Детские страхи у детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2011 в 10:25, контрольная работа

Краткое описание

Дать понятия «страх» и «тревожность».
2) Обучить приемам сохранения психического здоровья и приемам предупреждения эмоциональных расстройств у детей.

Ознакомить учителей, воспитателей с психолого-педагогической и методической литературой, содержащей задания, игры, упражнения, направленные на устранение страхов и тревожности у детей.

Файлы: 1 файл

Детские страхи у детей младшего школьного возраста.doc

— 83.00 Кб (Скачать)

Кирик Лариса Петровна 
 
 
 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 

ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ  КЛАССОВ

Тема:

  «ДЕТСКИЕ СТРАХИ  У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО  ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Цели:

  1. Дать понятия «страх» и «тревожность».

2) Обучить приемам  сохранения психического здоровья и приемам предупреждения эмоциональных расстройств у детей.

  1. Ознакомить учителей, воспитателей с психолого-педагогической и методической литературой, содержащей задания, игры, упражнения, направленные на устранение страхов и тревожности у детей.
 

Страх и виды тревожности.

    1. Что такое страх?

       Нелегко найти человека, который  бы никогда не испытывал чувство  страха. Беспокойство, тревога, страх  – такие же эмоциональные неотъемлемые  проявления нашей психической  жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Но при чрезмерной податливости к страхам, зависимости от них меняется поведение человека вплоть до «эмоционального паралича». Устойчивые страхи – это страхи, с которыми не может справиться ни ребенок, ни взрослый, которые приводят к появлению нежелательных черт характера. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заостренены или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о физической и нервной ослабленности ребенка, неправильном поведении родителей, о конфликтных отношениях в семье. Для того, чтобы воздействовать на ребенка, помочь избавиться ему от страхов, родителям необходимо также знать, что такое страх, какую функцию он выполняет, как возникает и развивается, чего больше всего боятся дети и почему.

       В самом общем виде эмоция  страха возникает в ответ на  действие угрожающего стимула.  Существует 2 угрозы, имеющие универсальный  и одновременно фатальный в  своем исходе характер. Существует 2 угрозы, имеющие универсальный и одновременно фатальный в своем исходе характер. Это смерть и крах жизненных ценностей, противостоящие таким понятиям, как жизнь, здоровье, самоутверждение, личное и социальное благополучие. Но и помимо крайних выражений страх всегда подразумевает переживание какой-либо реальной и воображаемой опасности. Гораздо более распространены внушенные детские страхи. Их источник – взрослые, окружающие ребенка (родители, бабушки, воспитатели детских учреждений), которые непроизвольно заражают ребенка страхом, тем, что излишне настойчиво, подчеркнуто эмоционально указывают на наличие опасности.

       В результате ребенок воспринимает  только вторую часть фраз типа: «Не ходи – упадешь», «Не бери  – обожжешься», «Не гладь – укусит». Ребенку пока еще не ясно, чем ему это грозит, но он уже распознает сигнал тревоги, и естественно, у него возникает реакция страха. Страх закрепился и распространился на исходные ситуации.

       К числу внешних можно отнести  также и страхи, которые возникают у излишне тревожных родителей. Разговоры при ребенке о смерти, болезнях, пожарах, убийствах отражаются на его психике, калечат ее. Все это дает основание говорить об условно – рефлекторном характере страха, даже, если ребенок пугается (вздрагивает) при внезапном стуке или шуме, т.к. последний когда-то сопровождался крайне неприятным переживанием. Подобное сочетание запечатлелось в памяти в виде определенного эмоционального следа и теперь непроизвольно ассоциируется с любым внезапным звуковым воздействием.

       Страх и тревога.

       В страхе и тревоге есть  общий эмоциональный компонент  в виде чувства волнения и  беспокойства, т.е. в обоих понятиях  отображено восприятие угрозы  или отсутствие чувства безопасности.

       Страх – эффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия; тревога – эмоционально заостренное ощущение предстоящей угрозы. Тревога в отличии от страха не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, т.к. она возможна и в виде радостного волнения, волнующего ожидания.

