Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2015 в 13:05, курсовая работа
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать проблемы гиперактивности в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить особенности адаптации к школе гиперактивных детей младшего школьного возраста.
3. Выявить особенности гиперактивных детей.
4. Разработать программу работы психолога, направленную на успешную адаптацию детей младшего школьного возраста с гиперактивным поведением к школе и проследить динамику результатов по итогам программы.
Введение…………………………………………………………………....3
Глава I. Проблема адаптации к школе детей младшего школьного возраста с гиперактивным поведением………………………………………....8
1.1. История изучения адаптации в работах отечественных и зарубежных психологов……………………………………………………...…..8
1.2. Особенности адаптации к школе детей младшего школьного возраста с гиперактивным поведением…………………………………...……15
1.3. Причины формирования и проявления гиперактивного поведения……………………………………………………………...…………22
Выводы по I главе………………………………………………...………29
Глава II. Психологическая помощь детям младшего школьного возраста с гиперактивным поведением в период адаптации к школе………………….32
2.1. Изучение особенностей процесса адаптации к школе детей младшего школьного возраста с гиперактивным поведением……………….32
2.2. Программа работы психолога, направленная на успешную адаптацию к школе детей младшего школьного возраста с гиперактивным поведением……………………………………………………………………….41
2.3. Динамика результатов по итогам реализации программы………..49
Выводы по II главе…………………………………………..……………54
Заключение…………………………………………………………….….57
Литература………………………………………………………….……..60
Приложение……………………………………………………….………64
По детским рисункам выявилось наличие агрессии, страха, тревожности.
Таблица 5
Результаты проведенной методики « Несуществующее животное» в экспериментальной группе детей с гиперактивным поведением.
Кол-во человек |
% | |
Тревожность |
6 |
40% |
Агрессия |
3 |
20% |
Из таблицы видно, что тревожность выявлена у 6 учащихся (40%), у 3 человек (20%) выявлена агрессия. У остальных 40% гиперактивных детей отсутствуют признаки тревожности, агрессии и страха.
Таблица 6
Результаты проведенной методики « Несуществующее животное» в контрольной группе детей с гиперактивным поведением.
Кол-во человек |
% | |
Тревожность |
5 |
33% |
Агрессия |
3 |
20% |
Из таблицы видно, что тревожность выявлена у 5 учащихся (33%), у 3 человек (20%) выявлена агрессия. У остальных 47% гиперактивных детей отсутствуют признаки тревожности, агрессии и страха.
Агрессия и тревожность в свою очередь ухудшают процесс адаптации младших школьников к школе.
Следовательно, гиперактивные дети нуждаются в помощи родителей и учителей, для того чтобы процесс адаптации для них был менее «болезненным».
По итогам исследования стало ясно, что для успешного протекания процесса адаптации младших школьников с гиперактивным поведением к обучению необходима коррекционно-развивающая программа, направленная на формирование положительного отношения к школе, мотивов учения, снижения уровня тревожности и формирования навыков общения и на снижение уровня гиперактивности у учащихся.
2.2. Программа работы психолога, направленная на успешную адаптацию к школе
детям младшего школьного возраста с гиперактивным поведением
Исходя из результатов первичной диагностики, нами была разработана программа работы психолога, направленная на успешную адаптацию детей младшего школьного возраста к школе.
Основой для составления программы послужили материалы работ Г.Р. Ломакиной, Ю.С. Шевченко.
Мы уже говорили о том, что дети с синдромом дефицита внимания с гперактивностью нуждаются в возможности «легально» сбрасывать лишнюю энергию; в постоянной тренировке дефицитарных функций (Ломакина Г.Р., 2009). Одним из методов, позволяющих достичь сразу этих двух целей, является, несомненно, игра. Однако только игр недостаточно. Одним из обязательных пунктов в лечении СДВГ является выполнение комплексов двигательной коррекции. Подобная «гимнастика» не только укрепляет физическое состояние ребенка, но и активизирует, восстанавливает взаимодействие между различными уровнями и аспектами психической деятельности, попросту говоря, положительно влияет на развитие таких психических функций, как восприятие и процессы саморегуляции, эмоции, память и т. д. (Шевченко Ю.С., 1997).
Всего 10 занятий. Продолжительность занятия 25-30 минут.
Проведение программы психологической помощи должно проходит в специфической обстановке: занятия проводятся в комнате, где достаточно места для передвижения, рисования. Выбор и инициатива принадлежат детям. Каждому ребенку обеспечивается возможность проявить себя, быть открытым и не бояться ошибок.
