Психологическая помощь детям младшего школьного возраста с гиперактивным поведением в период адаптации к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2015 в 13:05, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать проблемы гиперактивности в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить особенности адаптации к школе гиперактивных детей младшего школьного возраста.
3. Выявить особенности гиперактивных детей.
4. Разработать программу работы психолога, направленную на успешную адаптацию детей младшего школьного возраста с гиперактивным поведением к школе и проследить динамику результатов по итогам программы.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………....3
Глава I. Проблема адаптации к школе детей младшего школьного возраста с гиперактивным поведением………………………………………....8
1.1. История изучения адаптации в работах отечественных и зарубежных психологов……………………………………………………...…..8
1.2. Особенности адаптации к школе детей младшего школьного возраста с гиперактивным поведением…………………………………...……15
1.3. Причины формирования и проявления гиперактивного поведения……………………………………………………………...…………22
Выводы по I главе………………………………………………...………29
Глава II. Психологическая помощь детям младшего школьного возраста с гиперактивным поведением в период адаптации к школе………………….32
2.1. Изучение особенностей процесса адаптации к школе детей младшего школьного возраста с гиперактивным поведением……………….32
2.2. Программа работы психолога, направленная на успешную адаптацию к школе детей младшего школьного возраста с гиперактивным поведением……………………………………………………………………….41
2.3. Динамика результатов по итогам реализации программы………..49
Выводы по II главе…………………………………………..……………54
Заключение…………………………………………………………….….57
Литература………………………………………………………….……..60
Приложение……………………………………………………….………64

Файлы: 1 файл

отличная курсовая, 41, окончательно!.doc

— 470.50 Кб (Скачать)

4.  Упражнения, направленные  на развитие внимания, общей и  мелкой моторики.

— «Огонь и лед». И. п. — стоя в кругу. По команде «огонь!» дети начинают интенсивные движения всем телом. По команде «лед!» дети застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело.

—  «Колечко». Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д.

—  «Цепочка». «Колечки» правой и левой руки поочередно соединяются.

—  «Черепахи». Педагог и дети стоят у противоположных стен. По сигналу дети начинают медленное движение к противоположной стене, изображая маленьких черепашек. Никто не должен останавливаться и спешить. Через 2—3 минуты педагог подает сигнал, по которому все участники останавливаются. Побеждает тот, кто оказался самым последним.

— «Четыре стихии». Дети сидят в кругу. Ведущий договаривается с детьми, что, если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, «вода» — вытянуть руки вперед, «воздух» — поднять руки вверх, «огонь» — повернуться вокруг себя.

5.  Релаксация. Цель: «успокоить»  детей, закончить работу.

— «Поза покоя». Дети находятся в удобных для них позах. Педагог медленно, тихим голосом произносит формулу общего покоя:

Все умеют танцевать.

Прыгать, бегать, рисовать,

Но пока не все умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая –

Очень легкая, простая,

Замедляется движенье,

Исчезает напряженье…

И становится понятно –

Расслабление приятно!

Комплекс 2

1. Приветствие. Цель: сплочение группы детей, включение в работу.

- «Ритм по кругу». Ведущий  отхлопывает ритм. Задача детей - повторить ритмический рисунок, подхватывая ритм друг за другом.

2.  Дыхательные упражнения  и самомассаж. Цель: успокоить детей, выполнить самомассаж.

- Сесть на пол, скрестив  ноги, спина прямая. Поднимать руки  вверх над головой с вдохом  и опускать вниз, на пол перед  собой, с выдохом, немного сгибаясь  при этом.

- И.п. то же. Вдох через  нос, на выдохе – длительное  произношение звуков (ж, ш, з, с, о, а, у).

-  Упражнение «Кулачки», «Ушки» (см. Комплекс 1.)

- «Веселые носики» - потереть  область носа пальцами, затем  ладонями, до появления чувства  тепла. Повращать кончик носа  вправо и влево 3-5 раз. Проделать 3-5 поглаживающих движений указательными пальцами обеих рук вдоль носа сверху вниз.

3. Растяжки. Цель: настроить  детей на работу.

- «Струночка». И.п. - лежа  на спине. Ребенок должен почувствовать  пол головой, шеей, спиной, плечами, руками, ягодицами и ногами, а  затем описать свои ощущения. Например, пол может быть твердым, холодным, гладким; шее или ногами неудобно и т. д.

- Упражнения «Качалка» , «Кобра»(см. комплекс 1).

4. Упражнения на стабилизацию  и оптимизацию тонуса.

- «Потянулись – сломались». Руки и все тело ребенка устремлены вверх (пятки от полы не отрывать). Педагог: «Тянемся, тянемся вверх, выше и выше… А теперь наши кисти как бы сломались (хлопок), безвольно повисли. Теперь руки сломались в логтях (хлопок), плечах (хлопок), упали. И т.д. до мягкого падения на пол.

