Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 16:39, реферат
Классификация персонала по категориям "Персонал" объединяет составные части трудового коллектива организации. К персоналу мы относим всех работников (трудовой коллектив), выполняющих производственные или управленческие операции и занятых переработкой предметов труда с использованием средств труда. Понятия "кадры", "работники", "персонал" идентичны, если за основу принять данное нами определение.
1. Понятие «персонал» и его структура………………………………………………………..3
2. Персонал как особый объект управления…………………………………………………...3
3. Принципы работы с персоналом…………………………………………………………….4
4. История развития управления персоналом…………………………………………………5
5. Основные концепции управления персоналом…………………………………………….10
6. Взаимосвязь подсистем работы с персоналом……………………………………………..11
7. Список использованной литературы……………………………………………………….12
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального
образования
Ивановский
государственный химико-
Институт управления финансов и информационных систем
Кафедра
управления и экономико-математического
моделирования
Реферат
Управление
персоналом предприятия
по дисциплине
Автор работы
Специальность
Преподаватель
Иваново 2011г.
Содержание
1. Понятие «персонал»
и его структура………………………………………………………
2. Персонал как
особый объект управления………………
3. Принципы работы
с персоналом………………………………………………
4. История развития управления персоналом…………………………………………………5
5. Основные концепции
управления персоналом………………………
6. Взаимосвязь
подсистем работы с персоналом…
7. Список использованной
литературы……………………………………………………
1.
Понятие «персонал»
и его структура.
Классификация персонала по категориям "Персонал" объединяет составные части трудового коллектива организации. К персоналу мы относим всех работников (трудовой коллектив), выполняющих производственные или управленческие операции и занятых переработкой предметов труда с использованием средств труда. Понятия "кадры", "работники", "персонал" идентичны, если за основу принять данное нами определение. В дальнейшем мы будем пользоваться термином "персонал", используемым в государственном образовательном стандарте (ГОС) и наиболее принятым в отечественной и зарубежной практике.
Рабочие, или производственный персонал, осуществляют трудовую деятельность в материальном производстве с преобладающей долей физического труда. Они обеспечивают выпуск продукции, ее обмен, сбыт и сервисное обслуживание. Производственный персонал можно разделить на две составные части: основной персонал - рабочие, преимущественно занятые в сборочных цехах предприятия; вспомогательный персонал - рабочие, преимущественно занятые в заготовительных и обслуживающих цехах предприятия.
Результатом
труда производственного
Служащие, или управленческий персонал, осуществляют трудовую деятельность в процессе управления производством с преобладающей долей умственного труда. Они заняты переработкой информации с использованием технических средств управления. Основным результатом их трудовой деятельности является изучение проблем управления, создание новой информации, изменение ее содержания или формы, подготовка управленческих решений, а после выбора руководителем наиболее эффективного варианта - реализация и контроль исполнения решений. Управленческий персонал разделяется на две основные группы: руководители и специалисты.
Принципиальное
отличие руководителей от специалистов
заключается в юридическом праве принятия
решений и наличии в подчинении других
работников. В зависимости от масштаба
управления различают линейных руководителей,
отвечающих за принятие решений по всем
функциям управления, и функциональных
руководителей, реализующих отдельные
функции управления.
2.
Персонал как особый
объект управления.
Может рассматриваться на трех уровнях: личность, коллектив как социальная организация и группы. В соответствии с этим в функции управления персоналом можно выделить три составляющие;
Управление личностью (индивидуальная кадровая работа) предполагает целенаправленное развитие индивидуальных свойств и качеств работника, а также учет психофизиологических свойств индивида
Управление трудовым коллективом как социальной организацией, т. е. целенаправленное влияние на всю совокупность социальных отношений;
Управление группами, т. е. воздействие на работников как на формальном, так и на неформальном уровне. Отличительная особенность группы работников как объекта управления состоит в определенной взаимоувязке деятельности работников благодаря общим целям, что характеризует их как коллектив.
Объект управления персоналом имеет ряд особенностей:
— саморазвитие;
— старение и естественное выбытие;
— отсутствие возможности «складирования»
— «Образование не достигает точки насыщения» (девиз у входа в центр подготовки кадров 1ВМ);
— наличие внутренних мотиваций;
— сочетание формальных и неформальных отношений.
Объекты
системы находятся в постоянной
связи друг другом. В результате
возникают различные процессы движения
кадров как внутри предприятия, так
и за его пределами. К числу таких процессов
относятся переход с должности на должность,
из коллектива в коллектив, из подразделения
в подразделение, с предприятия на предприятие,
рост квалификации, должностной рост работников.
