Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 21:29, курсовая работа
Под управлением персонала на предприятии понимается система видов деятельности, прежде всего управленческой, как отдельных менеджеров, так и всего аппарата управления. В отечественной литературе такие понятия, как управление персоналом, менеджмент персонала, кадровый менеджмент, система работы с кадрами являются синонимами.
Основу концепции управления персоналом составляет обеспечение выживаемости предприятия путём более высоких темпов формирования и развития её кадрового потенциала по сравнению с изменениями внешней среды. Таким образом, главная задача состоит в адаптации предприятия не к самим изменениям внешней среды, а к скорости этих изменений. При современных рыночных условиях функционирования организаций задачи управления персоналом перестали быть второстепенными. В их решении заинтересован каждый хозяйствующий субъект. Между тем рыночная экономика в отличие от административно-командной системы характеризуется всё более жёсткими условиями управления предприятием. Это, прежде всего, неопределённости и риски в деятельности каждой организации и её сотрудников, а также переходные процессы, которыми они охвачены. Всё это придаёт особую значимость управлению персоналом. Резко повышается ответственность кадровых служб перед сотрудниками, собственниками предприятий и аппаратом управления.
Введение
Под управлением персонала на предприятии понимается система видов деятельности, прежде всего управленческой, как отдельных менеджеров, так и всего аппарата управления. В отечественной литературе такие понятия, как управление персоналом, менеджмент персонала, кадровый менеджмент, система работы с кадрами являются синонимами.
Основу концепции управления персоналом составляет обеспечение выживаемости предприятия путём более высоких темпов формирования и развития её кадрового потенциала по сравнению с изменениями внешней среды. Таким образом, главная задача состоит в адаптации предприятия не к самим изменениям внешней среды, а к скорости этих изменений. При современных рыночных условиях функционирования организаций задачи управления персоналом перестали быть второстепенными. В их решении заинтересован каждый хозяйствующий субъект. Между тем рыночная экономика в отличие от административно-командной системы характеризуется всё более жёсткими условиями управления предприятием. Это, прежде всего, неопределённости и риски в деятельности каждой организации и её сотрудников, а также переходные процессы, которыми они охвачены. Всё это придаёт особую значимость управлению персоналом. Резко повышается ответственность кадровых служб перед сотрудниками, собственниками предприятий и аппаратом управления.
Таким образом, решение перечисленных проблем и достижение успехов на новых направлениях имеют одну общую сторону. Это ориентация на сотрудника, его новое восприятие своей роли и самосознание.
Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что предприятие – не только организационная, техническая, информационная, но и социально-экономическая система, в которой важнейшее место занимает человек – живой, активный, со своими достоинствами и недостатками. При этом личностный потенциал человека, его деловые качества служат источником и исходными принципами развития организации. В связи с этим управление персоналом является универсальной задачей и основной функцией руководителя, который управляет теми сотрудниками, которым он делегировал полномочия, задачи, компетентность. В то же время управленческая деятельность остаётся за руководителем. Он отвечает за работу сотрудников.
Исследуемая в курсовой работе проблема управления персоналом в современных условиях широко рассматривается такими российскими авторами, как Беляцкий Н.П., Кибанов А.Я., Старобинский Э.Е., Коршунов Н.В., Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л., Веснин Р.В., Глубокий С. В., Борисевич И. В., Зайцева Т.В., Зуб А.Т., Романова О. С., Тебекин А. В., Шепеленко Г. И. и др.
Объектом исследования курсовой работы является предприятие ИП Хахалев В.И. «СарТент».
Целью
данной работы является разработка путей
совершенствования системы
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
Глава 1. Место и роль управления персоналом в системе управления предприятием
Роль
управления персоналом в организационной
структуре зависит от изменяющейся
социально-экономической
Исходя из этого, можно сказать, что управление персоналом представляет собой совокупность деятельности работников организационной структуры, направленной на организацию имеющегося потенциала.
Исходя из этого, можно определить уровни управления в организационной структуре. К ним относятся административный, хозяйственный, производственный уровень и собственно управление персоналом.
Организационные задачи
1. Организация эффективности производства, исходя из реализуемой стратегии на рынке.
2. Повышение эффективности социальной защиты персонала, исходя из возможностей организационной структуры.
3. Оптимизация отношений внутри коллективов организационной структуры на различных уровнях.
