Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 12:08, курсовая работа
Актуальность проблемы и темы исследования.
Память представляет собой форму психического отражения прошлого опыта во всем его многообразии. Она лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Память связывает прошлое, настоящее и будущее человека, обеспечивая единство его психики и придавая ей индивидуальность. Память включается во все виды и уровни деятельности, поскольку действуя человек опирается на собственный и исторический опыт. Особое место память занимает в системе познавательных процессов, объединяя восприятие, воображение и мышление в единую систему, направленную на познание окружающей действительности.[9, стр138]
1.1Характеристика памяти как психического процесса……………………………………6
1.2.Особенности развития памяти детей старшего дошкольного возраста………………12
1.3.Характерстика методов и приемов развития памяти детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………………….15
Глава II:Проектирование деятельности педагога-психолога по развитию памяти старших дошкольников
2.1.Изучение начального уровня развития памяти детей старшего дошкольного
Возраста………………………………………………………………………………………..19
2.2.Психолого-педагогический проект по развитию памяти детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………………………2
Запоминание ряда производится так. После каждого очередного его прослушивания ребенок пытается воспроизвести весь ряд. Экспериментатор отмечает количество слов, которое ребенок во время данной попытки вспомнил и назвал правильно, и вновь зачитывает тот же самый ряд. И так шесть раз подряд, пока не будут получены результаты воспроизведения ряда за шесть попыток.
Результаты заучивания ряда слов представляются на графике, где по горизонтали указаны последовательные попытки воспроизведения ребенком ряда, а по вертикали - количество слов, правильно им воспроизведенных в каждой попытке.
Оценка результатов
10 баллов - ребенок запомнил
и безошибочно воспроизвел все
12 слов за 6 или меньше попыток.
8-9 баллов - ребенок запомнил и
безошибочно воспроизвел за 6 попыток
10-11 слов. 6-7 баллов - ребенок запомнил
и безошибочно воспроизвел за
6 попыток 8-9 слов. 4-5 баллов - ребенок
запомнил и безошибочно
Выводы об уровне развития
10 баллов - очень высокий.
8-9 баллов - высокий.
4-7 баллов - средний.
2-3 балла низкий.
Таблица по выявлению начального уровня развития
памяти у детей старшего дошкольного возраста
Методика обследования развития памяти детей 6-7 лет.
Ф.И ребенка |
Методика «Выучи слова» |
Методика «Запомни цифры». |
Методика «Запомни рисунки». |
Методика «Узнай фигуры» |
Итого количество баллов | |
Аня Ф. |
4 |
5 |
3 |
3 |
15 | |
Данил Р. |
2 |
3 |
2 |
2 |
9 | |
Женя К. |
2 |
2 |
3 |
2 |
9 | |
Катя Ч. |
2 |
2 |
3 |
2 |
9 | |
Катя К. |
4 |
3 |
4 |
5 |
16 | |
Лена Б. |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 | |
Саша С. |
3 |
4 |
3 |
4 |
14 | |
Саша Ш. |
2 |
2 |
3 |
2 |
9 | |
Яна Ш. |
4 |
3 |
4 |
4 |
15 | |
Яна Ю. |
2 |
2 |
3 |
2 |
9 |
Высокий Уровень -0%
Средний Уровень 40%- 1чел.
Низкий Уровень 60%-6чел.
В соответствии с этими
показателями и количеством баллов
обследуемых детей можно
Первую группу (0-9 баллов) составляют дети, которые решили все задачи за время от 70 до 80 сек. Запомнили и безошибочно воспроизвели за 6 попыток не более 3 слов. В среднем воспроизвели 3 цифры. Дети в целом затруднялись в выполнении заданий. Некоторые задания выполняли с особой сложностью.
Во вторую группу (10-13 баллов) входят дети, которые эмоционально реагируют на задания диагностики. При самостоятельном выполнении практических задач у детей этой группы преобладают в основном хаотичные действия; в условиях обучения действуют адекватно, но после обучения не переходят к практической ориентировке. У них не сформированы предпосылки к запоминанию определенных предметов.
