Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2015 в 13:05, курсовая работа
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать проблемы гиперактивности в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить особенности адаптации к школе гиперактивных детей младшего школьного возраста.
3. Выявить особенности гиперактивных детей.
4. Разработать программу работы психолога, направленную на успешную адаптацию детей младшего школьного возраста с гиперактивным поведением к школе и проследить динамику результатов по итогам программы.
Введение…………………………………………………………………....3
Глава I. Проблема адаптации к школе детей младшего школьного возраста с гиперактивным поведением………………………………………....8
1.1. История изучения адаптации в работах отечественных и зарубежных психологов……………………………………………………...…..8
1.2. Особенности адаптации к школе детей младшего школьного возраста с гиперактивным поведением…………………………………...……15
1.3. Причины формирования и проявления гиперактивного поведения……………………………………………………………...…………22
Выводы по I главе………………………………………………...………29
Глава II. Психологическая помощь детям младшего школьного возраста с гиперактивным поведением в период адаптации к школе………………….32
2.1. Изучение особенностей процесса адаптации к школе детей младшего школьного возраста с гиперактивным поведением……………….32
2.2. Программа работы психолога, направленная на успешную адаптацию к школе детей младшего школьного возраста с гиперактивным поведением……………………………………………………………………….41
2.3. Динамика результатов по итогам реализации программы………..49
Выводы по II главе…………………………………………..……………54
Заключение…………………………………………………………….….57
Литература………………………………………………………….……..60
Приложение……………………………………………………….………64
Адаптация в широком смысле – приспособление к окружающим условиям. Адаптация человека имеет два аспекта – биологический и психологический. Психологический аспект адаптации – приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными требованиями, мотивами интересами. Психологическая адаптация осуществляется путем усвоения норм и ценностей данного общества. Основные проявления психологической адаптации – взаимодействие (в том числе общение) человека с окружающими людьми и его активная деятельность.
Адаптация человека – одна из наиболее актуальных медико-биологических проблем, что обусловлено многими факторами. Прежде всего, необходимо выделить многообразные столкновения организма человека с количественными и качественными изменениями окружающей среды. Подобные столкновения у растущего организма происходят чаще, поскольку на протяжении роста и развития человеку приходится пройти ряд этапов социального существования, каждый из которых заключает в себе множество факторов, предъявляющих новые и немалые требования к человеку. Растущему организму приходится в процессе индивидуального развития адаптироваться к существованию в этих новых условиях среды (Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М., 2006).
У человека, впервые приступающего к определенного рода деятельности, происходит адаптирование к данного рода деятельности и условиям ее осуществления: это не настройка, а перестройка функционирования различных органов, систем и процессов на уровень, необходимый для достижения требуемого результата (Дубровина И.В, 2006).
Теоретическими и экспериментальными исследованиями было установлено, что система, обеспечивающая адаптацию, как и любая другая функциональная система, представляет собой совокупность подсистем, соединенных жесткими связями:
Поиск, восприятие, переработка информации – имеет ведущее значение и является основой познавательной деятельности.
Эмоциональное регулирование – создает личностное отношение к получаемой информации и является наиболее интегрированной формой активности.
Социально-психологические контакты – основываются на приобретаемых знаниях и определяют социальное положение индивидуума, его личностные позиции.
Бодрствование и сон – обеспечивают различные уровни активности, создавая наиболее благоприятные условия для адаптации.
Эндокринно-гуморальная регуляция – включает различные биохимические механизмы.
Деятельность всей системы психологической адаптации обеспечивается синхронным функционированием разных отделов организма, соединенных сложными межфункциональными связями, формирование которых происходит в онтогенезе. Являясь динамичным процессом прогрессивной перестройки функциональных систем, адаптация к новым условиям жизни обеспечивает возрастное развитие.
Для отнесения реакций организма к адаптационным необходимо три условия (Дробинский А.О., 2007):
Внешние воздействия являются для организма необычными, новыми и создают несоответствие внешней среды свойствам организма в данный момент.
