Развития памяти детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 12:08, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблемы и темы исследования.
Память представляет собой форму психического отражения прошлого опыта во всем его многообразии. Она лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Память связывает прошлое, настоящее и будущее человека, обеспечивая единство его психики и придавая ей индивидуальность. Память включается во все виды и уровни деятельности, поскольку действуя человек опирается на собственный и исторический опыт. Особое место память занимает в системе познавательных процессов, объединяя восприятие, воображение и мышление в единую систему, направленную на познание окружающей действительности.[9, стр138]

Оглавление

1.1Характеристика памяти как психического процесса……………………………………6
1.2.Особенности развития памяти детей старшего дошкольного возраста………………12
1.3.Характерстика методов и приемов развития памяти детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………………….15
Глава II:Проектирование деятельности педагога-психолога по развитию памяти старших дошкольников
2.1.Изучение начального уровня развития памяти детей старшего дошкольного
Возраста………………………………………………………………………………………..19
2.2.Психолого-педагогический проект по развитию памяти детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………………………2

Файлы: 1 файл

1 я курсовая.docx

— 73.85 Кб (Скачать)

В зависимости от целей  деятельности память делят на непроизвольную и произвольную. Запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, называется непроизвольной памятью. В тех случаях, когда мы ставим такую цель, говорят о произвольной памяти. В последнем случае процессы запоминания и воспроизведения выступают как специальные, мнемические действия.[11, c.51]

Непроизвольная и произвольная память вместе с тем представляют собой две последовательные ступени  развития памяти. Каждый по своему опыту  знает, какое огромное место в  нашей жизни занимает непроизвольная память, на основе которой без специальных  мнемических намерений и усилий формируется основная и по объёму, и по жизненному значению часть нашего опыта. Однако в деятельности человека нередко возникает необходимость руководить своей памятью. В этих условиях важную роль играет произвольная память, дающая возможность преднамеренно заучить или припомнить то, что необходимо.[10, c. 108]

Память долговременная - подсистема памяти, обеспечивающая продолжительное (часы, годы, иногда десятилетия) удержание  знаний, а также сохранение умений и навыков и характеризуемая  огромным объектом сохраняемой информации. Основным механизмом информации. Основным механизмом ввода данных в память долговременную и их фиксации обычно считается повторение, которое осуществляется на уровне кратковременной памяти. Однако чисто механическое повторение не приводит к устойчивому долговременному  запоминанию. Кроме того, повторение служит необходимым условием фиксации данных в долговременной памяти лишь в случае вербальной или легко  вербализуемой информации. Решающее значение имеет осмысленная интерпретация нового материала, установление связей между ним и тем, что уже известно субъекту.[11, c. 54]

В отличие от долговременной памяти, для которой характерно длительное сохранение материала после многократного  его повторения и воспроизведения, кратковременная память характеризуется  очень кратким сохранением после  однократного очень непродолжительного восприятия и немедленным воспроизведением.

Центральную роль при кратковременном  удержании данных играют процессы внутреннего  называния и активного повторения материала, протекающие обычно в  форме скрытого проговаривания. Выделяют два вида повторения. В первом случае оно носит относительно механический характер и не приводит к каким-либо заметным преобразованиям материала. Этот вид повторения позволяет удерживать информацию на уровне кратковременной  памяти, хотя недостаточен для ее перевода в долговременную память. Долговременное запоминание становится возможным  только при втором виде повторения, сопровождающемся включением удерживаемого  материала в систему ассоциативных связей. В отличие от долговременной памяти, в кратковременной памяти может храниться лишь очень ограниченное количество информации - не более 7 + - 2 единиц материала. Современные исследования показывают, что ограничения кратковременной памяти не служат препятствием при запоминании больших объемов осмысленного перцептивного материала.[10, c. 112]

Кроме того, выделяют в отдельный  вид памяти - оперативную память. Оперативной памятью называют запоминание  каких-то сведений, данных на время, необходимое  для выполнения операции, отдельного акта деятельности. Например, в процессе получения результата удерживать в  памяти действия необходимо до промежуточной  операции, которые в дальнейшем могут  быть забыты. Последнее обстоятельство очень важно - использованную информацию, утратившую свою значение, помнить  нерационально - ведь операционная память должна быть заполнена новой информацией, необходимой для текущей деятельности.

