Развития памяти детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 12:08, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблемы и темы исследования.
Память представляет собой форму психического отражения прошлого опыта во всем его многообразии. Она лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Память связывает прошлое, настоящее и будущее человека, обеспечивая единство его психики и придавая ей индивидуальность. Память включается во все виды и уровни деятельности, поскольку действуя человек опирается на собственный и исторический опыт. Особое место память занимает в системе познавательных процессов, объединяя восприятие, воображение и мышление в единую систему, направленную на познание окружающей действительности.[9, стр138]

Оглавление

1.1Характеристика памяти как психического процесса……………………………………6
1.2.Особенности развития памяти детей старшего дошкольного возраста………………12
1.3.Характерстика методов и приемов развития памяти детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………………….15
Глава II:Проектирование деятельности педагога-психолога по развитию памяти старших дошкольников
2.1.Изучение начального уровня развития памяти детей старшего дошкольного
Возраста………………………………………………………………………………………..19
2.2.Психолого-педагогический проект по развитию памяти детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………………………2

Файлы: 1 файл

1 я курсовая.docx

— 73.85 Кб (Скачать)

аналогия — установление сходства, подобия предметов, явлений, понятий в целом различных;

схематизация — упрощенное описание или изображение чего-либо; составление схематичных рисунков, обозначающих предмет или сюжет  рассказа;

перекодирование — перевод  информации из образной формы в словесную  или наоборот, словесную в образную, например, слово «лодка» может  быть закодировано в рисунок с  изображением лодки.

сериация — последовательное расположение предметов (выстраивание ряда) в зависимости от размера, формы, цвета, объема и т.д., например, расположить кольца пирамидки в убывающем порядке, расположить фигурки девочек, учитывая их рост.[3, стр. 46-47]

На ряду с мнемотехникой, так же выделяют прием под названием пиктограмма.

Прием пиктограмм особенно хорош для людей так называемого  «зрительного» типа. Пиктограмма  – это рисуночное письмо, совокупность графических образов, которые человек  придумывает сам с целью запоминания  и последующего воспроизведения  каких – либо слов и выражений. Этот прием хорошо работает при запоминании  текстов, в том числе и стихотворных.

В тексте выделяются ключевые слова и к каждому выделенному  слову или выражению рисуется пиктограмма. Можно сказать, что  это зрительная ассоциация. Не надо, чтобы картинка была слишком подробной, необязательно, чтобы она являлась произведением искусства, требующей  художественных навыков и желательно, чтобы она не содержала букв или  цифр. Например, для слова «праздник» можно нарисовать флажок, салют. Пиктограмма  должна моментально напомнить слово  или выражение, которое она изображает

Развитие произвольной памяти дошкольника происходит, когда взрослый побуждает ребенка к сознательному  воспроизведению своего опыта в  игре, продуктивной и речевой деятельности, при пересказе, заучивании, рассказывании, сочинении историй и сказок, т.е. ставит цель «вспомни». Важно, чтобы  требование запомнить было вызвано  потребностями той деятельности, в которую включен дошкольник. Ребенок должен понимать, зачем нужно  запоминать. Использование усвоенных  знаний должно следовать вскоре за запоминанием.

Важный момент в развитии произвольной памяти старших дошкольников - обучение логическим приемам запоминания. Ведь именно 5-6-летние дети впервые  принимают указания, как надо запоминать.

Овладение приемами запоминания  зависит от следующих условий:

- степени освоения соответствующих  мыслительных операций;

-содержания и характера материала;

- характера обучения. Только  при его организации запоминание  становится логическим;

-наличия потребности в правильном и точном запоминании и припоминании, стремления проверить его результаты.

Следует побуждать ребенка  контролировать и оценивать мнемическую деятельность, как свою, так и сверстников. А для этого целесообразно сравнивать результаты воспроизведения с образцом. Но следует помнить, что только у детей 5-6 лет сочетание задачи на запоминание и самоконтроль повышает эффективность памяти. И все-таки в любой период дошкольного детства ребенку лучше два раза воспринять материал и в промежутках попытаться его воспроизвести, чем воспринимать большее число раз подряд, не восстанавливая заученное в самом процессе запоминания.

