Конфликты в младшем школьном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 11:45, курсовая работа

Краткое описание

1. Методы разрешения конфликтов в младшем школьном возрасте.

1.1. Методы разрешения межличностных конфликтов в младшем школьном возрасте.

«Технология разрешения межличностных конфликтов очень разнообразна, она включает в себя несколько взаимосвязанных социально-психологических действий, составляющих в своей совокупности определенные стандарты поведения, позволяющие избегать конфликтов, и умело их разрешать, когда они возникают» [19, с. 32]:
Одним из методов разрешения межличностного конфликта, которым пользуется учитель, чаще всего с детьми, обладающими эгоцентризмом по направлению к окружающему миру, является принцип принуждения. Он воплощается в действиях, направленных на достижение целей одного из участников конфликта, чего бы это ни стоило сопернику. В рамках этого стиля превалируют попытки заставить противника принять свою точку зрения любой ценой. Лицо, проводящее в жизнь такой стиль, обычно ведет себя агрессивно и для влияния на других использует власть путем принуждения. [20, с. 123]
Другой, прямо противоположный по содержанию и напряженности способ разрешения межличностного конфликта, можно назвать “правилом совместного решения проблемы”. Суть его - признание различия во мнениях и готовность ознакомиться непредвзято с иной точкой зрения, чтобы понять причины конфликта и найти круг действий, приемлемый для обеих противоборствующих сторон. Тот, кто пользуется данным стилем (в том числе и руководитель), не стремится добиться своей цели за счет других, а, скорее, ищет наилучший вариант совместного разрешения конфликтной ситуации. В таком случае учитель дает понять, что он считает конструктивные конфликты нормальным явлением и, участвуя в их решении, выступает не в качестве доминирующей силы, а на равных со всеми остальными. [22, с. 145]
Одним из широко распространенных и часто применяемых способов разрешения межличностных конфликтов выступает стиль компромисса. Он характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени.
Лучшим способом достижения компромисса являются переговоры с конкфликтующими сторонами. Во время переговоров важно уметь изменять тактику, а не стратегию своего взаимодействия с конфликтующими. Это дает возможность вносить на обсуждение свои предложения в форме альтернативы, а не директивы, что позволит гораздо легче добиться взаимопонимания.
В младшем школьном возрасте урегулирования межличностных конфликтов является сложным процессов, поэтому «посредничество» – наиболее подходящий и широко применяемый прием в начальной школе.
Он заключается в следующем: конфликтующие стороны обращаются (посредник сам вызывается, чтобы установить «мирную атмосферу») к нейтральному третьему лицу – посреднику, которого уважают и считаются с его мнением. Важно сохранять позицию «объективного посредника» и, осторожно и тактично прощупывая возможность и готовность другого участника конфликтного взаимодействия вести с ним разговоры о путях преодоления возникшей конфликтной ситуации, найти наиболее приемлемый и доступный для конфликтующих способ разрешения их противостояния, ведя дело к ограничению эмоционально-личностных факторов. [23, с.111]
Таким образом, мы перечислили основные методы разрешения межличностных клнфликтов в младшем школьном возрасте. К ним относятся принуждение, совместное решение проблемы, компромисс, посредничество.

