Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2015 в 13:05, курсовая работа
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать проблемы гиперактивности в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить особенности адаптации к школе гиперактивных детей младшего школьного возраста.
3. Выявить особенности гиперактивных детей.
4. Разработать программу работы психолога, направленную на успешную адаптацию детей младшего школьного возраста с гиперактивным поведением к школе и проследить динамику результатов по итогам программы.
Введение…………………………………………………………………....3
Глава I. Проблема адаптации к школе детей младшего школьного возраста с гиперактивным поведением………………………………………....8
1.1. История изучения адаптации в работах отечественных и зарубежных психологов……………………………………………………...…..8
1.2. Особенности адаптации к школе детей младшего школьного возраста с гиперактивным поведением…………………………………...……15
1.3. Причины формирования и проявления гиперактивного поведения……………………………………………………………...…………22
Выводы по I главе………………………………………………...………29
Глава II. Психологическая помощь детям младшего школьного возраста с гиперактивным поведением в период адаптации к школе………………….32
2.1. Изучение особенностей процесса адаптации к школе детей младшего школьного возраста с гиперактивным поведением……………….32
2.2. Программа работы психолога, направленная на успешную адаптацию к школе детей младшего школьного возраста с гиперактивным поведением……………………………………………………………………….41
2.3. Динамика результатов по итогам реализации программы………..49
Выводы по II главе…………………………………………..……………54
Заключение…………………………………………………………….….57
Литература………………………………………………………….……..60
Приложение……………………………………………………….………64
4. Упражнения, направленные на развитие внимания, общей и мелкой моторики.
— «Огонь и лед». И. п. — стоя в кругу. По команде «огонь!» дети начинают интенсивные движения всем телом. По команде «лед!» дети застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело.
— «Колечко». Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д.
— «Цепочка». «Колечки» правой и левой руки поочередно соединяются.
— «Черепахи». Педагог и дети стоят у противоположных стен. По сигналу дети начинают медленное движение к противоположной стене, изображая маленьких черепашек. Никто не должен останавливаться и спешить. Через 2—3 минуты педагог подает сигнал, по которому все участники останавливаются. Побеждает тот, кто оказался самым последним.
— «Четыре стихии». Дети сидят в кругу. Ведущий договаривается с детьми, что, если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, «вода» — вытянуть руки вперед, «воздух» — поднять руки вверх, «огонь» — повернуться вокруг себя.
5. Релаксация. Цель: «успокоить» детей, закончить работу.
— «Поза покоя». Дети находятся в удобных для них позах. Педагог медленно, тихим голосом произносит формулу общего покоя:
Все умеют танцевать.
Прыгать, бегать, рисовать,
Но пока не все умеют
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая –
Очень легкая, простая,
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье…
И становится понятно –
Расслабление приятно!
Комплекс 2
1. Приветствие. Цель: сплочение группы детей, включение в работу.
- «Ритм по кругу». Ведущий
отхлопывает ритм. Задача детей -
повторить ритмический рисунок,
подхватывая ритм друг за
2. Дыхательные упражнения и самомассаж. Цель: успокоить детей, выполнить самомассаж.
- Сесть на пол, скрестив ноги, спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой, с выдохом, немного сгибаясь при этом.
- И.п. то же. Вдох через нос, на выдохе – длительное произношение звуков (ж, ш, з, с, о, а, у).
- Упражнение «Кулачки», «Ушки» (см. Комплекс 1.)
- «Веселые носики» - потереть область носа пальцами, затем ладонями, до появления чувства тепла. Повращать кончик носа вправо и влево 3-5 раз. Проделать 3-5 поглаживающих движений указательными пальцами обеих рук вдоль носа сверху вниз.
3. Растяжки. Цель: настроить детей на работу.
- «Струночка». И.п. - лежа на спине. Ребенок должен почувствовать пол головой, шеей, спиной, плечами, руками, ягодицами и ногами, а затем описать свои ощущения. Например, пол может быть твердым, холодным, гладким; шее или ногами неудобно и т. д.
- Упражнения «Качалка» , «Кобра»(см. комплекс 1).
4. Упражнения на стабилизацию и оптимизацию тонуса.
- «Потянулись – сломались». Руки и все тело ребенка устремлены вверх (пятки от полы не отрывать). Педагог: «Тянемся, тянемся вверх, выше и выше… А теперь наши кисти как бы сломались (хлопок), безвольно повисли. Теперь руки сломались в логтях (хлопок), плечах (хлопок), упали. И т.д. до мягкого падения на пол.
5. Упражнения, направленные на развитие ловкости и мелкой моторики рук.
