Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2015 в 13:05, курсовая работа
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать проблемы гиперактивности в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить особенности адаптации к школе гиперактивных детей младшего школьного возраста.
3. Выявить особенности гиперактивных детей.
4. Разработать программу работы психолога, направленную на успешную адаптацию детей младшего школьного возраста с гиперактивным поведением к школе и проследить динамику результатов по итогам программы.
Введение…………………………………………………………………....3
Глава I. Проблема адаптации к школе детей младшего школьного возраста с гиперактивным поведением………………………………………....8
1.1. История изучения адаптации в работах отечественных и зарубежных психологов……………………………………………………...…..8
1.2. Особенности адаптации к школе детей младшего школьного возраста с гиперактивным поведением…………………………………...……15
1.3. Причины формирования и проявления гиперактивного поведения……………………………………………………………...…………22
Выводы по I главе………………………………………………...………29
Глава II. Психологическая помощь детям младшего школьного возраста с гиперактивным поведением в период адаптации к школе………………….32
2.1. Изучение особенностей процесса адаптации к школе детей младшего школьного возраста с гиперактивным поведением……………….32
2.2. Программа работы психолога, направленная на успешную адаптацию к школе детей младшего школьного возраста с гиперактивным поведением……………………………………………………………………….41
2.3. Динамика результатов по итогам реализации программы………..49
Выводы по II главе…………………………………………..……………54
Заключение…………………………………………………………….….57
Литература………………………………………………………….……..60
Приложение……………………………………………………….………64
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Арзамасский государственный педагогический
институт им. А.П.Гайдара»
Кафедра социальной работы, сервиса и туризма
Курсовая работа
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ГИПЕРАКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ
Научный руководитель:
к.пс.н., доцент
«_____» __________________2011г.
Содержание:
Стр.
Введение…………………………………………………………
Глава I. Проблема адаптации к школе детей младшего школьного возраста с гиперактивным поведением………………………………………....8
1.1. История изучения адаптации в работах отечественных
и зарубежных психологов……………………………………………………
1.2. Особенности адаптации
к школе детей младшего
1.3. Причины формирования
и проявления гиперактивного поведения………………………………………………………
Выводы по I главе………………………………………………...………
Глава II. Психологическая помощь детям младшего школьного возраста с гиперактивным поведением в период адаптации к школе………………….32
2.1. Изучение особенностей процесса адаптации к школе детей младшего школьного возраста с гиперактивным поведением……………….32
2.2. Программа работы психолога,
направленная на успешную
2.3. Динамика результатов по итогам реализации программы………..49
Выводы по II главе…………………………………………..……………54
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Работая в школе, психологи встречаются с разнообразными запросами клиентов. В последнее время появляется все больше детей, которые уже в начальной школе не справляются с программой обучения. Эти дети требуют к себе особого внимания и педагога, и психолога, так как хроническое отставание в начальной школе отрицательно сказывается на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии ребенка. В ряде случаев ребенку необходима индивидуальная коррекционная программа, разработка которой обязательно предполагает знание факторов, вызывающих неуспеваемость.
Главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний у первоклассников, является адаптированность к школьным условиям. Поступление в школу, смена обстановки предъявляют повышенные требования к психике ребенка и требуют активного приспособления к этой новой общественной организации. Наиболее сложно происходит адаптация к школе у гиперактивных детей (Монина Г., Лютова Е., 2001).
Очень часто причиной обращения к психологу становится чрезмерная двигательная активность ребенка, непоседливость, импульсивность, неумение сосредоточиться на выполнении одного дела. Все эти признаки характеризуют гиперактивное поведение. Дети, отличающиеся гиперактивным поведением, часто вызывают нарекания со стороны учителей в школе, так как на уроках, не умея ждать своей очереди, выкрикивают; не дослушав вопроса, или дают первый пришедший в голову ответ; не умеют сосредоточиться на выполнении задания. Часто такие дети становятся инициаторами ссор и драк, поскольку не только очень подвижны, но и часто неловки и даже неуклюжи, поэтому нередко задевают, толкают, роняют окружающие предметы, а в силу своей импульсивности не всегда могут конструктивно разрешить возникшую ситуацию.
Проблема охраны психического здоровья детей, актуальность которой становится все более очевидной в связи с наблюдаемым ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств среди детского населения, требует широких профилактических мер в системе образования.
История изучения этого заболевания - недлинный, но насыщенный фактами период, составляющий около 150 лет. Впервые описал чрезвычайно подвижного ребенка, который ни секунды не мог спокойно усидеть на стуле, немецкий врач-психоневролог Генрих Хоффман. Он дал ему прозвище Непоседа Фил.
Значительно позднее начали изучать эту проблему отечественные врачи. Наш известный педиатр Ю.Ф. Домбровская в выступлении на симпозиуме, посвященном роли психогенного фактора в происхождении, течении и лечении соматических болезней, который состоялся в 1972 г., выделила группу "трудновоспитуемых" детей, которые доставляют больше всего проблем родителям и педагогам (Дубровина И.В., Лисина М.И., 2010).
