Психологическая помощь детям с ЗПР

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 10:38, реферат

Краткое описание

Цель: Обзор методической литературы и разработка практических рекомендаций для педагогов-психологов по психологическому сопровождению детей с ЗПР.
Задачи:
1.Изучить причины возникновения ЗПР
2. Изучить особенности психических процессов и мыслительной деятельности детей с ЗПР
3. Практические рекомендации по сопровождению детей с ЗПР (на основе личного опыта работы)

Оглавление

Введение 4
Глава I.Теоретическая часть 5
1.Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР 5
2.Причины возникновения ЗПР 7
3.Особенности детей с ЗПР
1)Особенности психических процессов у детей с ЗПР 8
2)Особенности мыслительной деятельности у детей с ЗПР 12
Глава II.Практическая часть
1.Психолого-педагогическое сопровождение детей с ЗПР в условиях 13 школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Заключение 17
Приложения 18
Список использованной литературы 1

Файлы: 1 файл

мой реферат ЗПР.doc

— 158.00 Кб (Скачать)

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Белгородский региональный институт повышения квалификации профессиональной переподготовки специалистов»

 

 

 

 

Психологическая помощь детям  с ЗПР

(реферат)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                    Выполнила:

                                                                        Доленко Е.С.

                                                                        педагог-психолог:

                                                                        ГОУ «Шебекинская                                                                                         

                                                                        общеобразовательная спортивная

                                                                        школа-интернат «Салют»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Белгород 2010

 

 

Содержание

Введение                                                                                                                  4

Глава I.Теоретическая часть                                                                                 5

  1. Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР                        5
  2. Причины возникновения ЗПР                                                                    7
  3. Особенности детей с ЗПР                                                                          
  4. Особенности психических процессов у детей с ЗПР                              8
  5. Особенности мыслительной деятельности у детей с ЗПР                       12                     

Глава II. Практическая часть

  1. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ЗПР в условиях    13 школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Заключение                                                                                                           17

Приложения                                                                                                           18

Список использованной литературы                                                                   1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение       

 

      В современном российском обществе сложилась стойкая тенденция интенсивного роста количества детей с «задержкой психического развития» различного генеза. На сегодняшний день отношение этих детей ко всей детской популяции составляет 20-30%. Этот показатель неуклонно растет и складывается из:  
- действительно возрастающего процента детей с задержкой психического развития относительно детей с нормальным психическим развитием,  
увеличения количества выявляемых детей с задержкой психического развития.  
Задержка психического развития (ЗПР) у детей в значительной мере связана с социальным фактором и зачастую временна (имеет место тенденция в сторону полной реабилитации). Темп и качество реабилитации во многом зависят от внешних факторов, в частности, от влияния общества. Задержка психического развития, в первую очередь, характеризуется неумением ребенка взаимодействовать с окружающим социумом, входить с ним в единый «резонанс». Поэтому коррекция некой девиантности ребенка с ЗПР должна проводится через его социализацию. Сегрегация и обособление лишь усугубляют дефект (Л.С. Выготский).  
Дети с ЗПР входят в категорию детей, которые могут и должны обучаться и воспитываться вне изолированных коррекционных учреждений. Пребывание в них ограничивает возможность контактов с нормально развивающимися сверстниками, отрывает детей от социума, лишает возможности ориентироваться на нормальное развитие и затрудняет формирование их готовности к преодолению жизненных трудностей, что в последствии нарушает социальную адаптацию и реабилитацию. Если учесть, что дошкольное детство является наиболее сензитивным периодом в развитии ребенка, то адаптация их к обществу должна проходить именно в этот период. Само общество уже  
подошло к изменению своего отношения к детям этой категории.  
Несмотря на то, что в России сложилась разветвленная дифференцированная сеть специальных учреждений, большинство ученых и практиков признает, что в последние десятилетия перспективным направлением в разрешении проблемы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии в системе специального и общего образования нашей страны становится социальная адаптация в условиях интеграции. Отечественные ученые создали учитывающую «российский фактор» концепцию интегрированного обучения и воспитания, которая опирается на несколько принципов:  
- линия интеграции должна идти через раннюю коррекцию;  
- параллельно с общеобразовательным должен функционировать коррекционный блок;  
необходимо учитывать дифференцированные показания к интегрированному обучению.  
В рамках интеграции происходит взаимопроникновение общей и специальной образовательных систем, что способствует социализации детей с отклонениями в развитии, а нормально развивающиеся сверстники, попадая в полиморфную среду, воспринимают окружающий социальный мир в его многообразии, как единое сообщество, включающее и людей с проблемами.  
Во многих высокоразвитых странах процесс интеграции детей с отклонениями в развитии в детские группы обычных образовательных учреждений давно стал реальностью, в основе которой лежит изменившееся отношение общества к подобным детям.  
За последние десятилетия отечественная наука продвинулась в данном направлении и в теоретическом, и в практическом плане: создана концепция эволюции отношений обществ и государств к девиантным детям, теоретически подтверждена необходимость ранней интеграции детей с проблемами в развитии в социум, сконструирована модель интеграции детей с сенсорными нарушениями (сниженным слухом и зрением) в общество, осуществляется практическая интеграция детей с ЗПР школьного возраста на территории общеобразовательных школ (по типу классов КРО), предприняты попытки практической интеграции в среду сверстников дошкольников с сенсорной патологией (со сниженным слухом и зрением).

