Развития памяти детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 12:08, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблемы и темы исследования.
Память представляет собой форму психического отражения прошлого опыта во всем его многообразии. Она лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Память связывает прошлое, настоящее и будущее человека, обеспечивая единство его психики и придавая ей индивидуальность. Память включается во все виды и уровни деятельности, поскольку действуя человек опирается на собственный и исторический опыт. Особое место память занимает в системе познавательных процессов, объединяя восприятие, воображение и мышление в единую систему, направленную на познание окружающей действительности.[9, стр138]

Оглавление

1.1Характеристика памяти как психического процесса……………………………………6
1.2.Особенности развития памяти детей старшего дошкольного возраста………………12
1.3.Характерстика методов и приемов развития памяти детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………………….15
Глава II:Проектирование деятельности педагога-психолога по развитию памяти старших дошкольников
2.1.Изучение начального уровня развития памяти детей старшего дошкольного
Возраста………………………………………………………………………………………..19
2.2.Психолого-педагогический проект по развитию памяти детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………………………2

Файлы: 1 файл

1 я курсовая.docx

— 73.85 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

Глава I: Теоретические основы развития памяти старших дошкольников.

1.1Характеристика памяти  как психического процесса……………………………………6

1.2.Особенности развития памяти детей старшего дошкольного возраста………………12

1.3.Характерстика методов и приемов развития памяти детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………………….15

Глава II:Проектирование деятельности педагога-психолога по развитию памяти старших дошкольников

2.1.Изучение  начального уровня развития памяти детей старшего дошкольного

Возраста………………………………………………………………………………………..19

2.2.Психолого-педагогический  проект по развитию памяти  детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………………………26

Заключение…………………………………………………………………………………….33

Список литературы……………………………………………………………………………35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  проблемы и темы исследования.

 Память представляет собой форму психического отражения прошлого опыта во всем его многообразии. Она лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Память связывает прошлое, настоящее и будущее человека, обеспечивая единство его психики и придавая ей индивидуальность. Память включается во все виды и уровни деятельности, поскольку действуя человек опирается на собственный и исторический опыт. Особое место память занимает в системе познавательных процессов, объединяя восприятие, воображение и мышление в единую систему, направленную на познание окружающей действительности.[9, стр138]

Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет) является прямым продолжением раннего  возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.[5,стр 150]

 Дошкольному возрасту принадлежит важная роль в общем развитии памяти человека. Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти, - писал С.У. Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом В отечественной психологии процесс памяти связывали с жизнью и активностью ребёнка, с его сознанием, рассудочной деятельностью, с особенностями его личности. Такой подход к изучению вопросов детской памяти прослеживается и в работах К.Д. Ушинского. Формулируя исходные позиции в проблеме памяти, он старался подчеркнуть, что запоминание есть процесс образования ассоциаций, но в его понимании ассоциации – это не только ассоциации по смежности (по единству места, время и т.д.), но и рассудочные ассоциации, ассоциации «по сердечному чувству» и особые ассоциации развития.

Вопрос о развитии памяти породил большие споры в психологии. При всей кажущейся очевидности  и несомненной актуальности вопроса, теоретические положения учения о развитии памяти детей дошкольного  возраста, не имеют классического  однообразия. Л.С. Выготский показывал, что ни по одной теме современной психологии нет столько споров, сколько их имеется в теориях, объясняющих проблему развития памяти.

У ребенка дошкольного  возраста еще не полностью сформировалась память, ее типы и особенности. Актуальность темы, выбранной для исследования, представляется очевидной в условиях нарастающего информационного бума, разработки и внедрения различных  развивающих программ, определенной умственной акселерацией современных  детей.

