Конфликты в младшем школьном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 11:45, курсовая работа

Краткое описание

1. Методы разрешения конфликтов в младшем школьном возрасте.

1.1. Методы разрешения межличностных конфликтов в младшем школьном возрасте.

«Технология разрешения межличностных конфликтов очень разнообразна, она включает в себя несколько взаимосвязанных социально-психологических действий, составляющих в своей совокупности определенные стандарты поведения, позволяющие избегать конфликтов, и умело их разрешать, когда они возникают» [19, с. 32]:
Одним из методов разрешения межличностного конфликта, которым пользуется учитель, чаще всего с детьми, обладающими эгоцентризмом по направлению к окружающему миру, является принцип принуждения. Он воплощается в действиях, направленных на достижение целей одного из участников конфликта, чего бы это ни стоило сопернику. В рамках этого стиля превалируют попытки заставить противника принять свою точку зрения любой ценой. Лицо, проводящее в жизнь такой стиль, обычно ведет себя агрессивно и для влияния на других использует власть путем принуждения. [20, с. 123]
Другой, прямо противоположный по содержанию и напряженности способ разрешения межличностного конфликта, можно назвать “правилом совместного решения проблемы”. Суть его - признание различия во мнениях и готовность ознакомиться непредвзято с иной точкой зрения, чтобы понять причины конфликта и найти круг действий, приемлемый для обеих противоборствующих сторон. Тот, кто пользуется данным стилем (в том числе и руководитель), не стремится добиться своей цели за счет других, а, скорее, ищет наилучший вариант совместного разрешения конфликтной ситуации. В таком случае учитель дает понять, что он считает конструктивные конфликты нормальным явлением и, участвуя в их решении, выступает не в качестве доминирующей силы, а на равных со всеми остальными. [22, с. 145]
Одним из широко распространенных и часто применяемых способов разрешения межличностных конфликтов выступает стиль компромисса. Он характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени.
Лучшим способом достижения компромисса являются переговоры с конкфликтующими сторонами. Во время переговоров важно уметь изменять тактику, а не стратегию своего взаимодействия с конфликтующими. Это дает возможность вносить на обсуждение свои предложения в форме альтернативы, а не директивы, что позволит гораздо легче добиться взаимопонимания.
В младшем школьном возрасте урегулирования межличностных конфликтов является сложным процессов, поэтому «посредничество» – наиболее подходящий и широко применяемый прием в начальной школе.
Он заключается в следующем: конфликтующие стороны обращаются (посредник сам вызывается, чтобы установить «мирную атмосферу») к нейтральному третьему лицу – посреднику, которого уважают и считаются с его мнением. Важно сохранять позицию «объективного посредника» и, осторожно и тактично прощупывая возможность и готовность другого участника конфликтного взаимодействия вести с ним разговоры о путях преодоления возникшей конфликтной ситуации, найти наиболее приемлемый и доступный для конфликтующих способ разрешения их противостояния, ведя дело к ограничению эмоционально-личностных факторов. [23, с.111]
Таким образом, мы перечислили основные методы разрешения межличностных клнфликтов в младшем школьном возрасте. К ним относятся принуждение, совместное решение проблемы, компромисс, посредничество.

1.2. Методы разрешения межгрупповых конфликтов

Возникновение конфликтных ситуаций в классном коллективе, особенности их развертывания в конфликтные противостояния, способы их разрешения предопределяются как спецификой того или иного коллектива, так и общими закономерностями коллективной динамики.
Созданию конфликтной ситуации способствует рассогласование ожиданий членов коллектива класса, каждый из которых связан с выполнением какой-либо функции, вытекающей из его роли в данном коллективе. Поэтому важнейшим психологическим фактором, способным предотвратить конфликт в коллективе или перевести его в конструктивное русло, является совместимость и сработанность данного коллектива, в формировании которых решающая роль принадлежит системе управления классного руководителя. [22, с.141]
Пути и средства управленческого воздействия, способного предотвратить возникновение конфликта или сузить его диапазон и масштабы существуют следующие:
1. Четкое определение целей деятельности и поведения.
На стадии выдвижения цели и, особенно, на стадии побуждения к ее достижению почти всегда возникают споры, противоречия, способные перерасти в конфликт. Чтобы этого не произошло, учитель должен четко определить, кто и за что отвечает, что и в какой последовательности следует предпринимать, какие средства для этого необходимы.
2. Изучение мотивационной структуры деятельности индивидов классного коллектива.
При воздействии на мотивационную структуру коллектива важно иметь в виду, что решающую роль в стремлениях индивидов играют личные мотивы. Если личные интересы и потребности не будут учитываться, то первоначальная мотивация может обернуться обидой, антипатией, ненавистью и будет является причиной возникновения внутригрупповых конфликтов. К тому же следует учитывать, что индивидуальная мотивация усиливается и гармонизируется с коллективной, когда работа в классном коллективе отражает вклад и личность каждого и имеет именной характер.
3. Правильное осуществление контроля в классном коллективе.

Файлы: 1 файл

курсовая № 2 где 31 лист.doc

— 374.00 Кб (Скачать)

14. Ты  не терпишь, чтобы тобой командова-ли?

15. Ты  неуверенный в себе?

16. Ты  уступаешь во всём другим?

17. Ты  часто прибегаешь к помощи  других?

18. Ты  охотно принимаешь советы других?

19. Ты  любишь давать советы?

