Психологическая помощь детям младшего школьного возраста с гиперактивным поведением в период адаптации к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2015 в 13:05, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать проблемы гиперактивности в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить особенности адаптации к школе гиперактивных детей младшего школьного возраста.
3. Выявить особенности гиперактивных детей.
4. Разработать программу работы психолога, направленную на успешную адаптацию детей младшего школьного возраста с гиперактивным поведением к школе и проследить динамику результатов по итогам программы.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………....3
Глава I. Проблема адаптации к школе детей младшего школьного возраста с гиперактивным поведением………………………………………....8
1.1. История изучения адаптации в работах отечественных и зарубежных психологов……………………………………………………...…..8
1.2. Особенности адаптации к школе детей младшего школьного возраста с гиперактивным поведением…………………………………...……15
1.3. Причины формирования и проявления гиперактивного поведения……………………………………………………………...…………22
Выводы по I главе………………………………………………...………29
Глава II. Психологическая помощь детям младшего школьного возраста с гиперактивным поведением в период адаптации к школе………………….32
2.1. Изучение особенностей процесса адаптации к школе детей младшего школьного возраста с гиперактивным поведением……………….32
2.2. Программа работы психолога, направленная на успешную адаптацию к школе детей младшего школьного возраста с гиперактивным поведением……………………………………………………………………….41
2.3. Динамика результатов по итогам реализации программы………..49
Выводы по II главе…………………………………………..……………54
Заключение…………………………………………………………….….57
Литература………………………………………………………….……..60
Приложение……………………………………………………….………64

Файлы: 1 файл

отличная курсовая, 41, окончательно!.doc

— 470.50 Кб (Скачать)

4 балла - Примитивный рисунок с туловищем. Конечности нарисованы простыми линиями.

5 баллов - Не хватает ясного изображения туловища (одна голова и ноги) или нет обеих пар конечностей.

Сложите баллы по всем трем заданиям, и оцените готовность ребёнка к школе.

Критерии оценки готовности ребенка к школе:

3-5 баллов - высокая;

6-7 баллов - хорошая (выше  средней);

8-9 баллов - средняя;

10-11 баллов - удовлетворительная (ниже средней):

12 и более - низкая.

3. Методика Гинзбурга

Цель: изучение учебной мотивации.

См. Приложение - 6 рисунков. Критерии - там же.

4. Общий вывод об адаптации 1-классника к школе

Делается с помощью качественного анализа результатов по трём предыдущим тестам.

Критерии оценки успешности адаптации:

Высокая - результаты выс-выс-выс, выс-выс-ср (допускается 1 средний результат).

Средняя - результаты выс-ср-ср, ср-ср-ср. ср-ср-низ, выс-ср-низ (допустим 1 низкий результат).

Низкая - низ-низ-низ, низ-низ-ср, низ-низ-выс (2 или 3 низких результата).

Диагностический инструментарий для изучения адаптации

5-классников к школе

Опросник «Чувства к школе» (Левченко СВ., ж. «Шк. Психолог»)

Цель: изучение причин возможной дезадаптации 5-классника к школе. Время проведения: 3-5 учебная неделя.

Инструкция:

«Я вам сейчас перечислю 15 различных чувств, большинство из которых отрицательные. Записывайте номера только тех чувств, которые вы наиболее часто испытываете в школе».

Чувства:

Положительные - 1. Спокойствие    2. Радость    3.Уверенность в себе    4. Чувство симпатии к

учителям   5. Желание приходить в школу!

Отрицательные - 6. Беспокойство 7. Неудовлетворённость собой 8. Сомнения в себе 9. Тревога

за будущее

10.Страх 11. Усталость   12. Скука    13. Раздражение   14. Чувство унижения   15. Обида

Обработка данных:

Подсчитайте количество утвердительных ответов на вопросы каждой шкалы.

К шкале «Общая удовлетворённость» относятся вопросы с 1 по 5.

К шкале «Тревожность» относятся вопросы с 6 по 10.

К шкале «Нервно-психическое напряжение» относятся вопросы с 11 по 15.

