Коррекция агрессивности в младшем школьном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 22:30, практическая работа

Краткое описание

Цель: снижение уровня личной тревожности.

Задачи:

Коррекционная: обучение ребенка отреагированию (выражению) своего гнева приемлемым способом, приемлемым для себя и окружающих.

Развивающая: обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом.

Профилактическая: развитие позитивной самооценки, эмпатии.

Файлы: 1 файл

Психокоррекционная программа.doc

— 77.00 Кб (Скачать)

Психокоррекционная  программа

Коррекция агрессивности в  младшем школьном возрасте 

Цель: снижение уровня личной тревожности.

Задачи:

Коррекционная: обучение ребенка отреагированию (выражению) своего гнева приемлемым способом, приемлемым для себя и окружающих.

Развивающая: обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом.

Профилактическая: развитие позитивной самооценки, эмпатии. 

Психокоррекционная  программа включает в себя:

Работа  с учителями: В группу входят от четырех учителей, чьи учащиеся занимаются в психокоррекционной группе. Программа включает в себя 3 занятия, которые рекомендуется провести в течение 3 дней.

Работа  с родителями: Приглашается около 4 родителей, работа выстраивается по той же схеме, что и с учителями.

Индивидуальные занятия с ребенком: включают в себя 5 занятий продолжительностью 40-60 минут, проводятся раз в неделю, параллельно ребенок должен заниматься в группе.

Групповые занятия: включает 9 занятий. В группе 5-6 человек, отобранных по результатам психологической диагностики. 

Характеристика  ребенка: Владимир И. является учеником 3-го класса 9-ти лет. У ребенка выявлено агрессивное поведение, которое проявляется как в школьной, так и в повседневной жизнях. В школе и на улице он дерется с мальчиками и девочками, пытается стать лидером в своем окружении, иногда может себе позволить дать грубый ответ взрослому, склонен не брать ответственность за свои поступки (перекладывает ответственность на друзей и т.д.), но вместе с тем он очень раним, общителен.

Владимир единственный ребенок в семье. Живет с мамой, бабушкой и дедушкой. Материальный доход семь нормальный. Мама в основном находиться с утра до вечера на работе и воспитанием занимается бабушка. Владимир отдает учебе мало времени, в основном он всегда находится на улице. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Коррекция взаимоотношений  учителя с агрессивными детьми. 

Встреча 1

Обсуждение на тему: «Чем и какими причинами может  быть вызвано такое поведение  ребенка?

Цель: взглянуть  на проблему с разных ракурсов, понять неоднозначность поведения. Здесь педагоги должны будут рассказать о своих учениках. 

Встреча 2

Обсуждение на тему: общение с агрессивными детьми (способы).

Цель: овладение  языком «Я-высказывания», « Я-сообщения», с помощью которого взрослый сообщает ребенку о своих чувствах и отрицательных переживаниях. 

Я высказывание всегда начинается с личных местоимений: «я», «мне», «меня». В классическом варианте «Я-высказывание» не содержит местоимения «ты».

1.«Ты - высказывание»  содержит в себе негативную  оценку, часто обвинение. После «Ты –сообщения» взрослый (родитель, учитель) часто использует угрозу, приказ («Прекрати разговаривать», «Делай уроки», «Немедленно уберись в комнате»). Это может вызвать протест и сопротивление со стороны ребенка.

2. «Я-высказывание»-  сообщение о наших чувствах, оно  редко содержит протест, поскольку не содержит обвинения. После « Я-сообщения»взрослый часто использует просьбу: «Пожалуйста, перестань разговаривать», « Уберись, пожалуйста, в комнате», «Не забудь сделать уроки».

« Я-сообщения» предполагает в общении с ребенком позицию «на равных», вместо позиции «сверху».

Пример: 

Вариант 1:

Когда ты пропускаешь  занятия в школе-----у меня возникает  сильная тревога. Я ничего не могу с ней сделать. Я боюсь за твое будущее-----Я хочу, чтобы ты не пропускал  занятия в школе. Пожалуйста. Я тебя очень прошу. 
Вариант 2:

Когда ты не моешь  грязные ботинки после улицы,----- я начинаю раздражаться и, вообще, меня это расстраивает-----Я хочу, чтобы ты вымыл ботинки.

Упражнение  для тренировки на «Я-сообщение»

Участникам (родителям, учителям) раздаются карточки с описанием проблемных ситуаций и вариантами высказываний в виде «Ты-сообщений» и «Я-сообщений». Необходимо выбрать те, которые наиболее соответствуют «Я-сообщению». 

Встреча 3

Обсуждение на тему: «Представьте, что проблема решена, что поведение ребенка изменилось в лучшую сторону».

-опишите, как  измениться ситуация (более подробно)

-положительное  программирование будущего 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Коррекция взаимоотношений  родителей с агрессивными детьми 

Встреча 1

Обсуждение на тему: «Чем и какими причинами может быть вызвано такое поведение ребенка? Почему меня можно назвать хорошим родителем?

Цель: взглянуть  на проблему с разных ракурсов, понять неоднозначность поведения. Снять чувство вины с родителей. Переход в поисковую и конструктивную позицию от защищающейся. 

Встреча 2

Обсуждение на тему: общение с агрессивными детьми (способы). Переход на проблемы воспитания в семье.

