Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 22:30, практическая работа
Цель: снижение уровня личной тревожности.
Задачи:
Коррекционная: обучение ребенка отреагированию (выражению) своего гнева приемлемым способом, приемлемым для себя и окружающих.
Развивающая: обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом.
Профилактическая: развитие позитивной самооценки, эмпатии.
Психокоррекционная программа
Коррекция
агрессивности в
младшем школьном
возрасте
Цель: снижение уровня личной тревожности.
Задачи:
Коррекционная: обучение ребенка отреагированию (выражению) своего гнева приемлемым способом, приемлемым для себя и окружающих.
Развивающая: обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом.
Профилактическая:
развитие позитивной самооценки, эмпатии.
Психокоррекционная программа включает в себя:
Работа с учителями: В группу входят от четырех учителей, чьи учащиеся занимаются в психокоррекционной группе. Программа включает в себя 3 занятия, которые рекомендуется провести в течение 3 дней.
Работа с родителями: Приглашается около 4 родителей, работа выстраивается по той же схеме, что и с учителями.
Индивидуальные занятия с ребенком: включают в себя 5 занятий продолжительностью 40-60 минут, проводятся раз в неделю, параллельно ребенок должен заниматься в группе.
Групповые
занятия: включает 9 занятий. В группе
5-6 человек, отобранных по результатам
психологической диагностики.
Характеристика ребенка: Владимир И. является учеником 3-го класса 9-ти лет. У ребенка выявлено агрессивное поведение, которое проявляется как в школьной, так и в повседневной жизнях. В школе и на улице он дерется с мальчиками и девочками, пытается стать лидером в своем окружении, иногда может себе позволить дать грубый ответ взрослому, склонен не брать ответственность за свои поступки (перекладывает ответственность на друзей и т.д.), но вместе с тем он очень раним, общителен.
Владимир единственный
ребенок в семье. Живет с мамой, бабушкой
и дедушкой. Материальный доход семь нормальный.
Мама в основном находиться с утра до вечера
на работе и воспитанием занимается бабушка.
Владимир отдает учебе мало времени, в
основном он всегда находится на улице.
Коррекция
взаимоотношений
учителя с агрессивными
детьми.
Встреча 1
Обсуждение на тему: «Чем и какими причинами может быть вызвано такое поведение ребенка?
Цель: взглянуть
на проблему с разных ракурсов, понять
неоднозначность поведения. Здесь педагоги
должны будут рассказать о своих учениках.
Встреча 2
Обсуждение на тему: общение с агрессивными детьми (способы).
Цель: овладение
языком «Я-высказывания», « Я-сообщения»,
с помощью которого взрослый сообщает
ребенку о своих чувствах и отрицательных
переживаниях.
Я высказывание всегда начинается с личных местоимений: «я», «мне», «меня». В классическом варианте «Я-высказывание» не содержит местоимения «ты».
1.«Ты - высказывание» содержит в себе негативную оценку, часто обвинение. После «Ты –сообщения» взрослый (родитель, учитель) часто использует угрозу, приказ («Прекрати разговаривать», «Делай уроки», «Немедленно уберись в комнате»). Это может вызвать протест и сопротивление со стороны ребенка.
2. «Я-высказывание»- сообщение о наших чувствах, оно редко содержит протест, поскольку не содержит обвинения. После « Я-сообщения»взрослый часто использует просьбу: «Пожалуйста, перестань разговаривать», « Уберись, пожалуйста, в комнате», «Не забудь сделать уроки».
« Я-сообщения» предполагает в общении с ребенком позицию «на равных», вместо позиции «сверху».
Пример:
Вариант 1:
Когда ты пропускаешь
занятия в школе-----у меня возникает
сильная тревога. Я ничего не могу
с ней сделать. Я боюсь за твое
будущее-----Я хочу, чтобы ты не пропускал
занятия в школе. Пожалуйста. Я тебя
очень прошу.
Вариант 2:
Когда ты не моешь
грязные ботинки после улицы,--
Упражнение для тренировки на «Я-сообщение»
Участникам (родителям,
учителям) раздаются карточки с описанием
проблемных ситуаций и вариантами высказываний
в виде «Ты-сообщений» и «Я-сообщений».
Необходимо выбрать те, которые наиболее
соответствуют «Я-сообщению».
Встреча 3
Обсуждение на тему: «Представьте, что проблема решена, что поведение ребенка изменилось в лучшую сторону».
-опишите, как измениться ситуация (более подробно)
-положительное
программирование будущего
Коррекция
взаимоотношений
родителей с агрессивными
детьми
Встреча 1
Обсуждение на тему: «Чем и какими причинами может быть вызвано такое поведение ребенка? Почему меня можно назвать хорошим родителем?
Цель: взглянуть
на проблему с разных ракурсов, понять
неоднозначность поведения. Снять чувство
вины с родителей. Переход в поисковую
и конструктивную позицию от защищающейся.
Встреча 2
Обсуждение на тему: общение с агрессивными детьми (способы). Переход на проблемы воспитания в семье.
