Управление персоналом на предприятиях малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 17:20, дипломная работа

Краткое описание

В дипломном проекте рассмотрены понятие малого предпринимательства и основные вопросы управления персоналом на малых предприятиях в отечественной современной литературе, проанализирована практика управления персоналом в малых предприятиях «Х1», «Х2», «Х3» и «Х4» г. Новосибирска.

Оглавление

1 Управление персоналом в предприятиях малого бизнеса как теоретическая и практическая проблема современных российских предприятий
1.1 Краткая характеристика малого предпринимательства в России
1.2 Вопросы управления персоналом на малых предприятиях в современной отечественной литературе
2 Анализ практики управления персоналом в малых предприятиях «Х1», «Х2», «Х3» и «Х4» г. Новосибирска
2.1 Динамика развития малого предпринимательства в Сибирском федеральном округе
2.2 Анализ управления персоналом в организациях «Х1», «Х2», «Х3» и «Х4»
2.2.1 Краткая характеристика предприятий «Х1», «Х2», «Х3» и «Х4»
2.2.2 Краткая характеристика производственно-хозяйственной деятельности предприятий «Х1», «Х2», «Х3» и «Х4»
2.2.3 Анализ кадрового обеспечения системы управления персонала предприятий «Х1», «Х2», «Х3» и «Х4»
2.3 Исследование практики управления персоналом в малых предприятиях с точки зрения функционально – системного подхода
2.4 Проблемы и особенности управления персоналом в малых предприятиях, выявленные в ходе исследования
2.5 Задание на разработку проектов совершенствования систем управления персоналом на предприятиях «Х1», «Х2», «Х3» и «Х4»
3 Разработка и оценка проекта совершенствования системы управления персоналом на предприятии «Х1», «Х2», «Х3» и «Х4
3.1 Разработка проектов совершенствования системы управления персоналом на предприятиях «Х1», «Х2», «Х3» и «Х4»
3.1.1 Разработка проекта совершенствования системы управления персоналом на предприятии «Х4»
3.1.2 Разработка проекта совершенствования системы управления персоналом на предприятиях «Х2» и «Х3»
3.1.3 Разработка проекта совершенствования системы управления персоналом на предприятии «Х1»
3.2 Расчет социально-экономической эффективности проектов
3.3 Мероприятия по внедрению проектов
3.4 Разработка проекта типового Положения об управлении персоналом в малых предприятиях
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Дипломный проект Башмаковой Е.С..doc

— 836.00 Кб (Скачать)

 

Окончание таблицы 2.2

производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака                                       

507

текстильное и швейное производство

294

производство кожи, изделий из кожи и произ­водство обуви                                     

26

обработка древесины и производство изделий из дерева                                     

239

целлюлозно-бумажное производство; издательс­кая и полиграфическая деятельность                                             

 

362

химическое производство                         

151

производство резиновых и пласт­массовых изделий                                                      

165

производство прочих неметалли­ческих минеральных продуктов          

190

металлургическое производство и производство готовых металлических изделий                                                      

249

производство машин и оборудования     

368

производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования                                            

285

производство транспортных средств и оборудования                                              

32

Прочие производства

304

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды                      

79

Строительство 

2239

Оптовая и розничная торговля; ремонт авто­транспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования                

13362

Гостиницы и рестораны                             

395

Финансовая деятельность                        

988

Транспорт и связь                                      

291

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг             

3769

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение                             

5

Образование  

65

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

246

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг           

481

 

 

Из таблицы 2.2 видно, что наиболее развитой отраслью экономики в малом бизнесе являются оптовая и розничная торговля, операции с недвижимостью, обрабатывающее производство и строительство.

На малых предприятиях в январе-сентябре 2005 года работало на постоянной основе 125962 человека (13.9% занятых на предприятиях всех отраслей экономики области), 7436 совместителей и 1534 работника, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.

37,8% постоянно работающих на малых предприятиях области занято в оптовой и розничной торговле; ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, 24,7% - в обрабатывающих производствах, 12,4% - деятельностью по операциям с недвижимым имуществом, по аренде и предоставлению услуг, 11,3% - занято в строительстве.

По сравнению с январем-сентябрем 2004 года среднесписочная численность малых предприятий увеличилась на 4,7 %, численность совместителей на 13.8%, численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера на 19,8%.

Фонд начисленной заработной платы всех работников составил за январь-сентябрь 2005 года 5070,8 млн. рублей, в том числе работников списочного состава – 4643,9 млн. рублей.