Цель: овладение  языком «Я-высказывания», « Я-сообщения», с помощью которого взрослый сообщает ребенку о своих чувствах и отрицательных переживаниях. 

Встреча 3

Обсуждение на тему: «Представьте, что проблема решена, что поведение ребенка изменилось в лучшую сторону». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Индивидуальная  программа работы с агрессивными детьми 

Занятие 1

    Знакомство, установление контакта.

    Приветствие, представление. Необходимо подчеркнуть для школьника, что психолог друг, помощник, а не учитель. Далее необходимо спросить ребенка знает ли он причину, почему он здесь находится и как он к этому относиться. Затем необходимо выявить положение ребенка в семье

    Занятие 2

    1.Приветствие,  установление контакта.

    2.Рисование  собственного гнева.

    -Попросить ребенка подумать о той ситуации (человеке), которая вызывает максимальное чувство гнева, агрессии с их стороны.

    -Попросить ребенка отметить, в каких частях тела он чувствует свой гнев и обсудить это.

    -Спросить ребенка, на что похож его гнев? Сможет ли он изобразить его в виде рисунка или слепить гнев из пластилина?

    -Обсудить его рисунок и отметить: что изображено на рисунке, что он чувствовал, когда рисовал его, изменилось ли его состояние после этого?

    - Спросить ребенка, что ему хочется делать с этим рисунком.

    3.Подведение  итогов 

    Занятие 3 

    1.Приветствие,  установление контакта.

    2.Установление  определенных правил, которые помогут ребенку справиться с собственным гневом.

    Ввод правил:

    а) Прежде чем перейдешь к действию, скажи себе «СТОП!».

    Для более  эффективного усвоения навыка следует  нарисовать с ребенком знак «СТОП» в виде кружка и положить его в  кармашек.

    Всякий раз, когда захочется ударить или толкнуть кого-либо, нужно дотронуться до кармашка, где лежит знак «СТОП» или просто представить его.

    б) Прежде чем перейдешь к действию, глубоко вдохни и посчитай до 10.

    в) Прежде чем перейдешь к действию, сильно сожми кулаки и разожми их. Так можно делать 10 раз.

      Затем ребенка следует расспросить:

    - в какой  ситуации чаще всего он злится  и ему хочется ударить кого-либо, толкнуть, обозвать, и т.п.

    -удавалось  ли ему иногда сдерживать себя, если да, то в каких случаях  и что ему в этом помогло.

    Для скорейшего закрепления навыка можно использовать поощрительные наклейки, призы и  т.п.

    3.Подведение  итогов.

    Занятие 4 

      1.Приветствие, установление контакта.

    2. Работа с фотографиями (карточками).

    Для работы  необходим набор фотографий (карточек) с изображением людей находящихся в разных эмоциональных состояниях.

    Ребенку предлагается рассмотреть внимательно фотографию (карточку) и определить, в каком эмоциональном состоянии находиться человек. Затем предлагается придумать историю, которая произошла с этим человеком, из-за которой он находится в этом состоянии. Лучше, если этих причин будет несколько. Далее можно обсудить с ребенком, испытывал ли он подобные чувства, и если да, то при каких обстоятельствах. Занятие можно закончить рисунком на обсуждаемую тему.

    3. Подведение итогов.

    Занятие 5 

    1.Приветствие,  установление контакта.

    2.Упражнение  «Копилка хороших  результатов»

    Цель: научить  ребенка фиксировать в своем  сознании положительные поступки и  достижения, которых им удалось добиться за неделю, вместо того чтобы помнить о своих ошибках, промахах и неудачах.

    Ход игры:

    1-попросите  подумать о прошедшей неделе  и мысленно вспомнить день  за днем обо всех хороших  поступках.

    2-пусть ребенок  возьмет лист бумаги и запишет  три хороших поступка, самые значимые для него.

    3-после этого,  пусть он похвалит себя, выразив это в одном предложении. Например: «Вова, ты на самом деле здорово это сделал!» или «У меня действительно хорошо это получилось!». И пусть он запишет свое высказывание на свой лист с хорошими поступками цветными карандашами.

    3. Подведение итогов. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Программа групповой работы по проблеме агрессии в младших классах 
 

Занятие 1

Цели  занятия:

1 Знакомство  участников группы друг с другом  и ведущим.

2 Снятие эмоционального  напряжения в группе 

2План  проведения:

1 Вводное слово  ведущего - краткое вступление с целью информирования участников группы о целях и форме занятий.

2 Разминка: упражнение на знакомство «Имена по кругу».

Основная часть: упражнения направленные на снятие эмоционального напряжения, повышение эмоционального тонуса. 

Игра: «Кто любит?»

Дети сидят  на стульях. Одному из участников не хватает  места. Проходя между стульями, он спрашивает, допустим: «Кто люби шоколадное мороженое?». Тогда то, кто отвечает утвердительно, освобождает стул. Оставшийся без места продолжает задавать вопросы.

3 Обсуждение итогов

4 Ритуал прощания 

Занятие 2

Цели  занятия:

1 продолжение  знакомства и синхронизации группы.

2 установление контакта между участниками

3 снятие эмоционального  и телесного напряжения

4 развитие навыков  совместной игры 

Информация о работе Коррекция агрессивности в младшем школьном возрасте