Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 11:45, курсовая работа
1. Методы разрешения конфликтов в младшем школьном возрасте.
1.1. Методы разрешения межличностных конфликтов в младшем школьном возрасте.
«Технология разрешения межличностных конфликтов очень разнообразна, она включает в себя несколько взаимосвязанных социально-психологических действий, составляющих в своей совокупности определенные стандарты поведения, позволяющие избегать конфликтов, и умело их разрешать, когда они возникают» [19, с. 32]:
Одним из методов разрешения межличностного конфликта, которым пользуется учитель, чаще всего с детьми, обладающими эгоцентризмом по направлению к окружающему миру, является принцип принуждения. Он воплощается в действиях, направленных на достижение целей одного из участников конфликта, чего бы это ни стоило сопернику. В рамках этого стиля превалируют попытки заставить противника принять свою точку зрения любой ценой. Лицо, проводящее в жизнь такой стиль, обычно ведет себя агрессивно и для влияния на других использует власть путем принуждения. [20, с. 123]
Другой, прямо противоположный по содержанию и напряженности способ разрешения межличностного конфликта, можно назвать “правилом совместного решения проблемы”. Суть его - признание различия во мнениях и готовность ознакомиться непредвзято с иной точкой зрения, чтобы понять причины конфликта и найти круг действий, приемлемый для обеих противоборствующих сторон. Тот, кто пользуется данным стилем (в том числе и руководитель), не стремится добиться своей цели за счет других, а, скорее, ищет наилучший вариант совместного разрешения конфликтной ситуации. В таком случае учитель дает понять, что он считает конструктивные конфликты нормальным явлением и, участвуя в их решении, выступает не в качестве доминирующей силы, а на равных со всеми остальными. [22, с. 145]
Одним из широко распространенных и часто применяемых способов разрешения межличностных конфликтов выступает стиль компромисса. Он характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени.
Лучшим способом достижения компромисса являются переговоры с конкфликтующими сторонами. Во время переговоров важно уметь изменять тактику, а не стратегию своего взаимодействия с конфликтующими. Это дает возможность вносить на обсуждение свои предложения в форме альтернативы, а не директивы, что позволит гораздо легче добиться взаимопонимания.
В младшем школьном возрасте урегулирования межличностных конфликтов является сложным процессов, поэтому «посредничество» – наиболее подходящий и широко применяемый прием в начальной школе.
Он заключается в следующем: конфликтующие стороны обращаются (посредник сам вызывается, чтобы установить «мирную атмосферу») к нейтральному третьему лицу – посреднику, которого уважают и считаются с его мнением. Важно сохранять позицию «объективного посредника» и, осторожно и тактично прощупывая возможность и готовность другого участника конфликтного взаимодействия вести с ним разговоры о путях преодоления возникшей конфликтной ситуации, найти наиболее приемлемый и доступный для конфликтующих способ разрешения их противостояния, ведя дело к ограничению эмоционально-личностных факторов. [23, с.111]
Таким образом, мы перечислили основные методы разрешения межличностных клнфликтов в младшем школьном возрасте. К ним относятся принуждение, совместное решение проблемы, компромисс, посредничество.
1.2. Методы разрешения межгрупповых конфликтов
Возникновение конфликтных ситуаций в классном коллективе, особенности их развертывания в конфликтные противостояния, способы их разрешения предопределяются как спецификой того или иного коллектива, так и общими закономерностями коллективной динамики.
Созданию конфликтной ситуации способствует рассогласование ожиданий членов коллектива класса, каждый из которых связан с выполнением какой-либо функции, вытекающей из его роли в данном коллективе. Поэтому важнейшим психологическим фактором, способным предотвратить конфликт в коллективе или перевести его в конструктивное русло, является совместимость и сработанность данного коллектива, в формировании которых решающая роль принадлежит системе управления классного руководителя. [22, с.141]
Пути и средства управленческого воздействия, способного предотвратить возникновение конфликта или сузить его диапазон и масштабы существуют следующие:
1. Четкое определение целей деятельности и поведения.
На стадии выдвижения цели и, особенно, на стадии побуждения к ее достижению почти всегда возникают споры, противоречия, способные перерасти в конфликт. Чтобы этого не произошло, учитель должен четко определить, кто и за что отвечает, что и в какой последовательности следует предпринимать, какие средства для этого необходимы.
2. Изучение мотивационной структуры деятельности индивидов классного коллектива.