Развитию произвольной памяти способствует дидактическая игра. Она  создает действенную игровую  мотивацию, подчиняет запоминание  близкой и понятной ребенку цели, позволяет ему осознавать способы  выполнения деятельности, а также  дает взрослому возможность руководить мнемической деятельностью.

При разработке методических приёмов,  можно исходить из понимания произвольности, как преодоления сложившихся стереотипных реакций и опосредованности поведения некоторой культурной нормой.

Выводы по первой главе

Анализируя различные  теории памяти, можно сделать вывод, что проблемой памяти занимаются представители различных наук. В  каждой из наук существуют свои вопросы, в силу которых они обращаются к памяти. Все эти науки вместе взятые расширят знания человека о  памяти. Исходя из вышеизложенного  и проанализировав многие литературные источники, можно с уверенностью сказать, что память - это психический  процесс организации и содержания прошлого опыта, делающего возможным его повторное использование в деятельности или возвращается в сферу сознания. Память связывает прошлое человека с его будущим и настоящим и является важнейшей познавательной функцией, которая лежит в основе развития и обучения человека. Без памяти человек не мог бы развиваться как полноценная личность. Непроизвольное запоминание - продукт деятельности субъекта. Необходимое условие запоминания - взаимодействие субъекта с предметами. Таким образом, целенаправленное действие являются продуктивным в непроизвольном запоминании. При такой структуре деятельности складываются наиболее благоприятные условия для образования и закрепления нервных связей. У дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение - единственная форма работы памяти. Ребенок еще не может поставить перед собой цель запомнить или припомнить что-нибудь и тем более не применяет для этого специальных приемов.При созревании ребёнка, у него возникают моторная, эмоциональная, образная и словесная память, именно в данной последовательности. Причем образная память у дошкольников является доминирующим видом памяти. Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному запоминанию и припоминанию.

Совершенствование образной памяти у дошкольников тесно связано  с постановкой перед ними специальных  мнемических задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала и применением в процессах запоминания и воспроизведения материала мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления смысловых связей. Улучшение памяти ребёнка происходит одновременно с совершенствованием его умственной деятельности. Желание ребенка запомнить надо всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Проектирование деятельности педагога-психолога по развитию наглядно-действенного мышления  младших дошкольников

2.1. Изучение начального  уровня развития памяти детей старшего дошкольного возраста

Для изучения уровня развития наглядно-действенного мышления в младшем  дошкольном возрасте нами была проведена  диагностическая работа. База исследования:   Муниципальное бюджетное образовательное  учреждение   детский сад комбинированного  вида №12 «Белочка» с корпусом №2 «Соболек» города  Невьянска Свердловской области.

Приняло участие 10 детей   в возрасте 6-7 лет.

Память человека многообразна. Все ее виды и особенности трудно одновременно оценить, особенно если при  этом диагностируется не только память, но и другие психологические характеристики человека. В этой связи в практической психодиагностике памяти приходится ограничиваться только некоторыми ее видами. В нашем  случае среди них находится узнавание, воспроизведение и запоминание, в частности объем кратковременной  зрительной и слуховой памяти (зрение и слух - основные органы чувств человека), а также динамика процесса заучивания. Все виды и особенности памяти одновременно оценить очень трудно. В нашей работе мы опишем методики для определения объёма кратковременной слуховой и зрительной памяти, а так же процессы памяти.

Описываемые далее четыре частные методики предназначены  для психодиагностики этих характеристик  памяти человека.Исследование проводилось в индивидуальной форме

Методика «Узнай фигуры»

Эта методика - на узнавание. Данный вид памяти появляется и развивается  у детей в онтогенезе одним  из первых. От развитости данного вида существенно зависит становление  других видов памяти, в том числе  запоминания, сохранения и воспроизведения.

В методике детям предлагаются картинки, в сопровождении следующей инструкции

«Перед вами 5 картинок, расположенных  рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и похожа на одну из четырех  картинок, расположенных в ряд  справа от нее. Необходимо как можно  быстрее найти и указать на похожую картинку».

Сначала для пробы ребенку  предлагают решить эту задачу на картинках, изображенных в ряду под номером 0, затем - после того, как экспериментатор  убедился в том, что ребенок все  понял правильно, предоставляют  возможность решить эту задачу на картинках с номерами от 1 до 10.

Эксперимент проводится до тех пор, пока ребенок не решит  все 10 задач, но не больше чем 1,5 мин  даже в том случае, если ребенок  к этому времени не справился  со всеми задачами.

Оценка результатов

10 баллов - ребенок справился со всеми задачами меньше чем за 45 сек.

8-9 баллов - ребенок справился со всеми задачами за время от 45 до 50 сек.

6-7 баллов - ребенок справился со всеми предложенными задачами в течение периода времени от 50 до 60 сек.

4-5 баллов - ребенок справился со всеми задачами за время от 60 до 70 сек.

2-3 балла - ребенок решил  все задачи за время от 70 до 80 сек.

0-1 балл - ребенок решил  все задачи, затратив на это  более чем 80 сек.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.

Методика «Запомни рисунки».

Данная методика предназначена  для определения объема кратковременной  зрительной памяти. Дети в качестве стимулов получают картинки, представленные .Им дается инструкция примерно следующего содержания:

«На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить  их и затем узнать на другой картинке, которую я тебе сейчас покажу.

На ней, кроме девяти ранее  показанных изображений, имеется еще  шесть таких, которые ты до сих  пор не видел. Постарайся узнать и  показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».

Время экспозиции стимульной картинки составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку - Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.

Оценка результатов

10 баллов - ребенок узнал  на картинке  все девять изображений,  показанных ему на картинке, затратив на это меньше 45 сек.

8-9 баллов - ребенок узнал на картинке , 7-8 изображений за время от 45 до 55 сек.

6-7 баллов - ребенок узнал 5-6 изображений за время от 55 до 65 сек.

4-5 баллов - ребенок узнал 3-4 изображения за время от 65 до 75 сек.

2-3 балла - ребенок узнал 1-2 изображения за время от 75 до 85 сек.

0-1 балл - ребенок не узнал  на картинке 13 Б Приложение Б ни одного изображения в течение 90 сек и более.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий. [18]

Методика «Запомни цифры».

Эта методика предназначена  для определения объема кратковременной  слуховой памяти ребенка. В задании  к ней ребенок получает инструкцию следующего содержания:

«Сейчас я буду называть тебе цифры, а ты повторяй их за мной сразу после того, как я скажу  слово "повтори"».

Далее экспериментатор последовательно  зачитывает ребенку сверху вниз ряд  цифр, представленных с интервалом 1 сек между цифрами. После прослушивания каждого ряда ребенок должен его повторить вслед за экспериментатором. Это продолжается до тех пор, пока ребенок не допустит ошибки.

Если ошибка допущена, то экспериментатор повторяет соседний ряд цифр, находящийся справа и состоящий из такого же количества цифр, как и тот, в котором была допущена ошибка, и просит ребенка его воспроизвести. Если ребенок дважды ошибается в воспроизведении ряда цифр одной и той же длины, то на этом данная часть психодиагностического эксперимента завершается, отмечается длина предыдущего ряда, хотя бы раз полностью и безошибочно воспроизведенного, и переходят к зачитыванию рядов цифр, следующих в противоположном порядке – убывающем.

Оценка результатов

10 баллов - ребенок правильно  воспроизвел в среднем 9 цифр. 8-9 баллов - ребенок точно воспроизвел  в среднем 7-8 цифр. 6-7 баллов - ребенок  безошибочно смог воспроизвести  в среднем 5-6 цифр. 4-5 баллов - ребенок  в среднем воспроизвел 4 цифры. 2-3 балла - ребенок в среднем  воспроизвел 3 цифры. 0-1 балл - ребенок  в среднем воспроизвел от 0 до 2 цифр.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

    1. балл- очень низкий.[18, c. 176]

Методика «Выучи слова»

С помощью данной методики определяется динамика процесса заучивания. Ребенок получает задание за несколько попыток выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состоящий из 12 слов: дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампочка, картина, человек, книга.

Информация о работе Развития памяти детей старшего дошкольного возраста