Развития памяти детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 12:08, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблемы и темы исследования.
Память представляет собой форму психического отражения прошлого опыта во всем его многообразии. Она лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Память связывает прошлое, настоящее и будущее человека, обеспечивая единство его психики и придавая ей индивидуальность. Память включается во все виды и уровни деятельности, поскольку действуя человек опирается на собственный и исторический опыт. Особое место память занимает в системе познавательных процессов, объединяя восприятие, воображение и мышление в единую систему, направленную на познание окружающей действительности.[9, стр138]

Оглавление

1.1Характеристика памяти как психического процесса……………………………………6
1.2.Особенности развития памяти детей старшего дошкольного возраста………………12
1.3.Характерстика методов и приемов развития памяти детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………………….15
Глава II:Проектирование деятельности педагога-психолога по развитию памяти старших дошкольников
2.1.Изучение начального уровня развития памяти детей старшего дошкольного
Возраста………………………………………………………………………………………..19
2.2.Психолого-педагогический проект по развитию памяти детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………………………2

Файлы: 1 файл

1 я курсовая.docx

— 73.85 Кб (Скачать)

Запоминание ряда производится так. После каждого очередного его  прослушивания ребенок пытается воспроизвести весь ряд. Экспериментатор  отмечает количество слов, которое  ребенок во время данной попытки  вспомнил и назвал правильно, и вновь  зачитывает тот же самый ряд. И  так шесть раз подряд, пока не будут получены результаты воспроизведения  ряда за шесть попыток.

Результаты заучивания ряда слов представляются на графике, где по горизонтали указаны последовательные попытки воспроизведения ребенком ряда, а по вертикали - количество слов, правильно им воспроизведенных в каждой попытке.

Оценка результатов

10 баллов - ребенок запомнил  и безошибочно воспроизвел все  12 слов за 6 или меньше попыток. 8-9 баллов - ребенок запомнил и  безошибочно воспроизвел за 6 попыток  10-11 слов. 6-7 баллов - ребенок запомнил  и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 8-9 слов. 4-5 баллов - ребенок  запомнил и безошибочно воспроизвел  за 6 попыток 7-6 слов. 2-3 балла - ребенок  запомнил и безошибочно воспроизвел  за 6 попыток 4-5 слов. 0-1 балл - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток не более 3 слов.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3  балла низкий.

    1. балл - очень низкий.

Таблица по выявлению начального уровня  развития

памяти  у детей  старшего дошкольного возраста

Методика обследования  развития  памяти  детей  6-7 лет.

Ф.И

ребенка

Методика «Выучи слова»

Методика «Запомни цифры».

Методика «Запомни рисунки».

Методика «Узнай фигуры»

Итого

количество

баллов

Аня Ф.

4

5

3

3

15

Данил Р.

2

3

2

2

9

Женя К.

2

2

3

2

9

Катя Ч.

2

2

3

2

9

Катя К.

4

3

4

5

16

Лена Б.

2

2

2

2

8

Саша С.

3

4

3

4

14

Саша Ш.

2

2

3

2

9

Яна Ш.

4

3

4

4

15

Яна Ю.

2

2

3

2

9


 

Высокий Уровень -0%

Средний Уровень 40%- 1чел.

Низкий Уровень  60%-6чел.

В соответствии с этими  показателями и количеством баллов обследуемых детей можно условно  разделить на следующие группы.

Первую группу (0-9 баллов) составляют дети, которые решили все задачи за время от 70 до 80 сек. Запомнили и безошибочно воспроизвели за 6 попыток не более 3 слов. В среднем воспроизвели 3 цифры. Дети в целом затруднялись в выполнении  заданий. Некоторые задания выполняли с особой сложностью.

Во вторую группу (10-13 баллов) входят дети, которые эмоционально реагируют на задания диагностики. При самостоятельном выполнении практических задач у детей этой группы преобладают в основном хаотичные действия; в условиях обучения действуют адекватно, но после обучения не переходят к практической ориентировке. У них не сформированы предпосылки к запоминанию определенных предметов.

Третью группу (14-17баллов) составляют дети, заинтересованные в действиях к запоминанию, включающиеся в воспроизведении данных заданий со взрослым и способные выполнить самостоятельно выполнить весь комплекс упражнений. В процессе выполнения практического выполнения, они пользуются в основном методом перебора вариантов, но после обучения переходят к практической ориентировке.

