Младший школьный возраст

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 14:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение психологических особенностей детей младшего школьного возраста. Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:

- изучить особенности физического и психологического развития детей младшего школьного возраста;

- ознакомиться с развитием функциональных процессов младших школьников;

- проанализировать формирование личности в младшем школьном возрасте;

- выявить роль семейного воспитания в психологическом развитии детей младшего школьного возраста.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3

1. Характеристика возрастных особенностей детей младшего школьного возраста……………….........................................................................................................5

1.1 Особенности физического и психологического развития...............................5

1.2 Развитие функциональных процессов младших школьников........................8

1.3 Формирование личности в младшем школьном возрасте.............................10

2. Роль семейного воспитания в психологическом развитии детей младшего школьного возраста...........................................................................................................12

2.1 Общение как источник психологического развития личности.....................12

2.2 Психологические особенности развития общения в младшем школьном возрасте...............................................................................................................................14

2.3 Роль семьи в развитии общения.......................................................................16

Заключение………………………………………………………………………..20

Глоссарий………………………………………………………………………….22

Список использованных источников……………………………………………24

Приложения……………………………………………………………………….26

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 208.00 Кб (Скачать)

     По мнению Д.Б. Эльконина, прежде всего надо обратить внимание на возникновение произвольного поведения – как ребенок играет, подчиняется ли он правилу, берет ли он на себя роли? Превращение правила во внутреннюю инстанцию поведения – важный признак готовности.

     Исследование кризиса 7 лет показало, что в этом возрасте особую значимость для ребенка приобретают его положение среди сверстников и его роль в более широком социальном контексте. Социальная активность, направленная на завоевание признания и уважения других и на самоутверждение, задает смысл всей его деятельности.

     Очень широко представлено в работах М.И. Лисиной исследование влияние общение на психическое развитие ребенка. Она исходила из того, что главным условием психического развития ребенка является его общение со взрослыми. Экспериментальные исследования, проведенные под ее руководством, показали, что именно в общении развиваются внутренний план действий ребенка, сфера его эмоциональных переживаний, познавательная активность детей, произвольность и воля, самооценка и самосознание.

     Взаимоотношения рассматриваются М.И. Лисиной как один из продуктов деятельности общения. Они зарождаются, меняются и развиваются в ходе коммуникации. При этом степень и качество взаимоотношений определяются характером общения. Наблюдения автора показали, что партнер, который позволяет ребенку удовлетворить потребность в общении на достигнутом детьми уровне развития, вызывает у него симпатию и расположение. Чем больше общение с партнером соответствует конкретному содержанию потребности ребенка (во внимании, уважении, сопереживании), тем больше тот его любит. 

     2.3 Роль семьи в  развитии общения 

     Рассматривая  вопросы преемственности семейного  и общественного воспитания, Е.Е. Кравцова показала роль семьи на каждом из этапов детского онтогенеза. С точки  зрения Е.Е. Кравцовой роль семьи  в развитии ребенка связывается со смысловой сферой ребенка, в то время как образовательные учреждения создают условия для овладения культурными значениями предметов и явлений.

     Автор выделяет ряд оснований для подтверждения  собственной точки зрения о механизмах влияния семьи на развитие личности ребенка. Во-первых, как показано в работах Д.Б. Эльконина и многих других исследователей, смысл непосредственно связан с общением ребенка с другими людьми. В этом контексте, семья и семейные отношения обеспечивают малышу осмысление окружающего мира. В противном случае дети имеют серьезные проблемы с воображением и игрой, в которых реализуется смысловая сфера малыша. Следующее основание – это анализ первого вербального опыта малыша, который реализуется в автономной речи, смысловой по главным своим характеристикам. Как видно из работ, изучающих становление и развитие автономной речи, она может быть понята лишь взрослыми, которые имеют очень тесное и близкое общение с ребенком, то есть с его семьей, или с теми, кто заменяет ему реальных родителей14.

