В основе ЗПР лежит взаимодействие биологических
и социальных причин.
При систематике
ЗПР Власова Т.А. и Певзнер М.С.
выделяют две основные формы:
- Инфантилизм – нарушение темпа созревания наиболее поздно формирующихся мозговых систем. Инфантилизм может быть гармонический (связан с нарушением функционального характера, незрелостью лобных структур) и дисгармонический (обусловлен явлениями органики головного мозга);
- Астения – резкая ослабленность соматического и неврологического характера, обусловленная функциональными и динамическими нарушениями центральной нервной системы. Астения может быть соматическая и церебрально –астеническая (повышенная истощаемость нервной системы).1
Классификация
основных видов ЗПР по К.С. Лебединской
опирается на классификацию Власовой – Певзнер,
в ее основе лежит этиологический принцип:
- ЗПР конституционального характера (причина возникновения – не созревание лобных отделов головного мозга). Сюда относятся дети с несложным гармоническим инфантилизмом, они сохраняют черты более младшего возраста, у них преобладает игровой интерес, не развивается учебный. Эти дети при благоприятных условиях показывают хорошие результаты выравнивания.
- ЗПР соматогенного происхождения (причина - перенесение ребенком соматического заболевания). К этой группе относят детей с соматической астенией, признаками которой являются истощаемость, ослабленность организма, сниженная выносливость, вялость, неустойчивость настроения и т.п.
- ЗПР психогенного происхождения (причина – неблагоприятные условия в семье, искаженные условия воспитания ребенка (гиперопека, гипоопека) и т.п.)
- ЗПР церебрально-астенического генеза. (причина - мозговая дисфункция). К этой группе относят детей с церебральной астенией - повышенной истощаемостью нервной системы. У детей наблюдаются: неврозоподобные явления; повышенная психомоторная возбудимость; аффективные нарушения настроения, апатико-динамическое расстройство – снижение пищевой активности, общая вялость, двигательная расторможенность.2
В клинико-психологической
структуре каждого из перечисленных вариантов ЗПР имеется
специфическое сочетание незрелости эмоциональной
и интеллектуальной сферы.
- Особенности развития психических процессов у детей с ЗПР
1) Недостаточная сформированность
познавательных процессов зачастую является
главной причиной трудностей, возникающих
у детей с ЗПР при обучении в школе. Как
показывают многочисленные клинические
и психолого-педагогические исследования,
существенное место в структуре дефекта
умственной деятельности при данной аномалии
развития принадлежит нарушениям памяти.
Наблюдения педагогов и родителей
за детьми с ЗПР, а также
специальные психологические исследования
указывают на недостатки в
развитии их непроизвольной памяти.
Многое из того, что нормально развивающиеся
дети запоминают легко, как бы само собой,
вызывает значительные усилия у их отстающих
сверстников и требует специально организованной
работы с ними.
Одной из основных причин недостаточной
продуктивности непроизвольной
памяти у детей с ЗПР является снижение
их познавательной активности. В исследовании
Т.В. Егоровой (1969) эта проблема была подвергнута
специальному изучению. Одна из применявшихся
в работе экспериментальных методик предусматривала
использование задания, цель которого
состояла в раскладывании картинок с изображениями
предметов на группы в соответствии с
начальной буквой названия этих предметов.
Было выявлено, что дети с задержкой развития
не только хуже воспроизводили словесный
материал, но и тратили на его припоминание
заметно больше времени, чем их нормально
развивающиеся сверстники. Главное отличие
заключалось не столько в неординарной
продуктивности ответов, сколько в разном
отношении к поставленной цели. Дети с
ЗПР самостоятельно почти не предпринимали
попыток добиться более полного припоминания
и редко применяли для этого вспомогательные
приемы. В тех случаях, когда это все же
происходило, зачастую наблюдалась подмена
цели действия. Вспомогательный способ
использовался не для припоминания нужных
слов, начинающихся на определенную букву,
а для придумывания новых (посторонних)
слов на ту же букву.3
В исследовании
Н.Г. Поддубной изучалась зависимость
продуктивности непроизвольного запоминания от характера
материала и особенностей деятельности
с ним у младших школьников с ЗПР. Испытуемые
должны были устанавливать смысловые
связи между единицами основного и дополнительного
наборов слов и картинок (в разных комбинациях).
Дети с ЗПР обнаружили затруднения при
усвоении инструкции к сериям, требующим
самостоятельного подбора существительных,
подходящих по смыслу к предъявленным
экспериментатором картинкам или словам.
Многие дети не поняли задание, но стремились
побыстрее получить экспериментальный
материал и начать действовать. При этом
они, в отличие от нормально развивающихся
дошкольников, не могли адекватно оценить
свои возможности и были уверены, что знают,
как выполнять задание. Выявились отчетливые
различия как по продуктивности, так и
по точность и устойчивости непроизвольного
запоминания. Количество правильно воспроизводимого
материала в норме было выше в 1,2 раза.