При проведении занятий с гиперактивными детьми следует учитывать следующие несложные правила (Ломакина Г.Р., 2009):
— структура занятий должна быть очень четкой, повторяющейся от занятия к занятию с тем, чтобы ребенок не отвлекался на необычную или новую для него форму проведения занятий, а сосредотачивался только на выполняемом упражнении;
— необходимо стараться, чтобы положение предметов в зале или комнате, где проводятся занятия, было неизменным, при перестановке предметов у ребенка опять-таки будет лишний «законный» повод заняться рассматриванием узора нового ковра, вместо того чтобы слушать инструктора и выполнять задания;
— выполнение любого задания должно быть ограничено не только количеством выполняемых упражнений, но и временем, которое отводится на его выполнение, — гиперактивный ребенок способен потратить целый урок на выполнение двадцати приседаний;
— в группе должны быть установлены немногочисленные, но непреложные правила поведения, которые должны неукоснительно соблюдаться детьми (не мешать друг другу, не дразниться, не отвлекаться на посторонние предметы, оставлять сотовые телефоны в портфеле и выключать их звук и т. д.);
— в группе должна быть введена простая система поощрений и наказаний. Наказания должны формулироваться только через лишение возможности выполнения какого-то действия (выбывание из игры, десять минут на «скамье запасных», лишение роли ведущего в игре и т. д.). Соответственно, поощрениями могут быть не только материальные призы, но и позволение выполнения какого-то действия (возможность выбрать музыку к следующему упражнению, роль ведущего в следующей игре и т. п.);
— каждое занятие, кроме неизменной структуры, должно иметь свой ритуал начала и завершения занятия. Целью ритуала начала занятия является создание необходимого настроя, поэтому это может быть не только групповое приветствие, но и прослушивание какого-то музыкального отрывка или выполнение жеста приветствия под медленную музыку. Завершением должно быть обязательное обсуждение занятия, а также придуманное вместе и канонизированное групповое прощание.
Традиционно детям с СДВГ предлагаются следующие комплексы упражнений (Ломакина Г.Р., 2009). Комплексы могут чередоваться или повторяться — в зависимости от желания и состояния ребенка, упражнения из одного комплекса могут использоваться вместо аналогичных другого комплекса.
Комплекс 1
1. Приветствие. Цель: сплочение группы детей, включение в работу.
— Игра «Хлопки по кругу».
2. Дыхательные упражнения и самомассаж. Цель: успокоить детей, выполнить самомассаж.
— «Ветер».
— Дыхание только через правую, затем только через левую ноздрю. Дыхание медленное, глубокое.
— «Кулачки».
— «Ушки».
— «Обезьяна расчесывается».
3. Растяжки. Цель: настроить детей на работу, «размяться» перед основными упражнениями.
— «Качалка».
— «Кобра».
4. Упражнения, направленные на развитие внимания, общей и мелкой моторики.
— «Огонь и лед».
— «Колечко».
— «Цепочка».
— «Черепахи».
— «Четыре стихии».
5. Релаксация. Цель: «успокоить» детей, закончить работу.
— «Поза покоя».
Комплекс 2
1. Приветствие. Цель: сплочение группы детей, включение в работу.
- «Ритм по кругу».
2. Дыхательные упражнения и самомассаж. Цель: успокоить детей, выполнить самомассаж.
- Упражнение «Кулачки», «Ушки» (см. Комплекс 1.)
- «Веселые носики»
3. Растяжки. Цель: настроить детей на работу.
- «Струночка».
- Упражнения «Качалка» , «Кобра»(см. комплекс 1).
4. Упражнения на стабилизацию и оптимизацию тонуса.
- «Потянулись – сломались».
5. Упражнения, направленные на развитие ловкости и мелкой моторики рук.
- «Колечко», «Цепочка» (см. комплекс 1).
- Прыжки на месте на двух ногах: ноги врозь и ноги вместе ;чередование прыжков: ноги врозь и ноги скрестно. Используются различные комбинации с движениями рук .
- Игра «Колпак мой треугольный». Цель – развитие внимания, эмоциональная разрядка.
- «Зеркало».
6. Подвижная игра с правилами. Цель: научить детей выполнять правила, развить внимание.
- «Ловишки с мячом».
7. Релаксация. Цель: успокоить детей, закончить работу.
- «Загораем».
Комплекс 3
- «Бабочка – ледышка».
2. Дыхательные упражнения и самомассаж. Цель: успокоить детей, выполнить самомассаж.
