Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 10:38, реферат
Цель: Обзор методической литературы и разработка практических рекомендаций для педагогов-психологов по психологическому сопровождению детей с ЗПР.
Задачи:
1.Изучить причины возникновения ЗПР
2. Изучить особенности психических процессов и мыслительной деятельности детей с ЗПР
3. Практические рекомендации по сопровождению детей с ЗПР (на основе личного опыта работы)
Введение 4
Глава I.Теоретическая часть 5
1.Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР 5
2.Причины возникновения ЗПР 7
3.Особенности детей с ЗПР
1)Особенности психических процессов у детей с ЗПР 8
2)Особенности мыслительной деятельности у детей с ЗПР 12
Глава II.Практическая часть
1.Психолого-педагогическое сопровождение детей с ЗПР в условиях 13 школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Заключение 17
Приложения 18
Список использованной литературы 1
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Белгородский региональный институт повышения квалификации профессиональной переподготовки специалистов»
Психологическая помощь детям с ЗПР
(реферат)
Белгород 2010
Содержание
Введение
Глава I.Теоретическая часть
Глава II. Практическая часть
Заключение
Приложения
Список использованной
литературы
Введение
В современном российском обществе сложилась
стойкая тенденция интенсивного роста
количества детей с «задержкой психического
развития» различного генеза. На сегодняшний
день отношение этих детей ко всей детской
популяции составляет 20-30%. Этот показатель
неуклонно растет и складывается из:
- действительно возрастающего процента
детей с задержкой психического развития
относительно детей с нормальным психическим
развитием,
увеличения количества выявляемых детей
с задержкой психического развития.
Задержка психического развития (ЗПР)
у детей в значительной мере связана с
социальным фактором и зачастую временна
(имеет место тенденция в сторону полной
реабилитации). Темп и качество реабилитации
во многом зависят от внешних факторов,
в частности, от влияния общества. Задержка
психического развития, в первую очередь,
характеризуется неумением ребенка взаимодействовать
с окружающим социумом, входить с ним в
единый «резонанс». Поэтому коррекция
некой девиантности ребенка с ЗПР должна
проводится через его социализацию. Сегрегация
и обособление лишь усугубляют дефект
(Л.С. Выготский).
Дети с ЗПР входят в категорию детей, которые
могут и должны обучаться и воспитываться
вне изолированных коррекционных учреждений.
Пребывание в них ограничивает возможность
контактов с нормально развивающимися
сверстниками, отрывает детей от социума,
лишает возможности ориентироваться на
нормальное развитие и затрудняет формирование
их готовности к преодолению жизненных
трудностей, что в последствии нарушает
социальную адаптацию и реабилитацию.
Если учесть, что дошкольное детство является
наиболее сензитивным периодом в развитии
ребенка, то адаптация их к обществу должна
проходить именно в этот период. Само общество
уже
подошло к изменению своего отношения
к детям этой категории.
Несмотря на то, что в России сложилась
разветвленная дифференцированная сеть
специальных учреждений, большинство
ученых и практиков признает, что в последние
десятилетия перспективным направлением
в разрешении проблемы обучения и воспитания
детей с отклонениями в развитии в системе
специального и общего образования нашей
страны становится социальная адаптация
в условиях интеграции. Отечественные
ученые создали учитывающую «российский
фактор» концепцию интегрированного обучения
и воспитания, которая опирается на несколько
принципов:
- линия интеграции должна идти через раннюю
коррекцию;
- параллельно с общеобразовательным должен
функционировать коррекционный блок;
необходимо учитывать дифференцированные
показания к интегрированному обучению.
В рамках интеграции происходит взаимопроникновение
общей и специальной образовательных
систем, что способствует социализации
детей с отклонениями в развитии, а нормально
развивающиеся сверстники, попадая в полиморфную
среду, воспринимают окружающий социальный
мир в его многообразии, как единое сообщество,
включающее и людей с проблемами.
Во многих высокоразвитых странах процесс
интеграции детей с отклонениями в развитии
в детские группы обычных образовательных
учреждений давно стал реальностью, в
основе которой лежит изменившееся отношение
общества к подобным детям.
За последние десятилетия отечественная
наука продвинулась в данном направлении
и в теоретическом, и в практическом плане:
создана концепция эволюции отношений
обществ и государств к девиантным детям,
теоретически подтверждена необходимость
ранней интеграции детей с проблемами
в развитии в социум, сконструирована
модель интеграции детей с сенсорными
нарушениями (сниженным слухом и зрением)
в общество, осуществляется практическая
интеграция детей с ЗПР школьного возраста
на территории общеобразовательных школ
(по типу классов КРО), предприняты попытки
практической интеграции в среду сверстников
дошкольников с сенсорной патологией
(со сниженным слухом и зрением).
Цель: Обзор методической литературы и разработка практических рекомендаций для педагогов-психологов по психологическому сопровождению детей с ЗПР.