В самом общем виде под школьной дезадаптацией подразумевается, как правило, некоторая совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным. Своим поведением гиперактивные расторможенные дети возбуждают класс, затрудняя проведение учебных занятий. По данным разных авторов гиперактивное поведение встречается довольно часто: от 2 до 20% учащихся характеризуются чрезмерной подвижностью, расторможенностью. Среди детей с расстройством поведения медики выделяют особую группу страдающих незначительными функциональными нарушениями со стороны центральной нервной системы. Эти дети мало чем отличаются от здоровых, разве что повышенной активностью. Однако постепенно отклонения отдельных психических функций нарастают, что приводит к патологии, которая чаще всего называется "легкая дисфункция мозга" ("синдром дефицита внимания с гиперактивностью") (СДВГ). И самое главное не в том, что гиперактивный ребенок создает проблемы для окружающих детей и взрослых, а в возможных последствиях этого заболевания для самого ребенка. Следует подчеркнуть две особенности СДВГ. Во-первых, ярче всего он проявляется у детей в возрасте от 6 до 12 лет и, во-вторых, у мальчиков он встречается в 7-9 раз чаще, чем у девочек (Монина Г, Лютова Е., 2001). Очень часто у детей, отличающихся гиперактивным поведением, имеются сложности в усвоении учебного материала, и многие педагоги склонны объяснять это недостаточным интеллектом. Психологическое обследование детей дает возможность определить уровень интеллектуального развития ребенка, а кроме того, возможные нарушения со стороны перцепции, визуально-двигательной координации, внимания. Обычно результаты психологического исследования доказывают, что уровень интеллекта таких детей соответствует возрастной норме.
Противоречие наблюдается между необходимостью оказания психолого-педагогической помощи детям младшего школьного возраста с гиперактивным поведением в период адаптации к школе и недостаточной проработанностью данного вопроса в теории и практике паботы психолога.
Интерес к данной проблеме не убывает, поскольку если 8-10 лет назад таких детей в классе было по одному - два, то сейчас - до пяти человек и более. И.П. Брязгунов отмечает, что если в конце 50-х годов публикаций на эту тему было порядка 30, то в 1990 году их число возросло до 7000 (И.П. Брязгунов, Е.В. Касатикова, 2001).
Исходя из противоречий, вытекает проблема, которую можно обозначить следующим образом: каковы особенности психологической помощи детям младшего школьного возраста с гиперактивным поведением в период адаптации к школе.
Решение данной проблемы представляет собой цель исследования.
Объект исследования: профессиональная деятельность психолога.
Предмет исследования: психологичекая помощь детям младшего школьного возраста с гиперактивным поведением по организации успешной адаптации к школе.
Гипотезой исследования выступает предположение о том, что психологическая помощь детям младшего школьного возраста с гиперактивным поведением в период адаптации к школе будет эфективной при условии использования специально разработанной программы, направленной на развитие таких психических функций, как восприятие и процессы саморегуляции, эмоции, память и т.д.
В соответствии с целью, предметом, объектом, гипотезой исследования обозначаем следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать проблемы гиперактивности в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить особенности
адаптации к школе
3. Выявить особенности гиперактивных детей.
4. Разработать программу работы психолога, направленную на успешную адаптацию детей младшего школьного возраста с гиперактивным поведением к школе и проследить динамику результатов по итогам программы.
Методологической основой исследования выступают важнейшие принципы психологической обусловленности личностного развития биологическими и социальными факторами; принцип системного подхода, в рамках которого личность ребенка рассматривается как система, все звенья которой взаимосвязаны.
Теоретической основой исследования являются работы И.В. Дубровиной, А.Е. Личко, А.М. Радаева, Тржесоглава, В.М. Трошина, , Ю.С. Шевченко, Л.А. Ясюкова, – работы в области педагогической психологии, Л.И. Божович, В.С. Мухиной, Л.Д. Столяренко – в области возрастной психологии.
В изучении проблемы применялись следующие методы исследования:
1. Теоретические: анализ
психолого-педагогической
2. Эмпирические: анкетирование, тестирование, методики. В исследовании были использованы диагностические методики: анкета для выявления детей с гиперактивным поведением для родителей и педагогов, диагностический инструментарий для изучения адаптации первоклассников к школе (тест «Мое настроение в школе», тест Керна – Йирасика, методика Гинзбурга), анкета для определения школьной мотивации (Лусканова), методика «Несуществующее животное».
3. Количественная и качественная обработка полученных данных.
Опытно - экспериментальная база исследования: МОУ Лицей. В исследовании принимали участие 30 детей (17 мальчиков, 13 девочек), учащиеся первых классов, в возрасте 6-7 лет, которые были разделены на две группы: экспериментальную и контрольную.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе обобщены современные подходы к проблеме школьной адаптации, раскрыта сущность понятия и особенности школьной адаптации, выделены причины и факторы, приводящие к школьной дезадаптации, проанализированы возможности работы психолога с детьми младшего школьного возраста в период адаптации к школе.
Практическое значение исследования заключается в том, что в нем изучены особенности процесса адаптации к школе детей младшего школьного возраста с гиперактивным повдением; разработана программа работы психолога, направленная на успешную адаптацию к школе детей младшего школьного возраста с гиперактивным поведением и прослежена динамика результатов по итогам реализации программы.
Материалы исследования могут быть использованы на семинарах в педагогических ВУЗах; курсах повышния квалификации; курсах по выбору в педагогических ВУЗах.
Структура работы: данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по двум главам, заключения, списка литературы и приложения.
Глава I. Проблема адаптации к школе детей младшего школьного возраста с гиперактивным поведением
1.1 История изучения адаптации в работах отечественных и зарубежных психологов
Исследования адаптации детей к школе демонстрируют отчетливые индивидуальные различия в особенностях протекания этого процесса, в его длительности и успешности. В качестве причин низкой адаптации наиболее часто называются свойства, входящие в синдром психологической готовности детей к школе, в частности, несформированность мотивационного и волевого компонентов учебной деятельности, гиперактивность, недостаточный уровень развития интеллектуальной сферы, проблемы в общении, как со сверстниками, так и со взрослыми (Б.Г. Ананьев, 2006, Л.И. Божович, 1998, А.Л. Венгер, 2006, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, 2008, Заваденко Н.Н., 2003, Кучма В.Р., Платонова А.Г., 2000).