Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2011 в 10:25, контрольная работа
Дать понятия «страх» и «тревожность».
2) Обучить приемам сохранения психического здоровья и приемам предупреждения эмоциональных расстройств у детей.
Ознакомить учителей, воспитателей с психолого-педагогической и методической литературой, содержащей задания, игры, упражнения, направленные на устранение страхов и тревожности у детей.
Кирик Лариса
Петровна
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ
ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Тема:
«ДЕТСКИЕ СТРАХИ
У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
Цели:
2) Обучить приемам сохранения психического здоровья и приемам предупреждения эмоциональных расстройств у детей.
Страх и виды тревожности.
Нелегко найти человека, который
бы никогда не испытывал
В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Существует 2 угрозы, имеющие универсальный и одновременно фатальный в своем исходе характер. Существует 2 угрозы, имеющие универсальный и одновременно фатальный в своем исходе характер. Это смерть и крах жизненных ценностей, противостоящие таким понятиям, как жизнь, здоровье, самоутверждение, личное и социальное благополучие. Но и помимо крайних выражений страх всегда подразумевает переживание какой-либо реальной и воображаемой опасности. Гораздо более распространены внушенные детские страхи. Их источник – взрослые, окружающие ребенка (родители, бабушки, воспитатели детских учреждений), которые непроизвольно заражают ребенка страхом, тем, что излишне настойчиво, подчеркнуто эмоционально указывают на наличие опасности.
В результате ребенок
К числу внешних можно отнести также и страхи, которые возникают у излишне тревожных родителей. Разговоры при ребенке о смерти, болезнях, пожарах, убийствах отражаются на его психике, калечат ее. Все это дает основание говорить об условно – рефлекторном характере страха, даже, если ребенок пугается (вздрагивает) при внезапном стуке или шуме, т.к. последний когда-то сопровождался крайне неприятным переживанием. Подобное сочетание запечатлелось в памяти в виде определенного эмоционального следа и теперь непроизвольно ассоциируется с любым внезапным звуковым воздействием.
Страх и тревога.
В страхе и тревоге есть
общий эмоциональный компонент
в виде чувства волнения и
беспокойства, т.е. в обоих понятиях
отображено восприятие угрозы
или отсутствие чувства
Страх – эффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия; тревога – эмоционально заостренное ощущение предстоящей угрозы. Тревога в отличии от страха не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, т.к. она возможна и в виде радостного волнения, волнующего ожидания.
Эмоционально неблагополучный
В свою очередь, страх можно рассматривать как выражение тревоги в конкретной, объективизированной форме, если чувства не пропорциональны опасности, и тревога принимает затяжное течение. Если ребенок начинает бояться самого факта возникновения страха, то здесь налицо высокий, нередко запредельный уровень тревоги, поскольку он боится, а точнее опасается всего того, что может даже косвенно угрожать его жизни и благополучию.
Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Причины страха могут быть разделены.
В принципе любая эмоция может вызвать страх.
Когнитивные процессы. Представляют собой наиболее общий вид причин страха. Например, страх какого-либо определенного объекта может быть вызван мысленным воспроизведением в памяти или антипацией. Воспоминание или предвидение страха само по себе является достаточным для того, чтобы вызвать страх.
Социально-культурные и психологические предпосылки.
Страх, как тень, преследовал человека еще с незапамятных времен. Был он и у первобытного человека, постоянно подвергавшегося опасностям. Но его страх имел инстинктивную природу, возникал в непосредственной опасности для жизни, как самого человека, так и его ближайшего окружения. Страх – неотъемлемое звено в эволюции человеческого рода, т.к. он предотвращал слишком опасные для жизни безрассудные и импульсивные действия.
Ребенок первых лет жизни
Во многих цивилизациях дети в своем развитии испытывают ряд страхов.
Страхи бывают возрастные и невротические.
Возрастные страхи отмечаются у эмоционально чувствительных детей как отображение особенностей их психического и личностного развития. Возникают они, как правило, под действием следующих факторов:
1) наличие страхов у родителей
2) тревожность в отношениях с ребенком
3) избыточное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками
4) большое количество
запретов со стороны родителя
того же пола или полное
предоставление свободы
5) а, так же
многочисленные нереализуемые
6) психические травмы типа испуга
Мальчики и девочки боятся
чаще, если считают главной в
семье мать, а не отца. Очень
чувствительны дети младшего
школьного возраста к
Эмоциональная
Биологические предпосылки.
Способствуют возникновению
Невротические страхи.
Характеризуются большей эмоциональной интенсивностью и напряженностью; длительным течением или постоянством; неблагоприятным влиянием на формирование характера и личности; избеганием объекта страха, а так же всего нового и неизвестного; относительной трудностью устранения страхов.
Невротические страхи могут
И, так, первый раз в 1 класс.
Сколько тревог, волнений, хлопот, разговоров… И вот, наконец, долгожданный день наступил – ребенок в классе среди сверстников, пред ними учитель. Новая, очень значимая фигура в его жизни. Поступление в школу – серьезное испытание для детей. Новое окружение, новые требования, а сколько всего нужно уметь делать – внимательно слушать учителя, концентрировать внимание, уметь отвечать на вопросы преподавателя. Зато желание побегать, поиграть, повеселиться надо подавлять. Если со всем этим ребенок справляется, и все у него идет хорошо – он радостен, увлечен, он верит в свои силы. Если же нет – интерес к учебе быстро проходит, успехов нет и нечему радоваться ребенку, так и родителям.
Первоклассники, которые по разным
причинам не могут справляться
с учебной нагрузкой, со
Контрольные работы, домашние задания,
отметки, давление родителей, давление
ровесников, давление учителей, проблемы
в обучении… Школа может стать источником
значительных страхов, что повлияет на
его учебу и здоровье. Очень часто дети
испытывают страх, когда чувствуют, что
ситуация выходит из-под контроля: учитель
несправедлив, контрольная слишком сложная,
второй попытки не будет и т.д. Еще одна
школьная беда – волнение детей из-за
возможных ошибок («вдруг будет неправильно»),
а иногда из-за боязни критики или насмешек
со стороны учителей, родителей, ровесников.
Волнение держит школьников в состоянии
напряжения или гиперактивности, которое
мешает нормально учиться, потому что
учеба требует восприимчивости и сосредоточенности.
Таким образом, в школе дети могут оказаться
в ловушке страха.
Информация о работе Детские страхи у детей младшего школьного возраста