— «Ветер» (см. комплекс 1).
— «Шарик».
— Упражнения «Кулачки», «Ушки» (см. комплекс 1).
— «Рыбки».
3. Растяжки. Цель: настроить детей на работу.
— «Струночка» (см. комплекс 2).
— «Бревнышко».
4. Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук.
— «Цепочка» (см. комплекс 1).
— «Лезгинка».
5. Упражнение, направленное
на развитие внимания и
— «Черепахи» (см. комплекс 1).
— «Ладонь к ладони». Цель — развитие навыков взаимодействия.
— «Воздушная подушка».
6. Подвижная игра с правилами. Цель: научить детей выполнять правила, развить внимание.
— «Лохматый пес».
7. Релаксация. Цель: успокоить детей, завершить работу.
— «Штанга». (Продолжение см. Приложение 7)
Первоначальная мотивация к участию в занятиях у участников группы была очень слабая. Ребята думали, что это обычные занятия, на которые они ходят каждый день.
Следовательно, при проведении первого занятия перед нами встала задача – создать условия, чтобы участникам группы было интересно. Иначе они не захотели бы приходить на последующие зенятия.
Занятие 1 было направлено на знакомство психолога с детьми, детей друг с другом, что было достигнуто в упражнении «Приветствие». Так же на данном занятии решались такие задачи как сплочение детей, развить мелкую моторику и внимание детей в упражнениях «Огонь и лед», «Качалка», «Четыре стихии».
Занятие 2 было направлено на то, чтобы выполнить самомассаж, так же выполнялись упражнения «Кулачки», «Веселые носики», «Потянулись-сломались» на стабилизацию и оптимизацию тонуса. Во время занятия дети охотно выполняли упражнения, внимательно слушали и старались все сделать так, как их просили.
Занятие 3 было направлено на развитие мелкой моторики руки (упражнения «Цепочка», «Лезгинка») и развития внимания «упражнения «Черепахи»). Во время выполнения упражнений у детей развивались навыки взаимодействия. Дети активно участвовали во всех упражнениях.
Занятие 4 было направлено на стабилизацию и оптимизацию общего тонуса (упражнение «Насос и надувная кукла»). Дети с удовольствием играли, меняясь ролями.
Затем были проведены коммуникативные (упражнение «Сороконожка») и подвижные игры («Бездомный заяц»). Дети охотно играли, вспоминали считалки, чтобы выбрать ведущего и не ссориться.
Занятие 5 было направлено на развитие мелкой моторики и ловкости (упражнение «Колечко», «Руки-ноги»), на стабидизацию и оптимизацию общего тонуса (упражнение «Сложились-развернулись»).
В ходе данного занятия дети активно принимали участие во всех упражнениях, но больше всего им понравилось упражнение « Руки-ноги», где нужно было совершать прыжки на месте одновременно выполняя движения руками и ногами.
Занятие 6 было направлено на выполнение дыхательных упражнений и самомассажа (упражнения «Теплые ручки», «Мытье головы»).
Так же дети выполняли упражнения для развития мелкой моторики руки и стабилизации и оптимизации общего тонуса («Змейки», «Дерево»). Детям очень понравилось функциональное упражнение «Кричалки-шепталки-молчалки», потому что в этом упражнении по сигналу ведущего можно было кричать, бегать, шуметь.
Но некоторым детям было сложно успокоиться после этого и замереть на месте по сигналу ведущего.
В ходе 7 занятия решались задачи – выполнить дыхательные упражнения, растяжки, сформировать базовые сенсомоторные взимодействия, стабилизировать общий тонус. Данные задачи были реализованы в упражнениях «Теплые ручки», «Звезда», «Огонь и лед». Детям понравилось выполнять функциональные упражнения. Они охотно выполняли упражнение «Запретное движение», где за ведущим нужно было повторять движения, но только если к показу будет добавлено слово «пожалуйста».
Некоторые дети ошибались, но в конце уже могли сосредоточиться и внимательно следить за игрой.
На занятии 8 дети выполняли самомассаж, растяжки и упражнения для развития мелкой моторики руки («Клешня краба», «Змейки»). Дети охотно выполняли функциональные упражнения а правилами («Броуновское движение», «Говори»). Но не всем детям удалось правильно выполнять все упражнения, потому что они требовали контроля импульсивных движений и внимания.
Занятие 9 было направлено на развитие внимания, так же дети выполняли упражнения для развития коммуникативных навыков («Сиамские близнецы») и играли в игры с правилами.