Третью группу (14-17баллов) составляют дети, заинтересованные в действиях к запоминанию, включающиеся в воспроизведении данных заданий со взрослым и способные выполнить самостоятельно выполнить весь комплекс упражнений. В процессе выполнения практического выполнения, они пользуются в основном методом перебора вариантов, но после обучения переходят к практической ориентировке.
Четвертую группу (17- 20 баллов) составляют дети, у которых отмечается интерес к действиям с картинками, цифрами. При выполнении практических задач эти дети пользуются практической ориентировкой (методом проб). Они достигают хорошего уровня познавательного развития.
Проанализировав результаты, пришли к выводу, что 60% детей относятся ко второй группе, имеют низкий уровень развития памяти. При самостоятельном выполнении практических задач у детей этой группы преобладают в основном хаотичные действия
40% детей относится к третьей группе. Данные дети способны выполнить самостоятельно действия и имеют средний уровень развития детей. При выполнении практических задач эти дети пользуются практической ориентировкой.
После проведения данного исследования, я пришла к выводу, что большая часть группы имеют низкий уровень развития памяти, значит необходимо развивать память в специальной развивающей работе с использованием дидактических игр и упражнений.
2.2. Психолого-педагогический проект по развитию памяти детей старшего дошкольного возраста
Большую роль в развитии памяти у ребенка 5—7 лет играют слуховые и зрительные впечатления. Память ребенка дошкольного возраста особенно богата образами отдельных конкретных предметов. В старшем дошкольном возрасте в процессе действий с предметами ребенок накопил определенный опыт, словарный запас, понимает обращенную к нему речь.
Когда родители жалуются на плохую память своих детей, они часто приводят примеры того, как заставляют ребенка буквально зазубривать материал, то ребенок и за день не может выучить его. В данном случае проблема заключается в том, что от ребенка требуют механического запоминания материала, не вызывающего у него интереса.
Однако без опоры на
мыслительную деятельность, без опоры
па понимание никакое усвоение знаний
вообще невозможно и противоестественно
для здорового ребенка. Вот почему
так важно в развитии памяти ребенка
ориентироваться в большей
Если ребенок затрудняется
повторить слова, можно дать ему
бумагу и цветные карандаши. Предложить
к каждому слову сделать
То же самое можно попросить
сделать ребенка и при
Прочитав ребенку небольшой
рассказ, затем можно попросить
его кратко пересказать содержание
прочитанного. Если ребенок не смог
этого сделать, прочитать рассказ
еще раз, но обращать при этом внимание
на отдельные специфические
Можно использовать
различные техники,
Теперь попытаться организовать этот ряд слов в одну смысловую систему, которая запоминается легче:
Ночью в лесу в дом через окно влез кот, прыгнул на стол, съел пирог, но разбил тарелку, послышался звон - он почувствовал, что осколок впился ему в лапу, как игла, и он ощутил в лапе ожог, как от огня.
В естественном стремлении развить память ребенка имейте в виду: независимо от того, хорошая или плохая у него память, перегружать ее вредно. Особенно это относится к заучиванию непонятных вещей, которые никогда не придется использовать на практике и, следовательно, они будут быстро забыты ребенком, - это пустое знание, вызывающее у ребенка лишь беспокойство, напряжение.
Игры проводятся по подгруппам и индивидуально в 1 и 2 половине дня. Подгруппа для занятий не более 4-6 человек. Данные занятия предлагаем проводить педагогу – психологу и воспитателям. Обучение детей строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества.
В основу разработки игр - занятий, легли работы Ильиной М.Н. ,Кузнецовой С.В. Рудаковой Е.Б., Терских Е.А.
