Развития памяти детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 12:08, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблемы и темы исследования.
Память представляет собой форму психического отражения прошлого опыта во всем его многообразии. Она лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Память связывает прошлое, настоящее и будущее человека, обеспечивая единство его психики и придавая ей индивидуальность. Память включается во все виды и уровни деятельности, поскольку действуя человек опирается на собственный и исторический опыт. Особое место память занимает в системе познавательных процессов, объединяя восприятие, воображение и мышление в единую систему, направленную на познание окружающей действительности.[9, стр138]

Оглавление

1.1Характеристика памяти как психического процесса……………………………………6
1.2.Особенности развития памяти детей старшего дошкольного возраста………………12
1.3.Характерстика методов и приемов развития памяти детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………………….15
Глава II:Проектирование деятельности педагога-психолога по развитию памяти старших дошкольников
2.1.Изучение начального уровня развития памяти детей старшего дошкольного
Возраста………………………………………………………………………………………..19
2.2.Психолого-педагогический проект по развитию памяти детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………………………2

Файлы: 1 файл

1 я курсовая.docx

— 73.85 Кб (Скачать)

Продолжите подобную тренировку, но пусть ребенок сам пытается найти какие-либо аналогии, для того чтобы затем воспроизвести цифровой ряд.

Тот же самый прием можно  использовать и для тренировки на запоминание букв и слов. Постоянно учить ребенка использовать свое воображение, находить ассоциации, придумывать истории, связанные с тем, что нужно запомнить. Это помогает более надежно закрепить нужную информацию в долговременной памяти.

4. Игра  «Я положил в мешок»

Взрослый начинает эту  игру и говорит: «Я положил в мешок  яблоки». Следующий играющий повторяет  сказанное и добавляет еще  что-нибудь: «Я положил в мешок  яблоки и бананы». Третий игрок повторяет  всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее. Можно просто добавлять по одному слову, а можно  подбирать слова по алфавиту: «В саду у бабушки растут груши, сливы...»

5. Игра: «Я — фотоаппарат»

Предложите ребенку представить  себя фотоаппаратом, который может  сфотографировать любой предмет, ситуацию, человека и т.д.

Например, ребенок в течение  нескольких секунд внимательно рассматривает  все предметы, находящиеся на письменном столе. Затем закрывает глаза  и перечисляет все, что ему  удалось запомнить.

Так можно развивать у  детей не только память, но и внимание.[4,стр 11-18]

6.Игра  «Добавь слово»

Цель: развить слуховую память.

Ход игры: игру надо проводить  с группой ребят 5—7 лет, Один ребенок  называет какой-нибудь предмет, второй повторяет названное слово и  добавляет какое-либо свое. Третий ребенок  повторяет уже два слова и  называет третье. Четвертому ребенку  придется повторить уже три слова, а потом назвать свое и т. д,

Эту игру целесообразно проводить  неоднократно. От раза к разу будет  увеличиваться количество слов, которые  запоминают дети, — то есть будет  увеличиваться объем памяти.

7. Игра «Бусы»

Цель: развить зрительную память,  восприятие,  внимание.

Задание: предложите ребенку  внимательно посмотреть, из каких  геометрических фигур сделаны бусы, в какой последовательности они  расположены, а затем нарисовать на листе бумаги такие же бусы.

8. Игра «Квадраты»

Цель: развивать образную и двигательную память.

Материал: вырезанные из картона  разных цветов квадраты 10х 10 см. Каждый квадрат нужно разрезать на несколько  частей. Один из квадратов можно  разрезать на две части, другой —  уже на три. Самый сложный вариант  — набор из 5— 6 частей.

Задание: взрослый дает ребенку по очереди наборы деталей и просит его восстановить из них целую фигуру.

9. Игра «У кого больше?»

Цель: тренировать память, развивать способность считать  предметы.

Задание: по пути из детского сада домой или на прогулке взрослый предлагает ребенку посчитать, например, машины. При этом он может выбрать  цвет, например, красный, а вы — белый. По дороге и вы, и ребенок считаете машины только заданного цвета. Выигрывает тот, кто насчитает больше.

Примечание: считать можно  также собак и кошек, воробьев и голубей, мальчиков и девочек, и т.д.

10. Игра «Веревочка»

Цель: развивать математические способности и глазомер ребенка.

Материал: подготовьте длинную  веревочку или ленточку.

Взрослый заранее отмечает на веревке узелком отрезок, равный длине, например, стола. Предлагает ребенку  отыскать в квартире предмет, длина  которого соответствует отмеренному  отрезку. Если длина нескольких предметов  совпадет[3, стр. 187]

Планируемый результат:

• повысится уровень развития памяти детей старшего дошкольного возраста;

• дети могут запоминать более объемную информацию.

• проявляют интерес к различным играм;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Дошкольное детство –  особый период в развитии личности. Дети задают множество вопросов, новая  информация им крайне необходима: мозг требует пищи.

