Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2011 в 10:25, контрольная работа
Дать понятия «страх» и «тревожность».
2) Обучить приемам сохранения психического здоровья и приемам предупреждения эмоциональных расстройств у детей.
Ознакомить учителей, воспитателей с психолого-педагогической и методической литературой, содержащей задания, игры, упражнения, направленные на устранение страхов и тревожности у детей.
Контрольная работа.
Контрольные работы являются источником давления. Они кажутся детям очень важными и даже очень хорошие ученики понимают, что им могут задать вопрос, на который они не ответят. Волнение перед контрольной работой может плохо повлиять на способность ребенка ответить на вопрос, ответ на который он точно знает, а лимит времени, отведенного на выполнение работы иногда заставляет детей делать глупые ошибки. Контрольные – это типичный случай запугивания себя, когда в голове постоянно крутятся мысли типа: «Я недостаточно занимался, я не знаю правильного ответа, я получу плохую отметку». Волнение от этого усиливается, и очень скоро ребенок попадает в ловушку запугивания, с трудом сосредотачиваясь на задании.
Упражнение.
Как избавиться от страха перед контрольной работой.
(возраст 8-10 лет)
1. Глубоко вдохни и выдохни.
2. Скажи себе: «Я постараюсь сделать это как можно лучше».
3. Если ты
чувствуешь, что волнуешься во
время контрольной, или
Учитель не может
Вывод.
Дети, которые не приобрели до
школы необходимого опыта
«Ты плохой, потому что ты плохо учишься», - говорят ребенку. Он соглашается, и возникает неразрешимый внутренний конфликт. Он сопровождается чувством неопределенности, неуверенности в себе и различными страхами. В ряде случаев страх перед школой вызван конфликтом со сверстниками, боязнью проявлений физической агрессии с их стороны. Чаще всего подобные страхи с возрастом меняют свой характер, иногда исчезают совсем. Но, принимая длительный характер, они вызывают у ребенка чувство бессилия, неспособность справиться со своими чувствами, контролировать их.
Итак, большая часть страхов младших
школьников лежит в области
учебной деятельности: «боязнь быть
не тем», страх сделать ошибку,
боязнь получить плохую
1.4. Преодоление страха и тревожности у детей.
Психологи выделяют два способа преодоления тревожности у детей.
1) Выработка конструктивных способов поведения в трудных для ребенка ситуациях, а также овладение приемами, позволяющими справиться с излишним волнением, тревогой.
2) Укрепление уверенности в себе, развитие самооценки, представление о себе, забота о «личностном росте» человека.
Для преодоления школьной тревожности у учащихся класса, необходимо:
1. Смягчить,
снизить силу потребностей, связанных
с внутренней позицией
2. Вести работу
по снятию излишнего
Для снятия тревожности у младших школьников существуют целые комплексы приемов, упражнений. Однако центральную роль играют 2 метода.
1. Метод последовательной десенсибилизации.
Суть его состоит в том, что ребенка помещают в ситуации, связанные с областью, вызывающей у него тревогу, страх, начиная с тех, которые могут лишь немного волновать, и кончая теми, которые вызывают сильную тревогу, возможно, даже испуг.
2. Метод «отреагирования» страха, тревоги, напряжения.
Осуществляется с помощью игры-драматизации «в очень страшную, страшилищную школу», где сначала с помощью кукол-петрушек, в форме театральных этюдов дети изображают пугающие их ситуации школьной жизни, причем все пугающие» моменты должны быть доведены до крайней степени («так чтобы зрителям было очень страшно»). Кроме того, можно применять приемы «рисование страхов», «рассказы о страхах», причем акцентироваться должна школьная тематика. В ходе этой работы поощряются попытки юмористического, карикатурного изображения ситуации.
Прием «Я не могу – я могу, я сумею».
Суть его состоит в следующем. Если ребенок отказывается выполнять задание, говоря что он с ним не справится, учитель просит его выполнить другого ребенка, который знает меньше и не может справиться с заданием, и изобразить такого ребенка. Затем просит изобразить ребенка, который сумеет справиться с заданием. При этом дети убеждаются, что они далеко продвинулись от полного неумения и могут продвинуться еще дальше. Дети произносят «волшебное заклинание» - «Я не могу…» - и каждый по очереди говорит, чем ему трудно задание; «Я могу…» - дети по очереди говорят что они могут сделать; «Я сумею…» - каждый старается сказать насколько он может выполнить задание. При этом правильность или неправильность реплик детей не комментируется, подчеркивается только, что каждый чего-то умеет, чего-то не может и каждый сумеет, если захочет, добиться продвижения вперед и быть не хуже других.
Особо следует сказать о
Работа учителя по снятию
1.5. Выявление страхов у детей.
1. Методика выявления страхов у детей с помощью рисования страхов.
Методика выявления страхов у детей с помощью рисунков проводится с целью понять интересы, увлечения детей, особенности их темперамента, переживаний и внутреннего мира ребенка.
Детям предлагается рисовать на темы: «В школе», «На улице, во дворе», «Семья», «Что мне снится страшное или чего я боюсь днем», «Что было со мной самое плохое или самое хорошее», «Кем я хочу стать».
Следующий этап рисования – направленное устранение всех страхов, которым подвержен ребенок. Проводится индивидуальная беседа, в которой выясняется боится ли ребенок одиночества, нападения (бандитов), заболеть, умереть, смерти родителей, некоторых людей, наказания, сказочных персонажей, темноты, животных, транспорта, стихии, высоты, глубины, воды, огня, врачей, крови и т.д. Составив список страхов каждого ребенка, учитель дает задание нарисовать их.
Ни в коем случае нельзя
торопить ребенка с
1.6. Заключение.
В современных цивилизациях
Страх – это эмоция, которая может возникнуть в любом возрастном периоде. Очень большая часть страхов младших школьников лежит в области учебной деятельности. Здоровые психически и физически дети с радостью и нетерпением ждут начала школьной жизни. Они быстро осваиваются в ней, не вызывая никаких невротических реакций на изменение своей жизни Вместе с тем, есть дети, которые страдают настоящей школьной фобией.
Работая с тревожными детьми,
следует учитывать их особое,
специфическое отношение к
Достаточно высокий уровень тревожности характерен для периода поступления в школу, особенно первых месяцев учебы. Однако, после адаптационного периода, который продолжается обычно в первой и второй четверти положение меняется. Эмоциональное самочувствие стабилизируется.
Есть множество страхов,
Приложение.
Упражнение.
Как избавиться от страха перед контрольной работой.
(возраст 8-10 лет)
1. Глубоко вдохни и выдохни.
2. Скажи себе: «Я постараюсь сделать это как можно лучше».
3. Если ты
чувствуешь, что волнуешься во
время контрольной, или
Преодоление страха и тревожности у детей.
Психологи выделяют два способа преодоления тревожности у детей.
1) Выработка
конструктивных способов
2) Укрепление уверенности в себе, развитие самооценки, представление о себе, забота о «личностном росте» человека.
Для преодоления школьной тревожности у учащихся класса, необходимо:
1. Смягчить,
снизить силу потребностей, связанных
с внутренней позицией
2. Вести работу
по снятию излишнего
С целью выявления тревожного ребенка используется опросник Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.
Признаки тревожности.
1. Не может долго работать, не уставая.
Суммируйте количество «плюсов», чтобы получить общий балл тревожности.
Высокая тревожность 15-20 баллов
Средняя 7-14 баллов
Низкая 1-6 баллов
Литература.
Информация о работе Детские страхи у детей младшего школьного возраста