Критерии оценки общей удовлетворённости ребёнка отношениями в школе: Высокая удовлетворённость- 5 ответов по данной шкале, Средняя удовлетворённость - 3-4 ответа по данной шкале. Низкая удовлетворённость - 0-2 ответа по данной шкале.

Критерии оценки отсутствия нервно-психического напряжения у ребёнка:

Высокая работоспособность - 0-1 ответ по данной шкапе.

Средняя работоспособность - 2-3 ответа по данной шкале.

Низкая работоспособность (утомляемость) - 4-5 ответов по данной шкале.

Критерии оценки отсутствия тревожности v ребёнка:

Высокое эмоциональное благополучие - 0-1 ответ по данной шкале,

Среднее эмоциональное благополучие - 2-3 ответа по данной шкале,

Низкое эмоциональное благополучие (тревожность) - 4-5 ответов по данной шкале.

Общий вывод об адаптации 5-классника к школе.

Делается с помощью качественного анализа результатов по трём шкалам теста.

Критерии оценки успешности адаптации:

Высокая - результаты выс-выс-выс, выс-выс-ср (допускается 1 средний результат).

Средняя - результаты выс-ср-ср. ср-ср-ср, ср-ср-низ. выс-ср-низ (допустим 1 низкий результат).

Низкая - низ-низ-низ, низ-низ-ср, низ-низ-выс (2 или 3 низких результата).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Таблица 2

Данные анкетирования  родителей и педагогов детей, поведение которых характеризуется как негиперактивное.

 

№п/п

Ф.И. ребенка

пол

Количество баллов

Возраст (лет)

Мама

Папа

Ср. (родители)

Педагог

1

Б.Н.

м

8

6

6

6

12

2

В.А.

м

8

4

4

4

8

3

Р.Д.

ж

7

7

6

6.5

9

4

Г.М.

ж

7

4

6

5

8

5

И.Л.

м

7

5

4

4.5

8

6

И.Д.

м

8

7

6

6.5

9

7

К.К.

м

7

5

5

5

10

8

К.Н.

м

8

3

5

4.5

12

9

К.Э.

м

7

4

6

5

12

10

К.А.

м

8

6

6

6

10

11

Н.К.

ж

7

5

3

4

5

12

О.Н.

м

8

4

6

5

10

13

С.А.

м

7

3

4

3.5

8

14

Ш.Д.

м

7

4

4

4

9


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

Таблица 3

Результаты проведенной методики «Мое настроение в школе»

 

«Мое настроение в школе»

 

Инициалы учащихся

Эмоциональное благополучие

Мотивация

Учебная тревожность

Интеллект

Адаптация

Б. К.

Ср.

Ср.

Ср.

Хор.

Ср.

Б. Н.

Выс.

Ср.

Низ.

Ср.

Выс.

В. А.

Выс.

Ср.

Низ.

Выс.

Выс.

Р. Д.

Выс.

Ср.

Низ.

Хор.

Выс.

Г. М.

Выс.

Ср.

Низ.

Выс.

Выс.

И. Л.

Выс.

Выс.

Низ.

Ср.

Выс.

И. Д.

Выс.

Выс.

Низ.

Выс.

Выс.

К. К.

Выс.

Выс.

Низ.

Выс.

Выс.

К. Н.

Выс.

Ср.

Низ.

Хор.

Выс.

К. И.

Ср.

Ср.

Низ.

Хор.

Ср.

К. В.

Ср.

Низ.

Ср.

Выс.

Ср.

К. Э.

Выс.

Ср.

Низ.

Выс.

Выс.

К. А.

Выс.

Выс.

Низ.

Выс.

Выс.

Л. Д.

Выс.

Ср.

Низ.

Ср.

Ср.

М. К.

Ср.

Ср.

Ср.

Хор.

Ср.

Н. К.

Выс.

Выс.

Низ.

Выс.

Выс.

О. Н.

Выс.

Ср.

Низ.

Выс.

Выс.

С. А.

Выс.

Выс.

Низ.

Хор.

Выс.

С. К.

Ср.

Ср.

Ср.

Ср.

Ср.

Ш. Д.

Выс.

Выс.

Низ.

Выс.

Выс.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6

Анкета для определения школьной мотивации учащихся начальных классов (Лусканова)

  1. Тебе нравится в школе или не очень?
    • Не очень «0»
    • Нравится «+»
    • Не нравится « - »
  2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
    • Чаще хочется остаться дома « - »
    • Бывает по-разному «0»
    • Иду с радостью «+»

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно  приходить всем ученикам, желающие  могут остаться дома, ты пошёл  бы в школу, или остался дома?

      • Не знаю «0»
      • Остался бы дома « - »
      • Пошёл бы в школу «+»

4. Тебе нравится, когда  у вас отменяют какие-либо уроки?

      • Не нравится «-»
      • Бывает по-разному «0»
      • Нравится «+»

5.Ты хотел бы, чтобы  тебе не задавали домашнего  задания?

      • Хотел бы «+»
      • Не хотел бы «-»
      • Не знаю «0»

6. Ты хотел бы, чтобы  в школе остались одни перемены?

      • Не знаю «0»
      • Не хотел бы «-»
      • Хотел бы «+»

7. Ты часто рассказываешь  о школе родителям?

      • Часто «+»
      • Редко «0»
      • Не рассказываю «-»

8. Ты хотел бы, чтобы  у тебя был менее строгий  учитель?

      • Точно не знаю «0»
      • Хотел бы «+»
      • Не хотел бы «-»

9. У тебя в классе  много друзей?

      • Мало «0»
      • Много «+»
      • Нет друзей «-»

10. Тебе нравятся твои  одноклассники?

      • Нравятся «+»
      • Не очень «0»
      • Не нравятся «-»

Обработка:

«+» - положительная оценка = 3 балла

« - » - отрицательная оценка = 0

«0» - нейтральная оценка = 1

25 – 30 баллов – высокая школьная мотивация, учебная школьная активность

20 – 24 балла – нормальная школьная мотивация

15 – 19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает внеучебными сторонами

10 – 14 баллов – низкая школьная мотивация

ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, дезадаптация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 7

Программа по оказании помощи в адаптации к школе детям младшего школьного возраста

с гиперактивным поведением (продолжение)

Комплекс 1

1.  Приветствие. Цель: сплочение  группы детей, включение в работу.

—  Игра «Хлопки по кругу». Участники стоят по кругу и передают друг другу хлопки. Каждый может изменить направление движения хлопков,

2.  Дыхательные упражнения  и самомассаж. Цель: успокоить детей, выполнить самомассаж.

—  «Ветер». На медленном выдохе пальцем или всей ладонью прерывать воздушную струю так, чтобы получился звук ветра, клич индейца, свист птицы.

—  Дыхание только через правую, затем только через левую ноздрю. Дыхание медленное, глубокое.

— «Кулачки». Руки вытянуты вперед, кисти сжаты в кулаки; резкие удары выполняются сначала кулаками, обращенными вверх, а затем вниз; во время удара должно происходить полное совмещение боковых поверхностей сжатых кулаков.

—  «Ушки». Уши растираются ладонями по всем направлениям, как будто они замерзли.

— «Обезьяна расчесывается». Правая рука массирует пальцами голову от левого виска к правой части затылка и обратно. Затем левая рука — от правого виска к левой части затылка.

3.  Растяжки. Цель: настроить  детей на работу, «размяться»  перед основными упражнениями.

—  «Качалка». И. п. — лежа на спине. Обхватить колени руками. Качаться на спине, прокатываясь всеми позвонками по полу. Другой вариант — перекаты то на правый, то на левый бок-. По команде взрослого ребенок замирает на каком-либо боку.

—  «Кобра». И. п. — лежа на животе. Ладони упираются в пол на уровне плеч. «На вдохе, как кобра, медленно поднимите голову, постепенно выпрямляя руки и приоткрывая рот, приподнимите верхнюю часть туловища, прогните спину. Ноги и таз при этом должны быть расслаблены и лежать на полу». На выдохе — медленный возврат в и. п. и расслабление.

Информация о работе Психологическая помощь детям младшего школьного возраста с гиперактивным поведением в период адаптации к школе