Ответная перестройка организма происходит в результате более или менее длительного или многократного воздействия, оставляющего след в тех физиологических системах, которые играют главную роль в осуществлении реакции на данное воздействие.
Важным адаптационным периодом в жизни каждого человека является период поступления в школу.
Первый класс школы – один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы.
При поступлении в школу на ребенка влияет комплекс факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей. Организм приспосабливается к этим факторам, мобилизуя для этого систему адаптивных реакций.
Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладевать учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режиму.
С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретения ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость (Дубровина И.В, 2006).
Начало обучения ребенка в школе – сложный и ответственный этап в его жизни, т.к. дети 6–7 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации к школе (Монина Г., Лютова Е., 2001).
Процесс адаптации ребенка к школе можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности и характеризуется различной степенью напряженности функциональных систем организма.
Первый этап – ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, отвечают бурной реакцией и значительным напряжением практически все системы организма. Эта “физиологическая буря” длится достаточно долго (2–3 недели).
Второй этап – неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия. На первом этапе ни о какой экономии ресурсов организма говорить не приходится: организм тратит все, что есть.
Третий этап – период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Какую бы работу ни выполнял школьник, будь то умственная работа по усвоению новых знаний, статическая нагрузка, которую испытывает организм при вынужденной “сидячей” позе, или психологическая нагрузка общения в большом и разнородном коллективе, организм, вернее, каждая из его систем, должен отреагировать своим напряжением, своей работой.
Продолжительность всех трех фаз адаптации – приблизительно 5–6 недель, а наиболее сложным является первый месяц (Дубровина И.В, 2006).
Чем же характеризуются первые недели обучения?
Прежде всего, достаточно низким уровнем и неустойчивостью работоспособности, очень высоким уровнем напряжения сердечно - сосудистой системы, а так же низким показателем координации (взаимодействия) различных систем организма между собой. По интенсивности и напряженности изменений, происходящих в организме ребенка в процессе учебных занятий в первые недели обучения, учебную нагрузку можно сравнить с воздействием на взрослый, хорошо тренированный организм экстремальных нагрузок.
Только на 5-6 неделе обучения постепенно нарастают и становятся более устойчивыми показатели работоспособности, снижается напряжение основных жизнеобеспечивающих систем организма, т.е. наступает относительно устойчивое приспособление ко всему комплексу нагрузок, связанных с обучением.
Считается, что период острой физиологической адаптации организма к учебной нагрузке заканчивается на 5-6 неделе обучения, но первый год можно считать периодом неустойчивой и напряженной регуляции всех систем организма.
Успешность процесса адаптации во многом определяется состоянием здоровья ребенка, психологической готовностью к обучению (Бреслав Г.М., 1999).
Психологическая готовность рассматривается как комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в школьную жизнь и для формирования учебной деятельности на этапе школьного детства: умственная готовность к школе, мотивационная готовность к школе, эмоционально-волевая готовность к школе, готовность к общению (Рогов Е.И., 2010).
Среди тех задач, которые школа ставит перед учащимися, в первую очередь выделяется необходимость усвоения ими определенной суммы знаний. Непременное условие выполнения этого требования – достаточный уровень интеллектуального развития ребенка. Несоответствие его умственных возможностей и поступающей информации создает большие трудности, что осложняет адаптацию и тормозит общее психическое развитие (Дубровина И.В, 2006).
Полноценной адаптации способствует гармоничное развитие личности. Эти школьники характеризуются достаточно высоким уровнем сформированности интеллектуальных функций, стойкой мотивацией к учебной деятельности. Большинство из них имеют устойчивый тип личности, включающий такие свойства, как общительность, стабильность и высокий самоконтроль. Преобладание этих личностных свойств чаще всего обеспечено благоприятными микросоциальными и биологическими условиями развития.
Очень часто педагоги задают себе вопрос: «Что делать, если у ребенка выявлены признаки гиперактивности? Диагноз в медицинской карте не поставлен, а родители не придают значения возникшим проблемам, надеясь, что с возрастом все пройдет».
