Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 16:39, реферат
Классификация персонала по категориям "Персонал" объединяет составные части трудового коллектива организации. К персоналу мы относим всех работников (трудовой коллектив), выполняющих производственные или управленческие операции и занятых переработкой предметов труда с использованием средств труда. Понятия "кадры", "работники", "персонал" идентичны, если за основу принять данное нами определение.
1. Понятие «персонал» и его структура………………………………………………………..3
2. Персонал как особый объект управления…………………………………………………...3
3. Принципы работы с персоналом…………………………………………………………….4
4. История развития управления персоналом…………………………………………………5
5. Основные концепции управления персоналом…………………………………………….10
6. Взаимосвязь подсистем работы с персоналом……………………………………………..11
7. Список использованной литературы……………………………………………………….12
Видным представителем поведенческой школы является Дуглас Макгрегор (1906–1964гг.), разработавший теорию “X” и “Y”. В соответствии с его теорией существуют два типа управления, отражающих разное отношение к работникам.
Большой вклад в развитие данного направления в менеджменте внес Абрахам Маслоу (1908–1970гг.), разработавший теорию потребностей, известную как “пирамида потребностей Маслоу”. Следует заметить, что данная теория не является совершенной в связи со своей негибкостью и строгой иерархией потребностей. Но, тем не менее - это шаг вперед в развитии управления персоналом, так как теория потребностей Маслоу была использована в качестве основы многих современных моделей мотивации труда.
Школа “поведенческих наук” и школа человеческих отношений показали, что заработная плата не является для работника единственным стимулом к высокопроизводительному эффективному труду.
Во второй половине XX века в менеджменте а, следовательно, и в управлении персоналом сложились и получили большое распространение такие подходы, как процессный (с конца 50-х гг.), системный (с середины 70-х гг.) и ситуационный (80-е годы).
Процессный подход рассматривает управление не как серию разрозненных действий, а как единый процесс воздействия на организацию и персонал. Данный подход дал возможность осуществлять управление персоналом не изолировано от общего менеджмента, а в совокупности с другими элементами и процессами, такими, как: оценка внешней и внутренней среды организации, планирование, контроль и т.д.
Системный подход рассматривает все процессы и явления в виде целостных систем, обладающих новыми качествами и функциями, не присущими отдельным составляющим ее элементам. В настоящее время системный подход можно считать методологией менеджмента, которая формирует образ мышления, рассматривающий в единстве все явления внешней и внутренней среды.
Ситуационный, или кейсовый (от английского слова case - ситуация), подход к управлению, так же, как и системный, является скорее способом мышления. Метод был разработан в Гарвардской школе бизнеса (США) и, как разновидность научного метода, направлен на выработку у человека ситуативного мышления, то есть непосредственное приложение полученных теоретических знаний к анализу реальных процессов.
При рассмотрении последних трех направлений в развитии теории управления можно заметить, что они являются не теориями, а скорее комбинациями теории и практики менеджмента, то есть ситуационный, системный, процессный подходы - это методы применения теорий управления на практике.
В начале XX века отечественные ученые проявляли пристальный интерес к различным аспектам трудовой деятельности человека. Изучение проблем управления людьми в нашей стране тесно связано с развитием таких областей науки, как: психотехника, психофизиология, гигиена труда, психология, научная организация труда, социология и другие.
В отечественной науке управления в 20-е годы популярной была так называемая “производительная трактовка” Е.Ф. Розмирович, которая высказала идею о том, что система управления людьми с течением времени заменяется системой управления вещами. С такой позицией трудно согласиться. Большое внимание исследованию проблемы управления уделял Ф.Р. Дунаевский. Он акцентировал внимание на проблемах подбора персонала, его подготовки и стимулировании. Научный сотрудник Института техники управления Э.К. Дрезен обращал особое внимание на роль руководителя, подбор резерва и обучение.
В 20-30-е годы в России наибольший вклад в изучение психологических и психофизических аспектов управления людьми внесли: Н.Д.Левитов, А.В.Петровский, Н.А.Рыбников, И.М.Бурдянский, И.М.Сеченов, И.П.Павлов, Н.Е.Введенский, Е.Н.Дементьев, В.М.Бехтерев, О.А.Ерманский.