Проблемой изучения и развития памяти дошкольников занимались такие  ученые как Эльконин Д.Б., Обухова  Л.Ф., Мухина В.С, Люблинская А.А., Шаграева О.А., Лурия А. Р., Марцинковская Т. Д. Несмотря на существенные достижения отечественных и зарубежных  исследователей в области интеллектуальной сферы, необходимо отметить ряд необходимых вопросов, которые требуют дальнейшей теоретической и экспериментальной проработки: недостаточно изучены индивидуальное развитие памяти, остается открытым вопрос об особенностях памяти детей дошкольного возраста.

Поэтому, возникли противоречия, между необходимостью развивать память детей старшего дошкольного возраста и их потенциальными возможностями; между потребностью развития  памяти в дошкольном периоде и несовершенством системы педагогического воздействия в данном направлении. Выделенные противоречия указывают на проблему: поиск системы по развитию памяти детей дошкольного возраста, используя различные методы и приемы.

Объект  исследования: память детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: методы и приемы развития памяти детей старшего дошкольного возраста.

Цель  исследования: выявить и дать теоретическое обоснование методам и приемам развития памяти детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза Предполагаем, что уровень развития памяти старших дошкольников будет повышаться, если:

-использовать в работе  с детьми старшего дошкольного  возраста игровые, практические  и наглядные методы

-выбор методов и средств  будет обусловлен возрастными  особенностями и возможностями  детей младшего дошкольного возраста.

- разработана и внедрена  программа деятельности педагога - психолога с детьми данной  категории.

Задачи  исследования:

1.На основе изучения  и анализа психолого-педагогической  литературы выявить особенности  развития памяти детей старшего  дошкольного возраста.

2.Описать методы и приемы  развития памяти детей старшего  дошкольного возраста.

3.Изучить уровень развития  памяти детей старшего дошкольного  возраста.

4.  разработать комплекс  упражнений.

Методы  исследования:

• анализ научной литературы;

• анализ продуктов деятельности;

• количественный и качественный анализ полученных данных;

• наблюдение;

• тестирование;

• беседа;

• опрос.

База  исследования:   Муниципальное бюджетное образовательное учреждение   детский сад комбинированного  вида №12 «Белочка» с корпусом №2 «Соболёк» города  Невьянска Свердловской обл.  Приняло участие 10 детей   в возрасте 6-7 лет.

Практическая  значимость исследования: заключается в том, что разработанный нами психолого-педагогический проект может быть использован педагогом-психологом для развития памяти детей старшего дошкольного возраста.

 

 

Глава I: Теоретические  основы развития памяти старших дошкольников.

1.1Характеристика  памяти как познавательного процесса.

        Память - это основа психической жизни, основа нашего сознания. Любая простая или сложная деятельность основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти. Информация от наших органов чувств была бы бесполезной, если бы память не сохраняла связи между отдельными фактами и событиями. Осуществляя связь между прошлыми состояниями психики, настоящими и процессами подготовки будущих состояний, память сообщает связность и устойчивость жизненному опыту человека, обеспечивает непрерывность существования человеческого "Я" и выступает, таким образом, в качестве одной из предпосылок формирования индивидуальности и личности.

В XX веке было создано несколько  десятков различных теорий памяти –  психологических, физиологических, биологических, химических, кибернетических. Однако в  настоящее время нет ни одной  единой, признаваемой всеми теории памяти.

Память - процессы организации  и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование  в деятельности или возвращение  в сферу сознания. Память связывает  прошлое субъекта с его настоящим  и будущим и является важнейшей  познавательной функцией, лежащей в  основе развития и обучения.[10,стр 100]

Память – когнитивный  процесс, выполняющий функции запоминания, забывания, сохранения и воспроизведения  материала. Память лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Виды памяти принято выделять по разным основаниям. По содержанию запоминаемого  материала – образная, эмоциональная, двигательная, словесная. В зависимости  от способа запоминания – логическая и механическая. По длительности сохранения материала память может быть долговременной и кратковременной. В зависимости  от наличия сознательно поставленной цели запомнить – непроизвольной и произвольной.

