Младший школьный возраст

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 14:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение психологических особенностей детей младшего школьного возраста. Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:

- изучить особенности физического и психологического развития детей младшего школьного возраста;

- ознакомиться с развитием функциональных процессов младших школьников;

- проанализировать формирование личности в младшем школьном возрасте;

- выявить роль семейного воспитания в психологическом развитии детей младшего школьного возраста.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3

1. Характеристика возрастных особенностей детей младшего школьного возраста……………….........................................................................................................5

1.1 Особенности физического и психологического развития...............................5

1.2 Развитие функциональных процессов младших школьников........................8

1.3 Формирование личности в младшем школьном возрасте.............................10

2. Роль семейного воспитания в психологическом развитии детей младшего школьного возраста...........................................................................................................12

2.1 Общение как источник психологического развития личности.....................12

2.2 Психологические особенности развития общения в младшем школьном возрасте...............................................................................................................................14

2.3 Роль семьи в развитии общения.......................................................................16

Заключение………………………………………………………………………..20

Глоссарий………………………………………………………………………….22

Список использованных источников……………………………………………24

Приложения……………………………………………………………………….26

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 208.00 Кб (Скачать)

     Основные данные о работе

Версия  шаблона 2.1
Филиал  
Вид работы Курсовая работа
Название  дисциплины  
Тема Младший школьный возраст
Фамилия студента  
Имя студента  
Отчество  студента  
№ контракта  

 

     Содержание

 

     Введение…………………………………………………………………………….3

     1. Характеристика возрастных особенностей детей младшего школьного возраста……………….........................................................................................................5

     1.1 Особенности физического и психологического развития...............................5

     1.2 Развитие функциональных процессов младших школьников........................8

     1.3 Формирование личности в младшем школьном возрасте.............................10

     2. Роль семейного воспитания в психологическом развитии детей младшего школьного возраста...........................................................................................................12

     2.1 Общение как источник психологического развития личности.....................12

     2.2 Психологические особенности развития общения в младшем школьном возрасте...............................................................................................................................14

     2.3 Роль семьи в развитии общения.......................................................................16

     Заключение………………………………………………………………………..20

     Глоссарий………………………………………………………………………….22

     Список  использованных источников……………………………………………24

     Приложения……………………………………………………………………….26

     Введение

 

     Младший школьный возраст считается самым  ответственным в жизни ребенка. С включением его в новый социум (школьная среда), с вовлечением его в процесс учебной деятельности происходит формирование познавательных способностей ребенка, обогащение и развитие его эмоциональной сферы, закладывается фундамент поведенческих реакций ребенка. На фоне развития сознания происходит формирование образа «Я», начинает повышаться уровень самосознания; ребенок постепенно овладевает приемами самоуправления (за счет формирования устойчивой мотивации, развития волевых качеств). Закладываются основы будущего характера1. Через обогащение знаниями усложняются мыслительные процессы, происходит интенсивное развитие интеллектуальных способностей ребенка, самореализации и творческой активности.

     В новой социальной среде постепенно усложняются коммуникативные связи ребенка, что ведет к необходимости приспосабливаться к новым условиям и требованиям, искать для себя приемлемые решения в ситуации конфликта между «хочу» и «надо». И при этом следует помнить, что адаптивные возможности у каждого ребенка сугубо индивидуальны и зависят в целом от всех особенностей его развития на определенном возрастном этапе.

     Трудности, связанные с обучением на первом этапе в школе могут иметь  свои разновидности, свои истоки и сопутствующие  причины. Глубокое изучение физиологических особенностей, связанных с развитием ЦНС, поведенческих реакций, особенностей развития познавательной сферы, эмоционально-волевой сферы позволят учителям не без помощи психологов устранять трудности, сопровождающие обучение детей в школе.

     Внутренние  конфликты, порождаемые необходимостью подчиняться новым требованиям  вопреки собственным устремлениям, вызывают не только отрицательные эмоции (страх, гнев, стыд), но и попытки избавления от них, снятия напряженности. Для этого  психика ребенка вырабатывает особые механизмы (приемы), предохраняющие организм ребенка от психических перегрузок. Изучение их позволит проводить грамотную работу с детьми, находить к каждому ребенку индивидуальный подход, умело использовать психодиагностический материал, осуществлять комплексную психокоррекцию с детьми, у которых наблюдаются трудности освоения учебного материала, связанные с несформировавшимися адаптационными возможностями.

     Целью данной курсовой работы является рассмотрение психологических особенностей детей младшего школьного возраста. Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:

     - изучить особенности физического и психологического развития детей младшего школьного возраста;

     - ознакомиться с развитием функциональных процессов младших школьников;

     - проанализировать формирование личности в младшем школьном возрасте;

     - выявить роль семейного воспитания в психологическом развитии детей младшего школьного возраста.

     Объектом  данной курсовой работы является дети младшего школьного возраста. Предметом  – личностный рост младшего школьника 

     Основная  часть

     1. Характеристика возрастных  особенностей детей  младшего школьного  возраста

 

     1.1 Особенности физического  и психологического  развития 

     В 7 лет ребенок поступает учиться  в школу, что кардинально меняет социальную ситуацию его развития. Школа становится центром его жизни, а учитель – одной из ключевых фигур, во многом заменяющей родителей. Согласно концепции Э. Эриксона в этот период формируется важное личностное образование – чувство социальной и психологической компетентности (при неблагоприятных условиях развития – социальной и психологической неполноценности), а также способности дифференцировать свои возможности. Семилетний возраст также относят к критическим. У первоклассника могут проявляться особенности, не характерные для него в обычной жизни. Сложность учебной деятельности и необычность переживаний могут стать причиной тормозных реакций у подвижных и возбудимых детей и, наоборот, делают возбудимыми спокойных и уравновешенных детей. Успех или неудача в школьной жизни определяют внутреннюю психическую жизнь ребенка.

