Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 11:45, курсовая работа
1. Методы разрешения конфликтов в младшем школьном возрасте.
1.1. Методы разрешения межличностных конфликтов в младшем школьном возрасте.
«Технология разрешения межличностных конфликтов очень разнообразна, она включает в себя несколько взаимосвязанных социально-психологических действий, составляющих в своей совокупности определенные стандарты поведения, позволяющие избегать конфликтов, и умело их разрешать, когда они возникают» [19, с. 32]:
Одним из методов разрешения межличностного конфликта, которым пользуется учитель, чаще всего с детьми, обладающими эгоцентризмом по направлению к окружающему миру, является принцип принуждения. Он воплощается в действиях, направленных на достижение целей одного из участников конфликта, чего бы это ни стоило сопернику. В рамках этого стиля превалируют попытки заставить противника принять свою точку зрения любой ценой. Лицо, проводящее в жизнь такой стиль, обычно ведет себя агрессивно и для влияния на других использует власть путем принуждения. [20, с. 123]
Другой, прямо противоположный по содержанию и напряженности способ разрешения межличностного конфликта, можно назвать “правилом совместного решения проблемы”. Суть его - признание различия во мнениях и готовность ознакомиться непредвзято с иной точкой зрения, чтобы понять причины конфликта и найти круг действий, приемлемый для обеих противоборствующих сторон. Тот, кто пользуется данным стилем (в том числе и руководитель), не стремится добиться своей цели за счет других, а, скорее, ищет наилучший вариант совместного разрешения конфликтной ситуации. В таком случае учитель дает понять, что он считает конструктивные конфликты нормальным явлением и, участвуя в их решении, выступает не в качестве доминирующей силы, а на равных со всеми остальными. [22, с. 145]
Одним из широко распространенных и часто применяемых способов разрешения межличностных конфликтов выступает стиль компромисса. Он характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени.
Лучшим способом достижения компромисса являются переговоры с конкфликтующими сторонами. Во время переговоров важно уметь изменять тактику, а не стратегию своего взаимодействия с конфликтующими. Это дает возможность вносить на обсуждение свои предложения в форме альтернативы, а не директивы, что позволит гораздо легче добиться взаимопонимания.
В младшем школьном возрасте урегулирования межличностных конфликтов является сложным процессов, поэтому «посредничество» – наиболее подходящий и широко применяемый прием в начальной школе.
Он заключается в следующем: конфликтующие стороны обращаются (посредник сам вызывается, чтобы установить «мирную атмосферу») к нейтральному третьему лицу – посреднику, которого уважают и считаются с его мнением. Важно сохранять позицию «объективного посредника» и, осторожно и тактично прощупывая возможность и готовность другого участника конфликтного взаимодействия вести с ним разговоры о путях преодоления возникшей конфликтной ситуации, найти наиболее приемлемый и доступный для конфликтующих способ разрешения их противостояния, ведя дело к ограничению эмоционально-личностных факторов. [23, с.111]
Таким образом, мы перечислили основные методы разрешения межличностных клнфликтов в младшем школьном возрасте. К ним относятся принуждение, совместное решение проблемы, компромисс, посредничество.
1.2. Методы разрешения межгрупповых конфликтов
Возникновение конфликтных ситуаций в классном коллективе, особенности их развертывания в конфликтные противостояния, способы их разрешения предопределяются как спецификой того или иного коллектива, так и общими закономерностями коллективной динамики.
Созданию конфликтной ситуации способствует рассогласование ожиданий членов коллектива класса, каждый из которых связан с выполнением какой-либо функции, вытекающей из его роли в данном коллективе. Поэтому важнейшим психологическим фактором, способным предотвратить конфликт в коллективе или перевести его в конструктивное русло, является совместимость и сработанность данного коллектива, в формировании которых решающая роль принадлежит системе управления классного руководителя. [22, с.141]
Пути и средства управленческого воздействия, способного предотвратить возникновение конфликта или сузить его диапазон и масштабы существуют следующие:
1. Четкое определение целей деятельности и поведения.
На стадии выдвижения цели и, особенно, на стадии побуждения к ее достижению почти всегда возникают споры, противоречия, способные перерасти в конфликт. Чтобы этого не произошло, учитель должен четко определить, кто и за что отвечает, что и в какой последовательности следует предпринимать, какие средства для этого необходимы.
2. Изучение мотивационной структуры деятельности индивидов классного коллектива.
При воздействии на мотивационную структуру коллектива важно иметь в виду, что решающую роль в стремлениях индивидов играют личные мотивы. Если личные интересы и потребности не будут учитываться, то первоначальная мотивация может обернуться обидой, антипатией, ненавистью и будет является причиной возникновения внутригрупповых конфликтов. К тому же следует учитывать, что индивидуальная мотивация усиливается и гармонизируется с коллективной, когда работа в классном коллективе отражает вклад и личность каждого и имеет именной характер.
3. Правильное осуществление контроля в классном коллективе.
4. Межгрупповые конфликты возникают при столкновении интересов двух социальных групп.[3,с.124]
Таким образом, мы рассмотрели 4 вида конфликтов
в младшем школьном возрасте, а именно:
внутриличностный, межличностный, межличностно-групповой,
межгрупповой.
1.2. Особенности конфликтов в классных коллективах младших школьников.
Как отмечается в обзоре школьных конфликтов, подготовленном А.И. Шипиловым {7, 34}, наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух (и более) лидеров и их группировок за первенство в классе. В средних классах часто конфликтует группа мальчиков и группа девочек. Может обозначиться конфликт трех – четырех младших школьников с целым классом или противостояние одного школьника и класса. По наблюдениям психологов {30, 14}, путь к лидерству связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости, безжалостности. Детская жестокость – явление общеизвестное. Один из парадоксов мировой педагогики заключается в том, что ребенок в большей степени, чем взрослый, подвержен чувству стадности, склонен к немотивированной жестокости и травле себе подобных.
Генезис агрессивного поведения школьников связан с дефектами социализации личности. Так, обнаружена положительная связь между количеством агрессивных действий у дошкольников и частотой их наказания, применяемого родителями {31,49}. Кроме того, было подтверждено, что конфликтные мальчики воспитывались, как правило, родителями, применявшими по отношению к ним физическое насилие {43, 23}. Поэтому ряд исследователей считают наказание моделью конфликтного поведения личности {46, 52}.
На ранних этапах социализации агрессивность может возникать и случайно, но при успешном достижении цели агрессивным способом может появиться стремление вновь использовать агрессию для выхода из различных трудных ситуаций. При наличии соответствующей личностной основы важной становиться не агрессия как способ достижения, а агрессия как самоцель, она становиться самостоятельным мотивом поведения, обуславливая враждебность по отношению к другим на более низком уровне самоконтроля.
Кроме того, конфликты младшего школьника в отношениях с одноклассниками обусловлены особенностью возраста – формированием морально – этических критериев оценки сверстника и связанных с этим требований к его поведению {5, 74}.
В психологической конфликтологии{4,219}, специалистами выявлены основные факторы, определяющие особенности конфликтов между учениками.
Во-первых, специфика конфликтов между младшими школьниками определяется возрастной психологией. Возраст ученика оказывает значительное влияние, как на причины возникновения конфликтов, так и на особенности их развития и способы завершения. Основным фактором, определяющим особенности конфликтов между учениками, является процесс социализации учащихся. Социализация представляет собой процесс и результат усвоения активного воспроизводства индивидом социального опыта, проявляемого в общении и деятельности. Социализация школьников происходит естественным образом в обычной жизни и деятельности, а также целенаправленно – в результате педагогического воздействия на учащихся в школе. Одним из способов и проявлений социализации у школьников выступает межличностный конфликт.
Во-вторых, особенности конфликтов между младшими школьниками определяются характером их деятельности в школе, основным содержанием которой является учеба.
В-третьих, специфика конфликтов между учащимися в современных условиях определяются нынешним укладом жизни, изменениями в социально-экономической обстановке, и как следствие неравенство в материальном обеспечении семьи{7, 37}.
Итак, мы рассмотрели особенности
конфликтов в классных коллективах младших
школьников и обозначили основные факторы,
определяющие эти особенности.
1.2.1. Причины появления конфликта в младшем школьном возрасте.
Главную роль в возникновении конфликтов
играют так называемые конфликто-гены.
Конфликтогены - это
слова, действия (или бездействия), которые
могут привес-ти к конфликту.
Большая опасность
проистекает из игнорирования очень важной
закономернос-ти - эскалации конфликтогенов.
Состоит она в следующем: на конфликтоген
в адрес одного школьника, он старается
ответить более сильным конфликтогеном,
часто максимально сильным среди всех
возможных.
Начало конфликта
связано, по меньшей мере, с тремя условиями:
1) первый его участник сознательно и активно действует в ущерб другому участнику путем физических действий, демаршей, заявлений и т. д.;
2) второй
участник сознает, что эти
3) второй
участник в ответ
Из этого следует, что конфликт начинается в случае противоборства сторон. Он возникает лишь тогда, когда стороны начнут активно противодействовать друг другу, преследуя свои цели. Поэтому конфликт всегда начинается как двустороннее (или многостороннее) поведение и ему, как правило, предшествуют инициирующие действия одной из сторон, выступающей в качестве зачинщика конфликта. [18, с. 35]
На появление конфликта влияют социально-психологические причины. К их числу относятся те причины конфликтов, которые обусловлены непосредственным взаимодействием людей, фактором их включения в социальные группы:
1) возможные
значительные потери и
Человек не может в процессе общения передать без нередко существенных искажений всю информацию, которая содержится в его психике и касается проблемы, обсуждаемой с партнером.[13, с. 162]
2) несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей;
В ситуации межличностного общения человек или оба человека могут играть не те игры, которые ожидает от каждого из них партнер по взаимодействию:
«Каждый человек в процессе взаимодействия с окружающими играет более десятка типичных ролей» .[16, с. 205]
3) непонимание людьми того, что обсуждении проблемы, особенно сложной, несовпадение позиций часто может быть вызвано не принципиальным расхождением во взглядах на одно и то же, а подходом к проблеме с различных сторон;
4) выбор людьми различных способов оценки результатов деятельности и личности друг друга.
В основе любой оценки лежит сравнение:
а)сравнением с возможным
б)сравнение с требованиями к данной деятельности;
в)сравнение со степенью
г)сравнение с результатами, достигнутыми другими людьми, выполнявшими аналогичную работу;
д)сравнение с положением дел в начале деятельности. .[10, с. 169]
5) психологическая несовместимость.
Выделяют 4 уровня психологической несовместимости:
а)психофизеологический (например, не нравятся запахи, рост, вес, телосложение, жесты, другие невербальные проявления партнера по общению);
б)индивидуально-
в)социально-психологический (противоречие в жизненных ценностях и идеалах, мотивах, целях деятельности);
г)социальный (несовпадение убеждений, мировоззрений, идеологических установок, религиозных предпочтений, социальной принадлежности и т. д.) [15, с. 187]
6)напряженные межличностные отношения;
7)внутригрупповой
фаворитизм, т. е. предпочтение
членов своей группы
8)конкурентный
характер взаимодействия с
9)ограниченные
способности человека к
10)осознанное
или неосознанное желание
11)стремление к власти и т. д.
Таким образом, мы установили
причины возникновения конфликтов в младшем
школьном возрасте. Это как личностно-психологические
причины, так и социально-психологические.
1.2.2. Основные типы поведения младших школьников в конфликтах.
Психологи выделяют пять наиболее распространенных стратегий поведения младших школьников в конфликте.
Соперничество. При этой стратегии ребенок стремится настоять на своем, достичь желаемого во что бы то ни стало. Он идет на открытое противоборство, не считается с потребностями и интересами товарища, не дорожит сохранением отношений с ним. Действует целенаправленно, напористо, активно отстаивает собственную позицию.
Если борьба не переходит в грубую и агрессивную, то эту стратегию можно признать допустимой, хотя она далеко не самая конструктивная, потому что, прежде всего, разрушает товарищеские отношения.
Компромисс. В этом случае конфликтующие между собой школьники идут на взаимные уступки. Компромисс отличается двоякой направленностью — на результат и на сохранение отношений. Оба ребенка не останутся в проигрыше, но своих интересов и потребностей не достигнут в полной мере. Это высокопродуктивная стратегия.
Уход. Это стратегия, при которой один или оба участника конфликта уклоняются от конфликтного столкновения, жертвуя как своими и партнера интересами, так и взаимоотношениями. Стратегия малопродуктивная, но при несущественных трениях избегание — приемлема. Причина конфликта завтра будет забыта, а неприятного столкновения просто не было.
Уступка. В этом случае один из участников конфликта идет на уступки, отказывается добиваться своего. Тем самым второй достигает нужного ему результата, а первый приспосабливается к сложившемуся положению. Стратегия бывает очень вредной, если ребенок не умеет, боится отстаивать свои интересы и вынужден из-за своей нерешительности терпеть то, что ему неприятно. Бывает и иначе: ребенок сознательно ради дружбы или иных высших интересов поступается своими потребностями, проявляя благородную жертвенность.
Сотрудничество. При этой стратегии оба участника стремятся к взаимному выигрышу. Это совместные активные действия, направленные на возможно полное удовлетворение интересов конфликтующих сторон при сохранении взаимоуважения. Самая продуктивная стратегия. Если при компромиссе участники стремятся свести к минимуму проигрыш, то при сотрудничестве — добиться максимального взаимного выигрыша.
Итак, мы рассмотрели пять основных
стратегий поведения младших
школьников в конфликте. Это
соперничество, компромисс, уход, уступка,
сотрудничество.
ГЛАВА
II. .............. КАК НАЗВАТЬ?????????????
2.1. Возможные психопрофилактические мероприятия предупреждения конфликтов младших школьников в классе.
Профилактика конфликтов – это их предупреждение.
Цель профилактики конфликтов – создание таких условий деятельности и взаимодействия, которые приводят к деструктивному развитию возникающих противоречий.
Предупредить конфликт гораздо легче, чем конструктивно разрешить его. Профилактика конфликтов, несомненно, важна, она требует меньших затрат сил, средств и времени и предупреждает даже те минимальные деструктивные последствия, которые имеет любой конструктивно разрешенный конфликт{7, 94-97}.
Деятельность по предупреждению конфликтов проводится по четырем основным направлениям:
1. создание объективных условий, препятствующих возникновению и деструктивному развитию предконфликтных ситуаций. Данная модель будет работать, если работа будет выстроена как с педагогами, так и с родителями, например – тренинг «Толерантности» - его можно проводить и с учителями, и с родителями, и с учащимися.
2. оптимизация организационно-управленческих условий работы школы. Справедливое и гласное распределение материальных и духовных благ среди учителей и учеников. Не скупиться на похвалы, одобрение, награды, поощрения в виде грамот и премий. Создание «ситуации успеха».