Цель: Обзор методической литературы и разработка практических рекомендаций для педагогов-психологов по психологическому сопровождению детей с ЗПР.

Задачи:

    1. Изучить причины возникновения ЗПР
    2. Изучить особенности психических процессов и мыслительной деятельности детей с ЗПР

3. Практические рекомендации  по сопровождению детей с ЗПР (на основе личного опыта работы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I

 

1. Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР

 

 

Поступающим в школу  детям с ЗПР присущ ряд специфических  особенностей. Они не обнаруживают готовности к школьному обучению. У них нет нужных для усвоения программного материала умений, навыков  и знаний. В связи с этим дети оказываются не в состоянии (без специальной помощи) овладевать счетом, чтением, письмом. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытывают затруднения в произвольной организации деятельности. Испытываемые ими трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы. Дети быстро утомляются, работоспособность их падает, а иногда они просто перестают выполнять начатую деятельность.

Установлено, что многие из детей с ЗПР испытывают трудности  в процессе восприятия (зрительного, слухового, тактильного). Снижена скорость перцептивных операций.

В отличие от умственно  отсталых детей, дошкольники с ЗПР  не испытывают трудностей в практическом различении свойств предметов, однако их сенсорный опыт долго не закрепляется и не обобщается в слове.

Особые трудности дети испытывают при овладении представлениями  о величине, не выделяют и не обозначают отдельные параметры величины (длина, ширина, высота, толщина). Затруднен  процесс анализирующего восприятия: дети не умеют выделить основные структурные элементы предмета, их пространственное соотношение, мелкие детали. Можно говорить о замедленном темпе формирования целостного образа предметов, что находит отражение в проблемах, связанных с изодеятельностью.

Со стороны слухового  восприятия нет грубых расстройств. Дети могут испытывать некоторые затруднения при ориентировке в неречевых звучаниях, но главным образом страдают фонематические процессы.

Названные выше недостатки ориентировочно-исследовательской  деятельности касаются и тактильно-двигательного восприятия, которое обогащает чувственный опыт ребенка и позволяет ему получить сведения о таких свойствах предмета, как температура, фактура материала, некоторые свойства поверхности, форма, величина. Затруднен процесс узнавания предметов на ощупь. Прежде всего это проявляется в том, что дети не воспринимают с достаточной полнотой преподносимый им учебный материал. Многое воспринимается ими неправильно.

У всех детей с ЗПР  наблюдаются и недостатки памяти, причем эти недостатки касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. Они распространяются на запоминание как наглядного, так и (особенно) словесного материала, что не может не сказаться на успеваемости. При правильном подходе к обучению дети способны к усвоению некоторых мнемотехнических приемов, овладению логическими способами запоминания.