1.2. Методы разрешения межгрупповых конфликтов

Возникновение конфликтных ситуаций в классном коллективе, особенности их развертывания в конфликтные противостояния, способы их разрешения предопределяются как спецификой того или иного коллектива, так и общими закономерностями коллективной динамики.
Созданию конфликтной ситуации способствует рассогласование ожиданий членов коллектива класса, каждый из которых связан с выполнением какой-либо функции, вытекающей из его роли в данном коллективе. Поэтому важнейшим психологическим фактором, способным предотвратить конфликт в коллективе или перевести его в конструктивное русло, является совместимость и сработанность данного коллектива, в формировании которых решающая роль принадлежит системе управления классного руководителя. [22, с.141]
Пути и средства управленческого воздействия, способного предотвратить возникновение конфликта или сузить его диапазон и масштабы существуют следующие:
1. Четкое определение целей деятельности и поведения.
На стадии выдвижения цели и, особенно, на стадии побуждения к ее достижению почти всегда возникают споры, противоречия, способные перерасти в конфликт. Чтобы этого не произошло, учитель должен четко определить, кто и за что отвечает, что и в какой последовательности следует предпринимать, какие средства для этого необходимы.
2. Изучение мотивационной структуры деятельности индивидов классного коллектива.
При воздействии на мотивационную структуру коллектива важно иметь в виду, что решающую роль в стремлениях индивидов играют личные мотивы. Если личные интересы и потребности не будут учитываться, то первоначальная мотивация может обернуться обидой, антипатией, ненавистью и будет является причиной возникновения внутригрупповых конфликтов. К тому же следует учитывать, что индивидуальная мотивация усиливается и гармонизируется с коллективной, когда работа в классном коллективе отражает вклад и личность каждого и имеет именной характер.
3. Правильное осуществление контроля в классном коллективе.

Файлы: 1 файл

курсовая № 2 где 31 лист.doc

— 374.00 Кб (Скачать)

       4. Межгрупповые конфликты возникают при столкновении интересов двух социальных групп.[3,с.124]

       Таким образом, мы рассмотрели 4 вида конфликтов в младшем школьном возрасте, а именно: внутриличностный, межличностный, межличностно-групповой, межгрупповой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2. Особенности конфликтов в классных коллективах младших школьников.

     Как отмечается в обзоре школьных конфликтов, подготовленном А.И. Шипиловым {7, 34}, наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух (и более) лидеров и их группировок за первенство в классе. В средних классах часто конфликтует группа мальчиков и группа девочек. Может обозначиться конфликт трех – четырех младших школьников с целым классом или противостояние одного школьника и класса. По наблюдениям психологов {30, 14}, путь к лидерству связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости, безжалостности. Детская жестокость – явление общеизвестное. Один из парадоксов мировой педагогики заключается в том, что ребенок в большей степени, чем взрослый, подвержен чувству стадности, склонен к немотивированной жестокости и травле себе подобных.

     Генезис агрессивного поведения школьников связан с дефектами социализации личности. Так, обнаружена положительная связь между количеством агрессивных действий у дошкольников и частотой их наказания, применяемого родителями {31,49}. Кроме того, было подтверждено, что конфликтные мальчики воспитывались, как правило, родителями, применявшими по отношению к ним физическое насилие {43, 23}. Поэтому ряд исследователей считают наказание моделью конфликтного поведения личности {46, 52}.

     На  ранних этапах социализации агрессивность может возникать и случайно, но при успешном достижении цели агрессивным способом может появиться стремление вновь использовать агрессию для выхода из различных трудных ситуаций. При наличии соответствующей личностной основы важной становиться не агрессия как способ достижения, а агрессия как самоцель, она становиться самостоятельным мотивом поведения, обуславливая враждебность по отношению к другим на более низком уровне самоконтроля.

     Кроме того, конфликты младшего школьника в отношениях с одноклассниками обусловлены особенностью возраста – формированием морально – этических критериев оценки сверстника и связанных с этим требований к его поведению {5, 74}.

     В психологической конфликтологии{4,219}, специалистами выявлены основные факторы, определяющие особенности конфликтов между учениками.

     Во-первых, специфика конфликтов между младшими школьниками определяется возрастной психологией. Возраст ученика оказывает значительное влияние, как на причины возникновения конфликтов, так и на особенности их развития и способы завершения. Основным фактором, определяющим особенности конфликтов между учениками, является процесс социализации учащихся. Социализация представляет собой процесс и результат усвоения активного воспроизводства индивидом социального опыта, проявляемого в общении и деятельности. Социализация школьников происходит естественным образом в обычной жизни и деятельности, а также целенаправленно – в результате педагогического воздействия на учащихся в школе. Одним из способов и проявлений социализации у школьников выступает межличностный конфликт.