При воздействии на мотивационную структуру коллектива важно иметь в виду, что решающую роль в стремлениях индивидов играют личные мотивы. Если личные интересы и потребности не будут учитываться, то первоначальная мотивация может обернуться обидой, антипатией, ненавистью и будет является причиной возникновения внутригрупповых конфликтов. К тому же следует учитывать, что индивидуальная мотивация усиливается и гармонизируется с коллективной, когда работа в классном коллективе отражает вклад и личность каждого и имеет именной характер.
3. Правильное осуществление контроля в классном коллективе.
Комитет образования и науки Курской области
Областное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Курский
педагогический колледж»
Курсовая
работа
Конфликты
в младшем школьном
возрасте
Выполнила:
студентка 3 Б группы
школьного отделения
Кобельчак
Татьяна
Александровна
Руководитель:
........
Иванова
Ирина Сергеевна
Курск –
2012
Содержание
Введение
Глава I. Теоретические основы изучения конфликтов.
1.1. Сущность
понятия «конфликт» и его виды.
1.1.1. Понятие конфликта.
1.1.2. Основные виды конфликтов.
1.2. Особенности
конфликтов в коллективе младших школьников.
1.2.1.Причины появления конфликта в коллективе
младших школьников.
1.2.2. Основные типы поведения младших школьников
в конфликтах.
Глава
II. …………………КАК НАЗВАТЬ???????????
2.1. Возможные психопрофилактические мероприятия предупреждения и устранения межличностных конфликтов в классе.
2.1.1. Методы разрешения межличностных конфликтов в младшем школьном возрасте.
2.1.2. Методы разрешения межгрупповых конфликтов
младшем школьном возрасте.
2.2. Диагностика
конфликтов в младшем школьном
возрасте.
Заключение
Литература
Приложения
Введение
Актуальность
Конфликты в младшем школьном возрасте в пределах школы, класса чаще всего основаны на эмоциях и личной неприязни. Конфликт обостряется и охватывает все больше людей.
Именно в общеобразовательной школе закладываются основы поведения человека в будущем в предконфликтных и конфликтных ситуациях.
Как для любого социального института, для общеобразовательной школы характерны разнообразные конфликты. Педагогическая деятельность направлена на формирование личности, ее цель – передача школьникам определенного социального опыта, более полное освоение ими этого опыта. Поэтому именно в школе необходимо создать благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу, ученику и родителям.
Межличностные, межличностно-групповые и межгрупповые конфликты негативно сказываются на всех процессах жизнедеятельности школы. Конфликты между учениками отрицательно влияют как на самих конфликтующих, так и на весь класс, в классе, где сложился неблагоприятный социально-психологический климат, дети плохо усваивают программный материал, простая обида может, в конечном счете, привести к проявлению жестокости в отношении своих противников и т.д.
Заниматься своевременной диагностикой и профилактикой конфликтов в школьных коллективах крайне необходимо.
Во-первых, профилактика конфликтов, несомненно, будет способствовать повышению качества учебного процесса. Ученики и учителя станут тратить интеллектуальные и нравственные силы не на борьбу с оппонентами, а на свою основную деятельность.
Во-вторых, конфликты оказывают заметное отрицательное влияние на психическое состояние и настроение конфликтующих. Стресс, возникающий в ходе конфликтов, может быть причиной десятков серьезных заболеваний. Поэтому своевременные профилактические меры должны положительно влиять на психологическое и физическое здоровье учеников и учителей.
В-третьих, именно в школе у ребенка формируются навыки разрешения противоречий в межличностном взаимодействии, которые случаются в жизни каждого человека {7, 5}.
В данной работе планируется подойти к решению некоторых из обозначенных проблем воспитательного процесса.
Целью работы является изучение конфликтов в младшем школьном возрасте.
В ходе исследования ставились следующие задачи:
Объектом исследования являются коммуникативные умения младших школьников.
Предметом исследования являются межличностные отношения в коллективе младших школьников.
Гипотеза основана на предположении о том, что своевременная психопрофилактика, выявление причин конфликтов в коллективе младших школьников, а также применение методов разрешения кофликтных ситуаций помогают поддерживать благоприятную социально-психологическую и бесконфликтную обстановку в классном коллективе младших школьников.
Методы исследования: социометрия, исследование стратегий поведения в конфликтной ситуации, диагностика типов межличностных отношений (методика Т. Лири)
Методической основой являются труды Анцупова А.Я., Журавлёвой А.Л., Гришина Н.В., Корнелиуса Х., Дубовской Е.М., Петровской Л.А., Петровского А.В., Журавлева В.И., Козырева Г.И..
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНФЛИКТОВ.
1.1.
Сущность понятия
«конфликт» и его
виды.
1.1.1. Понятие конфликта.
Конфликт — это всегда сложный и многоплановый социальный феномен. Английский социолог Э. Гидденс дал такое определение конфликта: “Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон” {47, 39}.