В основе памяти лежит свойство нервной ткани изменяться под  влиянием действия раздражителей, сохранять  в себе следы нервного возбуждения. Под следами в данном случае понимают определенные электрохимические и  биохимические изменения в нейронах. Эти следы могут при определенных условиях оживляться, т.е. в них возникает  процесс возбуждения при отсутствии раздражителя, вызвавшего указанные изменения.[10, c. 103]

Механизмы памяти можно рассматривать  на различном уровне, с различных  точек зрения. Если исходить из психологического понятия ассоциации, то физиологический  механизм их образования - временные  нервные связи. Движение нервных  процессов в коре оставляет след, проторяются новые нервные пути, т.е. изменения в нейронах приводят к тому, что облегчается распространение  нервных процессов именно в этом направлении. Таким образом, образование  и сохранение временных связей, их угасание и оживление представляют собой физиологическую основу ассоциаций.[10, c. 105]

 Особое значение, которое  с древних времен придавалось  памяти, можно усмотреть в том,  что в древнегреческой мифологии  именно богиня памяти - Мнемосина, слыла матерью муз, покровительницей ремесел и наук. Долгое время проблема памяти разрабатывалась главным образом философией в тесной связи с общей проблемой знания. Первую развернутую концепцию памяти дал Аристотель в специальном трактате "О памяти и воспоминании". Собственно память свойственна и человеку и животному, воспоминание же - только человеку, оно есть "как бы своеобразное отыскивание" образов и "бывает только у тех, кто способен размышлять", ибо "тот, кто вспоминает, делает вывод, что прежде он уже видел, слышал, или испытал нечто в таком же роде". Аристотелем были сформулированы правила для успешного воспоминания, впоследствии вновь "открытые" в качестве основных законов, ассоциаций.

Основу памяти составляет генетически обусловленная способность  запечатлевать информацию, другими  словами, природная пластичность нервно-мозговой ткани ("мнема"). Основа памяти называется природной памятью.[10, c. 106]

Выделяют три вида памяти:

1. Наглядно-образная память, которая помогает хорошо запоминать  лица, звуки, цвет, форму предмета  и т.д. 

2. Словесно-логическая память, при которой запоминается информация  на слух.

3. Эмоциональная память, при которой запоминаются пережитые  чувства, эмоции и события.

Формы проявления памяти чрезвычайно  многообразны. Объясняется это тем, что память обслуживает все виды многообразной деятельности человека.

В основу видовой классификации  памяти положены три основных критерия: 1) объект запоминания, т.е. то, что запоминается, Это предметы и явления, мысли, движения, чувства. Соответственно этому различают такие виды памяти, как образная, словесно-логическая, двигательная и эмоциональная; 2) степень волевой регуляции памяти. С этой точки зрения различают произвольную и непроизвольную память; 3) длительность сохранения в памяти. В данном случае имеют в виду кратковременную, долговременную и оперативную память.[11, стр123.]

Таким образом, мы видим, что  все виды памяти различают в зависимости  от того, что запоминается и насколько  долго помнится.

Образная память - это  память на представления, на картины  природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Если зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизненной ориентировке всех нормальных людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память в  известном смысле можно назвать  профессиональными видами: как и  соответствующие ощущения, эти виды памяти особенно интенсивно развиваются  в связи со специфическими условиями  деятельности.

Содержанием словесно-логической памяти являются наши мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно - логической. В словесно-логической памяти главная роль принадлежит  второй сигнальной системе. Этот вид  памяти является специфически человеческим видом, в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые  в своих простейших формах свойственны  и животным. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становиться ведущей по отношению  к ним, и от ее развития зависит  развитие всех других видов памяти. Она играет ведущую роль в усвоении знаний в процессе обучения.[11, c. 48]

Двигательная память это  запоминание, сохранение и воспроизведение  различных движений и их систем. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных  практических и трудовых навыков, ровно как и навыков ходьбы, письма и т.д. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться сначала, осуществлять те или иные действия.

Информация о работе Развития памяти детей старшего дошкольного возраста