20. Ты  хвастливый?

21. Ты  думаешь только о себе?

22. Ты  хитрый?

23. Ты  не терпишь чужих ошибок?

24. Ты  расчётливый?

25. Ты  откровенный?

26. Ты  часто недружелюбен?

27. Ты  озлоблен?

28. Ты  часто жалуешься кому-то на  других?

29. Ты  долго помнишь обиды?

30. Ты  несамостоятельный?

31. Ты  любишь подчиняться другим?

32. Ты  даёшь возможность другим принимать  решения самостоятельно?

33. Ты  готов довериться любому?

34. Ты  прощаешь всё?

35. Ты  стремишься помочь каждому?

36. Ты  стремишься к успеху?

37. Ты ожидаешь восхищения от каж-дого?

38. Ты  командуешь другими?

39. Ты  относишься к другим с чувст-вом  превосходства?

40. Ты  язвительный, часто насмеха-ешься над другими?

41. Ты  злой, жестокий?

42. Ты  бесчувственный и равнодуш-ный к другим?

43. Ты  злопамятный?

44. Ты  упрямый?

45. Ты  недоверчивый и подозритель-ный?

46. Ты  почти никому не возражаешь?

47. Ты  очень доверчивый?

48. Ты  стремишься всем понравиться?

49. Ты  со всеми и во всём соглаша-ешься?

50. Ты  всегда со всеми дружелюбен?

 

     Обработка результатов.

  1. Анализ методики:
Властный 1 12 38 39
Лидирующий 8 11 20 36
Независимый 14 26 42 44
Доминирующий 2 10 21 37
Прямолинейный 19 20 25 40
Агрессивный 13 27 41 43
Недоверчивый 22 24 29 45
Покорный 16 31 46 49
Зависимый 3 28 30 48
Сотрудничающий 5 6 32 50
Ответственный 9 19 23 35
Великодушный 4 7 33 34
Неуверенный 15 17 18 47

 

    2. Результаты диагностики:

учащиеся вл лид нез дом прям агр нед пок зав сот отв вел неув
1 Алина Б.               Х   Х      
2 Роза Б.                   Х      
3 Ангелина Б.                   Х     Х
4 Маша Д.                   Х Х    
5 Вика Д.                         Х
6 Настя З.               Х          
7 Илья К. Х           Х         Х Х
8 Игорь К.           Х Х            
9 Слава К.               Х   Х Х    
10 Кристина К.                   Х Х    
11 Диана Л. Х     Х       Х   Х   Х Х
12 Юля М.   Х                 Х Х  
13 Настя Н.                   Х      
14 Алёна С.                   Х      
15 Руслан С.                     Х   Х
16 Дима Ш.                   Х      
17 Юля Ш.                   Х      
18 Кристин Ш.                   Х      
19 Саша Щ.                       Х  
Всего   2 1 0 1 0 1 2 4 0 12 5 4 5

 

     Выводы: Проведя диагностическое исследование, мы выяснили, что у большинства детей нет четко ограниченного типа межличностных отношений, это говорит о том, что эти учащиеся обладают плавным типом:

    • Покорный – сотрудничающий: Алина Б.;
    • Сотрудничающий – неуверенный: Ангелина Б., Руслан С.;
    • Сотрудничающий – ответственный: Маша Д., Кристина К.;
    • Властный – недоверчивый – великодушный – неуверенный: Илья К.;
    • Агрессивный – недоверчивый: Игорь К.;
    • Покорный – сотрудничающий – ответственный: Слава К.;
    • Властный – доминирующий – покорный – сотрудничающий - великодушный – неуверенный: Диана Л.;
    • Лидирующий – ответственный – великодушный: Юля М.

    Оставшиеся 9 учеников имеют четко ограниченный тип межличностных отношений:

    • Сотрудничающий: Роза Б., Настя Н., Алёна С., Дима Ш., Юля Ш., Кристина Ш.;
    • Неуверенный: Вика Д.;
    • Покорный: Настя З.;
    • Великодушный: Саша Щ.

      Таким образом, проведя диагностическое исследование, мы определили,

что большинство  детей чувствует себя благоприятно в классном коллективе и способны налаживать отношения с одноклассниками, обладающими, в основном, сотрудничающим типом стратегии в конфликтах и межличностных отношений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

     В нашем исследовании мы выполнили  следующие задачи:

  • рассмотрели теоретические основы конфликтов;
  • поняли особенности конфликтов в коллективе младших школьников;
  • выяснили основные методы разрешения межличностных и межгрупповых конфликтов в коллективе младших школьников;
  • провели диагностику конфликтов в коллективе младших школьников.

     Можно сказать, что наша гипотеза подтвердилась. В ходе всей работы и диагностики мы показали, что своевременная психопрофилактика, выявление причин  конфликтов в коллективе младших школьников, а также применение методов разрешения кофликтных ситуаций помогают поддерживать благоприятную социально-психологическую и бесконфликтную обстановку в классном коллективе младших школьников. Также психопрофилактика конфликтов способствует выработке таких качеств личности учащихся как ответственность за себя и товарища, стремление придти на помощь в трудной ситуации, проявлять участие, уметь слушать других, уважительно относиться к чувствам, проблемам тех, кто рядом, не высмеивать недостатки, а помогать их преодолевать, постепенно складывается дух сотрудничества и взаимоответственности.


Информация о работе Конфликты в младшем школьном возрасте