4. Закрепление работников в организационной структуре, исходя из их профессиональных и моральных качеств.
5. Согласование производственных и социальных задач в процессе реализации стратегии.
6.
7. Создание необходимых условий для повышения квалификационной подготовки и переподготовки кадров.
8. Реализация на практике заложенных в стратегии организационной структуры долгосрочных перспектив отбора и найма персонала.
9. Выявление критических зон возникновения противоречий или конфликтов между работниками.
Глава 2. Задачи, принципы, функции и основные методы управления персоналом.
Управление персоналом представляет собой одну из самых сложных областей человеческой деятельности, где проявляются межличностные отношения индивидов, объединенных производственным процессом. Управление персоналом - это одна из важнейших функций менеджмента, так как человек всегда был и будет основной производительной и творческой силой, несмотря на все достижения в области механизации и автоматизации труда.
Управление персоналом можно рассматривать в двух аспектах.
В-первом,
как учебную дисциплину, целью
которой является подготовка квалифицированных
и всесторонне развитых менеджеров,
разбирающихся в методах
Во
втором, как концепцию кадрового
менеджмента. Можно сказать, что
УП – это реализация кадровой политики
путем управленческого воздействия руководителей,
работников кадровых служб и др. субъектов,
которое направлено на поиск, отбор, оценку,
развитие, мотивацию и стимулирование
персонала
Основные задачи управления персоналом – главные направления кадровой политики на текущем этапе:
• участие в разработке деловой стратегии компании. Связь стратегии по работе с персоналом с бизнес стратегией компании;
•
осознание необходимости
• планирование персонала компании. Планирование карьеры, формирование кадрового резерва, разработка и осуществление программ индивидуально развития;
• исследование персонала, мониторинг трудовых отношений;
• развитие корпоративной культуры;
• мотивация и вознаграждение по конкурентоспособной и управляемой системе, справедливой по отношению к сотрудникам, анализ системы мотивации и методов оценки эффективного труда. Аттестация. Формирование компенсационного пакета, развитие социальных страховых программ;
•
поддержание эффективной
• развитие внутрифирменного бучения, соответственно появление тренинг-менеджеров и развитие Учебного центра;
•
профилирование позиций. Определение
функций подразделений и
• привлечение квалифицированных специалистов по работе с персоналом;
• решение социальных вопросов;
• работа
с профсоюзами и другими
Принципы управления персоналом – это основополагающие идеи и правила поведения руководителей по осуществлению своих управленческих функций. Выделяют следующие основные принципы управления персоналом:
Функция управления персоналом - это роль, которую выполняет система управления персоналом по отношению к работникам. Выделяют следующие основные функции управления персоналом:
Управление
- это рациональное и эффективное использование
имеющихся ресурсов для достижения поставленной
цели. Это сознательная деятельность людей
(с применением научных данных), направленная
на обеспечение и нормальное функционирование
системы.
Методы управления - совокупность способов и приемов воздействия субъекта управления посредством своей дельности на управляемый объект для достижения поставленной цели. Способы, приемы воздействия субъекта на объект управления (не исключая обратного воздействия объекта на субъект), руководителя на коллектив и коллектива на руководителя.
Методы процесса управления - способы выполнения отдельных операций, процедур, работ, образующих процесс управления. К методам процесса управления относятся:
Методы управления классифицируются по многочисленным признакам. Так, выделяют методы прямого и косвенного воздействия. При использовании первых предполагается непосредственный результат воздействия, вторые же направлены на создание определенных условий для достижения конкретных результатов. Можно выделить методы формального и неформального воздействия. Их соотношение отражает характерные черты стиля управления.
Наибольшее значение имеет классификация методов управления на основе объективных законов, присущих системе управления, а также потребностей и интересов лица или лиц, на кого направлено воздействие. По этому признаку выделяют методы управления:
Организационные
методы управления - это система воздействия
на организационные отношения для достижения
конкретных целей. Выполнение одной и
той же работы возможно в различных организационных
условиях, при различных типах ее организации:
жесткого регламентирования, гибкого
реагирования, постановки общих задач,
установления допустимых границ деятельности
и др. В выявлении наиболее действенного
для определенных условий типа организационного
воздействия на коллектив, обеспечивающего
эффективное и качественное выполнение
работ, находят свое проявление организационные
методы управления. Всю их совокупность
можно классифицировать по трем группам
методов: организационно-