В этот период память по скорости развития опережает другие способности, но это господство непроизвольной памяти – ребенок запоминает лучше всего  все яркое, необычное, интересное.

В ходе написания курсовой работы было изучено и проанализировано большое количество научно-методической литературы по развитию памяти детей  дошкольного возраста.

Рассматривая вопрос о  характеристике памяти как познавательного  процесса было установлено, что память можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие  в жизни человека функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

В ходе изучения вопроса  об особенностях развития памяти дошкольника  выяснилось, что память в дошкольном возрасте носит преимущественно  непроизвольный характер. А к 6-7 годам  структура памяти претерпевает существенные изменения, связанные со значительным развитием произвольных форм запоминания  и припоминания.

Рассматривая вопрос о  методах и приемах развития памяти, было выявлено, что существует много  путей и способов развития памяти детей дошкольного возраста, а  также различные игры и упражнения.

С помощью приведенных  в курсовой работе методов диагностики  можно получить качественные данные о степени развития памяти у ребенка  дошкольного возраста.

Желание ребенка запомнить надо всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, представления и воображения.

Таким образом, основные результаты исследования заключаются в следующем:

1. Изучены и представлены особенности памяти у детей дошкольного возраста, а также факторы и условия, способствующие ее развитию.

2. Анализ на проблему выявил, что наиболее целесообразно начинать развитие памяти  в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте дети впервые принимают указания, как надо запоминать.

3. Обучение произвольному запоминанию должно опираться на не-произвольную память (так как она господствует в дошкольном возрасте), т.е. материал для запоминания должен быть ярким, эмоциональным, интересным, и обучение должно происходить в игровой форме.

Анализ исследования подтверждает правомерность выдвинутой гипотезы.

Ребенку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания. Пожалуй, это является одним из главных условий адаптации  ребенка к школе, к учебной  деятельности, к постоянным умственным нагрузкам.

Таким образом, память представляет собой наиболее важный познавательный процесс способствующий всестороннему развитию личности ребенка. Развитие памяти — кропотливая и долговременная работа с дошкольниками, проводится через игровые увлекательные задания, упражнения с опорой на яркую наглядность, прослушивания музыкальных произведений, обследование предметов с разной поверхностью, развитие вкусовых ощущений и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1. Шаграева О.А. Детская психология: теоретический и практический курс. – М.: Владос, 2001. – 368 с.

2. Рогов Е.И. Р59 Настольная книга практического психолога: Учеб. Пособие: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста.

3. Кузнецова С.В. Комплексы творческих заданий для развития одаренности ребенка-Ростов н\Дону,2011.-219

4. Ильина М.Н. Подготовка к школе: Развивающие упражнения и тесты.спб,дельта,1998

5. Мухина В.С. Возрастная  психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для  студ. вузов. – 5-е изд., Стереотип.  М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 456 с.

6. Эльконин Д.Б. детская  психология: Развитие ребенка от  рождения до 7 лет. – М., 1960.- 328 с.

7. Запорожец А.В. З-12 Избранные  психологические труды: В 2-х  т. 1. Психическое развитие ребенка.  – М.: Педагогика, 1986. – 320 с.

8. Возрастная и педагогическая  психология: Учебник для студ. пед. Институтов / В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Ительсон и др.; Под ред. Петровского А. В. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1979: 288 с.

9. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология:. – 4- е изд., стереотип. – М. Академия, 1999. – 336 с.

10. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведения: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2003. – кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.

11. Блонский П.П. Память и мышление: В кн. избр. псих. произв. – М.: Просвещение., 1964.

12. Выготский Л.С. Собрание  сочинений.: В 6-ти т.: Педагогика. - (академия пед. наук СССР). Т. 4: Детская психология. – 1984. – 432 с.

13. Обухова Л.Ф. Детская  психология:. – 2-е изд., стереотип.- М.: Тривола, 1996. – 360 с.

14. И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 464 с.

16. Обухова Л.Ф. Возрастная  психология. Учебное пособие. –  М.: Педагогическое общество России, 2000. – 448 с.

17. Жировина Л.Ф. Развиваем память детей// Ребенок в детском саду.- 2010.-№6- 29-38 с.

18.Бадапяп Л., Миронов А. Память и нервно-психическое раз-витие//Дошкольное воспитание. - 1976. - № 4. - С. 23-31.

19.ЖитниковаЛ.М. Учим детей запоминать. - Изд. 3-е, доп. -М., 1985.

20.Зипченко П.И. Непроизвольное запоминание. - М., 1961.

21.Лебедева С. О. О возможностях развития образной памяти// Дошкольное воспитание. - 1985. - № 8. - С. 52-54.

22.Рошка Г. Что и почему запоминает ребенок//Дошкольное воспитание. - 1986. - № 3. - С. 30-33.

23.Трошихипа Ю.Г.. Гизатулипа Д.Х. Развитие кратковременной памяти у детей раннего возраста//Вопросы психологии. -1979.- №4.-С. 127-130.

 


Информация о работе Развития памяти детей старшего дошкольного возраста