     Роль  семьи в развитии ребенка младшего школьного периода развития оказалась  малоизученной. Анализ особенностей развития в этом периоде, проведенный Е.Е. Кравцовой, показывает, что в семье  ребенок учится произвольно переходить от условной ситуации к реальной и обратно.

     Жизнедеятельность младшего школьника предполагает, чтобы  он не просто умел переходить от условной ситуации к реальной и обратно, но чтобы он был способен считывать  и понимать эти переходы у других людей. Помимо этого очень важно, чтобы изменения ситуаций были подчинены не личным потребностям ребенка, а логике общей ситуации.

     С этих позиций в семье ребенок  младшего школьного возраста, как  и в дошкольном детстве, нуждается  в близком взрослом, как партнере по игре. При этом близкий взрослый, с одной стороны, расширяет темы и проблемы игры, выступает «учеником», при помощи которого младший школьник осмысляет свои отношения с учителем и, с другой стороны, вводит ребенка в мир взрослых игр (шашки, шахматы, первые картежные игры и т.п.). Важно отметить, что во всех выделенных направлениях близкий взрослый целенаправленно учит ребенка произвольному переходу от реальной ситуации к условной и т.п.

     В отечественной литературе существуют классификации неправильных типов семейного воспитания, приводящих к возникновению отклонений в поведении детей и подростков.

     Так, Г.Г. Бочкарева выделяет:

     1) семьи с неблагополучной эмоциональной атмосферой, в которых отношения между детьми и родителями характеризуются равнодушием, или ребенок испытывает на себе грубость, неуважение со стороны взрослых;

     2) семьи, где нет эмоционального контакта между детьми и родителями при сохранении внешнего рисунка правильных отношений;

     3) семьи с нездоровой нравственной атмосферой, в которых ребенку прививаются социально нежелательные потребности и интересы.

     По мнению В.М. Миниярова под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.

     Формы отношений к ребенку и окружающим являются:

     - отношение родителей к деятельности  ребенка;

     - отношение родителей к использованию  методов наказания и поощрения;

     - отношение родителей к ребенку;

     - отношение родителей к окружающим людям;

     - отношение родителей к формированию  у ребенка нравственных ценностей;

     - отношение родителей к мыслительной  деятельности ребенка.

     На  основе существующих форм отношений  родителей к ребенку В.М. Минияров выделил следующие стили семейного воспитания:

     - попустительский;

     - состязательный;

     - рассудительный;

     - предупредительный;

     - контролирующий;

     - сочувствующий.

     Стили семейного воспитания формируются  под воздействием объективных и  субъективных факторов и генетических особенностей ребенка. 
 
 

     Заключение

 

     Школьное  детство начинается с критического, или переломного, периода, который  традиционно называют кризисом семи лет. Для периода младшего школьного  возраста характерна утрата той простоты и непосредственности. Прежнее единство желаний и их переживания разрушается. Если дошкольник был целиком захвачен состоянием радости или печали, то семилетний школьник как бы впервые открывает для себя собственные эмоции: он не только протестует, но и одновременно внимательно изучает то, как он это делает, всматривается в себя. Ошибки в воспитании могут привести именно в этом возрастном периоде к поглощенности своими эмоциями, граничащей с истероидностыо (чрезмерный эгоцентризм, стремление обратить на себя внимание окружающих).

     К семи годам появляются такие сложные новообразования, как оценка себя самого, самолюбие, а также новые противоречия между восприятием себя, отношением к себе и оценками окружающих, взрослых, сверстников. Впервые возникает внутренняя борьба переживаний. Новый образ жизни, связанный с началом школьного обучения, оказывает существенное влияние на протекание кризиса семи лет и скорость выхода из него. Происходит переоценка ценностей, формируется новое отношение к окружающему миру и произвольная регуляция поведения. Ведущей деятельностью становится не игра с се непродуктивностью, отсутствием интереса к результатам, увлеченностью самим процессом, а учение, усвоение системы знаний, своеобразный, систематический напряженный труд. Ребенок присваивает, т. е. делает своим, общественный опыт; познает не только непосредственно окружающую его действительность, но и большой, сложный мир, в котором живет15. Младший школьник открывает для себя возможность соотнесения настоящего и давно прошедшего, видимого, переживаемого непосредственно и воображаемого, предполагаемого, иллюзорного.

