Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 12:08, курсовая работа
Актуальность проблемы и темы исследования.
Память представляет собой форму психического отражения прошлого опыта во всем его многообразии. Она лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Память связывает прошлое, настоящее и будущее человека, обеспечивая единство его психики и придавая ей индивидуальность. Память включается во все виды и уровни деятельности, поскольку действуя человек опирается на собственный и исторический опыт. Особое место память занимает в системе познавательных процессов, объединяя восприятие, воображение и мышление в единую систему, направленную на познание окружающей действительности.[9, стр138]
1.1Характеристика памяти как психического процесса……………………………………6
1.2.Особенности развития памяти детей старшего дошкольного возраста………………12
1.3.Характерстика методов и приемов развития памяти детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………………….15
Глава II:Проектирование деятельности педагога-психолога по развитию памяти старших дошкольников
2.1.Изучение начального уровня развития памяти детей старшего дошкольного
Возраста………………………………………………………………………………………..19
2.2.Психолого-педагогический проект по развитию памяти детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………………………2
Продолжите подобную тренировку,
но пусть ребенок сам пытается
найти какие-либо аналогии, для того
чтобы затем воспроизвести
Тот же самый прием можно использовать и для тренировки на запоминание букв и слов. Постоянно учить ребенка использовать свое воображение, находить ассоциации, придумывать истории, связанные с тем, что нужно запомнить. Это помогает более надежно закрепить нужную информацию в долговременной памяти.
4. Игра «Я положил в мешок»
Взрослый начинает эту игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту: «В саду у бабушки растут груши, сливы...»
5. Игра: «Я — фотоаппарат»
Предложите ребенку
Например, ребенок в течение нескольких секунд внимательно рассматривает все предметы, находящиеся на письменном столе. Затем закрывает глаза и перечисляет все, что ему удалось запомнить.
Так можно развивать у детей не только память, но и внимание.[4,стр 11-18]
6.Игра «Добавь слово»
Цель: развить слуховую память.
Ход игры: игру надо проводить с группой ребят 5—7 лет, Один ребенок называет какой-нибудь предмет, второй повторяет названное слово и добавляет какое-либо свое. Третий ребенок повторяет уже два слова и называет третье. Четвертому ребенку придется повторить уже три слова, а потом назвать свое и т. д,
Эту игру целесообразно проводить неоднократно. От раза к разу будет увеличиваться количество слов, которые запоминают дети, — то есть будет увеличиваться объем памяти.
7. Игра «Бусы»
Цель: развить зрительную память, восприятие, внимание.
Задание: предложите ребенку внимательно посмотреть, из каких геометрических фигур сделаны бусы, в какой последовательности они расположены, а затем нарисовать на листе бумаги такие же бусы.
8. Игра «Квадраты»
Цель: развивать образную и двигательную память.
Материал: вырезанные из картона разных цветов квадраты 10х 10 см. Каждый квадрат нужно разрезать на несколько частей. Один из квадратов можно разрезать на две части, другой — уже на три. Самый сложный вариант — набор из 5— 6 частей.
Задание: взрослый дает ребенку по очереди наборы деталей и просит его восстановить из них целую фигуру.
9. Игра «У кого больше?»
Цель: тренировать память, развивать способность считать предметы.
Задание: по пути из детского сада домой или на прогулке взрослый предлагает ребенку посчитать, например, машины. При этом он может выбрать цвет, например, красный, а вы — белый. По дороге и вы, и ребенок считаете машины только заданного цвета. Выигрывает тот, кто насчитает больше.
Примечание: считать можно также собак и кошек, воробьев и голубей, мальчиков и девочек, и т.д.
10. Игра «Веревочка»
Цель: развивать математические способности и глазомер ребенка.
Материал: подготовьте длинную веревочку или ленточку.
Взрослый заранее отмечает на веревке узелком отрезок, равный длине, например, стола. Предлагает ребенку отыскать в квартире предмет, длина которого соответствует отмеренному отрезку. Если длина нескольких предметов совпадет[3, стр. 187]
Планируемый результат:
• повысится уровень развития памяти детей старшего дошкольного возраста;
• дети могут запоминать более объемную информацию.
• проявляют интерес к различным играм;
Заключение
Дошкольное детство – особый период в развитии личности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи.
В этот период память по скорости развития опережает другие способности, но это господство непроизвольной памяти – ребенок запоминает лучше всего все яркое, необычное, интересное.
В ходе написания курсовой работы было изучено и проанализировано большое количество научно-методической литературы по развитию памяти детей дошкольного возраста.