Цель: овладение
языком «Я-высказывания», « Я-сообщения»,
с помощью которого взрослый сообщает
ребенку о своих чувствах и отрицательных
переживаниях.
Встреча 3
Обсуждение на
тему: «Представьте, что проблема решена,
что поведение ребенка изменилось в лучшую
сторону».
Индивидуальная
программа работы
с агрессивными детьми
Занятие 1
Знакомство, установление контакта.
Приветствие, представление. Необходимо подчеркнуть для школьника, что психолог друг, помощник, а не учитель. Далее необходимо спросить ребенка знает ли он причину, почему он здесь находится и как он к этому относиться. Затем необходимо выявить положение ребенка в семье
Занятие 2
1.Приветствие, установление контакта.
2.Рисование собственного гнева.
-Попросить ребенка подумать о той ситуации (человеке), которая вызывает максимальное чувство гнева, агрессии с их стороны.
-Попросить ребенка отметить, в каких частях тела он чувствует свой гнев и обсудить это.
-Спросить ребенка, на что похож его гнев? Сможет ли он изобразить его в виде рисунка или слепить гнев из пластилина?
-Обсудить его рисунок и отметить: что изображено на рисунке, что он чувствовал, когда рисовал его, изменилось ли его состояние после этого?
- Спросить ребенка, что ему хочется делать с этим рисунком.
3.Подведение
итогов
Занятие
3
1.Приветствие, установление контакта.
2.Установление определенных правил, которые помогут ребенку справиться с собственным гневом.
Ввод правил:
а) Прежде чем перейдешь к действию, скажи себе «СТОП!».
Для более эффективного усвоения навыка следует нарисовать с ребенком знак «СТОП» в виде кружка и положить его в кармашек.
Всякий раз, когда захочется ударить или толкнуть кого-либо, нужно дотронуться до кармашка, где лежит знак «СТОП» или просто представить его.
б) Прежде чем перейдешь к действию, глубоко вдохни и посчитай до 10.
в) Прежде чем перейдешь к действию, сильно сожми кулаки и разожми их. Так можно делать 10 раз.
Затем ребенка следует расспросить:
- в какой
ситуации чаще всего он злится
и ему хочется ударить кого-
-удавалось ли ему иногда сдерживать себя, если да, то в каких случаях и что ему в этом помогло.
Для скорейшего закрепления навыка можно использовать поощрительные наклейки, призы и т.п.
3.Подведение итогов.
Занятие
4
1.Приветствие, установление контакта.
2. Работа с фотографиями (карточками).
Для работы необходим набор фотографий (карточек) с изображением людей находящихся в разных эмоциональных состояниях.
Ребенку предлагается рассмотреть внимательно фотографию (карточку) и определить, в каком эмоциональном состоянии находиться человек. Затем предлагается придумать историю, которая произошла с этим человеком, из-за которой он находится в этом состоянии. Лучше, если этих причин будет несколько. Далее можно обсудить с ребенком, испытывал ли он подобные чувства, и если да, то при каких обстоятельствах. Занятие можно закончить рисунком на обсуждаемую тему.
3. Подведение итогов.
Занятие
5
1.Приветствие, установление контакта.
2.Упражнение «Копилка хороших результатов»
Цель: научить ребенка фиксировать в своем сознании положительные поступки и достижения, которых им удалось добиться за неделю, вместо того чтобы помнить о своих ошибках, промахах и неудачах.
Ход игры:
1-попросите подумать о прошедшей неделе и мысленно вспомнить день за днем обо всех хороших поступках.
2-пусть ребенок возьмет лист бумаги и запишет три хороших поступка, самые значимые для него.
3-после этого, пусть он похвалит себя, выразив это в одном предложении. Например: «Вова, ты на самом деле здорово это сделал!» или «У меня действительно хорошо это получилось!». И пусть он запишет свое высказывание на свой лист с хорошими поступками цветными карандашами.
3.
Подведение итогов.
Программа
групповой работы по
проблеме агрессии в
младших классах
Занятие 1
Цели занятия:
1 Знакомство
участников группы друг с
2 Снятие эмоционального
напряжения в группе
2План проведения:
1 Вводное слово ведущего - краткое вступление с целью информирования участников группы о целях и форме занятий.
2 Разминка: упражнение на знакомство «Имена по кругу».
Основная часть:
упражнения направленные на снятие эмоционального
напряжения, повышение эмоционального
тонуса.
Игра: «Кто любит?»
Дети сидят на стульях. Одному из участников не хватает места. Проходя между стульями, он спрашивает, допустим: «Кто люби шоколадное мороженое?». Тогда то, кто отвечает утвердительно, освобождает стул. Оставшийся без места продолжает задавать вопросы.
3 Обсуждение итогов
4
Ритуал прощания
Занятие 2
Цели занятия:
1 продолжение
знакомства и синхронизации
2 установление контакта между участниками
3 снятие эмоционального и телесного напряжения
4 развитие навыков
совместной игры
Информация о работе Коррекция агрессивности в младшем школьном возрасте