В
тот же период проводились многочисленные
исследования в области измерения
и нормирования труда, начиная от
работ А.К.Гастева и
Кроме того, математика и статистика, инженерные науки и связанные с ними области знания внесли существенный вклад в теорию управления персоналом. К концу 30-х годов в России исследования в области управления были практически свернуты.
Возрождение
интереса к управлению персоналом в
России произошло в 70-80 годы. Исследования
в области управления человеческими
ресурсами в отечественной
Наиболее характерным для системы управления в настоящее время является тенденция к интернационализации менеджмента, объединение теоретических и практических разработок специалистов разных стран, их коллективное творчество в этой области знаний.
Следует
отметить, что общих подходов в
менеджменте, а особенно в управлении
персоналом, не существует - есть только
общие принципы управления, которые порождают
различные системы менеджмента со своими
неповторимыми особенностями, поскольку
учитывают определенные национальные
ценности, особенности психологии, менталитета
и т.д. Таким образом, российские менеджеры
не могут использовать готовую модель
управления, а должны найти свои способы
и рычаги применения теоретических знаний
и практического опыта разных стран для
создания полноценной российской системы
управления персоналом.
5.
Основные концепции
управления персоналом
Управление
человеческими ресурсами - один из важнейших
аспектов теории и практики менеджмента.
Наблюдается тенденция
Управление
человеческими ресурсами предпо
Управление
человеческими ресурсами в
В отличие от управления персоналом, управление человеческими ресурсами рассматривает людей как эффективнуюрабочую силу только тогда, когда у людей удовлетворены все потребности, связанные с работой. Но этого не произойдет без вмешательства принципов управления персоналом, поскольку оно вовлекает в более тесные и непосредственные взаимоотношения менеджеров и их подчиненных.
Во многих публикациях отмечаются два полюса роли человека в общественном производстве:
• человек как ресурс производственной системы (трудовой, людской, человеческий) — важный элемент процесса производства и управления;
• человек как личность с потребностями, мотивами, ценностями, отношениями — главный субъект управления.
Другие
исследователи рассматривает
• экономические, в которых главенствуют проблемы производства, обмена, распределения и потребления материальных благ, а исходя из этого персонал рассматривается как трудовой ресурс или организация людей (коллектив);
•
социальные, в которых главенствуют
вопросы отношения людей, социальные группы,
духовные ценности и аспекты всестороннего
развития личности, а персонал рассматривается
как главная система, состоящая из неповторимых
личностей.
6.
Взаимосвязь подсистем
работы с персоналом
Система работы с персоналом — это совокупность принципов и методов управления кадрами рабочих и служащих в организации.
Система работы с персоналом организации состоит из шести взаимосвязанных подсистем :
Кадровая политика определяет генеральную линию и принципиальные установки в работе с персоналом на длительную перспективу.
Подбор
персонала заключается в
Оценка персонала осуществляется для определения соответствия работника вакантной или занимаемой должности.
Расстановка персонала должна обеспечивать постоянное движение кадров исходя из результатов оценки их потенциала, индивидуального вклада, планируемой карьеры и наличия вакантных должностей.
Адаптация персонала - это процесс приспособления коллектива к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды организации, а отдельных индивидуумов - к рабочему месту и трудовому коллективу.
Обучение персонала предназначено для обеспечения соответствия профессиональных знаний и умений работников современному уровню производства и управления.
Система
работы с персоналом отражается в
таких важнейших документах, как:
устав организации; философия организации;
правила внутреннего трудового
распорядка; коллективный договор; штатное
расписание предприятия; положение об
оплате и премировании труда; положение
о подразделениях; контракт сотрудника;
должностные инструкции; модели рабочих
мест; регламенты управления и др.
Список использованной литературы
1) Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л. Управление персоналом: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2002. - 560 стр.
2) Гончаров В. И. Менеджмент: Учебное пособие, - Мн.: Мисанта, 2003. - 624 стр.
3) Красовский Ю.Д.
Организационное поведение:
4) Маслов Е. В.
Управление персоналом
5) Мильнер Б.З. Теория
организации: Учебник. - 3-е изд.
переаб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 558 стр.