Управление персоналом предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 16:39, реферат

Краткое описание

Классификация персонала по категориям "Персонал" объединяет составные части трудового коллектива организации. К персоналу мы относим всех работников (трудовой коллектив), выполняющих производственные или управленческие операции и занятых переработкой предметов труда с использованием средств труда. Понятия "кадры", "работники", "персонал" идентичны, если за основу принять данное нами определение.

Оглавление

1. Понятие «персонал» и его структура………………………………………………………..3

2. Персонал как особый объект управления…………………………………………………...3

3. Принципы работы с персоналом…………………………………………………………….4

4. История развития управления персоналом…………………………………………………5

5. Основные концепции управления персоналом…………………………………………….10

6. Взаимосвязь подсистем работы с персоналом……………………………………………..11

7. Список использованной литературы……………………………………………………….12

Файлы: 1 файл

реферат орг пов.doc

— 106.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию  Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального

образования

Ивановский  государственный химико-технологический  университет

Институт  управления финансов и информационных систем

Кафедра управления и экономико-математического моделирования 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

Управление  персоналом предприятия 

по дисциплине                                       ______________    Организационное поведение

Автор работы                                                                                   _____Т.А. Бабий (2/41)

Специальность                                                                 _       Антикризисное управление

Преподаватель                                                                           _        _      с.п. О.А. Титова    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Иваново 2011г.

Содержание 

1. Понятие «персонал» и его структура………………………………………………………..3

2. Персонал как  особый объект управления…………………………………………………...3

3. Принципы работы  с персоналом…………………………………………………………….4

4. История развития управления персоналом…………………………………………………5

5. Основные концепции  управления персоналом…………………………………………….10

6. Взаимосвязь  подсистем работы с персоналом……………………………………………..11

7. Список использованной литературы……………………………………………………….12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие «персонал» и его структура. 

   Классификация персонала по категориям "Персонал" объединяет составные части трудового коллектива организации. К персоналу мы относим всех работников (трудовой коллектив), выполняющих производственные или управленческие операции и занятых переработкой предметов труда с использованием средств труда. Понятия "кадры", "работники", "персонал" идентичны, если за основу принять данное нами определение. В дальнейшем мы будем пользоваться термином "персонал", используемым в государственном образовательном стандарте (ГОС) и наиболее принятым в отечественной и зарубежной практике.

  Рабочие, или производственный персонал, осуществляют трудовую деятельность в материальном производстве с преобладающей долей физического труда. Они обеспечивают выпуск продукции, ее обмен, сбыт и сервисное обслуживание. Производственный персонал можно разделить на две составные части: основной персонал - рабочие, преимущественно занятые в сборочных цехах предприятия; вспомогательный персонал - рабочие, преимущественно занятые в заготовительных и обслуживающих цехах предприятия.

  Результатом труда производственного персонала  является продукция в вещественной форме (здания, автомобили, телевизоры, мебель, продукты питания, одежда и т.п.).

  Служащие, или управленческий персонал, осуществляют трудовую деятельность в процессе управления производством с преобладающей долей умственного труда. Они заняты переработкой информации с использованием технических средств управления. Основным результатом их трудовой деятельности является изучение проблем управления, создание новой информации, изменение ее содержания или формы, подготовка управленческих решений, а после выбора руководителем наиболее эффективного варианта - реализация и контроль исполнения решений. Управленческий персонал разделяется на две основные группы: руководители и специалисты.

  Принципиальное  отличие руководителей от специалистов заключается в юридическом праве принятия решений и наличии в подчинении других работников. В зависимости от масштаба управления различают линейных руководителей, отвечающих за принятие решений по всем функциям управления, и функциональных руководителей, реализующих отдельные функции управления. 

2. Персонал как особый объект управления. 

  Может рассматриваться на трех уровнях: личность, коллектив как социальная организация  и группы. В соответствии с этим в функции управления персоналом можно выделить три составляющие;

  Управление  личностью (индивидуальная кадровая работа) предполагает целенаправленное развитие индивидуальных свойств и качеств работника, а также учет психофизиологических свойств индивида

  Управление  трудовым коллективом как социальной организацией, т. е. целенаправленное влияние  на всю совокупность социальных отношений;

  Управление  группами, т. е. воздействие на работников как на формальном, так и на неформальном уровне. Отличительная особенность  группы работников как объекта управления состоит в определенной взаимоувязке деятельности работников благодаря общим целям, что характеризует их как коллектив.

  Объект  управления персоналом имеет ряд  особенностей:

  — саморазвитие;

  — старение и естественное выбытие;

  — отсутствие возможности «складирования»

  — «Образование не достигает точки  насыщения» (девиз у входа в центр подготовки кадров 1ВМ);

  — наличие внутренних мотиваций;

  — сочетание формальных и неформальных отношений.