Наряду с этим следует назвать целый ряд
других процессов, обычно упускаемых при
изложении этого материала: изменение
профессионально-
Применительно
к отдельному работнику отношения
с вышестоящим руководителем
возникают по ряду функции. Но, как
правило, только по ограниченному их кругу
одновременно, поэтому отношения «руководитель
— подчиненный» без связи с отношениями
с другими членами коллектива не могут
дать целостной картины управления.
3.
Принципы работы
с персоналом.
Под принципом понимается научное начало (основание, правило), которое при решении надо учитывать и соблюдать в работе с персоналом. В теории управления известно много принципов, однако мы выделим только основные и дадим их по алфавиту.
Бюрократия
- обеспечение разумного
Гибкость - означает приспособляемость системы управления персоналом к изменяющимся целям объекта управления и условиям его работы.
Децентрализация - в любых горизонтальных и вертикальных разрезах системы управления персоналом должна обеспечиваться рациональная автономность структурных подразделений или отдельных руководителей, с передачей прав и ответственности на нижние уровни.
Дисциплинированность — все работники выполняют правила внутреннего трудового распорядка, а менеджеры применяют справедливые санкции к нарушителям дисциплины.
Единоначалие - концентрация власти в руках линейных руководителей, работник получает распоряжение и отчитывается перед одним непосредственным начальником ("директор всегда прав").
Кадры решают все - должна быть разработана эффективная система подбора, расстановки и обучения кадров. Развитие и продвижение работников осуществляется в соответствии с результатами их труда, квалификацией, способностями и потребностями организации.
Коллегиальность - менеджеры работают в тесном контакте друг с другом и связаны узами сотрудничества и взаимозависимости, участвуя в выработке наиболее важных решений.
Кооперация - система управления персоналом должна обеспечивать максимальное разделение и специализацию процессов выработки, принятия и реализации решений человеком.
Корпоративность — гармония интересов всех категорий персонала в обеспечении единства интересов и усилий по достижению целей управления ("в единении - сила").
Оперативность - своевременное принятие решений по анализу и совершенствованию системы управления персоналом, предупреждающих или оперативно устраняющих отклонения и конфликты ("не ждать").
Ротация - временное выбытие отдельных работников не должно прерывать процесс осуществления каких-либо функций. Для этого каждый работник системы управления персоналом должен, уметь выполнять функции одного-двух работников своего уровня и планомерно перемещаться по различным должностям.
Специализация - разделение труда в системе управления персоналом (выделяется труд руководителей, специалистов и служащих). Формируются отдельные подразделения, специализирующиеся на выполнении однородных функций управления.
Справедливое вознаграждение - базируется на оплате по результатам индивидуального и коллективного труда с возмещением стоимости рабочей силы.
Эффективность
- предполагает экономичную организацию
системы управления персоналом на основе
снижения доли затрат на управление в
общих затратах на единицу выпускаемой
продукции
4.
История развития управления
персоналом.
Существует четыре основных школы, описывающих, как функционируют организации и люди, работающие в них, и как управлять этими людьми: классическая школа (Ф.Тейлор), школа человеческих отношений (Э.Мэйо), “системный подход” (Н.Винер) и теория случайности (Дж.Вудворд).
Управление персоналом представляет собой как с научной точки зрения, так и в практическом отношении, область, которая характеризуется наличием самых разнообразных подходов и концепций.
На рисунке приводится обзор различных концепций управления персоналом.
Некоторые ученые называют такие школы, как: школа научного управления, административная школа, школа психологии и человеческих отношений и школа науки управления (количественная школа). Целесообразно кратко проанализировать эти подходы с целью выявления того, что они привнесли в практику управления персоналом.
Управление персоналом и управление человеческими ресурсами прошло несколько стадий развития вслед за экономическими и социальными изменениями. В целом этапы этого развития представлены в таблице.
Основателем школы научного управления считают американского инженера (1856–1915гг.). Он стоял у истоков создания современного менеджмента. Но в отличие от многих специалистов, разрабатывающих управленческие теории, Тейлор был не ученым-исследователем, а практиком: сначала рабочим, затем менеджером, а впоследствии главным инженером в сталелитейной компании.
Создатели данной школы основывались в своих подходах на двух принципах. Первый - принцип вертикального разделения труда - за менеджером должна быть закреплена функция планирования, а за работником - функция исполнения поставленной задачи. Второй принцип - принцип измерения труда. Суть его заключается в том, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, администрация может усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения. Методы научной организации труда позволили существенно сократить затраты живого труда, что способствовало значительному повышению производительности труда работников.