Н.Г. Поддубная отмечает,
что наглядный материал запоминается
лучше вербального и в процессе
воспроизведения является более
действенной опорой. Автор указывает на то, что непроизвольная
память у детей с ЗПР страдает не в такой
мере, как произвольная, поэтому целесообразно
ее широкое использование при их обучении.4
Т.А. Власова,
М.С. Певзнер указывают на снижение
произвольной памяти у учащихся
с задержкой психического развития
как на одну из главных причин
их трудностей в школьном обучении.
Эти дети плохо запоминают тексты, таблицу умножения,
не удерживают в уме цель и условия задачи.
Им свойственны колебания продуктивности
памяти, быстрое забывание выученного.
Специфические
особенности памяти детей с
ЗПР:
- Снижение объема памяти и скорости запоминания,
- Непроизвольное запоминание менее продуктивно, чем в норме,
- Механизм памяти характеризуется снижением продуктивности первых попыток запоминания, но время, необходимое для полного заучивания, близко к норме,
- Преобладание наглядной памяти над словесной,
- Снижение произвольной памяти.
- Нарушение механической памяти.
Внимание:
Причины
нарушенного внимания:
- Оказывают свое влияние имеющиеся у ребенка астенические явления.
- Несформированность механизма произвольности у детей.
- Несформированность мотивации, ребенок проявляет хорошую концентрацию внимания, когда интересно, а где требуется проявить другой уровень мотивации – нарушение интереса.
Исследователь детей
с ЗПР Жаренкова Л.М. отмечает
следующие особенности внимания, характерные для данного
нарушения:
- Низкая концентрация внимания: неспособность ребенка сосредоточиться на задании, на какой-либо деятельности, быстрая отвлекаемость. В исследовании Н.Г. Поддубной ярко проявились особенности внимания у детей с ЗПР: в процессе выполнения всего экспериментального задания наблюдались случаи колебаний внимания, большое количество отвлечений, быстрая истощаемость и утомляемость5.
- Низкий уровень устойчивости внимания. Дети не могут длительно заниматься одной и той же деятельностью.
- Узкий объем внимания.
Более
сильно нарушено произвольное
внимание. В коррекционной работе с этими
детьми необходимо придавать большое
значение развитию произвольного внимания.
Для этого использовать специальные игры
и упражнения («Кто внимательней?», « Чего
не стало на столе?» и так далее). В процессе
индивидуальной работы применять такие
приемы, как: рисование флажков, домиков,
работа по образцу и т.д.
Восприятие:
Причины
нарушенного восприятия у детей
с ЗПР:
- При ЗПР нарушена интегративная деятельность коры головного мозга, больших полушарий и, как следствие, нарушена координированная работа различных анализаторных систем: слуха, зрения, двигательной системы, что ведет к нарушению системных механизмов восприятия.
- Недостатки внимания у детей с ЗПР.
- Недоразвитие ориентировочно-исследовательской деятельности в первые годы жизни и, как следствие, ребенок недополучает полноценного практического опыта, необходимого для развития его восприятия.
Особенности
восприятия:
- Недостаточная полнота и точность восприятия связана с нарушением внимания, механизмов произвольности.
- Недостаточная целенаправленность и организованность внимания.
- Замедленность восприятия и переработки информации для полноценного восприятия. Ребенку с ЗПР требуется больше времени, чем нормальному ребенку.
- Низкий уровень аналитического восприятия. Ребенок не обдумывает информацию, которую воспринимает («вижу, но не думаю».).
- Снижение активности восприятия. В процессе восприятия нарушена функция поиска, ребенок не пытается всмотреться, материал воспринимается поверхностно.
- Наиболее грубо нарушены более сложные формы восприятия, требующие участия нескольких анализаторов и имеющих сложный характер – зрительное восприятие, зрительно-моторная координация.
Задача
педагога-психолога заключается в том,
чтобы помогать ребенку с ЗПР упорядочить
процессы восприятия и учить воспроизводить
предмет целенаправленно. На первом учебном
году обучения взрослый руководит восприятием
ребенка на занятии, в более старшем возрасте
детям предлагается план их действий.
Для развития восприятия материал детям
предлагается в виде схем, цветных фишек.
Эту
проблему изучали У.В. Ульенкова, Т.В.
Егорова, Т.А. Стрекалова и другие. Мышление
у детей с ЗПР более сохранно, чем у умственно
отсталых детей, более сохранна способность
обобщать, абстрагировать, принимать помощь,
переносить умения в другие ситуации.
На
развитие мышления оказывают влияние
все психические процессы:
- уровень развития внимания;
- уровень развит<span
class="dash041e_0441_043d_043e_0432_043d_043e_0439_0020_0442_0435_043a_0441_0442__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial';
font-