Начисленная среднемесячная заработная плата одного работника составила за январь-сентябрь 2005 года 4473 рубля.

Индекс реальной среднемесячной заработной платы (с учетом индекса потребительских цен) по сравнению с январем-сентябрем 2004 года составил 111,2%.

Наибольший размер начисленной заработной платы сложился на предприятиях и организациях, занятых финансовой деятельностью (10544 рубля), добычей полезных ископаемых (7125 рублей), транспорта и связи (5871 рубль), наименьший (2003 рубля) - в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве.

97,8% среднесписочной численности занято на малых предприятиях с частной формой собственности. Начисленная среднемесячная заработная плата одного работника в частном секторе составила за январь-сентябрь 2005 года 4327 рублей.

Также хотелось бы отметить, что малое предпринимательство в городе Новосибирске стало основной составной частью рыночной системы. По данным областного комитета государственной статистики на территории города Новосибирска в 2003 году действовало 22,6тыс. малых предприятий, в 2005 около 26,7 тыс. предприятий [8, c. 103].

 

Рисунок 2.2 – Количество малых предприятий в городе Новосибирске (тыс.)[8, с.104]

 

Анализ статистических данных показал, что наблюдается определенный прогресс в развитии малого бизнеса, расширяется и круг предоставляемых рабочих мест. В Сибирском федеральном округе увеличивается число малых предприятий. Основная доля числа малых предприятий в Сибирском федеральном округе приходится на Новосибирскую область, в которой также можно происходит ежегодное увеличение числа малых предприятий. Однако при всех положительных аспектах, темпы развития малого предпринимательства и масштабы производства товаров и услуг в этом секторе экономики значительно отстают от экономически развитых стран, что свидетельствует о значительном недоиспользовании предпринимательского потенциала как в стране в целом, так и сибирском регионе.

 

2.2 Анализ управления персоналом в организациях «Х1», «Х2», «Х3» и «Х4»

 

2.2.1 Краткая характеристика предприятий «Х1», «Х2», «Х3» и «Х4»

 

В данном разделе мы будем анализировать деятельность четырех малых предприятий, у двух из которых одинаковая сфера деятельности.

В принципе создание функциональной структуры сводится к группировке персонала по тем широким задачам, которые они выполняют.

Традиционные функциональные блоки компании – это отделы производства, маркетинга и финансов. Это – широкие области деятельности или функции, которые имеются в каждой компании для обеспечения достижения целей организации.

Все анализируемые нами предприятия являются субъектами малого предпринимательства, так как  согласно ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской федерации» от 12.05.1995 года в уставном капитале организации нет доли участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций.

«Х1» была создана в форме общества с ограниченной ответственностью и зарегистрирована 10 декабря 1997 года.

«Х1» действует на основании Устава, утвержденного решением учредителя от 14.11.1997года, а также на основании Гражданского Кодекса Российской Федерации, иных нормативных и законодательных РФ, регулирующих деятельность юридических лиц. Данное общество является коммерческой организацией.

Поскольку основным видом деятельности данной организации является оптовая торговля, то предельный уровень средней численности работников не более 50 человек. Согласно штатным расписаниям, а также приказам по личному составу за 2000-2005 года средняя численность работников за 2000 год составляет 31 человек, 2001 – 33 человека,2002 года – 34 человека, 2003 год – 39 человек,  2004 год – 46 человек , 2005 год – 48 человек, и как мы видим, это не превышает предельный уровень.

Данная организация существует на Новосибирском рынке строительных и отделочных материалов уже девятый год. За это время фирма зарекомендовала себя только с положительной стороны. Она является одним из крупных оптовых торговых компаний города Новосибирска.

Основной целью организации – получение прибыли.

Целями организации являются:

1.                 Обеспечение рентабельности производства.

2.                 Удовлетворение спроса населения г. Новосибирска в строительных материалах и отделочных материалах, обеспечение оптовых поставок строительным, ремонтным и торгующим организациям г. Новосибирска и Новосибирской области, что соответствует приоритетным направлениям социально-экономического развития области.

3.                 Получение прибыли фирмы, достаточной для погашения заемных средств и накопления чистой прибыли для дальнейшего увеличения фондов потребления работников фирмы и развития производства, своевременный и полный возврат кредитных средств, если таковые имеются.

