Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2015 в 13:05, курсовая работа
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать проблемы гиперактивности в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить особенности адаптации к школе гиперактивных детей младшего школьного возраста.
3. Выявить особенности гиперактивных детей.
4. Разработать программу работы психолога, направленную на успешную адаптацию детей младшего школьного возраста с гиперактивным поведением к школе и проследить динамику результатов по итогам программы.
Введение…………………………………………………………………....3
Глава I. Проблема адаптации к школе детей младшего школьного возраста с гиперактивным поведением………………………………………....8
1.1. История изучения адаптации в работах отечественных и зарубежных психологов……………………………………………………...…..8
1.2. Особенности адаптации к школе детей младшего школьного возраста с гиперактивным поведением…………………………………...……15
1.3. Причины формирования и проявления гиперактивного поведения……………………………………………………………...…………22
Выводы по I главе………………………………………………...………29
Глава II. Психологическая помощь детям младшего школьного возраста с гиперактивным поведением в период адаптации к школе………………….32
2.1. Изучение особенностей процесса адаптации к школе детей младшего школьного возраста с гиперактивным поведением……………….32
2.2. Программа работы психолога, направленная на успешную адаптацию к школе детей младшего школьного возраста с гиперактивным поведением……………………………………………………………………….41
2.3. Динамика результатов по итогам реализации программы………..49
Выводы по II главе…………………………………………..……………54
Заключение…………………………………………………………….….57
Литература………………………………………………………….……..60
Приложение……………………………………………………….………64
4 балла - Примитивный рисунок с туловищем. Конечности нарисованы простыми линиями.
5 баллов - Не хватает ясного изображения туловища (одна голова и ноги) или нет обеих пар конечностей.
Сложите баллы по всем трем заданиям, и оцените готовность ребёнка к школе.
Критерии оценки готовности ребенка к школе:
3-5 баллов - высокая;
6-7 баллов - хорошая (выше средней);
8-9 баллов - средняя;
10-11 баллов - удовлетворительная (ниже средней):
12 и более - низкая.
3. Методика Гинзбурга
Цель: изучение учебной мотивации.
См. Приложение - 6 рисунков. Критерии - там же.
4. Общий вывод об адаптации 1-классника к школе
Делается с помощью качественного анализа результатов по трём предыдущим тестам.
Критерии оценки успешности адаптации:
Высокая - результаты выс-выс-выс, выс-выс-ср (допускается 1 средний результат).
Средняя - результаты выс-ср-ср, ср-ср-ср. ср-ср-низ, выс-ср-низ (допустим 1 низкий результат).
Низкая - низ-низ-низ, низ-низ-ср, низ-низ-выс (2 или 3 низких результата).
Диагностический инструментарий для изучения адаптации
5-классников к школе
Опросник «Чувства к школе» (Левченко СВ., ж. «Шк. Психолог»)
Цель: изучение причин возможной дезадаптации 5-классника к школе. Время проведения: 3-5 учебная неделя.
Инструкция:
«Я вам сейчас перечислю 15 различных чувств, большинство из которых отрицательные. Записывайте номера только тех чувств, которые вы наиболее часто испытываете в школе».
Чувства:
Положительные - 1. Спокойствие 2. Радость 3.Уверенность в себе 4. Чувство симпатии к
учителям 5. Желание приходить в школу!
Отрицательные - 6. Беспокойство 7. Неудовлетворённость собой 8. Сомнения в себе 9. Тревога
за будущее
10.Страх 11. Усталость 12. Скука 13. Раздражение 14. Чувство унижения 15. Обида
Обработка данных:
Подсчитайте количество утвердительных ответов на вопросы каждой шкалы.
К шкале «Общая удовлетворённость» относятся вопросы с 1 по 5.
К шкале «Тревожность» относятся вопросы с 6 по 10.
К шкале «Нервно-психическое напряжение» относятся вопросы с 11 по 15.