Впечатление, которые человек  получает об окружающим мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти, - писал С.Л. Рубенштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом».

Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился  из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.[11, c. 56]

Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения  есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый  в процессе индивидуальной жизни  опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства  в подходящих условиях живые организмы  не смогли бы совершенствовать дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать и оно безвозвратно утрачивалось.

Память есть у всех живых  существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у  человека. Такими мнемическими возможностями, какими обладает он, не располагает никакое другое живое существо в мире.[10, c. 114]

Таким образом, память можно  определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие  в жизни человека функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Особенности  памяти детей старшего дошкольного  возраста.

     В старшем  дошкольном возрасте (5-7 лет) главным видом памяти является образная. Ее развитие и перестройка связаны с изменениями, происходящими в разных сферах психической жизни ребенка, и прежде всего в познавательных процессах - восприятии и мышлении. Восприятие, хотя и становится более осознанным, целенаправленным, все же сохраняет глобальность.

На протяжении дошкольного  возраста, как показала А.А.Люблинская, наблюдается переход:

- от единичных представлений,  полученных в процессе восприятия  одного конкретного предмета, к  оперированию обобщенными образами;

-  от «нелогичного»,  эмоционально нейтрального, часто  смутного, расплывчатого образа, в  котором нет основных частей, а есть только случайные, несущественные  детали в неправильной их взаимосвязи,  к образу, четко дифференцированному,  логически осмысленному, вызывающему  определенное отношение к нему  ребенка;

- от нерасчлененного,  слитного статического образа  к динамическому отображению,  используемому старшими дошкольниками  в разной деятельности;

- от оперирования отдельными  оторванными друг от друга  представлениями к воспроизведению  целостных ситуаций, включающих  выразительные, динамические образы, то есть отражающие предметы  в многообразии связей.

Дети 5-6 лет уже успешно  контролируют себя, запоминая или  воспроизводя материал. С возрастом  меняется стремление к полному и  точному воспроизведению. Если в 4 года дети вносят самопоправки в пересказ в связи с сюжетными изменениями, то 5-6-летние дошкольники исправляют текстуальные неточности. Так память все больше становится подконтрольной самому ребенку.

Особенности развития памяти в старшем дошкольном возрасте:

- преобладает непроизвольная  образная память;

-  память, все больше  объединяясь с речью и   мышлением,  приобретает интеллектуальный характер;

- словесно-смысловая память  обеспечивает опосредованное познание  и расширяет сферу познавательной  деятельности ребенка;

- складываются элементы  произвольной памяти как способности  к регуляции данного процесса  сначала со стороны взрослого,  а потом и самого ребенка;

- формируются предпосылки  для превращения процесса запоминания  в особую умственную деятельность, для овладения логическими приемами  запоминания;

- по мере накопления  и обобщения опыта поведения,  опыта общения ребенка со взрослыми и сверстниками развитие памяти включается в развитие личности. [9,стр.45]

К концу дошкольного детства  у ребенка появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется  в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить.