В отечественной литературе большинство определений конфликта носит так же социологический характер: противоборство между индивидумами и социальными общностями, направленными на достижение определенных интересов и целей.[10, с. 32]
«Конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями.»[11, с. 96]
Российские конфликтологи Ф.М.Бородкин и Н.М.Коряк уточняют понятие конфликта. По их мнению, конфликт - это деятельность людей, и, следовательно, всегда предполагает преследование цели.
Под конфликтом понимается столкновение противоположно направленных тенденций в психике отдельного человека, во взаимоотношениях людей, их формальных и неформальных объединений, обусловленное различием взглядов, позиций и интересов.[2, с. 111]
Перечень элементов конфликта:
1) два участника или две стороны конфликта;
2) взаимонесовместимость ценностей и интересов сторон;
3) поведение, направленное на уничтожение планов, интересов противоположной стороны;
4) применение силы для влияния на другую сторону;
5) противопоставленность действий, поведения сторон;
6) стратегии
и тактики конфликтного
7) личностные особенности участников: агрессивность, авторитетность и пр.;
8) характер
внешней среды, присутствует
Динамика развития конфликта:
1) возникновение конфликтной ситуации,
2)осознание конфликтной ситуации,
3)собственно
конфликтное поведение —
4) развертывание конфликта или его разрешение зависит от участников, их личностных особенностей, интеллектуальных, материальных возможностей, которые есть у сторон, от сути и масштабов самой проблемы, от позиций окружающих лиц, от представления участников о последствиях конфликта, от стратегии и тактики взаимодействия.
[19, с. 111]
Таким образом, мы установили, что конфликт
– это процесс, в котором два (или более)
индивида или группы активно ищут возможность
помешать друг другу достичь определенной
цели, предотвратить удовлетворение интересов
соперника или изменить его взгляды и
социальные позиции.
1.1.2. Основные виды конфликтов в младшем школьном возрасте.
Конфликты делятся на:
1. Внутриличностные конфликты.
Возникновение внутриличностных конфликтов в младшем школьном возрас-те обусловлено противоречием младшего школьника с самим собой, которое мо-жет порождаться такими обстоятельствами, как необходимость выбора между двумя взаимоисключающими вариантами действий, каждый из которых в одина-ковой степени желателен; несовпадением внешних требований и внутренних по-зиций; неоднозначностью восприятия ситуации, целей и средств их достижения, потребностей и возможностей их удовлетворить; влечениями и обязанностями; различного рода интересами и т.п. [15, с. 74]
2. Межличностные конфликты.
Межличностный конфликт очень тесно связан с внутриличностным. Строгого определения межличностного конфликта не существует. Тем не менее, можно назвать отличительные особенности межличностного конфликта:
1. Противоборство младших школьников происходит непосредственно на основе столкновения их личных мотивов; соперники сталкиваются лицом к лицу.
2. Отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между младшими школьниками.
3. Затрагивают интересы окружения. [10, с. 90]
К межгрупповым конфликтам в младшем школьном возрасте относятся мотивационные и ролевые конфликты.
Мотивационный конфликт.
Конфликтная ситуация может создаться из-за мотивов поведения, принадлежащих тому или иному субъекту окружающей действительности.[8, с. 86]
Курт Левин мотивы, вступающие в борьбу по причине несовместимости и одновременной актуализации.
Ролевой конфликт.
Одним из способов описания человека как субъекта деятельности является использование представлений о совокупности его ролей, восходящее в западной социальной психологии к работам интеракционистов Дж. Мида и Ч. Кули. С их точки зрения человек получает свою социальную определенность через систему взаимодействий с другими людьми в группе. Сила группы не равна сумме сил всех ее участников, так как существует эффект взаимодействия, называемый синергетическим. Разные члены группы выполняют в процессе взаимодействия разные функции, которые именуются ролями. Согласие в групповом процессе обеспечивается тем, что каждому члену группы известны ожидания группы по поводу его поведения в рамках предписанной ему роли. Каждая роль имеет свое содержание: шаблоны действий, знаний, умений и навыков; реакций на поступки других людей. Личность может соотнести логику своих действий с логикой социальных ожиданий и норм. И здесь кроется источник внутриличностного конфликта. Возникновение противоречия между различными ролевыми позициями личности, ее возможностями и соответствующим ролевым поведением может привести к ролевым конфликтам. [13, с. 128]
3. Межличностно-групповые конфликты.
«Конфликты между личностью и группой в основном обусловлены несовпадением индивидуальных и групповых норм поведения, а межгрупповые порождаются в борьбе за ограниченные ресурсы или сферы влияния» [1,с.132].