Критерии оценки общей удовлетворённости ребёнка отношениями в школе: Высокая удовлетворённость- 5 ответов по данной шкале, Средняя удовлетворённость - 3-4 ответа по данной шкале. Низкая удовлетворённость - 0-2 ответа по данной шкале.
Критерии оценки отсутствия нервно-психического напряжения у ребёнка:
Высокая работоспособность - 0-1 ответ по данной шкапе.
Средняя работоспособность - 2-3 ответа по данной шкале.
Низкая работоспособность (утомляемость) - 4-5 ответов по данной шкале.
Критерии оценки отсутствия тревожности v ребёнка:
Высокое эмоциональное благополучие - 0-1 ответ по данной шкале,
Среднее эмоциональное благополучие - 2-3 ответа по данной шкале,
Низкое эмоциональное благополучие (тревожность) - 4-5 ответов по данной шкале.
Общий вывод об адаптации 5-классника к школе.
Делается с помощью качественного анализа результатов по трём шкалам теста.
Критерии оценки успешности адаптации:
Высокая - результаты выс-выс-выс, выс-выс-ср (допускается 1 средний результат).
Средняя - результаты выс-ср-ср. ср-ср-ср, ср-ср-низ. выс-ср-низ (допустим 1 низкий результат).
Низкая - низ-низ-низ, низ-низ-ср, низ-низ-выс (2 или 3 низких результата).
Приложение 4
Таблица 2
Данные анкетирования родителей и педагогов детей, поведение которых характеризуется как негиперактивное.
№п/п |
Ф.И. ребенка |
пол |
Количество баллов | ||||
Возраст (лет) |
Мама |
Папа |
Ср. (родители) |
Педагог | |||
1 |
Б.Н. |
м |
8 |
6 |
6 |
6 |
12 |
2 |
В.А. |
м |
8 |
4 |
4 |
4 |
8 |
3 |
Р.Д. |
ж |
7 |
7 |
6 |
6.5 |
9 |
4 |
Г.М. |
ж |
7 |
4 |
6 |
5 |
8 |
5 |
И.Л. |
м |
7 |
5 |
4 |
4.5 |
8 |
6 |
И.Д. |
м |
8 |
7 |
6 |
6.5 |
9 |
7 |
К.К. |
м |
7 |
5 |
5 |
5 |
10 |
8 |
К.Н. |
м |
8 |
3 |
5 |
4.5 |
12 |
9 |
К.Э. |
м |
7 |
4 |
6 |
5 |
12 |
10 |
К.А. |
м |
8 |
6 |
6 |
6 |
10 |
11 |
Н.К. |
ж |
7 |
5 |
3 |
4 |
5 |
12 |
О.Н. |
м |
8 |
4 |
6 |
5 |
10 |
13 |
С.А. |
м |
7 |
3 |
4 |
3.5 |
8 |
14 |
Ш.Д. |
м |
7 |
4 |
4 |
4 |
9 |
Приложение 5
Таблица 3
Результаты проведенной методики «Мое настроение в школе»
«Мое настроение в школе» |
|||||
Инициалы учащихся |
Эмоциональное благополучие |
Мотивация |
Учебная тревожность |
Интеллект |
Адаптация |
Б. К. |
Ср. |
Ср. |
Ср. |
Хор. |
Ср. |
Б. Н. |
Выс. |
Ср. |
Низ. |
Ср. |
Выс. |
В. А. |
Выс. |
Ср. |
Низ. |
Выс. |
Выс. |
Р. Д. |
Выс. |
Ср. |
Низ. |
Хор. |
Выс. |
Г. М. |
Выс. |
Ср. |
Низ. |
Выс. |
Выс. |
И. Л. |
Выс. |
Выс. |
Низ. |
Ср. |
Выс. |
И. Д. |
Выс. |
Выс. |
Низ. |
Выс. |
Выс. |
К. К. |
Выс. |
Выс. |
Низ. |
Выс. |
Выс. |
К. Н. |
Выс. |
Ср. |
Низ. |
Хор. |
Выс. |
К. И. |
Ср. |
Ср. |
Низ. |
Хор. |
Ср. |
К. В. |
Ср. |
Низ. |
Ср. |
Выс. |
Ср. |
К. Э. |
Выс. |
Ср. |
Низ. |
Выс. |
Выс. |
К. А. |
Выс. |
Выс. |
Низ. |
Выс. |
Выс. |
Л. Д. |
Выс. |
Ср. |
Низ. |
Ср. |
Ср. |
М. К. |
Ср. |
Ср. |
Ср. |
Хор. |
Ср. |
Н. К. |
Выс. |
Выс. |
Низ. |
Выс. |
Выс. |
О. Н. |
Выс. |
Ср. |
Низ. |