Четвертую группу (17- 20 баллов) составляют дети, у которых отмечается интерес к действиям с картинками, цифрами. При выполнении практических задач эти дети пользуются практической ориентировкой (методом проб).  Они достигают хорошего уровня познавательного развития.

Проанализировав результаты,  пришли  к выводу, что 60% детей относятся ко второй группе, имеют низкий уровень развития памяти. При самостоятельном выполнении практических задач у детей этой группы преобладают в основном хаотичные действия

40% детей относится к третьей группе. Данные  дети способны выполнить самостоятельно  действия и имеют средний уровень развития детей. При выполнении практических задач эти дети пользуются практической ориентировкой.

После проведения данного  исследования, я пришла к выводу, что большая часть группы  имеют  низкий уровень развития памяти, значит необходимо развивать память в специальной развивающей работе с использованием дидактических игр и упражнений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Психолого-педагогический  проект по развитию памяти  детей старшего  дошкольного возраста

Большую роль в развитии памяти у ребенка 5—7 лет играют слуховые и зрительные впечатления. Память ребенка  дошкольного возраста особенно богата образами отдельных конкретных предметов. В старшем дошкольном возрасте в процессе действий с предметами ребенок накопил определенный опыт, словарный запас, понимает обращенную к нему речь.

Когда родители жалуются на плохую память своих детей, они часто  приводят примеры того, как заставляют ребенка буквально зазубривать  материал, то ребенок и за день не может выучить его. В данном случае проблема заключается в том, что  от ребенка требуют механического  запоминания материала, не вызывающего  у него интереса.

Однако без опоры на мыслительную деятельность, без опоры  па понимание никакое усвоение знаний вообще невозможно и противоестественно для здорового ребенка. Вот почему так важно в  развитии памяти ребенка  ориентироваться в большей степени  на смысловую память и показывать ребенку различные приемы, которые  помогают лучше запоминать.

Если ребенок затрудняется повторить слова, можно дать ему  бумагу и цветные карандаши. Предложить к каждому слову сделать рисунок, который помог бы ему потом вспомнить эти слова.

То же самое можно попросить  сделать ребенка и при прочтении  фраз. Ребенок сам выбирает, что  и как он будет рисовать. Главное, чтобы это помогло потом ему  вспомнить прочитанное. Такой прием  позволяет значительно повысить продуктивность запоминания.

Прочитав ребенку небольшой  рассказ, затем  можно попросить  его кратко пересказать содержание прочитанного. Если ребенок не смог этого сделать, прочитать рассказ  еще раз, но обращать при этом внимание на отдельные специфические детали. Задать ему вопрос: «О чем этот рассказ?»  Попытаться связать прочитанное  с тем, что хорошо знакомо ребенку, или с какой-то аналогичной историей, сравнить эти истории (в чем их сходство и различие). Отвечая на вопросы, ребенок мыслит, обобщает, сравнивает, выражает свои мысли в  речи, проявляет активность. Такая  беседа значительно активизирует память и мышление ребенка.

 Можно использовать  различные техники, облегчающие  запоминание. Например, цвета светового спектра    - красный, оранжевый, желтый,  зеленый, голубой,  синий, фиолетовый        легко запоминаются с помощью фразы: «Каждый охотник желает знать, где сидят фазаны» (первые буквы слов напоминают названия цветов спектра). При запоминании, например, номера телефона можно придумать какие-либо близкие ребенку аналогии к каждой цифре. Если из 10 слов ребенок может запомнить 5 — 6. Можно применить так называемую смысловую систему, и результаты улучшатся.

Теперь попытаться организовать этот ряд слов в одну смысловую  систему, которая запоминается легче:

Ночью в лесу в дом через  окно влез кот, прыгнул на стол, съел пирог, но разбил тарелку, послышался звон - он почувствовал, что осколок впился ему в лапу, как игла, и он ощутил в лапе ожог, как от огня.

В естественном стремлении развить память ребенка имейте в  виду: независимо от того, хорошая или  плохая у него память, перегружать  ее вредно. Особенно это относится  к заучиванию непонятных вещей, которые  никогда не придется использовать на практике и, следовательно, они будут  быстро забыты ребенком, - это пустое знание, вызывающее у ребенка лишь беспокойство, напряжение.