     Во-вторых, особенности конфликтов между младшими школьниками определяются характером их деятельности в школе, основным содержанием которой является учеба.

     В-третьих, специфика конфликтов между учащимися в современных условиях определяются нынешним укладом жизни, изменениями в социально-экономической обстановке, и как следствие неравенство в материальном обеспечении семьи{7, 37}.

              Итак, мы рассмотрели особенности конфликтов в классных коллективах младших школьников и обозначили основные факторы, определяющие эти особенности. 

1.2.1. Причины появления конфликта в младшем школьном возрасте.

 

       Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликто-гены. 
       Конфликтогены - это слова, действия (или бездействия), которые могут привес-ти к конфликту. 
       Большая опасность проистекает из игнорирования очень важной закономернос-ти - эскалации конфликтогенов. Состоит она в следующем: на конфликтоген в адрес одного школьника, он старается ответить более сильным конфликтогеном, часто максимально сильным среди всех возможных. 
       Начало конфликта связано, по меньшей мере, с тремя условиями:

1) первый  его участник сознательно и  активно действует в ущерб  другому участнику путем физических действий, демаршей, заявлений и т. д.;

2) второй  участник сознает, что эти действия  направлены против него;

3) второй  участник в ответ предпринимает  активные действия против инициатора  конфликта; с этого момента  можно считать, что он начался.

       Из этого следует, что конфликт начинается в случае противоборства сторон. Он возникает лишь тогда, когда стороны начнут активно противодействовать друг другу, преследуя свои цели. Поэтому конфликт всегда начинается как двустороннее (или многостороннее) поведение и ему, как правило, предшествуют инициирующие действия одной из сторон, выступающей в качестве зачинщика конфликта. [18, с. 35]

       На появление конфликта влияют  социально-психологические причины. К их числу относятся те причины конфликтов, которые обусловлены непосредственным взаимодействием людей, фактором их включения в социальные группы:

1) возможные  значительные потери и искажения  информации в процессе межличностной  и межгрупповой коммуникации;

        Человек не может в процессе общения передать без нередко существенных искажений всю информацию, которая содержится в его психике и касается проблемы, обсуждаемой с партнером.[13, с. 162]

2) несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей;

       В ситуации межличностного общения человек  или оба человека могут играть не те игры, которые ожидает от каждого из них партнер по взаимодействию:

«Каждый человек в процессе взаимодействия с окружающими играет более десятка  типичных ролей» .[16, с. 205]

3) непонимание людьми того, что обсуждении проблемы, особенно сложной, несовпадение позиций часто может быть вызвано не принципиальным расхождением во взглядах на одно и то же, а подходом к проблеме с различных сторон;

4) выбор людьми различных способов оценки результатов деятельности и личности друг друга.

      В основе любой оценки лежит сравнение:

   а)сравнением с возможным идеальным  положением дел;

  б)сравнение с требованиями к данной деятельности;

   в)сравнение со степенью достижения  цели деятельности;

   г)сравнение с результатами, достигнутыми другими людьми, выполнявшими аналогичную работу;

   д)сравнение с положением дел  в начале деятельности. .[10, с. 169]

5) психологическая несовместимость.

       Выделяют 4 уровня психологической несовместимости:

а)психофизеологический (например, не нравятся запахи, рост, вес, телосложение, жесты, другие невербальные проявления партнера по общению);

б)индивидуально-психологический (неудачное сочетание темпераментов  и характеров взаимодействующих  людей);

в)социально-психологический (противоречие в жизненных ценностях и идеалах, мотивах, целях деятельности);

г)социальный (несовпадение убеждений, мировоззрений, идеологических установок, религиозных  предпочтений, социальной принадлежности и т. д.) [15, с. 187]

6)напряженные  межличностные отношения;

7)внутригрупповой  фаворитизм, т. е. предпочтение  членов своей группы представителям  другой группы;

8)конкурентный  характер взаимодействия с другими  людьми;

9)ограниченные  способности человека к децентрации,  т. е. изменению собственной  позиции в результате сопоставления её с позициями других людей;

10)осознанное  или неосознанное желание получать  от окружающих больше, чем отдавать  им;

11)стремление  к власти и т. д.

       Таким образом, мы установили причины возникновения конфликтов в младшем школьном возрасте. Это как личностно-психологические причины, так и социально-психологические. 

1.2.2. Основные типы поведения младших школьников в конфликтах.

         Психологи выделяют пять наиболее распространенных стратегий поведения младших школьников в конфликте.

         Соперничество. При этой стратегии ребенок стремится настоять на своем, достичь желаемого во что бы то ни стало. Он идет на открытое противоборство, не считается с потребностями и интересами товарища, не дорожит сохранением отношений с ним. Действует целенаправленно, напористо, активно отстаивает собственную позицию.

        Если борьба не переходит в грубую и агрессивную, то эту стратегию можно признать допустимой, хотя она далеко не самая конструктивная, потому что, прежде всего, разрушает товарищеские отношения.

         Компромисс. В этом случае конфликтующие между собой школьники идут на взаимные уступки. Компромисс отличается двоякой направленностью — на результат и на сохранение отношений. Оба ребенка не останутся в проигрыше, но своих интересов и потребностей не достигнут в полной мере. Это высокопродуктивная стратегия.

         Уход. Это стратегия, при которой один или оба участника конфликта уклоняются от конфликтного столкновения, жертвуя как своими и партнера интересами, так и взаимоотношениями. Стратегия малопродуктивная, но при несущественных трениях избегание — приемлема. Причина конфликта завтра будет забыта, а неприятного столкновения просто не было.

         Уступка. В этом случае один из участников конфликта идет на уступки, отказывается добиваться своего. Тем самым второй достигает нужного ему результата, а первый приспосабливается к сложившемуся положению. Стратегия бывает очень вредной, если ребенок не умеет, боится отстаивать свои интересы и вынужден из-за своей нерешительности терпеть то, что ему неприятно. Бывает и иначе: ребенок сознательно ради дружбы или иных высших интересов поступается своими потребностями, проявляя благородную жертвенность.

         Сотрудничество. При этой стратегии оба участника стремятся к взаимному выигрышу. Это совместные активные действия, направленные на возможно полное удовлетворение интересов конфликтующих сторон при сохранении взаимоуважения. Самая продуктивная стратегия. Если при компромиссе участники стремятся свести к минимуму проигрыш, то при сотрудничестве — добиться максимального взаимного выигрыша.

         Итак, мы рассмотрели пять основных  стратегий поведения младших  школьников в конфликте. Это  соперничество, компромисс, уход, уступка, сотрудничество. 
 
 
 
 
 

ГЛАВА II. .............. КАК НАЗВАТЬ????????????? 

   2.1. Возможные психопрофилактические мероприятия предупреждения конфликтов младших школьников в классе.

     Профилактика  конфликтов – это их предупреждение.

     Цель  профилактики конфликтов – создание таких условий деятельности и  взаимодействия, которые приводят к деструктивному развитию возникающих противоречий.

     Предупредить  конфликт гораздо легче, чем конструктивно  разрешить его. Профилактика конфликтов, несомненно, важна, она требует меньших  затрат сил, средств и времени  и предупреждает даже те минимальные деструктивные последствия, которые имеет любой конструктивно разрешенный конфликт{7, 94-97}.

     Деятельность по предупреждению конфликтов проводится по четырем основным направлениям:

1. создание объективных условий, препятствующих возникновению и деструктивному развитию предконфликтных ситуаций. Данная модель будет работать, если работа будет выстроена как с педагогами, так и с родителями, например – тренинг «Толерантности» - его можно проводить и с учителями, и с родителями, и с учащимися.

2. оптимизация организационно-управленческих условий работы школы. Справедливое и гласное распределение материальных и духовных благ среди учителей и учеников. Не скупиться на похвалы, одобрение, награды, поощрения в виде грамот и премий. Создание «ситуации успеха».

Информация о работе Конфликты в младшем школьном возрасте