Однако тот факт, что  память развивается у дошкольника  наиболее интенсивно по сравнению с  другими способностями, не значит, что  следует довольствоваться этим фактом. Наоборот, следует максимально развивать  память ребенка в период, когда  к этому располагают все факторы. Поэтому можно говорить о развитии памяти ребенка начиная с раннего  детства.[17,стр.30]

Непроизвольная память, не связанная с активным отношением к текущей деятельности, оказывается  менее продуктивной, хотя в целом  эта форма памяти сохраняет господствующее положение. Развитие пространственных представлений ребенка к 6-7 годам  достигает высокого уровня. Для детей  характерны попытки проведения анализа  пространственных ситуаций.[17, c. 32]

Старший дошкольный возраст (6-7 лет). В этом возрасте процессы преднамеренного  запоминания и припоминания приобретают  форму особой развернутой деятельности, которая подчиняется собственно мнемической задаче - задаче припомнить или запомнить. Произвольное, преднамеренное запоминание по своей продуктивности начинает приближаться к непроизвольному запоминанию. Ребенок научается управлять своей памятью, используя различные мнемические приемы и средства, среди которых ведущее место занимает речевое опосредствование. В старшем дошкольном возрасте значительного развития достигает словесно-логическая память. Ребенок 6-7 лет уже свободно пользуется словом для установления смысловых связей при запоминании. При помощи слова он анализирует запоминаемый материал, группирует его, относя к определенной категории предметов или явлений, устанавливает логические связи. Все это способствует и увеличению объема запоминаемого материала. Ребенок 6-7 лет в среднем запоминает 7. предметов или их изображений из 10-15 после их однократного предъявления и 5-6 слов. Характерно, что в противоположность детям младшего дошкольного возраста, у которых имеет место значительная разница в продуктивности запоминания предметов и слов, дети старшего дошкольного возраста запоминают словесный материал (отдельные слова) почти с таким же успехом, что и предметный. Большую роль в повышении продуктивности запоминания в старшем дошкольном возрасте играет то, что к 6-7 годам представления ребенка об окружающем начинают систематизироваться. Те или иные объекты относятся им к той или другой категории предметов или явлений. Последнее облегчает установление менаду ними логических, смысловых связей, что облегчает их запоминание.

Таким образом, к 6-7 годам  структура памяти претерпевает существенные изменения, связанные со значительным развитием произвольных форм запоминания  и припоминания. Накопление к дошкольному  возрасту большого опыта практических действий, достаточный уровень развития памяти повышает у ребенка чувство  уверенности в своих силах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.Методы и  приемы развития памяти детей  старшего дошкольного возраста.

Память как способность  запечатлевать и сохранять впечатления дарована человеку с самого рождения, но владеть и управлять ею мы учимся всю жизнь. Люди с древних времен старались изобретать приемы, помогающие запоминать нужную информацию, передавая их из поколения в поколение под общим названием «мнемотехника» (от греч. «мнемо» - память).

Мнемотехника - совокупность специальных приемов и способов, облегчающих нужной информации и  увеличивающих объем памяти путем  образования ассоциаций (связей) замена абстрактных объемов и фактов на понятия и представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов для упрощения запоминания в виде изображения, набора символов либо предметов некоего объекта, субъекта, либо явления, достаточно полно описывающей его и облегчающей его запоминание. Мнемоническое запоминание состоит из четырех этапов: кодирование в образы, запоминание (соединение двух образов), запоминание последовательности, закрепление в памяти.

Ключ к эффективному развитию детской памяти — овладение ребенком мнемическими приемами, доступными пониманию:

группировка — разбивка материала на группы по смыслу, ассоциациям, например, выделение группы знакомый предметов и незнакомых; простых  символов и сложных; разбивка текста по смысловому содержанию;

классификация — это более  сложный процесс группировки, распределение  предметов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам на основе каких-либо общих признаков; например, определить виды животных, виды транспорта; найти  красивые слова (прилагательные) и слова-действия (глаголы);

 составление плана  — смысловая группировка или разбивка текста;

 рассматривание ряда  символов, предметов и их запоминание;

многократное повторение в неизменной форме (стихотворение);

 повторение в разной  форме (запоминание слов, предметов  в любом порядке);

ассоциация — установление связей по сходству или противоположности, например: на что похожа эта клякса? что напоминает слово «жара»? ;

Информация о работе Развития памяти детей старшего дошкольного возраста