     А.Л. Венгером выделены пять основных типов неблагоприятного развития младших школьников2:

     1. «Хроническая неуспешность». Нарушения  деятельности ведут к неуспеху, который порождает тревогу. Тревога дезорганизует деятельность ребенка и способствует закреплению неудач. Наиболее распространенные примеры «хронической неуспешности»: недостаточная готовность ребенка к школе; негативная «Я-концепция» ребенка как следствие семейного воспитания; ошибочные действия педагога; неадекватная реакция родителей на естественные затруднения ребенка при освоении учебной деятельности.

     2. «Уход от деятельности». Ребенок  погружен в собственный фантазийный  мир, уходит в свою жизнь,  мало связанную с задачами, стоящими перед учеником начальной школы. Причины: повышенная потребность во внимании, которая не удовлетворяется; инфантилизация как проявление незрелости; богатое воображение, которое не находит своего выражения в учебе.

     3. «Негативистическая демонстративность». Ребенок нарушает правила поведения, стремясь получить внимание. Наказанием для него является лишение внимания. Причины: акцентуации характера, повышенная потребность во внимании со стороны окружающих.

     4. «Вербализм». Дети, развивающиеся  по этому типу, отличаются высоким уровнем развития речи, но задержкой в развитии мышления. Проявляется в демонстративности, связанной с ориентацией на достижения, и в инфантильности мотивов общения. Причины: «вербализм» сочетается с повышенной самооценкой ребенка и с переоценкой способностей ребенка родителями.

     5. «Интеллектуализм». Этот тип развития  связан с особенностями познавательных  процессов. Хорошо развито логическое  мышление, хуже развита речь, и  слабо развито образное мышление. Причина: недооценка родителями  значимости собственно детских видов деятельности. Причины наиболее частых запросов к психологу со стороны родителей и запросов и психологу педагогов можно выделить следующие:

     - случаи, группирующиеся вокруг тревожащих  взрослых индивидуальных особенностей  ребенка: медлительный, неорганизованный, упрямый, неуправляемый, некоммуникабельный, эгоист, драчлив и агрессивен, плаксивый, неуверенный в себе, лживый, всего боится и т.п.;

     - случаи, группирующиеся вокруг особенностей  межличностных отношений со сверстниками: необщительный, замкнутый, нет друзей, не умеет вести себя с другими детьми, плохие отношения с братом (сестрой), не ходит гулять, так как с ним не дружат и т.п.

     Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (I-IV классы школы). Хронологически социально-психологические границы этого возраста в жизни ребенка нельзя считать неизменными. Они зависят от готовности ребенка к обучению в школе, а также от того, с какого времени начинается и как идет обучение в соответствующем возрасте. Если оно начинается с 6-летнего возраста, как это и происходит сейчас в большинстве случаев, то возрастные психологические границы обычно смещаются назад, т.е. охватывают возраст от 6 до примерно 10 лет, если умение начинается с семилетнего возраста, то, соответственно, границы данного психологического возраста перемещаются приблизительно на один год вперед, занимая диапазон от 7 до 11 лет3. Границы этого возраста могут сужаться и расширяться также в зависимости от применяемых методов обучения: более совершенные методы обучения ускоряют развития, а менее совершенные замедляют его.

     Вместе  с тем в целом некоторая  вариативность границ этого возраста не особенно сказывается на последующих  успехах ребенка4.

     В младшем школьном возрасте дети располагают  значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование – одна из главных задач возрастной и педагогической психологии. Но прежде чем использовать имеющиеся резервы, необходимо подтянуть детей до нижнего уровня готовности к обучению.

     Психологами доказано, что обычные дети в младших классах школы вполне способны, если только их правильно обучать, усваивать и более сложный материал, чем тот, который дается по действующей программе обучения. Однако для того, чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы, необходимо решить предварительно две важные задачи. Первая из них состоит в том, чтобы как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить их учиться, не тратя лишних физических усилий, быть внимательными, усидчивыми. В этой связи учебная программа должна быть составлена таким образом, чтобы вызывать и поддерживать постоянный интерес у учащихся.

     Вторая  задача возникает в связи с  тем, что многие дети приходят в школу нетолько не подготовленными к новой для них социально-психологической роли, но и со значительными индивидуальными различиями в мотивации, знаниях, умениях и навыках, что делает учение для одних слишком легким, неинтересным делом, для других чрезвычайно трудным (и вследствие этого также неинтересным) и только для третьих, которые не всегда составляют большинство, соответствующим их способностям. Возникает необходимость психологического выравнивая детей с точки зрения их готовности к обучению за счет подтягивания отстающих к хорошо успевающим. 

     1.2 Развитие функциональных процессов младших школьников  

     Быстрое сенсорное развитие ребенка приводит к тому, что младший школьник обладает достаточным уровнем развития восприятия: у него высокий уровень остроты  зрения, слуха, ориентировки на форму  и цвет предмета.

     Процесс обучения предъявляет новые требования к его восприятию. В процессе восприятия учебной информации нужна произвольность и осмысленность деятельности учащихся, они воспринимают различные образцы (эталоны), в соответствии с которыми должны действовать5. Произвольность и осмысленность действий тесно взаимосвязаны и развиваются одновременно. Сначала ребенка привлекает сам предмет, и в первую очередь его внешние яркие признаки. Сосредоточиться и тщательно рассмотреть все особенности предмета и выделить в нем главное, существенное дети еще не могут. Эта особенность проявляется и в процессе учебной деятельности.

Информация о работе Младший школьный возраст