- «Колечко», «Цепочка» (см. комплекс 1).
- Прыжки на месте на двух ногах: ноги врозь и ноги вместе ;чередование прыжков: ноги врозь и ноги скрестно. Используются различные комбинации с движениями рук .
- Игра «Колпак мой треугольный». Цель – развитие внимания, эмоциональная разрядка. «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это это не мой колпак». Все повторяют слова несколько раз ,каждый раз прибавляют обозначение слов жестом .Последнее исполнение состоит практически из жестов .
- «Зеркало». Упражнение выполняется в парах. Один ребенок придумывает и показывает движение, второй – повторяет его. Затем дети меняются ролями .
6. Подвижная игра с правилами. Цель: научить детей выполнять правила, развить внимание.
- «Ловишки с мячом». Дети передают по кругу мяч со словами: «Раз, два, три! Мяч скорей бери! Четыре, пять, шесть! Вот он уже здесь!» На слове «здесь» водящий выходит на середину круга и говорит: «Беги без оглядки, чтоб сверкали пятки!» - и бросает мячом в детей. В кого он попадает, тот выходит из игры.
7. Релаксация. Цель: успокоить детей, закончить работу.
- «Загораем». Представьте себе, что загорают на солнышке.
Мы прекрасно загораем!
Выше ноги поднимаем!
Держим… Держим… Напрягаем…
Загораем! Отпускаем (ноги резко опустить на пол).
Ноги не напряжены, расслаблены.
Комплекс 3.
- «Бабочка – ледышка». По кругу из рук в руки передается мячик, который в зависимости от инструкции то ледышки, то бабочка. То горячая картошка.
2. Дыхательные упражнения и самомассаж.
— «Ветер» (см. комплекс 1).
— «Шарик». Представить желтый или оранжевый шарик, расположенный в животе. На вдохе шарик надувается, на выдохе сдувается (диафрагмальное дыхание).
— И. п. стоя на коленях. Прямые руки расставлены в стороны параллельно полу. Кисти сжаты в кулаки, кроме больших пальцев, вытянутых вовне. Со вдохом поворачивать руки большими пальцами вверх, на выдохе — вниз.
— Упражнения «Кулачки», «Ушки» (см. комплекс 1).
— «Рыбки». Рот немного приоткрыт. Взять пальцами правой руки верхнюю губу, а левой - нижнюю. Выполнять однонаправленные и разнонаправленные движения рук, растягивая губы вверх, вниз, вправо, влево. Закрыть рот, взять руками обе губы и вытягивать их, массируя, вперед.
3. Растяжки.
— «Струночка» (см. комплекс 2).
— «Бревнышко». И. п. лежа на спине. Поднять руки за голову, кисти соединены, пальцы «смотрят» вверх, ноги вместе. Вытянуться всем телом и несколько раз перекатиться сначала налево, затем направо, как «бревнышко».
4. Упражнения для развития мелкой моторики рук.
— «Цепочка» (см. комплекс 1).
— «Лезгинка». Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6— 8 смен позиций.
5. Упражнение для развития внимания и координации.
— Руки поочередно вперед, вверх, в стороны, вниз. То же самое в ходьбе, в прыжках, в поворотах вокруг себя.
— Руки поочередно на плечи, на пояс, на бедра, на колени. То же самое в ходьбе, в прыжках, в поворотах вокруг себя.
— «Черепахи» (см. комплекс 1).
— «Ладонь к ладони». Цель — развитие навыков взаимодействия. Дети садятся друг напротив друга, прикасаются своими ладонями к ладоням партнера. Ведущий партнер задает какое-либо движение своими руками, ведомый следует за ними. Затем партнеры меняются ролями.
— «Воздушная подушка». Повторяется предыдущее упражнение, но ладони не соприкасаются.
6. Подвижная игра с правилами.
— «Лохматый пес». Выбирается ведущий — «пес». Садится в середину зала, дети встают вокруг него и движутся по кругу со словами: «Вот сидит лохматый пес, в лапы свой уткнувший нос. Тихо, мирно он сидит, не то дремлет, не то спит. Пойдем разбудим, посмотрим, что будет!» Пес просыпается, ловит.
7. Релаксация.
— «Штанга». И. п. стоя. Педагог: «Представьте, что вы поднимаете тяжелую штангу. Наклонитесь, возьмите ее. Сожмите кулаки. Медленно поднимите руки. Они напряжены! Тяжело! Руки устали, бросаем штангу (руки резко опускаются вниз и свободно повисают вдоль туловища). Они расслаблены, не напряжены, отдыхают».
Мы готовимся к рекорду,
Будем заниматься спортом.
Штангу с пола поднимаем,
Крепко держим...
