Психологическая помощь детям младшего школьного возраста с гиперактивным поведением в период адаптации к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2015 в 13:05, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать проблемы гиперактивности в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить особенности адаптации к школе гиперактивных детей младшего школьного возраста.
3. Выявить особенности гиперактивных детей.
4. Разработать программу работы психолога, направленную на успешную адаптацию детей младшего школьного возраста с гиперактивным поведением к школе и проследить динамику результатов по итогам программы.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………....3
Глава I. Проблема адаптации к школе детей младшего школьного возраста с гиперактивным поведением………………………………………....8
1.1. История изучения адаптации в работах отечественных и зарубежных психологов……………………………………………………...…..8
1.2. Особенности адаптации к школе детей младшего школьного возраста с гиперактивным поведением…………………………………...……15
1.3. Причины формирования и проявления гиперактивного поведения……………………………………………………………...…………22
Выводы по I главе………………………………………………...………29
Глава II. Психологическая помощь детям младшего школьного возраста с гиперактивным поведением в период адаптации к школе………………….32
2.1. Изучение особенностей процесса адаптации к школе детей младшего школьного возраста с гиперактивным поведением……………….32
2.2. Программа работы психолога, направленная на успешную адаптацию к школе детей младшего школьного возраста с гиперактивным поведением……………………………………………………………………….41
2.3. Динамика результатов по итогам реализации программы………..49
Выводы по II главе…………………………………………..……………54
Заключение…………………………………………………………….….57
Литература………………………………………………………….……..60
Приложение……………………………………………………….………64

Файлы: 1 файл

отличная курсовая, 41, окончательно!.doc

— 470.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

Заключение

Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка младшего школьного возраста. Очень сложным для первоклассников является период адаптации к школе. Работая в школе, психологи встречаются с разнообразными запросами клиентов. В последнее время появляется все больше детей, которые уже в начальной школе не справляются с программой обучения. Эти дети требуют к себе особого внимания и педагога, и психолога, так как хроническое отставание в начальной школе отрицательно сказывается на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии ребенка. В ряде случаев ребенку необходима индивидуальная коррекционная программа, разработка которой обязательно предполагает знание факторов, вызывающих неуспеваемость.

Главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний у первоклассников, является адаптированность к школьным условиям. Поступление в школу, смена обстановки предъявляют повышенные требования к психике ребенка и требуют активного приспособления к этой новой общественной организации. Не у всех детей оно происходит безболезненно, это может определяться состоянием ребенка, психологической готовностью к обучению, а так же наиболее сложно происходит адаптация к школе у гиперактивных детей (Монина Г., Лютова Е., 2010). Очень часто причиной обращения к психологу становится чрезмерная двигательная активность ребенка, непоседливость, импульсивность, неумение сосредоточиться на выполнении одного дела. Все эти признаки характеризуют гиперактивное поведение. Дети, отличающиеся гиперактивным поведением, часто вызывают нарекания со стороны учителей в школе, так как на уроках, не умея ждать своей очереди, выкрикивают; не дослушав вопроса, или дают первый пришедший в голову ответ; не умеют сосредоточиться на выполнении задания. Таким образом, актуальность выбранной нами темы не вызывает сомнения.

Цель работы, заключавшаяся в изучении особенностей психологической помощи детям младшего школьного возраста с гиперактивным поведением в период адаптации к школе, в основном достигнута.

В ходе исследования нами были решены следующие задачи:

1. Изучены и проанализированы  проблемы гиперактивности в психолого-педагогической  литературе.

2. Выявлены особенности  адаптации к школе гиперактивных  детей младшего школьного возраста.

3. Выявлены особенности  гиперактивных детей.

4. Разработана и апробирована  программа работы психолога, направленная  на успешную адаптацию к школе  детей младшего школьного возраста  с гиперактивным поведением.

Гипотеза исследования, заключающаяся в том, что психологическая помощь детям младшего школьного возраста с гиперактивным поведением в период адаптации к школе будет эфективной при условии использования специально разработанной программы, направленной на развитие таких психических функций, как восприятие и процессы саморегуляции, эмоции, память и т.д., подтвердилась.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе обобщены современные подходы к проблеме школьной адаптации, раскрыта сущность понятия и особенности школьной адаптации, выделены причины и факторы, приводящие к школьной дезадаптации, проанализированы возможности работы психолога с детьми младшего школьного возраста с гиперактивным поведение в период адаптации к школе.

Полученный фактический материал позволяет определить возможные направления коррекционной работы с детьми, их родителями и педагогами по оптимизации процесса адаптации к школе детей младшего школьного возраста с гиперактивным поведением.

 

Практическое значение исследования заключается в том, что в нем изучены особенности процесса адаптации к школе детей младшего школьного возраста с гиперактивным повдением; разработана и апробирована программа работы психолога, направленная на успешную адаптацию к школе детей младшего школьного возраста с гиперактивным поведением и прослежена динамика результатов по итогам реализации программы.

Материалы исследования могут быть использованы на семинарах в педагогических ВУЗах; курсах повышния квалификации; курсах по выбору в педагогических ВУЗах.

Перспектива данной работы заключается в том, что для более эффективной работы психолога по программе, которая направлена на успешную адаптацию к школе детей младшего школьного возраста с гиперактивным поведением, в программу необходимо включить занятия не только с детьми с гиперактивным поведением, но и с их родителями, а также с педагогическим коллективом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

  1. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. - М., 1999 - 53 с.
  2. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности//Вопросы психологии. – 2006. - №1. – с. 92.
  3. Баскакова И.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников. М. – Воронеж, 1995.
  4. Белоусова Е.Д., Никифорова М.Ю. Синдром дефицита внимания / гиперактивности. / Российский вестник перинатологии и педиатрии. - 2000. - № 3. - с.39-42
  5. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л., 2006. – 270 с.
  6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1998. – 112 с.
  7. Бреслав Г.М. Уровни активности учения школьников и этапы формирования личности //Формирование активности учащихся и студентов в коллективе.  – Рига, 1999. – 99 с.
  8. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных      детях. – М.: Изд-во Института   Психотерапии, 2010. – 96 с.
  9. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Издательство «Питер», 2006. – 528 с.
  10. Бурменская Г.А., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование: Проблемы психологического развития детей. – М.: Изд-во МГУ, 2007. -158 с.
  11. Валлон А. Психическое развитие ребенка. – М.: «Просвещение», 1997. – 122 с.
  12. Волков Б.С. Психология младшего школьника: Учебное пособие / Б. С. Волков. М.: Пед. общ-во России, 2002.
  13. Вострокнутов Н.В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации // Школьная дезадаптация. Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. – М., 2006.
  14. Возрастные особенности психического развития детей/ Под ред. И.В.Дубровиной, М.И.Лисиной. – М., 2006. – 101 с.
  15. Диагностика школьной дезадаптации/Под ред. С.А. Беличевой, И.А. Коробейникова, Г.Ф. Кумариной. – М., 2006.
  16. Добсон Дж. Непослушный ребенок. Практическое руководство для родителей. – М.: Пенаты, 1992, 52 с.
  17. Дробинский А.О. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания // Дефектология. - №1. – 2007. – С.31-36. 
  18. Заваденко Н.Н. Диагноз и дифференциальный диагноз синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей // Школьный психолог. - №4. – 2000. – С.2-6.
  19. Заваденко Н.Н. Я остаюсь оптимистом / Школьный психолог. - №4. – 2003. – С.4-5.
  20. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку. – СПб: Сфера, 2008. – 96 с.
  21. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников.  – М.: Рос.пед.агентство, 1999. – 125 с.
  22. Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Диагностика и коррекция гиперактивности ребенка. -  М.:НИИ семьи, 1997. – 64 с.
  23. Кучма В.Р., Брязгунов И.П. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей: (вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики, лечения, профилактики и прогноза). – М.: Олег и Павел, 2000. – 98 с.
  24. Кучма В.Р., Платонова А.Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей в России.  – М.: РАРОГЬ, 2000. – 67 с.
  25. Кэмбелл Р. Как на самом деле любить детей. – М.: Знание, 1992. – 117 с.
  26. Лебединский В.В. Никольская О.С. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. – М.: Изд-во МГУ, 2010. – 53 с.
  27. Ломакина Г.Р. Гиперактивный ребенок. Как найти общий язык с непоседой/Гульнара Ломакина. – М: Центрполиграф, 2009. – 188 с.
  28. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.  – М.: Генезис, 2000.  – 192 с.
  29. Монина Г., Лютова Е. Работа с «особым» ребенком // Первое сентября. - №10. – 2010. – С.7-8.
  30. Новикова Е.В., Кочубей Б.И. Эмоциональная устойчивость школьника.  – М., 1998. – 96 с.
  31. Окленд В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психологии/ Перев. С англ. – М.: Независимая фирма «Класс», 2000.- 336 с.
  32. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. Высш. пед. Учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 512 с. 
  33. Психолог в начальной школе: Учебно-методическое пособие/Г.С Абрамова, Т.П. Гаврилова, А.Г. Лидерс и др.; под ред. Т.Ю. Андрущенко. – Волгоград: Перемена, 2010.
  34. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - с. 80-85
  35. Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития/ Сост. И общая редакция Астапова В.М., Микадзе Ю.В. – СПб: Питер, 2005. – 384 с.
  36. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В.Дубровиной. – М.:Просвещение, 1991. – 211 с.
  37. Раттер М. Помощь трудным детям / Пер. с англ. – М.:Просвещение, 1997. – 432 с.
  38. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образования: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 529 с.
  39. Сапоровская М.В. Дезадаптация первоклассников, причины, показатели и формы проявления // Феномены личности и группы в изменяющемся мире. Мат. гаучн. – практ. Конф/Отв. ред. Н.П. Фетискин. – Кострома: КГПУ, 2006.
  40. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования/Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М.: Педагогика, 2010. – 262 с.
  41. Словарь практического психолога /Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1997. – 800 с.
  42. Степанов С.В. В поисках тормозов // Школьный психолог. - №4. – 2000. – С.9-10.
  43. Тржесоглава З. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте.  – М.:Медицина, 1996. – 159 с.
  44. Шевченко Ю.С. Коррекция поведения  детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом.  – С., 1997. – 58 с.
  45. Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с минимальными мозговыми дисфункциями. – СПБ.: ИМАТОН, 1997.-136 с.
  46. Ясюкова Л.А Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Методическое руководство. Спб., 2006.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Анкета для педагога

В какой степени выражены нижеперечисленные признаки у ребенка?

Проставьте соответствующие цифры: 0 – отсутствие признака, 1- присутствие в незначительной степени; 2- присутствие в умеренной степени, 3- присутствие в выраженной степени.

Признаки

Баллы

1

2

3

 

4

5

6

7

8

 

9

10

Беспокоен, извивается, как уж.

Беспокоен, не может оставаться на одном месте.

Требования ребенка должны выполнятся немедленно.

Задевает, беспокоит других детей.

Возбудимый, импульсивный.

Легко отвлекается, удерживает внимание на короткий период времени.

Не заканчивает работу, которую начинает.

Поведение ребенка требует повышенного внимания учителей.

Не старателен в учебе.

Демонстративен в поведении (истеричен, плаксив).

 
 

Общее число баллов

 

 

Если  результат 11 и более баллов для девочек и 15 и более балов для мальчиков, вам необходимо показать ребенка специалисту.

 

 

Приложение 2

Анкета для родителей

Появились у ребенка в возрасте до 7 лет следующие признаки, наблюдались ли они более 6 месяцев? Принимается только «Да» (1 балл) или «Нет» (0 баллов).

Признаки

Баллы

 

1

 

2

3

4

5

 

6

7

8

 

9

10

11

 

 

12

 

13

 

14

Суетливые движения руками и ногами или, сидя на стуле, извивается ( у подростков может быть субъективное чувство нетерпеливости)

С трудом остается на стуле при выполнении каких-либо занятий

Легко отвлекается на посторонние стимулы

С трудом ожидает очереди для вступления в игру

Отвечает на вопросы, подумав и раньше, чем вопрос закончен.

С трудом исполняет инструкции других.

С трудом удерживает внимание при выполнении заданий или в игровых ситуациях.

Часто переключается с одного незаконченного дела на другое.

Во время игр беспокоен.

Часто чрезмерно разговорчив.

В разговоре часто прерывает, навязывает свое мнение, в детских играх часто является «мишенью».

Часто кажется, что не слышит, что сказано ему или ей.

Часто теряет предметы и вещи, необходимые для работы дома или в классе (игрушки, карандаши, книги и др.).

Игнорирует физическую опасность и возможные последствия (например, бежит по улице «без оглядки»

 
 

Общее число баллов

 

 

Если общее число баллов 8 и более, вам необходимо показать ребенка специалисту.

 

 

 

 

 

Приложение 3

Диагностический инструментарий

для изучения адаптации 1-классников к школе.

1.       Тест  «Моё настроение в школе» (ГИМК)

Цель: диагностика эмоционального состояния ребёнка в школе (его адаптации к школе). Время проведения: 3-5 учебная неделя.

Инструкция:

«На доске изображены лица трёх человечков - один весёлый, один спокойный, другой грустный.

Сейчас я вам задам 6 вопросов о вашем настроении, а вы мне нарисуете с помощью этих человечков своё настроение. Давайте нарисуем сначала в ряд 6 кружочков (высотой 2-3 клетки).

1.   В первом кружочке  нарисуй своё настроение, с каким  ты обычно приходишь в школу.

2.   Второй кружок. Нарисуй, какое у тебя настроение, когда ты видишь своего учителя.

3.   Третий кружок. Какое  у тебя настроение, когда ты  видишь своих одноклассников?

4.   Четвёртый кружок. С каким настроением ты сидишь  на уроках?

5.   Пятый кружок. С  каким настроением тебя встречают родители из школы?

6.   Шестой кружок. Как  ты оцениваешь себя как ученика, доволен ли собой?

Примечание. Можно упростить работу над тестом - не рисовать кружочки, а рисовать только форму рта.

Обработка:

Подсчитайте, сколько раз из шести, ребёнок нарисовал грустное лицо?

Именно в этих сферах у ребёнка могут быть проблемы с адаптацией! Тест позволяет сразу установить направления помощи ребёнку, если у того есть проблемы с адаптацией (слабая учебная мотивация, учитель, одноклассники, семья, тревожность).

Критерии оценки эмоционального состояния ребёнка в школе:

Высокое эмоциональное благополучие - нет грустных лиц, нарисовано 4-6 весёлых лиц. Среднее эмоциональное благополучие - выбор 1-2 грустных лиц, либо 3-6 спокойных лица. Низкое эмоциональное благополучие - из шести 3-6 лиц грустные.

Дополнительная обработка:

Критерии оценки учебной мотивации ребёнка:

Высокая - в 1 и 4 кружках ребёнок рисует улыбающееся лицо.

Низкая - в 1 и 4 кружках ребёнок рисует хотя бы одно грустное лицо (или оба грустные).

Средняя - все остальные варианты рисования лиц в 1 и 4 кружках.

Критерии оценки учебной тревожности ребёнка:

Высокая - в 6 кружке ребёнок нарисовал грустное лицо. Средняя - в 6 кружке ребёнок нарисовал спокойное лицо. Низкая - в 6 кружке ребёнок нарисовал весёлое лицо.

2. Тест Керна - Йирасика

Цель: диагностика интеллектуальной готовности ребенка к школе. Время проведения: сентябрь.

Подготовка:

Психолог заранее рисует в тетрадях первоклассников группу точек и надпись для копирования (красной или зеленой пастой). .,,.

Тест состоит из трех заданий, выполнение которых занимает не более 10 минут.

Задание 1:

«Срисовывание группы точек».

«У вас в тетрадях нарисованы точки. Вам нужно скопировать их рядом с образцом как можно точнее. Отступите 1 клетку от образца в сторону».

•       •       •

Примечание: Достаточно скопировать образец хотя бы 1 раз. В тетради в клетку образец рисуется как группа точек, отстоящих друг от друга на две клетки.

Задание 2:

«Подражание письменным буквам»

«На иностранном языке написана фраза. Вам нужно ее скопировать. Представьте, что вы - художники, и перерисуйте ее ниже, как можно точнее и похожее. Отступите одну клетку вниз от образца.»

Примечание: Некоторые дети жалуются на то, что у них ничего не получается, расстраиваются из-за этого. Важно их подбодрить, сказав, что мы только учимся писать, и молодец тот, кто пробует выполнить это задание.

Задание 3:

«Рисунок мужской фигуры».

«А теперь я попрошу вас нарисовать мужчину. Вы можете рисовать ручкой, а можете цветными

карандашами, как удобно».

Обработка данных:

Оцените качество выполнения каждого задания по 5 бальной системе, где 1 балл соответствует самому высокому качеству исполнения, а 5 баллов - самому низкому.

Для задания 1:

1  балл - безошибочное подражание образцу.

2  балла - количество и расположение точек отвечает образцу, но возможно отклонение на половину от ширины промежутка у трех точек.

3  балла - целое по своему контуру напоминает образец. Точек не должно быть больше 20 и меньше 7, а увеличение контура не более чем в 2 раза.

4 балла - рисунок не похож по своему контуру на образец, но все еще состоит из точек.

5 баллов - черкание.

Для задания 2:

1  балл - правильное копирование образца.

2  балла - образец скопирован разборчиво. Размер заглавной и других букв не учитывается. Есть отклонение от горизонтальной линии строки на 30° и больше.

3 балла - правильно скопированы хотя бы 4 буквы образца. Явная разбивка на 3 части.

4  балла - с образцом совпадают 2-3 буквы надписи, копия все еще создает строку надписи.

5 баллов - каракули.

Для задания 3:

1  балл - Голова соединена с туловищем посредством шеи. На голове имеются волосы (или их закрывает шляпа), уши, на лице - глаза, нос, рот. Руки закончены кистью с 5 пальцами. Ноги книзу загнуты. Использована мужская одежда. Изображение рисунка синтетическое (можно обвести контур, не отрывая карандаш от бумаги).

2  балла - Если рисунок выполнен не синтетическим способом, но выполняются все предыдущие требования. Либо рисунок выполнен синтетическим способом, но есть 1-3 недостающие части (шея, волосы, 1 палец руки), но не часть лица.

3 балла - Отсутствует часть лица; пальцы рук; стопы; одежда.

Информация о работе Психологическая помощь детям младшего школьного возраста с гиперактивным поведением в период адаптации к школе