Игры  проводятся по подгруппам и индивидуально в 1 и 2 половине дня. Подгруппа для занятий не более 4-6 человек. Данные занятия предлагаем проводить педагогу – психологу и воспитателям. Обучение детей строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества.

В основу разработки игр - занятий, легли работы Ильиной М.Н. ,Кузнецовой С.В. Рудаковой Е.Б., Терских Е.А.

Цель проекта: развитие памяти детей старшего  дошкольного возраста

Для достижения цели,  поставила  следующие задачи:

1. Используя различные методы  активизировать память дошкольников

2. Уметь выполнять упражнения, пользуясь приемами запоминания

3. Создавать мотивацию, проявлять интерес к развивающим память, упражнениям

4. Развивать познавательную активность детей в выполнении упражнений

Тематический план

1-я неделя

Дни недели

Игра-занятие

Понедельник

Игра «Каскад слов»

Цель: развитие объема кратковременной  слуховой памяти

Вторник

Игра «Запоминай-ка!»

Цель: развитие зрительной памяти

Среда

Игра  «Веселый счет»

Цель: развитие памяти на цифры, буквы, слова

Четверг

Игра  «Я положил в мешок»

Пятница

Игра: «Я — фотоаппарат»


2-я неделя

Понедельник

Игра  «Добавь слово»

Цель: развить слуховую память

Вторник

Игра «Бусы»

Цель: развить зрительную память,  восприятие,  внимание.

Среда

Игра«Квадраты»

Цель: развивать образную и двигательную память.

Четверг

Игра «У кого больше?»

Цель: тренировать память, развивать способность считать  предметы.

Пятница

Игра «Веревочка»

Цель: развивать математические способности и глазомер ребенка.

 


 

Комплекс игр -  занятий для развития памяти детей старшего дошкольного возраста.

1. Игра на развитие объема кратковременной слуховой памяти: «Каскад слов»

Заранее подготовить список из 8 — 10 слов, которые хорошо знакомы  ребенку. Расположите их, как показано на рис. 45.

Попросить ребенка повторять за вами слова. Начинать с одного слова, затем называть два слова, ребенок повторяет обязательно в этой же последовательности, три слова и т.д. (интервалы между словами 1 секунда). Когда ребенок не сможет повторить определенный словесный ряд, зачитать ему такое же количество слов, но других (для этого следует подготовить другой список слов).

Если во второй попытке  ребенок справился с этим словесным рядом, то переходить к следующему ряду, и так до тех пор, пока и во втором прочтении ребенок не сможет воспроизвести заданное количество слов.

2. Игра «Запоминай-ка!» на развитие зрительной памяти

Предложить ребенку в течение 10 секунд посмотреть на рисунок, затем нарисовать то, что он запомнил. Разложить на столе перед ребенком палочки, из которых сделайте какую-либо простую фигуру (домик, квадрат, треугольник и т.д.). Попросите ребенка посмотреть внимательно на эту фигуру в течение 2 секунд, затем закройте эту фигуру и попросите ее повторить, сложить так же .

Усложнить это упражнение можно складывая эту фигуру из палочек разного цвета. Ребенок должен запомнить расположение палочек по цвету и затем сложить фигуру самостоятельно.

Другой вариант: вы просите  ребенка сосчитать палочки, из которых  сделана фигура, и затем сложить  фигуру из такого же количества палочек.

Это упражнение тренирует  не только зрительную память, по и умение считать.

3. Игра «Веселый счет» на развитие памяти на цифры, буквы, слова

Показать ребенку цифровой ряд, написанный на карточке, и попросить его повторить в той же последовательности эти цифры, затем увеличить этот ряд на одну цифру. Отметить, какое максимальное количество цифр может повторить ребенок. Далее предложить ребенку выполнить то же самое задание, но только зачитывая цифры без показа. (В первом случае мы определяли зрительную память, а во втором - слуховую.)

В третьей серии попробовать научить ребенка одному из способов расширения способности к запоминанию. Начинаем с того цифрового ряда, который ребенок уже не смог повторить. Для того чтобы легче запомнить каждую цифру, научить ребенка отыскивать какую-нибудь аналогию с соответствующим числом. Например: какое-то число совпадает с возрастом ребенка, какое-то - с номером квартиры и т.д. Теперь ему будет легче воспроизвести этот цифровой ряд.

Информация о работе Развития памяти детей старшего дошкольного возраста