Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 14:26, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение психологических особенностей детей младшего школьного возраста. Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
- изучить особенности физического и психологического развития детей младшего школьного возраста;
- ознакомиться с развитием функциональных процессов младших школьников;
- проанализировать формирование личности в младшем школьном возрасте;
- выявить роль семейного воспитания в психологическом развитии детей младшего школьного возраста.
Введение…………………………………………………………………………….3
1. Характеристика возрастных особенностей детей младшего школьного возраста……………….........................................................................................................5
1.1 Особенности физического и психологического развития...............................5
1.2 Развитие функциональных процессов младших школьников........................8
1.3 Формирование личности в младшем школьном возрасте.............................10
2. Роль семейного воспитания в психологическом развитии детей младшего школьного возраста...........................................................................................................12
2.1 Общение как источник психологического развития личности.....................12
2.2 Психологические особенности развития общения в младшем школьном возрасте...............................................................................................................................14
2.3 Роль семьи в развитии общения.......................................................................16
Заключение………………………………………………………………………..20
Глоссарий………………………………………………………………………….22
Список использованных источников……………………………………………24
Приложения……………………………………………………………………….26
Версия шаблона | 2.1 |
Филиал | |
Вид работы | Курсовая работа |
Название дисциплины | |
Тема | Младший школьный возраст |
Фамилия студента | |
Имя студента | |
Отчество студента | |
№ контракта |
Введение……………………………………………
1.
Характеристика возрастных особенностей
детей младшего школьного возраста………………................
1.1
Особенности физического и психологического
развития......................
1.2
Развитие функциональных процессов младших
школьников....................
1.3
Формирование личности в младшем школьном
возрасте......................
2.
Роль семейного воспитания в психологическом
развитии детей младшего школьного возраста......................
2.1
Общение как источник психологического
развития личности.....................
2.2
Психологические особенности развития
общения в младшем школьном возрасте......................
2.3
Роль семьи в развитии общения.......................
Заключение………………………………………
Глоссарий…………………………………………
Список использованных источников……………………………………………24
Приложения………………………………………
Младший школьный возраст считается самым ответственным в жизни ребенка. С включением его в новый социум (школьная среда), с вовлечением его в процесс учебной деятельности происходит формирование познавательных способностей ребенка, обогащение и развитие его эмоциональной сферы, закладывается фундамент поведенческих реакций ребенка. На фоне развития сознания происходит формирование образа «Я», начинает повышаться уровень самосознания; ребенок постепенно овладевает приемами самоуправления (за счет формирования устойчивой мотивации, развития волевых качеств). Закладываются основы будущего характера1. Через обогащение знаниями усложняются мыслительные процессы, происходит интенсивное развитие интеллектуальных способностей ребенка, самореализации и творческой активности.
В новой социальной среде постепенно усложняются коммуникативные связи ребенка, что ведет к необходимости приспосабливаться к новым условиям и требованиям, искать для себя приемлемые решения в ситуации конфликта между «хочу» и «надо». И при этом следует помнить, что адаптивные возможности у каждого ребенка сугубо индивидуальны и зависят в целом от всех особенностей его развития на определенном возрастном этапе.
Трудности, связанные с обучением на первом этапе в школе могут иметь свои разновидности, свои истоки и сопутствующие причины. Глубокое изучение физиологических особенностей, связанных с развитием ЦНС, поведенческих реакций, особенностей развития познавательной сферы, эмоционально-волевой сферы позволят учителям не без помощи психологов устранять трудности, сопровождающие обучение детей в школе.
Внутренние
конфликты, порождаемые необходимостью
подчиняться новым требованиям
вопреки собственным
Целью данной курсовой работы является рассмотрение психологических особенностей детей младшего школьного возраста. Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
- изучить особенности физического и психологического развития детей младшего школьного возраста;
- ознакомиться с развитием функциональных процессов младших школьников;
- проанализировать формирование личности в младшем школьном возрасте;
- выявить роль семейного воспитания в психологическом развитии детей младшего школьного возраста.
