Психологическая помощь детям младшего школьного возраста с гиперактивным поведением в период адаптации к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2015 в 13:05, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать проблемы гиперактивности в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить особенности адаптации к школе гиперактивных детей младшего школьного возраста.
3. Выявить особенности гиперактивных детей.
4. Разработать программу работы психолога, направленную на успешную адаптацию детей младшего школьного возраста с гиперактивным поведением к школе и проследить динамику результатов по итогам программы.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………....3
Глава I. Проблема адаптации к школе детей младшего школьного возраста с гиперактивным поведением………………………………………....8
1.1. История изучения адаптации в работах отечественных и зарубежных психологов……………………………………………………...…..8
1.2. Особенности адаптации к школе детей младшего школьного возраста с гиперактивным поведением…………………………………...……15
1.3. Причины формирования и проявления гиперактивного поведения……………………………………………………………...…………22
Выводы по I главе………………………………………………...………29
Глава II. Психологическая помощь детям младшего школьного возраста с гиперактивным поведением в период адаптации к школе………………….32
2.1. Изучение особенностей процесса адаптации к школе детей младшего школьного возраста с гиперактивным поведением……………….32
2.2. Программа работы психолога, направленная на успешную адаптацию к школе детей младшего школьного возраста с гиперактивным поведением……………………………………………………………………….41
2.3. Динамика результатов по итогам реализации программы………..49
Выводы по II главе…………………………………………..……………54
Заключение…………………………………………………………….….57
Литература………………………………………………………….……..60
Приложение……………………………………………………….………64

Файлы: 1 файл

отличная курсовая, 41, окончательно!.doc

— 470.50 Кб (Скачать)

Занятие 10 было направлено на развитие коммуникативных способностей («Представление», «Принц – на – цыпочках»), на развитие мелкой моторики.

Во время проведения данного занятия все дети активно участвовали во всех упражнениях.

В ходе проведения программы мы столкнулись с трудностями в том, что в начале занятий многие дети отказывались выполнять упражнения. Высказывали мнения о том, что эти занятия им не нужны. Но в дальнейшем нам удалось заинтересовать участников в выполнении упражнений.

Вместе с тем мы считаем, что основные цели и задачи, поставленные перед программой, были реализованы.

Таким образом, разработанная нами программа работы психолога, направленная на успешную адаптацию детей младшего школьного возраста с гиперактивным поведением к школе помогла детям лучше адаптироваться к обучению в школе.

Это можно предположить исходя из результативности проведенных занятий разработанной нами программы, динамика результатов которой представлена в следующем параграфе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Динамика результатов  исследования по итогам реализации  программы 

После завершения программы работы психолога, направленной на успешную адаптацию детей младшего школьного возраста с гиперактивным поведением к школе нами была проведена повторная диагностика по предложенным выше методикам.

Проанализируем результаты, полученные в экспериментальной и контрольной группах во втором диагностическом срезе.

По итогам повторной методики «Диагностический инструментарий для изучения адаптации первоклассников к школе» (тест «Мое настроение в школе», тест Керна – Йирасика, методика Гинзбурга) в контрольной группе было выявлено, что эмоциональное благополучие выявлено у 10 учащихся как высокое (67%) и у 5 человек как среднее (33%).

Высокая учебная мотивация наблюдается у 7 учащихся, что составляет 47%, средняя – у 7 человек (47%) и низкая у одного человека (6%).

Высокая учебная тревожность не выявлена ни у кого, средняя – у 10 человек (67%), низкая – у 5 человек (33%).

Высокая интеллектуальная готовность выявлена у 8 учащихся (53%), хорошая – у 4 учащихся (27%), средняя – у 3 человек (20%). Удовлетворительная и низкая интеллектуальная готовность не выявлена ни у одного учащегося.

Высокий уровень адаптации выявлен у 7 учащихся (47%), средняя – у 8 человек (53%). Все дети в контрольной группе имеют уровень адаптации выше низкого.

Результаты повторно проведенной методики «Мое настроение в школе» в экспериментальной группе: эмоциональное благополучие выявлено у 11 учащихся как высокое (73%) и у 4 человек как среднее (27%).

Высокая учебная мотивация наблюдается у 7 учащихся, что составляет 47%, средняя – у 7 человек (47%) и низкая у одного человека (6%).

Высокая учебная тревожность не выявлена ни у кого, средняя – у 11 человек (73%), низкая – у 4 человек (27%).

Высокая интеллектуальная готовность выявлена у 7 учащихся (47%), хорошая – у 5 учащихся (33%), средняя – у 3 человек (20%). Удовлетворительная и низкая интеллектуальная готовность не выявлена ни у одного учащегося.