Рассматривая вопрос о характеристике памяти как познавательного процесса было установлено, что память можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни человека функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
В ходе изучения вопроса об особенностях развития памяти дошкольника выяснилось, что память в дошкольном возрасте носит преимущественно непроизвольный характер. А к 6-7 годам структура памяти претерпевает существенные изменения, связанные со значительным развитием произвольных форм запоминания и припоминания.
Рассматривая вопрос о методах и приемах развития памяти, было выявлено, что существует много путей и способов развития памяти детей дошкольного возраста, а также различные игры и упражнения.
С помощью приведенных в курсовой работе методов диагностики можно получить качественные данные о степени развития памяти у ребенка дошкольного возраста.
Желание ребенка запомнить надо всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, представления и воображения.
Таким образом, основные результаты исследования заключаются в следующем:
1. Изучены и представлены особенности памяти у детей дошкольного возраста, а также факторы и условия, способствующие ее развитию.
2. Анализ на проблему выявил, что наиболее целесообразно начинать развитие памяти в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте дети впервые принимают указания, как надо запоминать.
3. Обучение произвольному запоминанию должно опираться на не-произвольную память (так как она господствует в дошкольном возрасте), т.е. материал для запоминания должен быть ярким, эмоциональным, интересным, и обучение должно происходить в игровой форме.
Анализ исследования подтверждает правомерность выдвинутой гипотезы.
Ребенку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания. Пожалуй, это является одним из главных условий адаптации ребенка к школе, к учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам.
Таким образом, память представляет собой наиболее важный познавательный процесс способствующий всестороннему развитию личности ребенка. Развитие памяти — кропотливая и долговременная работа с дошкольниками, проводится через игровые увлекательные задания, упражнения с опорой на яркую наглядность, прослушивания музыкальных произведений, обследование предметов с разной поверхностью, развитие вкусовых ощущений и т. д.
Список использованных источников
1. Шаграева О.А. Детская психология: теоретический и практический курс. – М.: Владос, 2001. – 368 с.
2. Рогов Е.И. Р59 Настольная книга практического психолога: Учеб. Пособие: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста.
3. Кузнецова С.В. Комплексы творческих заданий для развития одаренности ребенка-Ростов н\Дону,2011.-219
4. Ильина М.Н. Подготовка к школе: Развивающие упражнения и тесты.спб,дельта,1998
5. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. – 5-е изд., Стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 456 с.
6. Эльконин Д.Б. детская психология: Развитие ребенка от рождения до 7 лет. – М., 1960.- 328 с.
7. Запорожец А.В. З-12 Избранные психологические труды: В 2-х т. 1. Психическое развитие ребенка. – М.: Педагогика, 1986. – 320 с.
8. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студ. пед. Институтов / В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Ительсон и др.; Под ред. Петровского А. В. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1979: 288 с.
9. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология:. – 4- е изд., стереотип. – М. Академия, 1999. – 336 с.
10. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведения: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2003. – кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.
11. Блонский П.П. Память и мышление: В кн. избр. псих. произв. – М.: Просвещение., 1964.
12. Выготский Л.С. Собрание сочинений.: В 6-ти т.: Педагогика. - (академия пед. наук СССР). Т. 4: Детская психология. – 1984. – 432 с.
13. Обухова Л.Ф. Детская психология:. – 2-е изд., стереотип.- М.: Тривола, 1996. – 360 с.
14. И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 464 с.
16. Обухова Л.Ф. Возрастная
психология. Учебное пособие. –
М.: Педагогическое общество
17. Жировина Л.Ф. Развиваем память детей// Ребенок в детском саду.- 2010.-№6- 29-38 с.
18.Бадапяп Л., Миронов А. Память и нервно-психическое раз-витие//Дошкольное воспитание. - 1976. - № 4. - С. 23-31.
19.ЖитниковаЛ.М. Учим детей запоминать. - Изд. 3-е, доп. -М., 1985.
20.Зипченко П.И. Непроизвольное запоминание. - М., 1961.
21.Лебедева С. О. О возможностях развития образной памяти// Дошкольное воспитание. - 1985. - № 8. - С. 52-54.
22.Рошка Г. Что и почему запоминает ребенок//Дошкольное воспитание. - 1986. - № 3. - С. 30-33.
23.Трошихипа Ю.Г.. Гизатулипа Д.Х. Развитие кратковременной памяти у детей раннего возраста//Вопросы психологии. -1979.- №4.-С. 127-130.
Информация о работе Развития памяти детей старшего дошкольного возраста