Объектом
данной курсовой работы является дети
младшего школьного возраста. Предметом
– личностный рост младшего школьника
1.1
Особенности физического
и психологического
развития
В 7 лет ребенок поступает учиться в школу, что кардинально меняет социальную ситуацию его развития. Школа становится центром его жизни, а учитель – одной из ключевых фигур, во многом заменяющей родителей. Согласно концепции Э. Эриксона в этот период формируется важное личностное образование – чувство социальной и психологической компетентности (при неблагоприятных условиях развития – социальной и психологической неполноценности), а также способности дифференцировать свои возможности. Семилетний возраст также относят к критическим. У первоклассника могут проявляться особенности, не характерные для него в обычной жизни. Сложность учебной деятельности и необычность переживаний могут стать причиной тормозных реакций у подвижных и возбудимых детей и, наоборот, делают возбудимыми спокойных и уравновешенных детей. Успех или неудача в школьной жизни определяют внутреннюю психическую жизнь ребенка.
А.Л. Венгером выделены пять основных типов неблагоприятного развития младших школьников2:
1.
«Хроническая неуспешность».
2.
«Уход от деятельности».
3.
«Негативистическая
4. «Вербализм». Дети, развивающиеся по этому типу, отличаются высоким уровнем развития речи, но задержкой в развитии мышления. Проявляется в демонстративности, связанной с ориентацией на достижения, и в инфантильности мотивов общения. Причины: «вербализм» сочетается с повышенной самооценкой ребенка и с переоценкой способностей ребенка родителями.
5.
«Интеллектуализм». Этот тип
-
случаи, группирующиеся вокруг
-
случаи, группирующиеся вокруг
Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (I-IV классы школы). Хронологически социально-психологические границы этого возраста в жизни ребенка нельзя считать неизменными. Они зависят от готовности ребенка к обучению в школе, а также от того, с какого времени начинается и как идет обучение в соответствующем возрасте. Если оно начинается с 6-летнего возраста, как это и происходит сейчас в большинстве случаев, то возрастные психологические границы обычно смещаются назад, т.е. охватывают возраст от 6 до примерно 10 лет, если умение начинается с семилетнего возраста, то, соответственно, границы данного психологического возраста перемещаются приблизительно на один год вперед, занимая диапазон от 7 до 11 лет3. Границы этого возраста могут сужаться и расширяться также в зависимости от применяемых методов обучения: более совершенные методы обучения ускоряют развития, а менее совершенные замедляют его.
Вместе с тем в целом некоторая вариативность границ этого возраста не особенно сказывается на последующих успехах ребенка4.
В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование – одна из главных задач возрастной и педагогической психологии. Но прежде чем использовать имеющиеся резервы, необходимо подтянуть детей до нижнего уровня готовности к обучению.
Психологами доказано, что обычные дети в младших классах школы вполне способны, если только их правильно обучать, усваивать и более сложный материал, чем тот, который дается по действующей программе обучения. Однако для того, чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы, необходимо решить предварительно две важные задачи. Первая из них состоит в том, чтобы как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить их учиться, не тратя лишних физических усилий, быть внимательными, усидчивыми. В этой связи учебная программа должна быть составлена таким образом, чтобы вызывать и поддерживать постоянный интерес у учащихся.
Вторая
задача возникает в связи с
тем, что многие дети приходят в школу
нетолько не подготовленными к новой для
них социально-психологической роли, но
и со значительными индивидуальными различиями
в мотивации, знаниях, умениях и навыках,
что делает учение для одних слишком легким,
неинтересным делом, для других чрезвычайно
трудным (и вследствие этого также неинтересным)
и только для третьих, которые не всегда
составляют большинство, соответствующим
их способностям. Возникает необходимость
психологического выравнивая детей с
точки зрения их готовности к обучению
за счет подтягивания отстающих к хорошо
успевающим.
1.2
Развитие функциональных
процессов младших школьников
Быстрое сенсорное развитие ребенка приводит к тому, что младший школьник обладает достаточным уровнем развития восприятия: у него высокий уровень остроты зрения, слуха, ориентировки на форму и цвет предмета.
Процесс обучения предъявляет новые требования к его восприятию. В процессе восприятия учебной информации нужна произвольность и осмысленность деятельности учащихся, они воспринимают различные образцы (эталоны), в соответствии с которыми должны действовать5. Произвольность и осмысленность действий тесно взаимосвязаны и развиваются одновременно. Сначала ребенка привлекает сам предмет, и в первую очередь его внешние яркие признаки. Сосредоточиться и тщательно рассмотреть все особенности предмета и выделить в нем главное, существенное дети еще не могут. Эта особенность проявляется и в процессе учебной деятельности.