Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2015 в 13:05, курсовая работа
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать проблемы гиперактивности в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить особенности адаптации к школе гиперактивных детей младшего школьного возраста.
3. Выявить особенности гиперактивных детей.
4. Разработать программу работы психолога, направленную на успешную адаптацию детей младшего школьного возраста с гиперактивным поведением к школе и проследить динамику результатов по итогам программы.
Введение…………………………………………………………………....3
Глава I. Проблема адаптации к школе детей младшего школьного возраста с гиперактивным поведением………………………………………....8
1.1. История изучения адаптации в работах отечественных и зарубежных психологов……………………………………………………...…..8
1.2. Особенности адаптации к школе детей младшего школьного возраста с гиперактивным поведением…………………………………...……15
1.3. Причины формирования и проявления гиперактивного поведения……………………………………………………………...…………22
Выводы по I главе………………………………………………...………29
Глава II. Психологическая помощь детям младшего школьного возраста с гиперактивным поведением в период адаптации к школе………………….32
2.1. Изучение особенностей процесса адаптации к школе детей младшего школьного возраста с гиперактивным поведением……………….32
2.2. Программа работы психолога, направленная на успешную адаптацию к школе детей младшего школьного возраста с гиперактивным поведением……………………………………………………………………….41
2.3. Динамика результатов по итогам реализации программы………..49
Выводы по II главе…………………………………………..……………54
Заключение…………………………………………………………….….57
Литература………………………………………………………….……..60
Приложение……………………………………………………….………64
Заключение
Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка младшего школьного возраста. Очень сложным для первоклассников является период адаптации к школе. Работая в школе, психологи встречаются с разнообразными запросами клиентов. В последнее время появляется все больше детей, которые уже в начальной школе не справляются с программой обучения. Эти дети требуют к себе особого внимания и педагога, и психолога, так как хроническое отставание в начальной школе отрицательно сказывается на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии ребенка. В ряде случаев ребенку необходима индивидуальная коррекционная программа, разработка которой обязательно предполагает знание факторов, вызывающих неуспеваемость.
Главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний у первоклассников, является адаптированность к школьным условиям. Поступление в школу, смена обстановки предъявляют повышенные требования к психике ребенка и требуют активного приспособления к этой новой общественной организации. Не у всех детей оно происходит безболезненно, это может определяться состоянием ребенка, психологической готовностью к обучению, а так же наиболее сложно происходит адаптация к школе у гиперактивных детей (Монина Г., Лютова Е., 2010). Очень часто причиной обращения к психологу становится чрезмерная двигательная активность ребенка, непоседливость, импульсивность, неумение сосредоточиться на выполнении одного дела. Все эти признаки характеризуют гиперактивное поведение. Дети, отличающиеся гиперактивным поведением, часто вызывают нарекания со стороны учителей в школе, так как на уроках, не умея ждать своей очереди, выкрикивают; не дослушав вопроса, или дают первый пришедший в голову ответ; не умеют сосредоточиться на выполнении задания. Таким образом, актуальность выбранной нами темы не вызывает сомнения.
Цель работы, заключавшаяся в изучении особенностей психологической помощи детям младшего школьного возраста с гиперактивным поведением в период адаптации к школе, в основном достигнута.
В ходе исследования нами были решены следующие задачи:
1. Изучены и проанализированы
проблемы гиперактивности в
2. Выявлены особенности
адаптации к школе
3. Выявлены особенности гиперактивных детей.
4. Разработана и апробирована
программа работы психолога, направленная
на успешную адаптацию к школе
детей младшего школьного
Гипотеза исследования, заключающаяся в том, что психологическая помощь детям младшего школьного возраста с гиперактивным поведением в период адаптации к школе будет эфективной при условии использования специально разработанной программы, направленной на развитие таких психических функций, как восприятие и процессы саморегуляции, эмоции, память и т.д., подтвердилась.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе обобщены современные подходы к проблеме школьной адаптации, раскрыта сущность понятия и особенности школьной адаптации, выделены причины и факторы, приводящие к школьной дезадаптации, проанализированы возможности работы психолога с детьми младшего школьного возраста с гиперактивным поведение в период адаптации к школе.
Полученный фактический материал позволяет определить возможные направления коррекционной работы с детьми, их родителями и педагогами по оптимизации процесса адаптации к школе детей младшего школьного возраста с гиперактивным поведением.
Практическое значение исследования заключается в том, что в нем изучены особенности процесса адаптации к школе детей младшего школьного возраста с гиперактивным повдением; разработана и апробирована программа работы психолога, направленная на успешную адаптацию к школе детей младшего школьного возраста с гиперактивным поведением и прослежена динамика результатов по итогам реализации программы.
Материалы исследования могут быть использованы на семинарах в педагогических ВУЗах; курсах повышния квалификации; курсах по выбору в педагогических ВУЗах.
Перспектива данной работы заключается в том, что для более эффективной работы психолога по программе, которая направлена на успешную адаптацию к школе детей младшего школьного возраста с гиперактивным поведением, в программу необходимо включить занятия не только с детьми с гиперактивным поведением, но и с их родителями, а также с педагогическим коллективом.
Литература.
Приложение
Приложение 1
Анкета для педагога
В какой степени выражены нижеперечисленные признаки у ребенка?
Проставьте соответствующие цифры: 0 – отсутствие признака, 1- присутствие в незначительной степени; 2- присутствие в умеренной степени, 3- присутствие в выраженной степени.
№ |
Признаки |
Баллы |
1 2 3
4 5 6 7 8
9 10 |
Беспокоен, извивается, как уж. Беспокоен, не может оставаться на одном месте. Требования ребенка должны выполнятся немедленно. Задевает, беспокоит других детей. Возбудимый, импульсивный. Легко отвлекается, удерживает внимание на короткий период времени. Не заканчивает работу, которую начинает. Поведение ребенка требует повышенного внимания учителей. Не старателен в учебе. Демонстративен в поведении (истеричен, плаксив). |
|
Общее число баллов |
Если результат 11 и более баллов для девочек и 15 и более балов для мальчиков, вам необходимо показать ребенка специалисту.
Приложение 2
Анкета для родителей
Появились у ребенка в возрасте до 7 лет следующие признаки, наблюдались ли они более 6 месяцев? Принимается только «Да» (1 балл) или «Нет» (0 баллов).
№ |
Признаки |
Баллы |
1
2 3 4 5
6 7 8
9 10 11
12
13
14 |
Суетливые движения руками и ногами или, сидя на стуле, извивается ( у подростков может быть субъективное чувство нетерпеливости) С трудом остается на стуле при выполнении каких-либо занятий Легко отвлекается на посторонние стимулы С трудом ожидает очереди для вступления в игру Отвечает на вопросы, подумав и раньше, чем вопрос закончен. С трудом исполняет инструкции других. С трудом удерживает внимание при выполнении заданий или в игровых ситуациях. Часто переключается с одного незаконченного дела на другое. Во время игр беспокоен. Часто чрезмерно разговорчив. В разговоре часто прерывает, навязывает свое мнение, в детских играх часто является «мишенью». Часто кажется, что не слышит, что сказано ему или ей. Часто теряет предметы и вещи, необходимые для работы дома или в классе (игрушки, карандаши, книги и др.). Игнорирует физическую опасность и возможные последствия (например, бежит по улице «без оглядки» |
|
Общее число баллов |
Если общее число баллов 8 и более, вам необходимо показать ребенка специалисту.
Приложение 3
Диагностический инструментарий
для изучения адаптации 1-классников к школе.
1. Тест «Моё настроение в школе» (ГИМК)
Цель: диагностика эмоционального состояния ребёнка в школе (его адаптации к школе). Время проведения: 3-5 учебная неделя.
Инструкция:
«На доске изображены лица трёх человечков - один весёлый, один спокойный, другой грустный.
Сейчас я вам задам 6 вопросов о вашем настроении, а вы мне нарисуете с помощью этих человечков своё настроение. Давайте нарисуем сначала в ряд 6 кружочков (высотой 2-3 клетки).
1. В первом кружочке нарисуй своё настроение, с каким ты обычно приходишь в школу.
2. Второй кружок. Нарисуй, какое у тебя настроение, когда ты видишь своего учителя.
3. Третий кружок. Какое у тебя настроение, когда ты видишь своих одноклассников?
4. Четвёртый кружок. С каким настроением ты сидишь на уроках?
5. Пятый кружок. С
каким настроением тебя
6. Шестой кружок. Как ты оцениваешь себя как ученика, доволен ли собой?
Примечание. Можно упростить работу над тестом - не рисовать кружочки, а рисовать только форму рта.
Обработка:
Подсчитайте, сколько раз из шести, ребёнок нарисовал грустное лицо?
Именно в этих сферах у ребёнка могут быть проблемы с адаптацией! Тест позволяет сразу установить направления помощи ребёнку, если у того есть проблемы с адаптацией (слабая учебная мотивация, учитель, одноклассники, семья, тревожность).
Критерии оценки эмоционального состояния ребёнка в школе:
Высокое эмоциональное благополучие - нет грустных лиц, нарисовано 4-6 весёлых лиц. Среднее эмоциональное благополучие - выбор 1-2 грустных лиц, либо 3-6 спокойных лица. Низкое эмоциональное благополучие - из шести 3-6 лиц грустные.
Дополнительная обработка:
Критерии оценки учебной мотивации ребёнка:
Высокая - в 1 и 4 кружках ребёнок рисует улыбающееся лицо.
Низкая - в 1 и 4 кружках ребёнок рисует хотя бы одно грустное лицо (или оба грустные).
Средняя - все остальные варианты рисования лиц в 1 и 4 кружках.
Критерии оценки учебной тревожности ребёнка:
Высокая - в 6 кружке ребёнок нарисовал грустное лицо. Средняя - в 6 кружке ребёнок нарисовал спокойное лицо. Низкая - в 6 кружке ребёнок нарисовал весёлое лицо.
2. Тест Керна - Йирасика
Цель: диагностика интеллектуальной готовности ребенка к школе. Время проведения: сентябрь.
Подготовка:
Психолог заранее рисует в тетрадях первоклассников группу точек и надпись для копирования (красной или зеленой пастой). .,,.
Тест состоит из трех заданий, выполнение которых занимает не более 10 минут.
Задание 1:
«Срисовывание группы точек».
«У вас в тетрадях нарисованы точки. Вам нужно скопировать их рядом с образцом как можно точнее. Отступите 1 клетку от образца в сторону».
• • •
Примечание: Достаточно скопировать образец хотя бы 1 раз. В тетради в клетку образец рисуется как группа точек, отстоящих друг от друга на две клетки.
Задание 2:
«Подражание письменным буквам»
«На иностранном языке написана фраза. Вам нужно ее скопировать. Представьте, что вы - художники, и перерисуйте ее ниже, как можно точнее и похожее. Отступите одну клетку вниз от образца.»
Примечание: Некоторые дети жалуются на то, что у них ничего не получается, расстраиваются из-за этого. Важно их подбодрить, сказав, что мы только учимся писать, и молодец тот, кто пробует выполнить это задание.
Задание 3:
«Рисунок мужской фигуры».
«А теперь я попрошу вас нарисовать мужчину. Вы можете рисовать ручкой, а можете цветными
карандашами, как удобно».
Обработка данных:
Оцените качество выполнения каждого задания по 5 бальной системе, где 1 балл соответствует самому высокому качеству исполнения, а 5 баллов - самому низкому.
Для задания 1:
1 балл - безошибочное подражание образцу.
2 балла - количество и расположение точек отвечает образцу, но возможно отклонение на половину от ширины промежутка у трех точек.
3 балла - целое по своему контуру напоминает образец. Точек не должно быть больше 20 и меньше 7, а увеличение контура не более чем в 2 раза.
4 балла - рисунок не похож по своему контуру на образец, но все еще состоит из точек.
5 баллов - черкание.
Для задания 2:
1 балл - правильное копирование образца.
2 балла - образец скопирован разборчиво. Размер заглавной и других букв не учитывается. Есть отклонение от горизонтальной линии строки на 30° и больше.
3 балла - правильно скопированы хотя бы 4 буквы образца. Явная разбивка на 3 части.
4 балла - с образцом совпадают 2-3 буквы надписи, копия все еще создает строку надписи.
5 баллов - каракули.
Для задания 3:
1 балл - Голова соединена с туловищем посредством шеи. На голове имеются волосы (или их закрывает шляпа), уши, на лице - глаза, нос, рот. Руки закончены кистью с 5 пальцами. Ноги книзу загнуты. Использована мужская одежда. Изображение рисунка синтетическое (можно обвести контур, не отрывая карандаш от бумаги).
2 балла - Если рисунок выполнен не синтетическим способом, но выполняются все предыдущие требования. Либо рисунок выполнен синтетическим способом, но есть 1-3 недостающие части (шея, волосы, 1 палец руки), но не часть лица.
3 балла - Отсутствует часть лица; пальцы рук; стопы; одежда.