       Эмоционально неблагополучный ребенок  в зависимости от психической  структуры личности, жизненного  опыта, взаимоотношений с родителями  и сверстниками может испытывать  как тревогу, так и страх. Объединяющим началом для страха и тревоги является чувство беспокойства. Оно проявляется в том, что ребенок теряется, когда его спрашивают, не находит нужных слов для ответа на вопрос, говорит дрожащим голосом и часто замолкает совсем. Внутри все холодеет, тело «наливается свинцом», ладони становятся влажными. Он может совершать много лишних движений, или наоборот, становится неподвижным.

       В свою очередь, страх можно  рассматривать как выражение  тревоги в конкретной, объективизированной  форме, если чувства не пропорциональны опасности, и тревога принимает затяжное течение. Если ребенок начинает бояться самого факта возникновения страха, то здесь налицо высокий, нередко запредельный уровень тревоги, поскольку он боится, а точнее опасается всего того, что может даже косвенно угрожать его жизни и благополучию.

    1. Причины страха.

       Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Причины страха могут быть разделены.

    1. Внешние процессы и события – события, вызывающие страх или включающие нейронные процессы, активизирующие эту эмоцию.
    2. Культурные детерминанты страха – исключительно являются результатом научения.
    3. Проблема дифференциации страха от других эмоций (другие эмоции как причины страха).

    В принципе любая эмоция может вызвать страх.

               Когнитивные процессы. Представляют собой наиболее общий вид причин страха. Например, страх какого-либо определенного объекта может быть вызван мысленным воспроизведением в памяти или антипацией. Воспоминание или предвидение страха само по себе является достаточным для того, чтобы вызвать страх.

    1. Появление страхов у детей младшего школьного возраста.

       Социально-культурные и психологические предпосылки.

Страх, как тень, преследовал человека еще с незапамятных времен. Был он и у первобытного человека, постоянно подвергавшегося опасностям. Но его страх имел инстинктивную природу, возникал в непосредственной опасности для жизни, как самого человека, так и его ближайшего окружения. Страх – неотъемлемое звено в эволюции человеческого рода, т.к. он предотвращал слишком опасные для жизни безрассудные и импульсивные действия.

       Ребенок первых лет жизни боится  всего нового и неизвестного, одушевляет предметы и сказочные  персонажи, опасается незнакомых  животных и верит, что его родители будут жить вечно. У маленьких детей все реально, следовательно, их страхи носят реальный характер. Баба Яга – это живое существо, обитающее где-то рядом. Только постепенно у детей складывается объективизированный характер представлений, когда они учатся различать свои ощущения, справляться со своими чувствами и мыслить абстрактно-логически.

       Во многих цивилизациях дети  в своем развитии испытывают  ряд страхов.

       Страхи бывают возрастные и невротические.

       Возрастные страхи отмечаются у эмоционально чувствительных детей как отображение особенностей их психического и личностного развития. Возникают они, как правило, под действием следующих факторов:

1) наличие страхов  у родителей

2) тревожность  в отношениях с ребенком 

3) избыточное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками

4) большое количество  запретов со стороны родителя  того же пола или полное  предоставление свободы ребенку  родителем другого пола

5) а, так же  многочисленные нереализуемые угрозы  всех взрослых в семье

6) психические  травмы типа испуга

       Мальчики и девочки боятся  чаще, если считают главной в  семье мать, а не отца. Очень  чувствительны дети младшего  школьного возраста к конфликтным  отношениям родителей. Если они  видят, что родители часто ссорятся, ругаются, то число этих страхов выше, чем когда отношения хорошие. Как мальчики, так и девочки в возрасте 6-7 лет чаще всего реагируют появлением страхов на конфликт родителей.

       Эмоциональная чувствительность  детей к конфликту родителей имеет тенденцию увеличиваться с возрастом. В 7 лет у мальчиков и девочек число страхов значительно выше в неполных семьях, что подчеркивает особую чувствительность этого возраста к разрыву отношений между родителями. Наиболее подвержены страху единственные дети в семье, которые становятся эпицентром родительских забот и тревог. Как правило, единственный ребенок находится в более тесном эмоциональном контакте с родителями и перенимают беспокойство, если оно есть. Родители, часто охваченные тревогой что-либо не успеть сделать для воспитания ребенка, стремятся интеллектуализировать развитие, опасаясь, что он не будет соответствовать их ожиданиям. В результате у детей возникает страх не соответствовать требованиям родителей. Возраст родителей также имеет немаловажное значение для возникновения беспокойства детей. У молодых жизнерадостных родителей, дети менее склонны к проявлениям беспокойства и тревоги. У «пожилых» родителей (30-35 лет) дети более беспокойны. Впитывая, как губка, тревогу родителей, они рано обнаруживают признаки беспокойства, приводящего их иной раз к неуверенности в себе.

       Биологические предпосылки.

       Способствуют возникновению страха  некоторые типологические свойства  высшей нервной деятельности. Это  эмоциональная чувствительность  и связанная с ней впечатлительность. Повышенная впечатлительность таких людей выражается в их эмоциональной ранимости и уязвимости, когда они «все близко принимают к сердцу и легко расстраиваются», будучи неспособными к агрессивным ответам. Подверженные страхам дети не склонны к внешнему, открытому выражению своих чувств и переживаний – «они все держат в себе». Большинство детей проходят в своем психическом развитии ряд возрастных периодов повышенной чувствительности к страхам. Все эти страхи носят переходящий характер, но они способны оживлять аналогичные страхи, сохраняющиеся в памяти тревожных родителей. Страхи взрослых передаются в семье. Это наиболее типичный психологический путь передачи страхов. Вероятность появления  страхов у детей всегда выше при наличии их у родителей, особенно, если на лицо общие свойства высшей нервной деятельности, а так же, когда родители пользуются у детей авторитетом и когда между ними существует тесный эмоциональный контакт.

       Невротические страхи.

       Характеризуются большей эмоциональной интенсивностью и напряженностью; длительным течением или постоянством; неблагоприятным влиянием на формирование характера и личности; избеганием объекта страха, а так же всего нового и неизвестного; относительной трудностью устранения страхов.

       Невротические страхи могут быть  результатом длительных и неразрешимых  переживаний. Чаще всего боятся  подобным образом чувствительные, испытывающие эмоциональные затруднения  в отношениях с родителями  дети, чье представление о себе  искажено эмоциональными переживаниями в семье или конфликтами. Эти дети не могут полагаться на взрослых как на источник безопасности, авторитета и любви. С 6-7 лет ребенок идет в школу. Социальная позиция школьника налагает на него чувство ответственности, долга, обязанности, и это является одной из сил, формирующих нравственные стороны личности. 

       И, так, первый раз в 1 класс.

       Сколько тревог, волнений, хлопот, разговоров…  И вот, наконец, долгожданный  день наступил – ребенок   в классе среди сверстников, пред ними учитель. Новая, очень значимая фигура в его жизни. Поступление в школу – серьезное испытание для детей. Новое окружение, новые требования, а сколько всего нужно уметь делать – внимательно слушать учителя, концентрировать внимание, уметь отвечать на вопросы преподавателя. Зато желание побегать, поиграть, повеселиться надо подавлять. Если со всем этим ребенок справляется, и все у него идет хорошо – он радостен, увлечен, он верит в свои силы. Если же нет – интерес к учебе быстро проходит, успехов нет и нечему радоваться ребенку, так и родителям.

       Первоклассники, которые по разным  причинам не могут справляться  с учебной нагрузкой, со временем  попадают в разряд неуспевающих, что в свою очередь, приводит  как к неврозам, так и к школобоязни.

       Контрольные работы, домашние задания, отметки, давление родителей, давление ровесников, давление учителей, проблемы в обучении…  Школа может стать источником значительных страхов, что повлияет на его учебу и здоровье. Очень часто дети испытывают страх, когда чувствуют, что ситуация выходит из-под контроля: учитель несправедлив, контрольная слишком сложная, второй попытки не будет и т.д. Еще одна школьная беда – волнение детей из-за возможных ошибок («вдруг будет неправильно»), а иногда из-за боязни критики или насмешек со стороны учителей, родителей, ровесников. Волнение держит школьников в состоянии напряжения или гиперактивности, которое мешает нормально учиться, потому что учеба требует восприимчивости и сосредоточенности. Таким образом, в школе дети могут оказаться в ловушке страха. 

Информация о работе Детские страхи у детей младшего школьного возраста