Организационную структуру в данной организации определить очень сложно, поскольку отсутствуют положения о структурных подразделениях в данной организации, а также в штатном расписании нет распределения должностей по структурным подразделениям. Поэтому организационную структуру в данном дипломном проекте мы будем  определять самостоятельно.

При анализе штатного расписания за 2000 – 2005 мы пришли к выводу, что организационная структура предприятия «Х1» является линейно-функциональной (см. приложение А). Линейно - функциональную организационную структуру иногда называют традиционной или классической, поскольку она была одной из первых структур, подвергшейся изучению и разработке.

Линейные связи – это отношения, в которых начальник реализует свои властные права и осуществляет прямое руководство подчиненными, то есть эти связи идут в организационной иерархии сверху вниз и выступают в форме приказа, распоряжения, команды, указания. Линейное соподчинение существует внутри отделов, а так же офис-менеджер, главный бухгалтер, заместитель директора по коммерческим вопросам, заместитель директора по финансам, директор розничной сети, заместитель директора по хозяйственной части.

Природа функциональных связей – совещательная, и реализуют по средствам этих связей информационное обеспечение, координацию. Функциональные связи имеют в организационной иерархии направленность снизу вверх и выступают в форме совета, рекомендации, альтернативного решения. Традиционные функциональные блоки компании – это отделы производства, маркетинга и финансов. Это – широкие области деятельности или функции, которые имеются в каждой компании для обеспечения достижения целей организации.

Функциональные связи: отдел маркетинга, отдел сбыта, финансовый отдел, отдел бухгалтерии.

В состав  «Х1», помимо руководства, входит 4 структурных подразделения (отдел маркетинга, отдел сбыта, отдел розничной торговли, отдел бухгалтерии). Кроме того, офис-менеджер, главный бухгалтер, заместители директора и директор розничной сети все они непосредственно подчинены директору предприятия.

Руководство деятельностью предприятия «Х1» осуществляется директором и подчиненный ему административно-управленческий аппарат, состоящий из заместителя директора по коммерческим вопросам, заместителя директора по финансам, заместитель директора по экономическим вопросам, директор розничной сети, заместитель директора по хозяйственной части.

Аппарат управления призван руководить деятельностью соответствующих отделов.

Организация «Х2» была создана в форме закрытого акционерного общества и зарегистрирована 30 августа 1992 года.

«Х2» действует на основании Устава, утвержденного в своей новой редакции общим годовым очередным собранием акционеров 15 мая 2002 года. Данное общество является коммерческой организацией.

Согласно штатным расписаниям, а также приказам по личному составу за 2000-2005 года средняя численность работников в 2000 году составила 31 человек, 2001 – 46 человек, 2002 года – 44 человека, 2003 год – 49 человек,  2004 год – 48 человек , 2005 год – 46 человек, и как мы видим, это не превышает предельный уровень.

«Х2» - это коммерческая организация, которая занимается производством и продажей металлопродукции. Данная организация была основана на базе металлургических и литейных цехов НПО "Комета". С этого момента предприятие  успешно работает на рынке металлопродукции. Данная организация является одним из успешных металлургических предприятий  Сибирского региона.

Основной целью организации является удовлетворение общественных потребностей и получение прибыли.

Основными видами деятельности данной организации являются:

- производство алюминия;

- обработка металлических отходов; оптовая торговля цветными металлами, отходами и ломом.

Организационная структура данного предприятия представления в приложении Б. В данной организационной структуре присутствуют как и линейные связи, так и функциональные.

Линейное соподчинение существует внутри отделов, а так же заместитель генерального директора, директор по коммерческим вопросам, исполнительный директор, финансовый директор, начальник отдела производства, начальник отдела внешнеэкономических связей, начальник, офис-менеджер, главный бухгалтер, юрисконсульт.

Функциональные связи: отдел производства, отдел внешнеэкономических связей, отдел бухгалтерии.

В состав  «Х2», на наш взгляд, входит 6 структурных подразделения: администрация, отдел производства, отдел внешнеэкономических связей, отдел бухгалтерии, транспортный отдел, отдел охраны. 

Руководство деятельностью «Х2» осуществляется генеральным директором и подчиненным ему административно-управленческим аппаратом, который состоит из заместителя генерального директора, коммерческого директора, финансового директора, исполнительного директора и начальника отдела производства.

Создание организации «Х3» приходится на 15 мая 2002 года. Образована данная организация в форме закрытого акционерного общества.

Информация о работе Управление персоналом на предприятиях малого бизнеса