Задачи:
3. Практические рекомендации по сопровождению детей с ЗПР (на основе личного опыта работы)
Глава I
1. Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР
Поступающим в школу детям с ЗПР присущ ряд специфических особенностей. Они не обнаруживают готовности к школьному обучению. У них нет нужных для усвоения программного материала умений, навыков и знаний. В связи с этим дети оказываются не в состоянии (без специальной помощи) овладевать счетом, чтением, письмом. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытывают затруднения в произвольной организации деятельности. Испытываемые ими трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы. Дети быстро утомляются, работоспособность их падает, а иногда они просто перестают выполнять начатую деятельность.
Установлено, что многие из детей с ЗПР испытывают трудности в процессе восприятия (зрительного, слухового, тактильного). Снижена скорость перцептивных операций.
В отличие от умственно отсталых детей, дошкольники с ЗПР не испытывают трудностей в практическом различении свойств предметов, однако их сенсорный опыт долго не закрепляется и не обобщается в слове.
Особые трудности дети испытывают при овладении представлениями о величине, не выделяют и не обозначают отдельные параметры величины (длина, ширина, высота, толщина). Затруднен процесс анализирующего восприятия: дети не умеют выделить основные структурные элементы предмета, их пространственное соотношение, мелкие детали. Можно говорить о замедленном темпе формирования целостного образа предметов, что находит отражение в проблемах, связанных с изодеятельностью.
Со стороны слухового восприятия нет грубых расстройств. Дети могут испытывать некоторые затруднения при ориентировке в неречевых звучаниях, но главным образом страдают фонематические процессы.
Названные выше недостатки
ориентировочно-
У всех детей с ЗПР наблюдаются и недостатки памяти, причем эти недостатки касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. Они распространяются на запоминание как наглядного, так и (особенно) словесного материала, что не может не сказаться на успеваемости. При правильном подходе к обучению дети способны к усвоению некоторых мнемотехнических приемов, овладению логическими способами запоминания.
Значительное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии их мыслительной деятельности. К началу школьного обучения дети не владеют в полной мере интеллектуальными операциями, являющимися необходимыми компонентами мыслительной деятельности. Речь идет об анализе, синтезе, сравнении, обобщении и абстрагировании. После получения помощи дети рассматриваемой группы оказываются в состоянии выполнять предложенные им разнообразные задания на близком к норме уровне, этим они отличаются от умственно отсталых детей.
Отличается от нормы и речь детей с ЗПР. Многим из них присущи дефекты произношения, что приводит к затруднениям в процессе овладения чтением и письмом. Дети имеют бедный словарный запас. Выражаемые имеющимися в словаре понятия часто неполноценны - сужены, неточны, иногда ошибочны. Это затрудняет понимание речи окружающих людей. Дети рассматриваемой группы плохо овладевают грамматическими обобщениями, поэтому в их речи встречаются неправильные грамматические конструкции. Ряд грамматических категорий ими вообще не используется в речи. Дети испытывают трудности в понимании и употреблении сложных логикограмматических конструкций и некоторых частей речи.
Значительным своеобразием отличается поведение этих детей. После поступления в школу они продолжают вести себя, как дошкольники. Ведущей деятельностью остается игра. У детей не наблюдается положительного отношения к школе. Учебная мотивация отсутствует или крайне слабо выражена.
При разработке модели коррекционно-развивающего обучения и воспитания необходимо учитывать особенности психического развития воспитанников, только тогда можно определить основные направления и содержание коррекционной работы.
Известно, что одним из компонентов готовности к школьному обучению является определенный объем знаний. Другие ее компоненты - известный круг навыков, умений (в частности, некоторые умственные действия и операции) и необходимый уровень сформированности эмоционально-волевой сферы (прежде всего мотивов учения).
Приобретенный в период
дошкольного детства запас
Для овладения математикой по школьной программе ребенок уже до школы должен приобрести практические знания о количестве, величине, форме предметов. Ребенку надо уметь практически оперировать небольшими множествами (сравнивать, уравнивать, уменьшать и увеличивать), сравнивать предметы по некоторым параметрам (длине, ширине, тяжести и др.), применять условную мерку при измерении длины и ширины предметов, объемов жидких и сыпучих тел и т.д. Всему этому детей специально учат в детском саду. В других случаях они приобретают эти знания и навыки на основе общения с окружающими.
Дети с задержкой психического развития обладают значительно меньшим запасом элементарных практических знаний и умений, чем их нормально развивающиеся сверстники.
Только специальные коррекционные целенаправленные упражнения, задания, дидактические игры помогают преодолевать указанные отклонения в их развитии.
Задержка психического развития (ЗПР) – синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций, замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма, часто обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленностью, преобладании игровых интересов, быстрой пересыщаемости в интеллектуальной деятельности
Причины возникновения ЗПР можно разделить на две большие группы:
К причинам биологического характера относят:
Среди причин социально-психологического характера выделяют следующие: