Детские страхи у детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2011 в 10:25, контрольная работа

Краткое описание

Дать понятия «страх» и «тревожность».
2) Обучить приемам сохранения психического здоровья и приемам предупреждения эмоциональных расстройств у детей.

Ознакомить учителей, воспитателей с психолого-педагогической и методической литературой, содержащей задания, игры, упражнения, направленные на устранение страхов и тревожности у детей.

Файлы: 1 файл

Детские страхи у детей младшего школьного возраста.doc

— 83.00 Кб (Скачать)

       Контрольная работа.

       Контрольные работы являются  источником давления. Они кажутся детям очень важными и даже очень хорошие ученики понимают, что им могут задать вопрос, на который они не ответят. Волнение перед контрольной работой может плохо повлиять на способность ребенка ответить на вопрос, ответ на который он точно знает, а лимит времени, отведенного на выполнение работы иногда заставляет детей делать глупые ошибки. Контрольные – это типичный случай запугивания себя, когда в голове постоянно крутятся мысли типа: «Я недостаточно занимался, я не знаю правильного ответа, я получу плохую отметку». Волнение от этого усиливается, и очень скоро ребенок попадает в ловушку запугивания, с трудом сосредотачиваясь на задании.

Упражнение.

Как избавиться от страха перед контрольной работой.

(возраст 8-10 лет)

1.  Глубоко  вдохни и выдохни.

2.  Скажи себе: «Я постараюсь сделать это  как можно лучше».

3.  Если ты  чувствуешь, что волнуешься во  время контрольной, или начинаешь  запугивать себя, еще раз хорошо  вдохни и выдохни напряжение.

       Учитель не может гарантировать,  что ученик получит самую высокую отметку, но получит прекрасную возможность показать на что он способен.

       Вывод.

       Дети, которые не приобрели до  школы необходимого опыта общения  со сверстниками, неуверенные в  себе, боятся не оправдать ожидания  взрослых, испытывают трудности адаптации в школьном коллективе и страх перед учителем. Некоторые дети панически боятся сделать ошибку, когда готовят уроки. Это происходит в тех случаях, когда родители педантично их проверяют и при этом очень драматично относятся к ошибкам. Даже, если родители не наказывают ребенка, психологическое наказание все равно присутствует. В младшем школьном возрасте отметка – не просто оценка конкретного результата деятельности. Субъективно воспринимается ребенком как оценка всей личности.

      «Ты плохой, потому что ты плохо учишься», - говорят ребенку. Он соглашается, и возникает неразрешимый внутренний конфликт. Он сопровождается чувством неопределенности, неуверенности в себе и различными страхами. В ряде случаев страх перед школой вызван конфликтом со сверстниками, боязнью проявлений физической агрессии с их стороны. Чаще всего подобные страхи с возрастом меняют свой характер, иногда исчезают совсем. Но, принимая длительный характер, они вызывают у ребенка чувство бессилия, неспособность справиться со своими чувствами, контролировать их.

       Итак, большая часть страхов младших  школьников лежит в области  учебной деятельности: «боязнь быть  не тем», страх сделать ошибку, боязнь получить плохую отметку,  боязнь конфликта со сверстниками. Школьные страхи не только лишают ребенка психологического комфорта, радости учения, но и способствуют развитию детских неврозов.

       1.4. Преодоление страха и тревожности у детей.

       Психологи выделяют два способа преодоления тревожности у детей.

1) Выработка конструктивных способов поведения в трудных для ребенка ситуациях, а также овладение приемами, позволяющими справиться с излишним волнением, тревогой.

2) Укрепление  уверенности в себе, развитие  самооценки, представление о себе, забота о «личностном росте» человека.

Для преодоления школьной тревожности у  учащихся класса, необходимо:

1.  Смягчить, снизить силу потребностей, связанных  с внутренней позицией школьника.

2.  Вести работу  по снятию излишнего напряжения  в школьных ситуациях.

       Для снятия тревожности у младших школьников существуют целые комплексы приемов, упражнений. Однако центральную роль играют 2 метода.

1.  Метод последовательной десенсибилизации.

Суть его состоит  в том, что ребенка помещают в  ситуации, связанные с областью, вызывающей у него тревогу, страх, начиная с тех, которые могут лишь немного волновать, и кончая теми, которые вызывают сильную тревогу, возможно, даже испуг.

2.  Метод «отреагирования» страха, тревоги, напряжения.

Осуществляется  с помощью игры-драматизации «в очень  страшную, страшилищную школу», где сначала с помощью кукол-петрушек, в форме театральных этюдов дети изображают пугающие их ситуации школьной жизни, причем все пугающие»  моменты должны быть доведены до крайней степени («так чтобы зрителям было очень страшно»). Кроме того, можно применять приемы «рисование страхов», «рассказы о страхах», причем акцентироваться должна школьная тематика. В ходе этой работы поощряются попытки юмористического, карикатурного изображения ситуации.

       Прием «Я не могу – я могу, я сумею».

Суть его состоит  в следующем. Если ребенок отказывается выполнять задание, говоря что он с ним не справится, учитель просит его выполнить другого ребенка, который знает меньше и не может  справиться с заданием, и изобразить такого ребенка. Затем просит изобразить ребенка, который сумеет справиться с заданием. При этом дети убеждаются, что они далеко продвинулись от полного неумения и могут продвинуться еще дальше. Дети произносят «волшебное заклинание» - «Я не могу…» - и каждый по очереди говорит, чем ему трудно задание; «Я могу…» - дети по очереди говорят что они могут сделать; «Я сумею…» - каждый старается сказать насколько он может выполнить задание. При этом правильность или неправильность реплик детей не комментируется, подчеркивается только, что каждый чего-то умеет, чего-то не может и каждый сумеет, если захочет, добиться продвижения вперед и быть не хуже других.

       Особо следует сказать о приемах,  помогающих детям снять повышенную  напряженность. С ней часто  бывают связаны двигательные  беспокойства, агрессивность. Здесь можно использовать щит, который держит взрослый и в который можно стучать игрушечным мячом, бить кулаком и т.п. Этот прием можно применять в зависимости от условий.

       Работа учителя по снятию школьной  тревожности и страхов может проводиться непосредственно в ходе учебных занятий, используя отдельные методики и приемы. Эта работа будет иметь эффект только при создании благоприятных условий в семье и школе, где хорошие отношения будут поддерживать ребенка.

       1.5. Выявление страхов у детей.

1.  Методика выявления  страхов у детей  с помощью рисования  страхов.

Методика выявления  страхов у детей с помощью  рисунков проводится с целью понять интересы, увлечения детей, особенности  их темперамента, переживаний и внутреннего  мира ребенка.

       Детям предлагается рисовать  на темы: «В школе», «На улице,  во дворе»,     «Семья»,  «Что мне снится страшное или  чего я боюсь днем», «Что  было со мной самое плохое  или самое хорошее», «Кем я  хочу стать».

       Следующий этап рисования –  направленное устранение всех страхов, которым подвержен ребенок. Проводится индивидуальная беседа, в которой выясняется боится ли ребенок одиночества, нападения (бандитов), заболеть, умереть, смерти родителей, некоторых людей, наказания, сказочных персонажей, темноты, животных, транспорта, стихии, высоты, глубины, воды, огня, врачей, крови и т.д. Составив список страхов каждого ребенка, учитель дает задание нарисовать их.

       Ни в коем случае нельзя  торопить ребенка с выполнением  задания, так как мысли о  том, как изобразить страх, подразумевают встречу с ним, контакт, соприкосновение, что само себе уменьшает остроту его восприятия.

       1.6. Заключение.

       В современных цивилизациях существует  все более возрастающее число  объектов, событий, условий, ситуации, которые пугают или потенциально могут быть пугающими. Вероятно, именно этим можно объяснить тот факт, что страх является предметом научного исследования, познаний, чаще, чем какая-либо другая эмоция.

