошкольника воображение запускается непроизвольно, ребенок не ставит цели что-то придумать, не управляет возникающими образами, воображение компенсирует недостаток жизненного опыта и практического мышления имплантированием описаний, поэтому он легко верит в то, что наряженный актер — это настоящий Дед Мороз или Баба Яга. Произвольное воображение проявляется в старшем дошкольном возрасте в процессе лепки, рисования, конструирования, дети сначала придумывают то, что они хотят сделать, а затем приступают к изготовлению, находя для этого нужные материалы. Старший дошкольный и младший школьный возраст характеризуются активизацией функции воображения. Начинают формироваться другие особенности памяти. Запоминание в этом возрасте носит в основном непроизвольный характер Но уже в возрасте 6 – 7 лет начинает формироваться произвольная память. Следует также отметить, что в возрасте 5 – 7лет преобладает наглядно- образная память.
Приемы развития воображения разнообразны.
Так, еще Леонардо да Винчи советовал для
этой цели разглядывать облака, трещины
стен, пятна и находить в них сходство
с предметами окружающего мира. Ценные
рекомендации по развитию детского воображения
дает известный итальянский писатель
Джанни Родари в книге "Грамматика фантазии.
Введение в искусство придумывания историй".
В частности, он предлагает развивать
словесное творчество ребенка через предъявление
ему пар слов для придумывания историй,
соседство которых было бы необычным.
Подростковый возраст отличается переходом
от детского восприятия окружающей действительности
к взрослому. Его воображение принимает
более критические формы. Он уже не верит
в сказочные чудеса. Воображение принимает
форму мечты как позитивной жизненной
перспективы. Подросток с помощью воображения
строит планы своего будущего, "проигрывает”
в своем воображении различные социальные
и нравственные ситуации, как бы тренируясь
перед сложной взрослой жизнью. Творческое
воображение в этот период нередко выступает
во взрослой форме вдохновения
Психологические исследования убедительно доказывают, что именно воображение выходит на первое место и характеризует всю умственную деятельность ребенка. В частности, именно такой точки зрения придерживался Л. С. Выготский. Воображение обеспечивает следующую деятельность ребенка:
1) построение образа конечного результата
его деятельности;
2) создание программы поведения
в ситуации неопределенности;
3)создании образов, заменяющих
деятельность;
4) создание образов
описываемых объектов.
Все эти функции невозможно выполнить без активизации, наряду с воображением, мышления и памяти. Отечественный психолог В. Н. Брушлинский считал, что воображение — одна из форм мышления. Развитие воображения проходит две фазы и очень тесно связано с развитием рассудочной деятельностью.
Принципы
развития творческого
воображения у детей
1) Прежде чем приступить к развитию у
детей творческой деятельности, следует
сформировать у них необходимые для этого
речевые и мыслительные процессы максимально
реализовать их.
2). Новые понятия должны вводиться только
в знакомом содержании,
5) Следует учить ребенка искать решение,
учитывая, прежде всего возможные последствия,
а не абсолютные достоинства.
Из выше сказанного можно сделать следующий вывод: используя богатство эмоциональных состояний ребенка, можно успешно развивать его воображение и, наоборот, целенаправленно организуя его фантазия, можно формировать у ребенка культуру чувств. Любая эмоция имеет внешнее выражение. Малыш уже имеет свое представление о внешних признаках того или иного чувства. Именно правильно распознать состояние ребенка по выраженности чувств позволяет ему лучше ориентироваться в окружающей обстановке, способствует развитию воображения.
Информация о работе Развитие творческого воображения у детей