Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 12:30, реферат
В работе раскрыта роль малого предпринимательства (МП) и его социальные функции в современном обществе, особенности управления предприятиями малого бизнеса.
Введение 2
1. Малое предпринимательство как сфера национальной экономики. 4
2. Особенности управления предприятиями малого бизнеса 7
Заключение 16
Список литературы 17
Содержание
Введение 2
1. Малое предпринимательство как сфера национальной экономики. 4
2. Особенности управления предприятиями малого бизнеса 7
Заключение 16
Список литературы 17
Введение
Роль малого предпринимательства (МП) и его социальные функции в современном обществе могут быть наиболее полно определены только при рассмотрении МП как целостной экономической системы.
Анализ такой системы предполагает необходимость обязательного учета комплекса внешних условий, создающих предпосылки для успешной деятельности основных субъектов экономических отношений, в данном случае — малых предприятий.
Эти внешние условия образуют не что иное, как «институциональную среду».
Институциональная среда включает и то, что принято называть инфраструктурой, обеспечивающей малое предпринимательство.
В целом институциональную среду можно определить как совокупность:
- субъектов любых хозяйственных отношений малых предприятий;
- действующего федерального и местного законодательства, регулирующего любые аспекты их деятельности;
- механизмов централизованной
поддержки малого
- механизмов поддержки малого предпринимательства со стороны международного сообщества.
Кроме того, с малыми предприятиями
взаимодействуют и такие
В процессе выполнения своих уставных задач они также должны обращать особое внимание на потребности в их услугах со стороны малых предприятий.
Развитие малого предпринимательства является важнейшим показателем степени успешности рыночных реформ, уровня эффективности конкурентной экономики.
Выбранная тема «Управление предприятиями малого бизнеса» является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.
Цель работы – изучить особенности управления предприятиями малого бизнеса.
1. Малое предпринимательство как сфера национальной экономики.
Понимание роли малого предпринимательства требует ясного представления о том, какое место оно занимает в национальной экономике и каковы его отличительные особенности. Формирование и развитие рыночных отношений предполагает свободное и равноправное сосуществование и развитие различных форм собственности и различных секторов внутри каждой формы собственности.
Рассматривая частный сектор экономики,
можно говорить о трёх группах
предприятий, которые по общепринятой
терминологии определяются как крупные,
средние и малые предприятия
в зависимости от их размеров. Собственников
этих предприятий объединяет единый
корпоративный интерес - сохранение,
развитие и защита частной собственности,
- которым обусловлены общие
Вместе с тем
Крупный бизнес в основном определяет экономическую и техническую мощь страны. В целях самосохранения и развития он тяготеет к интеграции, поглощая или контролируя более мелких партнёров, с одной стороны, а с другой - объединяясь в международные структуры, теряя частично свою независимость и подпадая под влияние более сильных партнёров.
При этом, руководствуясь ситуацией
на международном рынке и выполняя
волю более сильных партнёров, крупный
капитал становится орудием экспансии
международных
Средний бизнес в большей мере зависит
в своей деятельности от внутренней
экономической конъюнктуры и
вынужден вести конкурентную борьбу
внутри своей группы, а также с
крупным отечественным и
Это и определяет заинтересованность
среднего предпринимательства в
защите на внутреннем рынке путём
проведения протекционистской
Отнесение предпринимателей и физических лиц к категории субъектов малого предпринимательства и порядок оказания государственной поддержки регулируется федеральным и региональным законодательством.
Малый бизнес, или малое предпринимательство (далее МП), представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственными производителями, так и потребителями широкого спектра товаров и услуг. Сектор МП образует самую разветвлённую сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка2.
В мировой хозяйственной системе, по данным ООН, малые и средние предприятия (далее МСП) являются работодателями почти для 50% трудового населения всего мира, при этом объём производства в сфере МСП в различных странах составляет от 33 до 66% национального продукта Кроме того, сектор МП более динамично создаёт новые рабочие места. Так, например, в США за период 1976-1990 гг. крупные и средние предприятия потеряли соответственно 500 и 850 тыс. рабочих мест, а сектор МП за тот же период создал 4,1 млн. новых рабочих мест, обеспечивая 65% чистого прироста рабочих мест по стране.
Сектор МП является неотъемлемым,
объективно необходимым элементом
любой развитой хозяйственной системы,
без которого экономика и общество
в целом не могут нормально
существовать и развиваться. Хотя "лицо"
любого развитого государства
2. Особенности
управления предприятиями
На 1 октября 2010 года количество зарегистрированных малых предприятий в целом по России уменьшилось по сравнению с 1 октября предыдущего года на 3,5%, среднесписочная численность занятых на МП снизилась на 3,0%, доля занятых на МП в общей численности занятых сократилась на 0,11%, объем инвестиций в основной капитал сократился на 2,8%. Единственным положительным показателем стал рост объема оборота малых предприятий, который за 3 квартала 2010 года оказался на 14,3% выше показателя за аналогичный период прошлого года. Таковы итоги исследования "Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе-сентябре 2010 года", подготовленного Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП).