Цель проекта: развитие памяти детей старшего дошкольного возраста
Для достижения цели, поставила следующие задачи:
1. Используя различные методы активизировать память дошкольников
2. Уметь выполнять упражнения, пользуясь приемами запоминания
3. Создавать мотивацию, проявлять интерес к развивающим память, упражнениям
4. Развивать познавательную активность детей в выполнении упражнений
Тематический план
1-я неделя
Дни недели |
Игра-занятие |
Понедельник |
Игра «Каскад слов» Цель: развитие объема кратковременной слуховой памяти |
Вторник |
Игра «Запоминай-ка!» Цель: развитие зрительной памяти |
Среда |
Игра «Веселый счет» Цель: развитие памяти на цифры, буквы, слова |
Четверг |
Игра «Я положил в мешок» |
Пятница |
Игра: «Я — фотоаппарат» |
2-я неделя
Понедельник |
Игра «Добавь слово» Цель: развить слуховую память |
Вторник |
Игра «Бусы» Цель: развить зрительную память, восприятие, внимание. |
Среда |
Игра«Квадраты» Цель: развивать образную и двигательную память. |
Четверг |
Игра «У кого больше?» Цель: тренировать память, развивать способность считать предметы. |
Пятница |
Игра «Веревочка» Цель: развивать математические способности и глазомер ребенка. |
|
Комплекс игр - занятий для развития памяти детей старшего дошкольного возраста.
1. Игра на развитие объема кратковременной слуховой памяти: «Каскад слов»
Заранее подготовить список из 8 — 10 слов, которые хорошо знакомы ребенку. Расположите их, как показано на рис. 45.
Попросить ребенка повторять за вами слова. Начинать с одного слова, затем называть два слова, ребенок повторяет обязательно в этой же последовательности, три слова и т.д. (интервалы между словами 1 секунда). Когда ребенок не сможет повторить определенный словесный ряд, зачитать ему такое же количество слов, но других (для этого следует подготовить другой список слов).
Если во второй попытке ребенок справился с этим словесным рядом, то переходить к следующему ряду, и так до тех пор, пока и во втором прочтении ребенок не сможет воспроизвести заданное количество слов.
2. Игра «Запоминай-ка!» на развитие зрительной памяти
Предложить ребенку в течение 10 секунд посмотреть на рисунок, затем нарисовать то, что он запомнил. Разложить на столе перед ребенком палочки, из которых сделайте какую-либо простую фигуру (домик, квадрат, треугольник и т.д.). Попросите ребенка посмотреть внимательно на эту фигуру в течение 2 секунд, затем закройте эту фигуру и попросите ее повторить, сложить так же .
Усложнить это упражнение можно складывая эту фигуру из палочек разного цвета. Ребенок должен запомнить расположение палочек по цвету и затем сложить фигуру самостоятельно.
Другой вариант: вы просите ребенка сосчитать палочки, из которых сделана фигура, и затем сложить фигуру из такого же количества палочек.
Это упражнение тренирует не только зрительную память, по и умение считать.
3. Игра «Веселый счет» на развитие памяти на цифры, буквы, слова
Показать ребенку цифровой ряд, написанный на карточке, и попросить его повторить в той же последовательности эти цифры, затем увеличить этот ряд на одну цифру. Отметить, какое максимальное количество цифр может повторить ребенок. Далее предложить ребенку выполнить то же самое задание, но только зачитывая цифры без показа. (В первом случае мы определяли зрительную память, а во втором - слуховую.)
В третьей серии попробовать научить ребенка одному из способов расширения способности к запоминанию. Начинаем с того цифрового ряда, который ребенок уже не смог повторить. Для того чтобы легче запомнить каждую цифру, научить ребенка отыскивать какую-нибудь аналогию с соответствующим числом. Например: какое-то число совпадает с возрастом ребенка, какое-то - с номером квартиры и т.д. Теперь ему будет легче воспроизвести этот цифровой ряд.
Информация о работе Развития памяти детей старшего дошкольного возраста