     Расширяется круг значимых для школьника людей, каждый из них несет в себе непохожие  па другого взгляды, оценки, ожидания. Приобщаясь к новым, более деловым, функциональным отношениям с людьми, складывающимся в школе, ребенок постепенно выходит из кризиса семи лет. Он уже не теряется в противоречивости своих внутренних переживаний, не страдает от невозможности найти адекватные внешние формы их выражения, чтобы сделать внутренний мир доступным для своих близких. Если развитие личности протекает в целом благополучно, младший школьник «уходит» от этих проблем в богатый и заманчивый мир открытия в себе неожиданных задатков и способностей, необходимых для учебной деятельности.

     Глоссарий

№ п/п Понятие Определение
1 2 3
1 Внимание  избирательная направленность восприятия на тот или  иной объект
2 Воображение способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических  процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память
3 Восприятие  (перцепция, от лат. perceptio) — познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира
4 Мнемоническая деятельность совокупность  специальных приемов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объем памяти путем образования ассоциаций
5 Мотив динамический  процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость
6 Мышление процесс моделирования  систематических отношений окружающего  мира на основе безусловных положений
7 Общение это процесс  взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и  формируются межличностные отношения
8 Самооценка  это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто.
9 Успех достижение  поставленных целей в задуманном деле, положительный результат чего-либо, общественное признание чего-либо или кого-либо.
10 Эталон  (фр. etalon) — средство измерений (или комплекс средств измерений), обеспечивающее воспроизведение и (или) хранение единицы, а также передачу её размера нижестоящим по поверочной схеме средствам измерений и утверждённое в качестве эталона в установленном порядке

     Список  использованных источников

1 Айзман Р.И., Жарова Г.Н. Подготовка ребенка к школе, Томск: Инфо, 2010, ISBN 978-5545-201-3.
2 Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя, М: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2009, ISBN 978-2214-558-9.
3 Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников, М: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2011, ISBN 978-4478-558-6.
4 Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе, СПб: Питер, 2010, ISBN 978-1025-336-6.
5 Исторатова  О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы, Ростов н/Д: «Феникс», 2009, ISBN 978-5589-663-3.
6 Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений, Мн: Нар.асвета, 2011, ISBN 978-1145-203-6.
7 Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников, М: Педагогика, 2011, ISBN 978-4478-558-6.
8 Немов Р.С. Психология, М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009, ISBN 978-5589-663-3.
9 Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе, М: Тц «Сфера», 2010, ISBN 978-4478-558-6.
10 Стрезикозин В.П. Актуальные проблемы начального обучения. Пособие для учителя, М:Просвещение, 2010, ISBN 978-2256-302-2.
11 Смирнова Е.О. Психология ребенка: Учебник для  педагогических училищ и вузов, М: Школа-Пресс, 2009, ISBN 978-2203-336-6.
12 Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников, М: Просвещение, 2010, ISBN 978-2036-558-6.
13 Фридман Л.М. Изучение процесса личностного развития ученика, М: Изд-во «Институт практической психологии», 2011, ISBN 978-2011-447-5.
14 Фонарева А.М. Развитие личности ребенка, М: Прогресс, 2010, ISBN 978-9985-558-9.
15 Эльконин Д.Б. Детская психология, М: Изд. центр «Академия», 2011, ISBN 978-1125-336-2.

     Приложения

Информация о работе Младший школьный возраст