Значительное отставание и своеобразие обнаруживается и  в развитии их мыслительной деятельности. К началу школьного обучения дети не владеют в полной мере интеллектуальными операциями, являющимися необходимыми компонентами мыслительной деятельности. Речь идет об анализе, синтезе, сравнении, обобщении и абстрагировании. После получения помощи дети рассматриваемой группы оказываются в состоянии выполнять предложенные им разнообразные задания на близком к норме уровне, этим они отличаются от умственно отсталых детей.

Отличается от нормы  и речь детей с ЗПР. Многим из них  присущи дефекты произношения, что  приводит к затруднениям в процессе овладения чтением и письмом. Дети имеют бедный словарный запас. Выражаемые имеющимися в словаре понятия часто неполноценны - сужены, неточны, иногда ошибочны. Это затрудняет понимание речи окружающих людей. Дети рассматриваемой группы плохо овладевают грамматическими обобщениями, поэтому в их речи встречаются неправильные грамматические конструкции. Ряд грамматических категорий ими вообще не используется в речи. Дети испытывают трудности в понимании и употреблении сложных логикограмматических конструкций и некоторых частей речи.

Значительным своеобразием отличается поведение этих детей. После поступления в школу они продолжают вести себя, как дошкольники. Ведущей деятельностью остается игра. У детей не наблюдается положительного отношения к школе. Учебная мотивация отсутствует или крайне слабо выражена.

При разработке модели коррекционно-развивающего обучения и воспитания необходимо учитывать  особенности психического развития воспитанников, только тогда можно  определить основные направления и  содержание коррекционной работы.

Известно, что одним из компонентов готовности к школьному обучению является определенный объем знаний. Другие ее компоненты - известный круг навыков, умений (в частности, некоторые умственные действия и операции) и необходимый уровень сформированности эмоционально-волевой сферы (прежде всего мотивов учения).

Приобретенный в период дошкольного детства запас элементарных сведений, представлений и умений составляет основу овладения научно-теоретическими знаниями, служит предпосылкой усвоения изучаемых в школе предметов.

Для овладения математикой по школьной программе ребенок уже до школы должен приобрести практические знания о количестве, величине, форме предметов. Ребенку надо уметь практически оперировать небольшими множествами (сравнивать, уравнивать, уменьшать и увеличивать), сравнивать предметы по некоторым параметрам (длине, ширине, тяжести и др.), применять условную мерку при измерении длины и ширины предметов, объемов жидких и сыпучих тел и т.д. Всему этому детей специально учат в детском саду. В других случаях они приобретают эти знания и навыки на основе общения с окружающими.

Дети с задержкой  психического развития обладают значительно  меньшим запасом элементарных практических знаний и умений, чем их нормально  развивающиеся сверстники.

Только специальные  коррекционные целенаправленные упражнения, задания, дидактические игры помогают преодолевать указанные отклонения в их развитии.

 

 

  1. Причины возникновения ЗПР

 

 

Задержка психического развития (ЗПР) – синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций, замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма, часто обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленностью, преобладании игровых интересов, быстрой пересыщаемости в интеллектуальной деятельности

Причины возникновения  ЗПР можно разделить на две  большие группы:

  1. причины биологического характера;
  2. причины социально –психологического характера.

К причинам биологического характера относят:

  1. различные варианты патологии беременности (тяжелые интоксикации, резус-конфликт и т.д.);
  2. недоношенность ребенка;
  3. родовые травмы;
  4. различные соматические заболевания (тяжелые формы гриппа, рахит, хронические болезни – пороки внутренних органов, туберкулез, синдром нарушенного желудочно-кишечного всасывания и т.д.)
  5. нетяжелые мозговые травмы.

Среди причин социально-психологического характера выделяют следующие:

  1. ранний отрыв ребенка от матери и воспитание в полной изоляции в условиях социальной депривации;
  2. дефицит полноценной, соответствующей возрасту деятельности: предметной, игровой, общение со взрослыми и т.д.
  3. искаженные условия воспитания ребенка в семье (гипоопека, гиперопека) или же авторитарный тип воспитания.

Информация о работе Психологическая помощь детям с ЗПР