5. Упражнения, направленные  на развитие ловкости и мелкой  моторики рук.

- «Колечко», «Цепочка» (см. комплекс 1).

- Прыжки на месте на  двух ногах: ноги врозь и ноги  вместе ;чередование прыжков: ноги  врозь и ноги скрестно. Используются  различные комбинации с движениями рук .

- Игра «Колпак мой треугольный». Цель – развитие внимания, эмоциональная  разрядка. «Колпак мой треугольный, треугольный мой  колпак. А если  не треугольный, то это это  не мой колпак». Все повторяют  слова несколько раз ,каждый раз  прибавляют обозначение слов жестом .Последнее исполнение состоит практически из жестов .

- «Зеркало». Упражнение выполняется  в парах. Один ребенок придумывает  и показывает движение, второй  – повторяет его. Затем дети  меняются ролями .

6. Подвижная игра с  правилами. Цель: научить детей выполнять правила, развить внимание.

- «Ловишки с мячом». Дети  передают по кругу мяч со  словами: «Раз, два, три! Мяч скорей  бери! Четыре, пять, шесть! Вот он  уже здесь!» На слове «здесь»  водящий выходит на середину  круга и говорит: «Беги без  оглядки, чтоб сверкали пятки!» - и бросает мячом в детей. В кого он попадает, тот выходит из игры.

7. Релаксация. Цель: успокоить  детей, закончить работу.

- «Загораем». Представьте  себе, что загорают на солнышке.

Мы прекрасно загораем!

Выше ноги поднимаем!

Держим… Держим… Напрягаем…

Загораем! Отпускаем (ноги резко опустить на пол).

Ноги не напряжены, расслаблены.

Комплекс 3.

    1. Приветствие.

- «Бабочка – ледышка». По кругу из рук в руки  передается мячик, который в зависимости  от инструкции то ледышки, то бабочка. То горячая картошка.

2. Дыхательные упражнения  и самомассаж.

—  «Ветер» (см. комплекс 1).

— «Шарик». Представить желтый или оранжевый шарик, расположенный в животе. На вдохе шарик надувается, на выдохе сдувается (диафрагмальное дыхание).

—  И. п. стоя на коленях. Прямые руки расставлены в стороны параллельно полу. Кисти сжаты в кулаки, кроме больших пальцев, вытянутых вовне. Со вдохом поворачивать руки большими пальцами вверх, на выдохе — вниз.

—  Упражнения «Кулачки», «Ушки» (см. комплекс 1).

—  «Рыбки». Рот немного приоткрыт. Взять пальцами правой руки верхнюю губу, а левой - нижнюю. Выполнять однонаправленные и разнонаправленные движения рук, растягивая губы вверх, вниз, вправо, влево. Закрыть рот, взять руками обе губы и вытягивать их, массируя, вперед.

3.  Растяжки.

—  «Струночка» (см. комплекс 2).

—  «Бревнышко». И. п. лежа на спине. Поднять руки за голову, кисти соединены, пальцы «смотрят» вверх, ноги вместе. Вытянуться всем телом и несколько раз перекатиться сначала налево, затем направо, как «бревнышко».

4.  Упражнения для развития  мелкой моторики рук.

—  «Цепочка» (см. комплекс 1).

— «Лезгинка». Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6— 8 смен позиций.

5. Упражнение для развития  внимания и координации.

—  Руки поочередно вперед, вверх, в стороны, вниз. То же самое в ходьбе, в прыжках, в поворотах вокруг себя.

—  Руки поочередно на плечи, на пояс, на бедра, на колени. То же самое в ходьбе, в прыжках, в поворотах вокруг себя.

—  «Черепахи» (см. комплекс 1).

—  «Ладонь к ладони». Цель — развитие навыков взаимодействия. Дети садятся друг напротив друга, прикасаются своими ладонями к ладоням партнера. Ведущий партнер задает какое-либо движение своими руками, ведомый следует за ними. Затем партнеры меняются ролями.

— «Воздушная подушка». Повторяется предыдущее упражнение, но ладони не соприкасаются.

6. Подвижная игра с  правилами.

—  «Лохматый пес». Выбирается ведущий — «пес». Садится в середину зала, дети встают вокруг него и движутся по кругу со словами: «Вот сидит лохматый пес, в лапы свой уткнувший нос. Тихо, мирно он сидит, не то дремлет, не то спит. Пойдем разбудим, посмотрим, что будет!» Пес просыпается, ловит.

7. Релаксация.

— «Штанга». И. п. стоя. Педагог: «Представьте, что вы поднимаете тяжелую штангу. Наклонитесь, возьмите ее. Сожмите кулаки. Медленно поднимите руки. Они напряжены! Тяжело! Руки устали, бросаем штангу (руки резко опускаются вниз и свободно повисают вдоль туловища). Они расслаблены, не напряжены, отдыхают».

Мы готовимся к рекорду,

Будем заниматься спортом.

Штангу с пола поднимаем,

Крепко держим...

И бросаем!

Наши мышцы не устали

И еще послушней стали.

Комплекс 4.

1.  Приветствие.

«Хлопки по кругу» (см. комплекс 1).

2.  Дыхательные упражнения  и самомассаж.

Дыхательные упражнения (см. занятие 2).

— «Расслабленное лицо». Руками проводить по лицу сверху вниз, слегка нажимая, как при умывании (3—5 раз). Затем тыльной стороной ладони и пальцев рук мягкими движениями провести от подбородка к вискам; «разгладить» лоб от центра к вискам.

—  «Глазки отдыхают». Закрыть глаза. Межфаланговыми суставами больших пальце и сделать 3—5 массирующих движений по векам от внутренних к наружным углам глаз; повторить то же движение под глазами. Помассировать брови от переносицы к вискам.

3.  Глазодвигательное  упражнение.

Ребенок смотрит прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по четырем основным направлениям (вверх, йниз, направо, налево) и четырем вспомогательным (по диагоналям, к себе — сведение глаз к центру и от себя).

4.  Растяжки.

—  «Качалка»; «Кобра» (см. комплекс 1).

—  «Кошечка». Из положения лежа встать на четвереньки, опираясь на ладони и колени. На вдохе прогнуть позвоночник вниз, на выдохе спину прогнуть вверх, подбородок прижать к груди, зашипеть.

5.  Стабилизация и оптимизация  общего тонуса.

—  «Насос и надувная кукла». Упражнение выполняется в парах. Один ребенок — надувная кукла, из которой выпушен воздух, лежит расслабленно на полу. Другой ребенок накачивает куклу воздухом с помощью насоса: ритмично наклоняясь вперед и произнося звук «с-с-с» на выдохе. Кукла постепенно наполняется воздухом, ее части распрямляются, выравниваются, напрягаются. Затем кукла снова сдувается. Дети меняются ролями.

6.  Коммуникативные игры.

— «Сороконожка». Участники встают друг за другом, держась за талию впереди, стоящего. По команде «Сороконожка» начинает двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями и т. д. Главная задача — не разорвать цепочку и сохранить «Сороконожку».

—  «Движение». Цель — формирование двигательной памяти. Педагог предлагает детям несколько последовательных движений (танцевальных, гимнастических и т. д.). Дети должны повторить их как можно точнее и в той же последовательности.

7. Упражнение для развития  внимания и двигательного контроля.

—  «Чайничек с крышечкой». Участники садятся в круг. Каждый пропевает песенку, сопровождая ее определенными жестами:

«Чайничек (вертикальные движения ребрами ладоней)!

На чайничке — крышечка (левая рука складывается в кулак, правая ладонью делает круговые движения над кулаком).

На крышечке — шишечка (вертикальные движения кулаками).

В шишечке — дырочка (указательный и большой пальцы обеих рук делают колечки).

Из дырочки пар идет (указательными пальцами рисуются спиральки).

Пар идет из дырочки, дырочка в шишечке, шишечка на крышечке, крышечка на чайничке»,

8.  Подвижная игра с  правилами:

—  «Бездомный заяц». Дети становятся в круг, считалкой выбирают «охотника» и «бездомного зайца». Остальные дети (зайцы) встают в обручи (домики), выложенные по кругу. По команде «раз, два, три — охотник, лови»- охотник бегает за бездомным зайцем  вокруг домиков. Заяц может спрятаться в любом домике, но тогда другой заяц должен из домика убежать. Если охотник поймал зайца, они меняются ролями.

9.  Релаксация ловкости

—  «Поза покоя».

Комплекс 5

1.  Приветствие.

— «Давайте поздороваемся». Дети по сигналу хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным образом: один хлопок — здороваемся за руку, два хлопка — здороваемся плечиками, три хлопка — спинками.

2.  Дыхательные упражнения  и самомассаж. См. занятие 3.

3.  Глазодвигательное  упражнение.

Руки (опущенные, поднятые вверх или в стороны) сжаты в кулаки, большой палец вытянут. Движения глаз сочетаются с одновременным поворотом рук в ту же сторону, что и глаза, затем — в противоположную. То же со ступнями ног в положении лежа и сидя.

4. Растяжки.

—  «Бабочка». И. п. сидя. Захватить сложенные подошвами стопы руками, сплетенными в замок, колени в стороны. Пятки должны быть.как можно ближе к ягодицам, мышцы бедер расслаблены. Движение бедрами подобно взмахам крыльев бабочки.

—  И. п. сидя со скрещенными ногами. Руки приведены к плечам. Выполнять свободные повороты налево — направо; по возможности максимально скручивать позвоночник. Голову поворачивать сначала в одну сторону с телом, затем в противоположную.

Информация о работе Психологическая помощь детям младшего школьного возраста с гиперактивным поведением в период адаптации к школе