Высокий уровень адаптации выявлен у 6 учащихся (40%), средний – у 9 человек (60%). Все дети в экспериментальной группе имеют уровень адаптации выше низкого.

Таким образом, предложенные методики позволяют нам исследовать процесс адаптации к школе детей младшего школьного возраста с гиперактивным поведением.

Проанализируем результаты, полученные в экспериментальной и контрольной группе в первом и во втором диагностическом срезах.

 

Рис. 3

Сравнительные данные, полученные в первом и во втором диагностических срезах по методике «Мое настроение в школе» в экспериментальной группе.

 

 

Из рисунка 3 мы видим, что после реализации коррекционно-развивающей программы по адаптации детей младшего школьного возраста с гиперактивным поведением к школе в экспериментальной  группе произошло уменьшение количества детей со средним уровнем адаптации к школе и увеличение количества детей, у которых высокий уровень адаптации к школе.

В контрольной группе изменений по результатам второго диагностического среза нами зафиксировано не было.

По итогам проведенной методики «Несуществующее животное» было выяснено, что у детей из экспериметальной группы, на рисунках которых присутствовали признаки агрессии и тревожности в первичном срезе, во вторичном отсутствуют. В контрольной группе изменений не выявлено, дети так же продолжали рисовать рисунки, но которых присутствовали признаки, выявляющие тревожность.

По итогам проведенного анкетирования для определения школьной мотивации (Лусканова) в контрольной группе во втором срезе было выявлено, что у 4 гиперактивных детей (27%) отношение к себе как к школьнику не сформировано совсем.

У 6 человек (40%) выявлено  положительное отношение к школе, но школа привлекает больше неучебными сторонами.

У 5 человек (33%) выявлено отношение к себе как к школьнику, высокая школьная мотивация, учебная школьная активность.

По итогам проведенного анкетирования для определения школьной мотивации (Лусканова) в экспериментальной группе во втором срезе было выявлено, что у 1 из гиперактивных детей (7%) отношение к себе как к школьнику не сформировано.

У 3 человека (20%) выявлено  положительное отношение к школе, но школа привлекает больше неучебными сторонами.

У 11 человек (73%) выявлено отношение к себе как к школьнику, высокая школьная мотивация, учебная школьная активность.

Представим данные, полученные при анкетировании для определения школьной мотивации в экспериментальной группе в первом и во втором диагностичеких срезах графически на рисунке 4.

 

 

1. Отношение к себе  как к школьнику не сформировано

2. Положительное отношение  к школе, но школа привлекает дольше неучебными сторонами

3. Отношение к себе как к школьнику практически сформировано

 

Рис. 4

Данные, полученные при анкетировании для определения школьной мотивации в экспериментальной группе в первом и во втором диагностичеких срезах

 

Данные, полученные в анкетировании в контрольной и экспериментальной группах и представленные на рисунке 4, показывают, что в экспериментальной группе увеличилось количество детей, у которых отношение к себе как к школьнику практически сформировано.

Это  способствует самостоятельному добыванию знаний учениками, их самостоятельному регулированию учебной деятельности, рациональной организации своего школьного времени и труда.

Изменений среди испытуемых контрольной группы зафиксировано не было.

Полученные данные показывают, что дети из экспериментальной группы лучше адаптируются к обучению в начальной школе.

Таким образом, исходя из данных, полученных по всему комплексу методик в  экспериментальной и контрольной группах во втором диагностическом срезе, мы можем говорить о том, что дети из экспериментальной группы стали лучше адаптироваться к обучению в начальной школе, засчет того, что уменьшился уровень тревожности, агрессии, дети начали воспринимать себя как школьников.

То есть, мы можем предположить, что коррекционно-развивающая программа работы психолога, направленная на успешную адаптацию к школе детей младшего школьного возраста с гиперактивным поведением помогает им лучше адаптироваться к обучению в школе, так как подобная «гимнастика» не только укрепляет физическое состояние ребенка, но и активизирует, восстанавливает взаимодействие между различными уровнями и аспектами психической деятельности, попросту говоря, положительно влияет на развитие таких психических функций, как восприятие и процессы саморегуляции, эмоции, память и т. д., снижает уровень тревожности и импульсивности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по II главе

Исследование процесса адаптации к школе младших школьников с гиперактивным поведением проводилось на базе МОУ Лицей. В исследовании принимали участие 30 детей, учащиеся первых классов, в возрасте 6 – 7 лет, которые были разделены на две группы экспериментальную и контрольную.