И бросаем!
Наши мышцы не устали
И еще послушней стали.
Комплекс 4.
1. Приветствие.
«Хлопки по кругу» (см. комплекс 1).
2. Дыхательные упражнения и самомассаж.
Дыхательные упражнения (см. занятие 2).
— «Расслабленное лицо». Руками проводить по лицу сверху вниз, слегка нажимая, как при умывании (3—5 раз). Затем тыльной стороной ладони и пальцев рук мягкими движениями провести от подбородка к вискам; «разгладить» лоб от центра к вискам.
— «Глазки отдыхают». Закрыть глаза. Межфаланговыми суставами больших пальце и сделать 3—5 массирующих движений по векам от внутренних к наружным углам глаз; повторить то же движение под глазами. Помассировать брови от переносицы к вискам.
3. Глазодвигательное упражнение.
Ребенок смотрит прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по четырем основным направлениям (вверх, йниз, направо, налево) и четырем вспомогательным (по диагоналям, к себе — сведение глаз к центру и от себя).
4. Растяжки.
— «Качалка»; «Кобра» (см. комплекс 1).
— «Кошечка». Из положения лежа встать на четвереньки, опираясь на ладони и колени. На вдохе прогнуть позвоночник вниз, на выдохе спину прогнуть вверх, подбородок прижать к груди, зашипеть.
5. Стабилизация и оптимизация общего тонуса.
— «Насос и надувная кукла». Упражнение выполняется в парах. Один ребенок — надувная кукла, из которой выпушен воздух, лежит расслабленно на полу. Другой ребенок накачивает куклу воздухом с помощью насоса: ритмично наклоняясь вперед и произнося звук «с-с-с» на выдохе. Кукла постепенно наполняется воздухом, ее части распрямляются, выравниваются, напрягаются. Затем кукла снова сдувается. Дети меняются ролями.
6. Коммуникативные игры.
— «Сороконожка». Участники встают друг за другом, держась за талию впереди, стоящего. По команде «Сороконожка» начинает двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями и т. д. Главная задача — не разорвать цепочку и сохранить «Сороконожку».
— «Движение». Цель — формирование двигательной памяти. Педагог предлагает детям несколько последовательных движений (танцевальных, гимнастических и т. д.). Дети должны повторить их как можно точнее и в той же последовательности.
7. Упражнение для развития
внимания и двигательного
— «Чайничек с крышечкой». Участники садятся в круг. Каждый пропевает песенку, сопровождая ее определенными жестами:
«Чайничек (вертикальные движения ребрами ладоней)!
На чайничке — крышечка (левая рука складывается в кулак, правая ладонью делает круговые движения над кулаком).
На крышечке — шишечка (вертикальные движения кулаками).
В шишечке — дырочка (указательный и большой пальцы обеих рук делают колечки).
Из дырочки пар идет (указательными пальцами рисуются спиральки).
Пар идет из дырочки, дырочка в шишечке, шишечка на крышечке, крышечка на чайничке»,
8. Подвижная игра с правилами:
— «Бездомный заяц». Дети становятся в круг, считалкой выбирают «охотника» и «бездомного зайца». Остальные дети (зайцы) встают в обручи (домики), выложенные по кругу. По команде «раз, два, три — охотник, лови»- охотник бегает за бездомным зайцем вокруг домиков. Заяц может спрятаться в любом домике, но тогда другой заяц должен из домика убежать. Если охотник поймал зайца, они меняются ролями.
9. Релаксация ловкости
— «Поза покоя».
Комплекс 5
1. Приветствие.
— «Давайте поздороваемся». Дети по сигналу хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным образом: один хлопок — здороваемся за руку, два хлопка — здороваемся плечиками, три хлопка — спинками.
2. Дыхательные упражнения и самомассаж. См. занятие 3.
3. Глазодвигательное упражнение.
Руки (опущенные, поднятые вверх или в стороны) сжаты в кулаки, большой палец вытянут. Движения глаз сочетаются с одновременным поворотом рук в ту же сторону, что и глаза, затем — в противоположную. То же со ступнями ног в положении лежа и сидя.
4. Растяжки.
— «Бабочка». И. п. сидя. Захватить сложенные подошвами стопы руками, сплетенными в замок, колени в стороны. Пятки должны быть.как можно ближе к ягодицам, мышцы бедер расслаблены. Движение бедрами подобно взмахам крыльев бабочки.
— И. п. сидя со скрещенными ногами. Руки приведены к плечам. Выполнять свободные повороты налево — направо; по возможности максимально скручивать позвоночник. Голову поворачивать сначала в одну сторону с телом, затем в противоположную.