  Объекты системы находятся в постоянной связи друг другом. В результате возникают различные процессы движения кадров как внутри предприятия, так и за его пределами. К числу таких процессов относятся переход с должности на должность, из коллектива в коллектив, из подразделения в подразделение, с предприятия на предприятие, рост квалификации, должностной рост работников. Наряду с этим следует назвать целый ряд других процессов, обычно упускаемых при изложении этого материала: изменение профессионально-квалификационной структуры занятых, совершенствование организационной структуры, улучшение психологического климата в коллективе, другие социально-экономические процессы, позволяющие поставить ряд элементов управления трудовым коллективом на режим самоуправления и т. п.

  Применительно к отдельному работнику отношения  с вышестоящим руководителем  возникают по ряду функции. Но, как  правило, только по ограниченному их кругу одновременно, поэтому отношения «руководитель — подчиненный» без связи с отношениями с другими членами коллектива не могут дать целостной картины управления. 

3. Принципы работы  с персоналом. 

  Под принципом понимается научное начало (основание, правило), которое при решении надо учитывать и соблюдать в работе с персоналом. В теории управления известно много принципов, однако мы выделим только основные и дадим их по алфавиту.

  Бюрократия - обеспечение разумного господства центрального звена управления (администрации) над основной частью персонала для строгого выполнения нормативных документов организации ("разделяй и властвуй").

  Гибкость - означает приспособляемость системы  управления персоналом к изменяющимся целям объекта управления и условиям его работы.

  Децентрализация - в любых горизонтальных и вертикальных разрезах системы управления персоналом должна обеспечиваться рациональная автономность структурных подразделений или отдельных руководителей, с передачей прав и ответственности на нижние уровни.

  Дисциплинированность  — все работники выполняют  правила внутреннего трудового  распорядка, а менеджеры применяют  справедливые санкции к нарушителям  дисциплины.

  Единоначалие - концентрация власти в руках линейных руководителей, работник получает распоряжение и отчитывается перед одним непосредственным начальником ("директор всегда прав").

  Кадры решают все - должна быть разработана  эффективная система подбора, расстановки  и обучения кадров. Развитие и продвижение  работников осуществляется в соответствии с результатами их труда, квалификацией, способностями и потребностями организации.

  Коллегиальность - менеджеры работают в тесном контакте друг с другом и связаны узами  сотрудничества и взаимозависимости, участвуя в выработке наиболее важных решений.

  Кооперация - система управления персоналом должна обеспечивать максимальное разделение и специализацию процессов выработки, принятия и реализации решений человеком.

  Корпоративность — гармония интересов всех категорий  персонала в обеспечении единства интересов и усилий по достижению целей управления ("в единении - сила").

  Оперативность - своевременное принятие решений  по анализу и совершенствованию системы управления персоналом, предупреждающих или оперативно устраняющих отклонения и конфликты ("не ждать").

  Ротация - временное выбытие отдельных  работников не должно прерывать процесс  осуществления каких-либо функций. Для этого каждый работник системы управления персоналом должен, уметь выполнять функции одного-двух работников своего уровня и планомерно перемещаться по различным должностям.

  Специализация - разделение труда в системе управления персоналом (выделяется труд руководителей, специалистов и служащих). Формируются отдельные подразделения, специализирующиеся на выполнении однородных функций управления.

  Справедливое  вознаграждение - базируется на оплате по результатам индивидуального и коллективного труда с возмещением стоимости рабочей силы.

  Эффективность - предполагает экономичную организацию  системы управления персоналом на основе снижения доли затрат на управление в общих затратах на единицу выпускаемой продукции 

  4. История развития управления персоналом. 

  Существует  четыре основных школы, описывающих, как  функционируют организации и  люди, работающие в них, и как управлять этими людьми: классическая школа (Ф.Тейлор), школа человеческих отношений (Э.Мэйо), “системный подход” (Н.Винер) и теория случайности (Дж.Вудворд).

  Управление  персоналом представляет собой как  с научной точки зрения, так  и в практическом отношении, область, которая характеризуется наличием самых разнообразных подходов и концепций.

  На  рисунке приводится обзор различных  концепций управления персоналом.

  Некоторые ученые называют такие школы, как: школа научного управленияадминистративная школашкола психологии и человеческих отношений и школа науки управления (количественная школа). Целесообразно кратко проанализировать эти подходы с целью выявления того, что они привнесли в практику управления персоналом.

  Управление  персоналом и управление человеческими ресурсами прошло несколько стадий развития вслед за экономическими и социальными изменениями. В целом этапы этого развития представлены в таблице.

  Основателем школы научного управления считают  американского инженера (1856–1915гг.). Он стоял у истоков создания современного менеджмента. Но в отличие от многих специалистов, разрабатывающих управленческие теории, Тейлор был не ученым-исследователем, а практиком: сначала рабочим, затем менеджером, а впоследствии главным инженером в сталелитейной компании.

  Создатели данной школы основывались в своих подходах на двух принципах. Первый - принцип вертикального разделения труда - за менеджером должна быть закреплена функция планирования, а за работником - функция исполнения поставленной задачи. Второй принцип - принцип измерения труда. Суть его заключается в том, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, администрация может усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения. Методы научной организации труда позволили существенно сократить затраты живого труда, что способствовало значительному повышению производительности труда работников.

Информация о работе Управление персоналом предприятия