Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 11:45, курсовая работа
1. Методы разрешения конфликтов в младшем школьном возрасте.
1.1. Методы разрешения межличностных конфликтов в младшем школьном возрасте.
«Технология разрешения межличностных конфликтов очень разнообразна, она включает в себя несколько взаимосвязанных социально-психологических действий, составляющих в своей совокупности определенные стандарты поведения, позволяющие избегать конфликтов, и умело их разрешать, когда они возникают» [19, с. 32]:
Одним из методов разрешения межличностного конфликта, которым пользуется учитель, чаще всего с детьми, обладающими эгоцентризмом по направлению к окружающему миру, является принцип принуждения. Он воплощается в действиях, направленных на достижение целей одного из участников конфликта, чего бы это ни стоило сопернику. В рамках этого стиля превалируют попытки заставить противника принять свою точку зрения любой ценой. Лицо, проводящее в жизнь такой стиль, обычно ведет себя агрессивно и для влияния на других использует власть путем принуждения. [20, с. 123]
Другой, прямо противоположный по содержанию и напряженности способ разрешения межличностного конфликта, можно назвать “правилом совместного решения проблемы”. Суть его - признание различия во мнениях и готовность ознакомиться непредвзято с иной точкой зрения, чтобы понять причины конфликта и найти круг действий, приемлемый для обеих противоборствующих сторон. Тот, кто пользуется данным стилем (в том числе и руководитель), не стремится добиться своей цели за счет других, а, скорее, ищет наилучший вариант совместного разрешения конфликтной ситуации. В таком случае учитель дает понять, что он считает конструктивные конфликты нормальным явлением и, участвуя в их решении, выступает не в качестве доминирующей силы, а на равных со всеми остальными. [22, с. 145]
Одним из широко распространенных и часто применяемых способов разрешения межличностных конфликтов выступает стиль компромисса. Он характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени.
Лучшим способом достижения компромисса являются переговоры с конкфликтующими сторонами. Во время переговоров важно уметь изменять тактику, а не стратегию своего взаимодействия с конфликтующими. Это дает возможность вносить на обсуждение свои предложения в форме альтернативы, а не директивы, что позволит гораздо легче добиться взаимопонимания.
В младшем школьном возрасте урегулирования межличностных конфликтов является сложным процессов, поэтому «посредничество» – наиболее подходящий и широко применяемый прием в начальной школе.
Он заключается в следующем: конфликтующие стороны обращаются (посредник сам вызывается, чтобы установить «мирную атмосферу») к нейтральному третьему лицу – посреднику, которого уважают и считаются с его мнением. Важно сохранять позицию «объективного посредника» и, осторожно и тактично прощупывая возможность и готовность другого участника конфликтного взаимодействия вести с ним разговоры о путях преодоления возникшей конфликтной ситуации, найти наиболее приемлемый и доступный для конфликтующих способ разрешения их противостояния, ведя дело к ограничению эмоционально-личностных факторов. [23, с.111]
Таким образом, мы перечислили основные методы разрешения межличностных клнфликтов в младшем школьном возрасте. К ним относятся принуждение, совместное решение проблемы, компромисс, посредничество.
1.2. Методы разрешения межгрупповых конфликтов
Возникновение конфликтных ситуаций в классном коллективе, особенности их развертывания в конфликтные противостояния, способы их разрешения предопределяются как спецификой того или иного коллектива, так и общими закономерностями коллективной динамики.
Созданию конфликтной ситуации способствует рассогласование ожиданий членов коллектива класса, каждый из которых связан с выполнением какой-либо функции, вытекающей из его роли в данном коллективе. Поэтому важнейшим психологическим фактором, способным предотвратить конфликт в коллективе или перевести его в конструктивное русло, является совместимость и сработанность данного коллектива, в формировании которых решающая роль принадлежит системе управления классного руководителя. [22, с.141]
Пути и средства управленческого воздействия, способного предотвратить возникновение конфликта или сузить его диапазон и масштабы существуют следующие:
1. Четкое определение целей деятельности и поведения.
На стадии выдвижения цели и, особенно, на стадии побуждения к ее достижению почти всегда возникают споры, противоречия, способные перерасти в конфликт. Чтобы этого не произошло, учитель должен четко определить, кто и за что отвечает, что и в какой последовательности следует предпринимать, какие средства для этого необходимы.
2. Изучение мотивационной структуры деятельности индивидов классного коллектива.
При воздействии на мотивационную структуру коллектива важно иметь в виду, что решающую роль в стремлениях индивидов играют личные мотивы. Если личные интересы и потребности не будут учитываться, то первоначальная мотивация может обернуться обидой, антипатией, ненавистью и будет является причиной возникновения внутригрупповых конфликтов. К тому же следует учитывать, что индивидуальная мотивация усиливается и гармонизируется с коллективной, когда работа в классном коллективе отражает вклад и личность каждого и имеет именной характер.
3. Правильное осуществление контроля в классном коллективе.
3. устранение социально–психологических причин возникновения конфликтов. На данном этапе можно разработать правила, процедуры решения каких-либо спорных вопросов, создать действующий орган при школе, куда за поддержкой и советом могут обращаться дети, их родители и учителя.
4. блокирование личностных причин возникновения конфликтов. Примерная тематика тренингов, циклов классных часов, методических объединений учителей: «Тренинг общения», «Все цвета, кроме черного», «Я глазами других», «Я и мы», «Чужой среди своих» и т.д.
Профилактика
большинства видов конфликтов в
общеобразовательной школе
Несколько правил, которые можно использовать в работе с младшими школьниками:
1. Уделяйте внимание неречевым свидетельствам того, что слова младшего школьника расходятся с его мыслями и чувствами. Выносите это противоречие на открытое обсуждение.
2. Обсуждайте все возникающие предложения и установки деятельности, поступков и поведения младших школьников открыто, чтобы у них не возникли ложные предположения об установке и стиле поведения, выполнения деятельности, чтобы ошибки в этой области можно было исправить своевременно.
3. Старайтесь делать общение открытым, призывайте младших школьников говорить о том, что они думают или чувствуют.
4. Приучайте школьников не
5. Научите детей слушать другого. Акцентируйте внимание младших школьников на том, что нужно слушать с сочувствием, сосредотачиваться на предмете разговора, относится к говорящему уважительно, слушать внимательно, не делая оценок, высказывать мнение об услышанном.
Таким
образом, предупреждение конфликтов является
одной из важнейших задач педагогического
коллектива школы, предупредить конфликт
гораздо легче, чем конструктивно разрешить
его.
2.1.1. Методы разрешения
межличностных конфликтов
в младшем школьном
возрасте.
«Технология разрешения межличностных конфликтов очень разнообразна, она включает в себя несколько взаимосвязанных социально-психологических действий, составляющих в своей совокупности определенные стандарты поведения, позволяющие избегать конфликтов, и умело их разрешать, когда они возникают» [19, с. 32]:
Одним из методов разрешения межличностного конфликта, которым пользуется учитель, чаще всего с детьми, обладающими эгоцентризмом по направлению к окружающему миру, является принцип принуждения. Он воплощается в действиях, направленных на достижение целей одного из участников конфликта, чего бы это ни стоило сопернику. В рамках этого стиля превалируют попытки заставить противника принять свою точку зрения любой ценой. Лицо, проводящее в жизнь такой стиль, обычно ведет себя агрессивно и для влияния на других использует власть путем принуждения. [20, с. 123]
Другой, прямо противоположный по содержанию и напряженности способ разрешения межличностного конфликта, можно назвать “правилом совместного решения проблемы”. Суть его - признание различия во мнениях и готовность ознакомиться непредвзято с иной точкой зрения, чтобы понять причины конфликта и найти круг действий, приемлемый для обеих противоборствующих сторон. Тот, кто пользуется данным стилем (в том числе и руководитель), не стремится добиться своей цели за счет других, а, скорее, ищет наилучший вариант совместного разрешения конфликтной ситуации. В таком случае учитель дает понять, что он считает конструктивные конфликты нормальным явлением и, участвуя в их решении, выступает не в качестве доминирующей силы, а на равных со всеми остальными. [22, с. 145]
Одним из широко распространенных и часто применяемых способов разрешения межличностных конфликтов выступает стиль компромисса. Он характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени.
Лучшим способом достижения компромисса являются переговоры с конкфликтующими сторонами. Во время переговоров важно уметь изменять тактику, а не стратегию своего взаимодействия с конфликтующими. Это дает возможность вносить на обсуждение свои предложения в форме альтернативы, а не директивы, что позволит гораздо легче добиться взаимопонимания.
В младшем школьном возрасте урегулирования межличностных конфликтов является сложным процессов, поэтому «посредничество» – наиболее подходящий и широко применяемый прием в начальной школе.
Он заключается в следующем: конфликтующие стороны обращаются (посредник сам вызывается, чтобы установить «мирную атмосферу») к нейтральному третьему лицу – посреднику, которого уважают и считаются с его мнением. Важно сохранять позицию «объективного посредника» и, осторожно и тактично прощупывая возможность и готовность другого участника конфликтного взаимодействия вести с ним разговоры о путях преодоления возникшей конфликтной ситуации, найти наиболее приемлемый и доступный для конфликтующих способ разрешения их противостояния, ведя дело к ограничению эмоционально-личностных факторов. [23, с.111]
Таким образом, мы перечислили
основные методы разрешения
2.1.2. Методы разрешения межгрупповых конфликтов.
Возникновение конфликтных ситуаций в классном коллективе, особенности их развертывания в конфликтные противостояния, способы их разрешения предопределяются как спецификой того или иного коллектива, так и общими закономерностями коллективной динамики.
Созданию конфликтной ситуации способствует рассогласование ожиданий членов коллектива класса, каждый из которых связан с выполнением какой-либо функции, вытекающей из его роли в данном коллективе. Поэтому важнейшим психологическим фактором, способным предотвратить конфликт в коллективе или перевести его в конструктивное русло, является совместимость и сработанность данного коллектива, в формировании которых решающая роль принадлежит системе управления классного руководителя. [22, с.141]
Пути и средства управленческого воздействия, способного предотвратить возникновение конфликта или сузить его диапазон и масштабы существуют следующие:
1. Четкое определение целей деятельности и поведения.
На стадии выдвижения цели и, особенно, на стадии побуждения к ее достижению почти всегда возникают споры, противоречия, способные перерасти в конфликт. Чтобы этого не произошло, учитель должен четко определить, кто и за что отвечает, что и в какой последовательности следует предпринимать, какие средства для этого необходимы.
2. Изучение
мотивационной структуры
При воздействии на мотивационную структуру коллектива важно иметь в виду, что решающую роль в стремлениях индивидов играют личные мотивы. Если личные интересы и потребности не будут учитываться, то первоначальная мотивация может обернуться обидой, антипатией, ненавистью и будет является причиной возникновения внутригрупповых конфликтов. К тому же следует учитывать, что индивидуальная мотивация усиливается и гармонизируется с коллективной, когда работа в классном коллективе отражает вклад и личность каждого и имеет именной характер.
3. Правильное осуществление контроля в классном коллективе.
Важным компонентом деятельности учителя в классном коллективе является контроль, правильное проведение которого снижает конфликтогенность, а неправильное — увеличивает ее.
Для предотвращения конфликтов и их ослабления (если они возникнут), контроль должен не только вскрывать недостатки, но и отмечать хорошо сделанную работу.
4. Сплочение коллектива в единую «команду».
Эффективный способ предотвращения конфликтов в коллективе - сплочение его в единую сплоченную "команду".
Чтобы "команда" всегда была сплоченной, чтобы в ней не возникало разногласий и конфликтов при ошибках и неудачах, в ней должно быть четкое распределение, как обязанностей, так и ответственности. Если такого распределения нет, и существует "диффузия ответственности", то групповое "Мы" превращается в "никто", и тогда ищут виновного, "козла отпущения", на которого можно взвалить всю вину и ответственность за случившийся «промах», тогда и возникает внутригрупповой конфликт. [22, с.201]
Таким образом, мы выяснили, что
управление конфликтами включает в себя
не только распознавание причин конфликтных
ситуаций и их предотвращение, но и целенаправленное
воздействие на них, когда они проявились.
Это четкое определение целей деятельности
и поведения, изучение мотивационной структуры
деятельности индивидов классного коллектива,
правильное осуществление контроля в
классном коллективе, сплочение коллектива
в единую «команду».
2.2. Диагностика конфликтов в коллективе младших школьников.
Своевременная
диагностика межличностных
Диагностика
проводилась в 4 классе МБОУ «Новопоселеновская
средняя общеобразовательная
Для изучения взаимоотношений в классном коллективе были использованы следующие методики:
1.Социометрия
2.
Диагностика межличностных
3.
Стратегия поведения в
Методика 1. «Социометрия»
Социометрия – это метод опроса, направляемых на выявление межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатии и неприязни среди членов группы (в учебном коллективе). В основе лежат критерии, формулируемые в виде вопросов, ответы на них и служат основанием для установления структуры взаимоотношений. Социометрия проводится только в коллективах, имеющих опыт совместной работы (учебы).
Цель: выявить сплоченность группы, а также «звезд», «лидеров», «принимаемых» и «непринимаемых».
Методика.
Учащиеся, имеющие наибольшее количество выборов, являются «звездами» данного коллектива; имеющие менее большее количество выборов, являются «лидерами»; имеющие среднее количество выборов, являются «принимаемыми», а учащиеся, не имеющие выборов, являются «непринимаемыми» данного коллектива.
Обработка результатов.
№ | Уч-ся | Выбор уч-ся | ||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | ||
1 | Алина Б. | 2 | 1 | 3 | ||||||||||||||||
2 | Роза Б. | 3 | 1 | 2 | ||||||||||||||||
3 | Ангелина Б. | 1 | 3 | 2 | ||||||||||||||||
4 | Маша Д. | 1 | 2 | 3 | ||||||||||||||||
5 | Вика Д. | 1 | 3 | 2 | ||||||||||||||||
6 | Настя З. | 3 | 1 | 2 | ||||||||||||||||
7 | Илья К. | 1 | 3 | 2 | ||||||||||||||||
8 | Игорь К. | 3 | 1 | 2 | ||||||||||||||||
9 | Слава К. | 2 | 1 | 3 | ||||||||||||||||
10 | Кристина К. | 2 | 1 | 3 | ||||||||||||||||
11 | Диана Л. | 3 | 2 | 1 | ||||||||||||||||
12 | Юля М. | 3 | 2 | 1 | ||||||||||||||||
13 | Настя Н. | 1 | 3 | 2 | ||||||||||||||||
14 | Алёна С. | 2 | 1 | 3 | ||||||||||||||||
15 | Руслан С. | 2 | 1 | 3 | ||||||||||||||||
16 | Дима Ш. | 2 | 1 | 3 | ||||||||||||||||
17 | Юля Ш. | 3 | 1 | 2 | ||||||||||||||||
18 | Кристин Ш. | 3 | 1 | 2 | ||||||||||||||||
19 | Саша Щ. | 1 | 2 | 3 | ||||||||||||||||
Всего | 5 | 2 | 3 | 1 | 1 | 2 | 5 | 9 | 3 | 2 | 4 | 1 | 2 | 3 | 1 | 1 | 4 | 5 | 3 |