Для исследования процесса адаптации детей младшего школьного возраста с гиперактивным поведением к школе нами были использованы следующие методики: анкета для выявления детей с гиперактивным поведением для родителей и педагогов, диагностический инструментарий для изучения адаптации первоклассников к школе (тест «Мое настроение в школе», тест Керна – Йирасика, методика Гинзбурга), анкета для определения школьной мотивации (Лусканова), методика «Несуществующее животное».

После  обработки анкет  для выявления детей с гиперактивным поведением для родителей и педагогов были выделены две группы детей с гиперактивным поведением: в первую (экспериментальную) группу вошли 15 человек (10 мальчиков, 5 девочек); во вторую (контрольную) группу тоже вошли 15 человек (8 девочек, 7 мальчиков).

Диагностический инструментарий для изучения адаптации первоклассников к школе (1. Тест «Мое настроение в школе», 2. Тест Керна – Йирасика, 3. Методика Гинзбурга) позволяет нам исследовать процесс адаптации к школе детей младшего школьного возраста с гиперактивным поведением. С помощью данных методик было выявлено, что в обеих группах уровень адаптации выше низкого, но в контрольной группе количество учащихся с высоким уровнем адаптации преобладает над количеством учащихся  с высоким уровнем в экспериментальной группе.

Детям, у которых высокий уровень адаптации к школе, характерна большая внимательность на занятиях, активность в выполнении заданий, повышенный интерес к учебе, преобладание узнать как можно больше.

Данные, полученные при обработке результатов после проведения анкеты для определения школьной мотивации (Лусканова), показывают, что в обеих группах есть учащиеся, у которых отношение к себе как к школьнику не сформировано, это тоже отрицательно влияет на процесс адаптации детей к школе.

Методика «Несуществующее животное» показала, что у гиперактивных детей в обеих группах присутствуют признаки агрессии и тревожности, но в контрольной группе значения этих показателей ниже.

Агрессия и тревожность в свою очередь ухудшают процесс адаптации младших школьников к школе.

С помощью вышеперечисленных методик мы доказали, что гиперактивные дети имеют больше трудностей в процессе адаптации к школе.

По итогам исследования стало ясно, что для успешного протекния процесса адаптации младших школьников с гиперактивным поведением к школе необходима коррекционно-разввающая программа, наравленная на формирование положительного отношения к школе, развитие познавательных процессов, формирование навыков общения, развитие таких психических функций, как восприятие и процессы саморегуляции, эмоции, память.

Цель программы: помочь сбрасывать лишнюю энергию, постоянная тренировка дефицитарных функций, развитие таких психических функций, как восприятие и процессы саморегуляции, эмоции, память и т. д.

В программу входит проведение серии занятий и упражнений – 10 занятий. Продолжительность занятия 25-30 минут.

По итогам повторной методики «Диагностический инструментарий для изучения адаптации первоклассников к школе» (тест «Мое настроение в школе», тест Керна – Йирасика, методика Гинзбурга) после реализации коррекционно-развивающей программы по адаптации детей младшего школьного возраста с гиперактивным поведением к школе в экспериментальной  группе произошло уменьшение количества детей со средним уровнем адаптации к школе и увеличение количества детей, у которых высокий уровень адаптации к школе. В контрольной группе изменений по результатам второго диагностического среза нами зафиксировано не было.

По итогам проведенной методики «Несуществующее животное» было выяснено, что у детей из экспериметальной группы, на рисунках которых присутствовали признаки агрессии и тревожности в первичном срезе, во вторичном отсутствуют. В контрольной группе изменений не выявлено.

Данные, полученные при анкетировании для определения школьной мотивации (Лусканова) в контрольной и экспериментальной группах показывают, что в экспериментальной группе увеличилось количество детей, у которых отношение к себе как к школьнику практически сформировано. Что способствует самостоятельному добыванию знаний учениками, их самостоятельному регулированию учебной деятельности, рациональной организации своего школьного времени и труда. Изменений среди испытуемых контрольной группы зафиксировано не было.

Таким образом, исходя из данных, полученных по всему комплексу методик в экспериментальной и контрольной группах во втором диагностическом срезе, мы ожем говорить о том, что дети из экспериментальной группы стали лучше адаптироваться к обучению в начальной школе. Таким образом, коррекционно-развивающая программа работы психолога, направленная на успешную адаптацию к школе детям младшего школьного возраста с гиперактивным поведением, помогает им лучше адаптироваться в обучению в школе.

Информация о работе Психологическая помощь детям младшего школьного возраста с гиперактивным поведением в период адаптации к школе