В этом случае педагог в тактичной форме может рекомендовать родителям обратиться к специалисту: психологу или невропатологу. Ответственность за постановку диагноза должен взять на себя врач. Важно убедить родителей, что ребенку необходима помощь специалиста.
Часто взрослые считают, что ребенок гиперактивен, только на том основании, что он очень много двигается, непоседлив. Такая точка зрения ошибочна, так как другие проявления гиперактивности (дефицит активного внимания, импульсивность) в этом случае не учитываются. Особенно часто педагоги и родители не обращают должного внимания на проявление у ребенка импульсивности.
Гиперактивному ребенку требуется постоянная психологическая поддержка. Как и другие дети, он хочет быть успешным в делах, за которые берется, однако чаще всего ему это не удается. Поэтому родителям следует продумывать все поручения, которые они дают ребенку, и помнить: ребенок будет делать только то, что ему интересно, и будет заниматься этим лишь до тех пор, пока ему не надоест. Как только ребенок устал, его следует переключить на другой вид деятельности.
Таким образом, комплекс личностных особенностей, среди которых ведущими являются повышенная эмоциональная лабильность, неуверенность в себе, социальная робость, низкий самоконтроль, приводит к неустойчивой адаптации. У школьников этой группы отмечаются нарушения динамики интеллектуальной деятельности. Имеющиеся недостатки в развитии интеллекта в наибольшей степени затрудняют приспособление к школе. Однако организм ребенка обладает большим резервом компенсаторных возможностей: школьная мотивация, чувства долга могут в определенной степени компенсировать отсутствие опыта, а высокий интеллект – недостатки в личностной сфере.
Наибольшие трудности испытывают дети, у которых проявляется гиперактивное поведение, т.к. эти дети слишком подвижны, суетливы, возбудимы. Помимо чрезвычайной активности и импульсивности, гиперактивный ребенок не может концентрировать и удержать внимание на каком-либо занятии, у него имеются проблемы с запоминанием и обучением. Мозг такого ребенка не справляется с обработкой внешней и внутренней информации и стимулов из-за нарушения своих функций (Лютова Е.К., Монина Г.Б., 2010).
1.2. Особенности адаптации к школе детей младшего школьного возраста с гиперактивным поведением
Успех воспитания зависит прежде всего от знания воспитателями (учителями, родителями) закономерностей возрастного развития детей и умения выявлять индивидуальные особенности каждого ребенка.
С давних пор детство (т. е. время от рождения ребенка до 18 лет) делят на периоды, характеризующиеся качественным своеобразием психофизиологических признаков в том или ином возрасте. В настоящее время принято следующее деление детства на такие возрастные периоды:
1) младенческий — от рождения до 1 года, причем в нем выделяется специально первый месяц — период новорожденности;
2) преддошкольный возраст — от 1 года до 3 лет;
3) дошкольный возраст — от 3 до 7 лет;
4) младший школьный возраст — от 7 до 11—12 лет;
5) средний школьный возраст (подростковый) — от 12 до 15 лет;
6) старший школьный возраст (юношеский) — от 15 до 18 лет (Дубровина И.В, 2006) .
Определение границ этих периодов является условным, так как наблюдается большая вариативность в этом отношении. Вся жизнь ребенка должна быть организована с учетом возможностей данного возраста, имея в виду побуждение перехода к следующему возрастному периоду.
Мы рассмотрим особенности младшего школьного возраста. К 7 годам ребенок достигает такого уровня развития, который определяет его готовность к обучению в школе. Физическое развитие, запас представлений и понятий, уровень развития мышления и речи, желание идти в школу — все это создает предпосылки того, чтобы систематически учиться.
С поступлением в школу изменяется весь строй жизни ребенка, меняются его режим, отношения с окружающими людьми. Основным видом деятельности становится учение. Учащиеся младших классов, за очень редким исключением, любят заниматься в школе. Им нравится новое положение ученика, привлекает и сам процесс учения. Это определяет добросовестное, ответственное отношение младших школьников к учению и школе. Младшие школьники с готовностью и интересом овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. Им хочется научиться читать, правильно и красиво писать, считать (Лютова Е.К., Монина Г.Б., 2010).