       Страх – это эмоция, которая  может возникнуть в любом возрастном периоде. Очень большая часть страхов младших школьников лежит в области учебной деятельности. Здоровые психически и физически дети с радостью и нетерпением ждут начала школьной жизни. Они быстро осваиваются в ней, не вызывая никаких невротических реакций на изменение своей жизни Вместе с тем, есть дети, которые страдают настоящей школьной фобией.

       Работая с тревожными детьми, следует учитывать их особое, специфическое отношение к успеху, неуспеху, оценке и результату. Тревожные дети очень чувствительны к результатам собственной деятельности, боятся и избегают неуспеха. Им очень трудно оценить результат своей деятельности, они не могут сами решить, правильно сделали что-либо, а ждут этой оценки от взрослого.

       Достаточно высокий уровень тревожности характерен для периода поступления в школу, особенно первых месяцев учебы. Однако, после адаптационного периода, который продолжается обычно в первой и второй четверти положение меняется. Эмоциональное самочувствие стабилизируется.

       Есть множество страхов, возникновение  которых не связано с учебной  деятельностью. Опрошенные дети  в младшем школьном возрасте  от 7 до 10 лет боятся: оставаться одни  дома, заболеть, умереть, сказочных  персонажей, темноты. Исследования  показали, что число страхов выше у девочек, чем у мальчиков (девочки более чувствительны).  

Приложение.

Упражнение.

Как избавиться от страха перед контрольной работой.

(возраст 8-10 лет)

1.  Глубоко  вдохни и выдохни.

2.  Скажи себе: «Я постараюсь сделать это  как можно лучше».

3.  Если ты  чувствуешь, что волнуешься во  время контрольной, или начинаешь  запугивать себя, еще раз хорошо  вдохни и выдохни напряжение.

Преодоление страха и тревожности  у детей.

       Психологи выделяют два способа преодоления тревожности у детей.

1) Выработка  конструктивных способов поведения  в трудных для ребенка ситуациях,  а также овладение приемами, позволяющими  справиться с излишним волнением,  тревогой.

2) Укрепление  уверенности в себе, развитие  самооценки, представление о себе, забота о «личностном росте» человека.

Для преодоления школьной тревожности у  учащихся класса, необходимо:

1.  Смягчить, снизить силу потребностей, связанных  с внутренней позицией школьника.

2.  Вести работу  по снятию излишнего напряжения  в школьных ситуациях. 

       С целью выявления тревожного ребенка используется опросник Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.

       Признаки тревожности.

       Тревожный ребенок 

1.     Не может долго работать, не  уставая.

  1. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
  2. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
  3. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
  4. Смущается чаще других.
  5. Часто говорит о напряженных ситуациях.
  6. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
  7. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
  8. Руки у него обычно холодные и влажные.
  9. У него нередко бывает расстройство стула.
  10. Сильно потеет, когда волнуется.
  11. Не обладает хорошим аппетитом.
  12. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
  13. Пуглив, многое вызывает у него страх.
  14. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
  15. Часто не может сдержать слезы.
  16. Плохо переносит ожидание.
  17. Не любит браться за новое дело.
  18. Не уверен в себе, в своих силах.
  19. Боится сталкиваться с трудностями.

    Суммируйте  количество «плюсов», чтобы получить общий балл тревожности.

    Высокая тревожность 15-20 баллов

    Средняя 7-14 баллов

    Низкая 1-6 баллов 

        Литература.

    1. Вайзман Н. «Реабилитационная педагогика» 1996 г.
    2. Овчарова Р.В.. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ Сфера, 2005.
    3. Левис Ш. «Ребенок и стресс» 1997 г.
    4. Макарова Е. «Преодолеть страх или искусство-терапия» 1996 г.
    5. Овчарова Р.В.. «Справочная книга школьного психолога». М.: Учебная литература, 1996 г.
    6. Хухлаева О.В.. «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет». М.: Генезис, 2003 г.
    7. Лютова Е. К., Монина Г.В.. «Шпаргалка для взрослых». М.: Генезис, 2000 г.

Информация о работе Детские страхи у детей младшего школьного возраста