Выс. |
Выс. |
С. А. |
Выс. |
Выс. |
Низ. |
Хор. |
Выс. |
С. К. |
Ср. |
Ср. |
Ср. |
Ср. |
Ср. |
Ш. Д. |
Выс. |
Выс. |
Низ. |
Выс. |
Выс. |
Приложение 6
Анкета для определения школьной мотивации учащихся начальных классов (Лусканова)
3. Если бы учитель сказал,
что завтра в школу не
4. Тебе нравится, когда
у вас отменяют какие-либо
5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашнего задания?
6. Ты хотел бы, чтобы
в школе остались одни
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
9. У тебя в классе много друзей?
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
Обработка:
«+» - положительная оценка = 3 балла
« - » - отрицательная оценка = 0
«0» - нейтральная оценка = 1
25 – 30 баллов – высокая школьная мотивация, учебная школьная активность
20 – 24 балла – нормальная школьная мотивация
15 – 19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает внеучебными сторонами
10 – 14 баллов – низкая школьная мотивация
ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, дезадаптация.
Приложение 7
Программа по оказании помощи в адаптации к школе детям младшего школьного возраста
с гиперактивным поведением (продолжение)
Комплекс 1
1. Приветствие. Цель: сплочение группы детей, включение в работу.
— Игра «Хлопки по кругу». Участники стоят по кругу и передают друг другу хлопки. Каждый может изменить направление движения хлопков,
2. Дыхательные упражнения и самомассаж. Цель: успокоить детей, выполнить самомассаж.
— «Ветер». На медленном выдохе пальцем или всей ладонью прерывать воздушную струю так, чтобы получился звук ветра, клич индейца, свист птицы.
— Дыхание только через правую, затем только через левую ноздрю. Дыхание медленное, глубокое.
— «Кулачки». Руки вытянуты вперед, кисти сжаты в кулаки; резкие удары выполняются сначала кулаками, обращенными вверх, а затем вниз; во время удара должно происходить полное совмещение боковых поверхностей сжатых кулаков.
— «Ушки». Уши растираются ладонями по всем направлениям, как будто они замерзли.
— «Обезьяна расчесывается». Правая рука массирует пальцами голову от левого виска к правой части затылка и обратно. Затем левая рука — от правого виска к левой части затылка.
3. Растяжки. Цель: настроить детей на работу, «размяться» перед основными упражнениями.
— «Качалка». И. п. — лежа на спине. Обхватить колени руками. Качаться на спине, прокатываясь всеми позвонками по полу. Другой вариант — перекаты то на правый, то на левый бок-. По команде взрослого ребенок замирает на каком-либо боку.
— «Кобра». И. п. — лежа на животе. Ладони упираются в пол на уровне плеч. «На вдохе, как кобра, медленно поднимите голову, постепенно выпрямляя руки и приоткрывая рот, приподнимите верхнюю часть туловища, прогните спину. Ноги и таз при этом должны быть расслаблены и лежать на полу». На выдохе — медленный возврат в и. п. и расслабление.