По состоянию на 1 октября 2010 года в России было зарегистрировано 219,7 тыс. малых предприятий, что на 3,5% меньше, чем по состоянию на 1 октября 2009 года. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей уменьшилось на 5,7 единиц и составило 154,8 единиц.
Рост количества малых предприятий в расчете на 100 тыс. населения зафиксирован в двух федеральных округах, среди них Дальневосточный федеральный округ (прирост на 4,0%, или 5,9 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей округа) и Приволжский федеральный округ (прирост около 0,9%, или 1,5 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей округа).
В остальных федеральных округах количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. населения сократилось. Наибольшее сокращение наблюдается в Южном федеральном округе (на 16,7%, или на 26,1 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей округа), Уральском федеральном округе (на 9,8%, или 12,7 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей округа) и Центральном федеральном округе (на 6,6%, или 12,9 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей округа).
Общий объем оборота МП в Российской Федерации в январе-сентябре 2010 года составил 7 111,5 млрд рублей, что на 14,3% выше аналогичного показателя 2009 года (с учетом индекса потребительских цент рост составил 6,9%).
Рост оборота малых предприятий с учетом индексов потребительских цен наблюдается в 6 федеральных округах. Наиболее значительный рост показателя отмечен в Дальневосточном федеральном округе (на 15,1%) и Центральном федеральном округе (на 14,4%). В Приволжском федеральном округе рост показателя составил 9,5%, в Сибирском федеральном округе – 6,0%, в Северо-Западном федеральном округе – 5,5%, в Северо-Кавказском федеральном округе – 1,6%.
Снижение показателя зафиксировано в Уральском федеральном округе (на 20,3%) и в Южном федеральном округе (на 15,4%).
В январе-сентябре 2010 года объем оборота МП с учетом ИПЦ по сравнению с аналогичным показателем прошлого года вырос в 62 регионах.
Лидерами по росту показателя стали Чукотский автономный округ (показатель вырос в 2,1 раза) и Костромская область (на 55,2%).
Рост показателя свыше 30% также отмечен в Республике Тыва (на 47,8%), Тверской области (на 45,3%), г. Москве (на 40,6%), Псковской области (на 39,5%), Республике Ингушетия (на 39,0%), Ленинградской (на 35,4%) и Белгородской (на 34,4%) областях и Республике Башкортостан (на 32,0%).
От 15% до 30% объем оборота МП с учетом ИПЦ вырос в Магаданской (на 29,5%) и Новосибирской (на 27,4%) областях, Еврейской автономной области (на 25,2%), Владимирской области (на 24,2%), Приморском крае (на 21,7%), Ямало-Ненецком автономном округе (на 20,8%), Калужской (на 20,2%), Томской (на 19,9%) и Пензенской (на 19,5%) областях, Республике Адыгея (на 19,0%), Рязанской (на 18,8%), Саратовской (на 18,7%) и Нижегородской (на 18,5%) областях, Забайкальском крае (на 17,9%), Калининградской области (на 17,8%), Кабардино-Балкарской (на 17,6%) и Чувашской (на 16,6%) Республиках, а также Вологодской области (на 15,4%).
Максимальное сокращение объема оборота на МП произошло в Республике Дагестан, где объем оборота малых предприятий с учетом ИПЦ снизился на 32,9%.
Среднее сокращение показателя (10-30%) отмечено в Ненецком автономном округе (на 24,9%), Краснодарском крае (на 24,7%), Волгоградской (на 24,6%), Мурманской (на 21,8%), Свердловской (на 15,9%), Ульяновской (на 15,6%) и Московской (на 12,9%) областях, Республике Северная Осетия-Алания (на 11,8%), Чеченской Республике (на 11,0%) и Курской области (на 10,6%).
В Федеральном
законе РФ «О государственной поддержке
малого предпринимательства в
Объем бюджетных ассигнований, выделенных в 2011 году на реализацию специальных программ, предусматривающих прямое субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства составляет 671316,0 тыс.рублей, предоставлено субсидий, по состоянию на 01.01.2012, 530 137,19 тыс.рублей, в том числе3:
Малый и средний бизнес играет важную роль в развитии как отдельных регионов, так и стран в целом. Данный сектор ведет страну к инновационному развитию — именно малый и средний бизнес являются средой формирования и развития большого количества инноваций.
Достижение предприятиями
К основным особенностям управления малого и среднего бизнеса в условиях новой, информационной экономики, где значительную роль играют нематериальные активы — знания, информация, инновации, на наш взгляд, можно отнести следующие: