Психологическая помощь детям младшего школьного возраста с гиперактивным поведением в период адаптации к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2015 в 13:05, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать проблемы гиперактивности в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить особенности адаптации к школе гиперактивных детей младшего школьного возраста.
3. Выявить особенности гиперактивных детей.
4. Разработать программу работы психолога, направленную на успешную адаптацию детей младшего школьного возраста с гиперактивным поведением к школе и проследить динамику результатов по итогам программы.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………....3
Глава I. Проблема адаптации к школе детей младшего школьного возраста с гиперактивным поведением………………………………………....8
1.1. История изучения адаптации в работах отечественных и зарубежных психологов……………………………………………………...…..8
1.2. Особенности адаптации к школе детей младшего школьного возраста с гиперактивным поведением…………………………………...……15
1.3. Причины формирования и проявления гиперактивного поведения……………………………………………………………...…………22
Выводы по I главе………………………………………………...………29
Глава II. Психологическая помощь детям младшего школьного возраста с гиперактивным поведением в период адаптации к школе………………….32
2.1. Изучение особенностей процесса адаптации к школе детей младшего школьного возраста с гиперактивным поведением……………….32
2.2. Программа работы психолога, направленная на успешную адаптацию к школе детей младшего школьного возраста с гиперактивным поведением……………………………………………………………………….41
2.3. Динамика результатов по итогам реализации программы………..49
Выводы по II главе…………………………………………..……………54
Заключение…………………………………………………………….….57
Литература………………………………………………………….……..60
Приложение……………………………………………………….………64

Файлы: 1 файл

отличная курсовая, 41, окончательно!.doc

— 470.50 Кб (Скачать)

—  «Потягивание». И. п. стоя. Ноги на ширине плеч, руки сжаты в кулаки, большие пальцы внучри ладоней; кулаки прижаты к низу живота. Поднять кулаки к плечам и прогнуться в спине, разводя плечи и запрокидывая голову. Потянуться вверх, распрямляя руки и поднимаясь на носки, постепенно напрягая все тело. Вернуться в и. п., выполняя движение в обратном порядке.

5.  Стабилизация и оптимизация  общего тонуса.

—  «Сложились — развернулись»* И. п. лежа на спине. Медленно и плавно, повернувшись на бок, принять «позу эмбриона» (колени обхватить руками, прижать к подбородку). Вернуться в и. п. Повторить упражнение в другую сторону.

6. Упражнения для развития  мелкой моторики и ловкости.

—  «Колечко»; «Лезгинка» (см. комплекс 1).

—  «Ухо — нос». Левой рукой взяться за кончик носа, а правой — за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук.

—  «Руки — ноги». Прыжки на месте с одновременными движениями руками и ногами.

Левая рука вперед, правая рука назад — правая нога вперед, левая нога назад.

Левая рука назад, правая рука вперед — правая нога назад, левая нога вперед.

Левая рука вперед, правая рука вперед — правая нога назад, левая нога назад.

—  Перебрасывание мячей в парах различными способами.

—  «Пустыня». Движения в нижней зоне. Дети вспоминают, какая погода в пустыне, кто там живет, что растет. Они превращаются в обитателей пустыни с их движениями, позами, звуками. В конце игры необходимо проиграть с детьми обратное перевоплощение в самого себя.

7. Релаксация.

—  «Ковер-самолет». «Мы ложимся на волшебный ковер-самолет, ковер плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает, убаюкивая. Ветерок нежно нас обдувает, все отдыхают.,. Постепенно ковер начинает спускаться и приземляется в нашей комнате... Потягиваемся, делаем глубокий вдох, выдох, открываем глаза, медленно садимся и аккуратно встаем».

Комплекс 6

1. Приветствие.

2.  Дыхательные упражнения  и самомассаж.

—  Вдох через нос, пауза, на выдохе вокализировать отдельные звуки: а, о, у, ш, щ, х — и их сочетания (з переходит в с, о — в у, ш — в щ и т. д.).

—  «Мытье головы». Пальцы слегка расставить и НАМНОГО согнуть в суставах. Кончиками пальцев массировать голову в направлении: 1) ото лба к макушке, 2) ото лба до затылка, 3) от ушей к шее.

— «Теплые ручки». Растирание и разминка пальцев рук и всей кисти от кончиков пальцев и обратно. Особое внимание следует уделить большим пальцам. Имитация «силового» мытья рук, растирания и пожатия рук.

3.  Глазодвигательные  упражнения.

—  Написать глазами цифры от 0 до 9.

—  Нарисовать глазами пружинки.

—  Вытянуть руку вперед, смотреть на концы пальцев вытянутой руки, расположенной по средней линии лица. Медленно приближать руку, не сводя с нее взгляда. Повторять 3—4 раза.

4.  Растяжки.

—  «Линейные растяжки». И. п. лежа на спине. Ребенок (сначала можно с помощью педагога) растягивает всё тело, потягиваясь одновременно двумя руками и ногами; затем — только правой стороной тела (рука, бок, нога), потом — только левой. Спина при этом не должна напрягаться и выгибаться. На выдохе — расслабление.

5. Упражнения для развития  мелкой моторики, стабилизации и  оптимизации общего тонуса.

—  «Змейки». Представить, что пальцы рук — это маленькие змейки. Они могут двигаться — извиваться, вращаясь направо, налево, снизу вверх и сверху вниз.

—  «Цепочка» (см. комплекс 1).

—  «Лезгинка» (см. комплекс 3).

—  «Ухо — нос» (см. комплекс 5).

—  «Дерево». И. п. сидя на корточках. Спрятать голову в колени, колени обхватить руками. Это семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимайтесь на ноги, затем распрямляйте туловище, вытягивайте руки вверх. Напрягите тело и вытяните его вверх. Подул ветер: раскачивайте тело, имитируя дерево.

6. Формирование и коррекция  базовых сенсомоторных взаимодействий.

И. п. лежа на спине. Ноги и руки вытянуты вверх перпендикулярно полу и перекрещены Х - образно; одновременно оттягивается вверх носок (пятка) правой ноги и кисть левой руки, расслабление, то же — для левой ноги и правой руки; повторить для одноименных руки и ноги.

7.  Освоение внешнего  пространства.

—  «Царство птиц». Движения в верхней зоне.

8.  Функциональное упражнение.

«Кричалки — шепталки — молчалки». Цель — развитие внимания и двигательного контроля.

Из разноцветного картона приготовить три силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это — сигналы. Когда ведущий поднимает красную ладонь — «кричалку», можно бегать, кричать, шуметь; желтую ладонь — «шепталку», можно тихо передвигаться и перешептываться; синюю ладонь — «молчалку», дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалкой». После того как дети в конце игры лягут на пол, можно включить спокойную музыку.

9.  Релаксационный момент.

Комплекс 7

1.  Приветствие.

2.  Дыхательные упражнения  и самомассаж.

— И. п. стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, ладони обращены вперед. На быстром вдохе руки притягиваются к подмышкам ладонями вверх. На медленном выдохе — опускаются вдоль тела ладонями вниз.

— Дыхание только через левую, а потом через правую ноздрю. При этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, а левую — мизинцем правой руки.

—  «Обезьяна расчесывается» (см. комплекс 1).

—  «Теплые ручки» (см. комплекс 6).

3.  Глазодвигательные упражнения.

—  Широко открывать и закрывать глаза с интервалом 30 секунд. Повторить 5—6 раз.

—  Быстро моргать в течение 1—2 минут.

—  Смотреть вдаль 30—40 секунд. Перевести 'взгляд на палец на расстоянии 25—30 сантиметров и смотреть 3—5 секунд. Повторить 3—5 раз.

4.  Растяжки.

— «Звезда». Дети ложатся в позу «звезды» — слегка разведя руки и ноги, а затем выполняют растяжки аналогично линейным, но по диагонали. Оттягивается пятка правой ноги и левая рука по диагонали, при этом левая нога и правая рука расслаблены. Расслабиться на выдохе. Затем то же выполняется по другой диагонали.

5. Формирование и коррекция  базовых сенсомоторных взаимодействий, стабилизации и оптимизации общего тонуса.

— И. п. лежа на спине. Ноги согнуты в коленях, стопы стоят на полу, прямые руки вытянуты в стороны. Руки одновременно передвигаются по полу (одна — вверх, другая — вниз) таким образом, что одна рука оказывается вытянутой вверх, а другая — лежащей вдоль тела. При этом голова наклоняется в сторону верхней руки, а колени — в сторону нижней руки, и наоборот.

— «Огонь и лед» (см. комплекс 1).

6.  Упражнения для развития  мелкой моторики.

—  «Клешня краба». Средний палец накладывается и зажимает указательный, безымянный кладется на средний, мизинец — на безымянный. Поза удерживается 10—20 секунд. После выполнения правой рукой то же — левой, а затем — двумя руками одновременно.

7.  Функциональные упражнения.

—  «Запретное движение». Педагог показывает различные движения, дети должны их повторять, если к показу будет добавлено слово «пожалуйста» или если показанное движение не является запретным. Вместо запретного движения предлагается, например, не двигаться или делать движение в противоположную сторону — шаг назад, если он был сделан вперед, или руки опустить, если педагог поднял их вверх.

—  «Каратист». Цель — развитие двигательного контроля, элиминация импульсивности. Участники образуют круг, в центре которого на полу лежит физкультурный обруч. Один из участников встает и обруч и превращается в каратиста, выполняя резкие движения руками и ногами. Остальные дети вместе с педагогом хором произносят: «Сильнее, еще сильнее!», помогая игроку выплеснуть агрессивную энергию интенсивными движениями.

8.  Коммуникативное упражнение. «Сороконожка» (см. комплекс 4).

9. Релаксация.

«Внутри — снаружи». И. п. лежа на спине. Закройте глаза, прислушайтесь к звукам вокруг себя (шум транспорта за окном, дыхание других и т. д.). Перенесите внимание на свое тело и прислушайтесь к нему (собственное дыхание, биение сердца, ощущение позы тела и т. д.). Переключите внимание на внешние шумы и внутренние ощущения несколько раз.

Комплекс 8

1. Приветствие.

2. Дыхательные упражнения  и самомассаж.

—  «Ветер», «Ушки» (см. комплекс 1).

—  «Шарик», «Рыбки» (см. комплекс 3).

—  «Расслабленное лицо» (см. комплекс 4).

3.  Глазодвигательные  упражнения.

Сложить руки вместе перед лицом. Моргнуть и посмотреть на ладони. Пусть глаза несколько раз «обойдут» руки.

Повторить в другую сторону. Отдохнуть. Затем поморгать и смотреть на одну ладонь, затем на другую.

4.  Растяжки.

—  «Растяжки для ног». И. п. стоя. Ноги на ширине плеч; поднять прямые руки в стороны на уровне плеч ладонями вниз:

а) медленно наклониться влево и коснуться пальцев левой ноги левой рукой. Остаться в этом положении 5 секунд и вернуться в и. п. Стараться не егибать рук и ног. То же — для правой руки и ноги;

б) медленно наклониться влево и коснуться пальцев левой ноги правой рукой. Остаться в этом положении 5 секунд и вернуться в и. п. То же — для правой руки и ноги.

—  «Повороты в стороны». И. п, то же. Поворот влево — левая рука движется назад, правая лежит на области сердца; поворот вправо — правая рука назад, левая на сердце и т. д. Голова поворачивается вместе с туловищем.

5. Формирование и коррекция  базовых сенсомоторных взаимодействий.

Встать у стены, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз. Дети передвигаются вдоль стены на 3—5 м вправо, а затем влево. Сначала двигаются одноименные, а потом противоположные рука и нога:

а) руки и ноги параллельны; б) руки перекрещены, ноги параллельны; в) ноги перекрещены, руки параллельны; г) руки перекрещены, ноги перекрещены.

6.  Упражнения для развития мелкой моторики.

—  «Клешня краба» (см. комплекс 7).

—  «Змейки» (см. комплекс 6).

—  «Колечки», «Цепочка» (см. комплекс 1).

7.  Функциональные упражнения  с правилами.

— «Броуновское движение». Цель — развитие распределения внимания. Все дети встают в круг. Ведущий один за другим вкатывает в центр круга мячики. Детям сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать рукой или ногой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительные мячики.

— «Говори». Цель — развитие умения контролировать импульсивные действия. Ведущий задает вопросы детям, но отвечатъ на них можно только тогда, когда будет дана команда: «Говори!»

8.  Коммуникативное упражнение.

—  «Тень». Первый участник двигается определенным образом, а стоящий за ним ребенок, изображающий его тень, повторяет его движения.

9.  «Танец пяти движений». Цель — двигательное раскрепощение.

— Течение воды — округлые, плавные, мягкие движения. 1 минута.

— Переход через чащу — резкие, сильные, четкие движения. 1 минута.

—Сломанная кукла — неструктурированные^ потряхивающие, незаконченные движения. 1 минута.

— Полет бабочек — тонкие, изящные, нежные движения. 1 минута.

— Покой — стояние без движения, слушание своего тела. 1 минута. (Релаксационный момент.)

Комплекс 9

1.  Приветствие.

2. Дыхательные упражнения  и самомассаж (см. занятие 7).

3.  Глазодвигательные  упражнения.

—  Выполняются глазодвигательные упражнения с фиксацией мышц языка и челюсти:

а)  сильно сжать челюсти;

б)  максимально открыть рот, язык спрятать;

в) максимально открыть рот, максимально высунуть язык.

4.  Коммуникативные упражнения.

—  Партнеры, стоя спиной друг к другу, сцепляются руками на уровне локтевых сгибов. Из этого положения один из партнеров, приседая и сгибаясь вперед, приподнимает другого, удерживая его в этом положении 3—5 секунд.

— Партнеры, стоя спиной друг к другу, сцепляются руками на уровне локтевых сгибов. Из этого положения оба приседают, а затем встают, опираясь друг на друга всей поверхностью спины.

—  «Сиамские близнецы». Дети встают боком друг к другу и «приклеиваются»: берут друг друга под руку и плотно присоединяются боковыми поверхностями ног. Пара пробует двигаться в разных направлениях, с разной скоростью, выполнять какие-либо движения. — «Зеркало» (см. комплекс 2).

5.  Подвижная игра с  правилами (см. комплекс 3).

6.  Упражнение для развития  внимания (см. комплекс 6).

7.  Релаксация.

«Пляж». И. п. лежа. Детям предлагают закрыть глаза и представить, что они лежат на теплом песке. Ласково светит солнце и согревает их. Дети отдыхают, слушают шум прибоя. Потянуться, сделать глубокий вдох и выдох, открыть глаза, медленно сесть и аккуратно встать.

Комплекс 10

1.  Приветствие,

2.  Дыхательные упражнения  и самомассаж.

Информация о работе Психологическая помощь детям младшего школьного возраста с гиперактивным поведением в период адаптации к школе