Конфликты в младшем школьном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 11:45, курсовая работа

Краткое описание

1. Методы разрешения конфликтов в младшем школьном возрасте.

1.1. Методы разрешения межличностных конфликтов в младшем школьном возрасте.

«Технология разрешения межличностных конфликтов очень разнообразна, она включает в себя несколько взаимосвязанных социально-психологических действий, составляющих в своей совокупности определенные стандарты поведения, позволяющие избегать конфликтов, и умело их разрешать, когда они возникают» [19, с. 32]:
Одним из методов разрешения межличностного конфликта, которым пользуется учитель, чаще всего с детьми, обладающими эгоцентризмом по направлению к окружающему миру, является принцип принуждения. Он воплощается в действиях, направленных на достижение целей одного из участников конфликта, чего бы это ни стоило сопернику. В рамках этого стиля превалируют попытки заставить противника принять свою точку зрения любой ценой. Лицо, проводящее в жизнь такой стиль, обычно ведет себя агрессивно и для влияния на других использует власть путем принуждения. [20, с. 123]
Другой, прямо противоположный по содержанию и напряженности способ разрешения межличностного конфликта, можно назвать “правилом совместного решения проблемы”. Суть его - признание различия во мнениях и готовность ознакомиться непредвзято с иной точкой зрения, чтобы понять причины конфликта и найти круг действий, приемлемый для обеих противоборствующих сторон. Тот, кто пользуется данным стилем (в том числе и руководитель), не стремится добиться своей цели за счет других, а, скорее, ищет наилучший вариант совместного разрешения конфликтной ситуации. В таком случае учитель дает понять, что он считает конструктивные конфликты нормальным явлением и, участвуя в их решении, выступает не в качестве доминирующей силы, а на равных со всеми остальными. [22, с. 145]
Одним из широко распространенных и часто применяемых способов разрешения межличностных конфликтов выступает стиль компромисса. Он характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени.
Лучшим способом достижения компромисса являются переговоры с конкфликтующими сторонами. Во время переговоров важно уметь изменять тактику, а не стратегию своего взаимодействия с конфликтующими. Это дает возможность вносить на обсуждение свои предложения в форме альтернативы, а не директивы, что позволит гораздо легче добиться взаимопонимания.
В младшем школьном возрасте урегулирования межличностных конфликтов является сложным процессов, поэтому «посредничество» – наиболее подходящий и широко применяемый прием в начальной школе.
Он заключается в следующем: конфликтующие стороны обращаются (посредник сам вызывается, чтобы установить «мирную атмосферу») к нейтральному третьему лицу – посреднику, которого уважают и считаются с его мнением. Важно сохранять позицию «объективного посредника» и, осторожно и тактично прощупывая возможность и готовность другого участника конфликтного взаимодействия вести с ним разговоры о путях преодоления возникшей конфликтной ситуации, найти наиболее приемлемый и доступный для конфликтующих способ разрешения их противостояния, ведя дело к ограничению эмоционально-личностных факторов. [23, с.111]
Таким образом, мы перечислили основные методы разрешения межличностных клнфликтов в младшем школьном возрасте. К ним относятся принуждение, совместное решение проблемы, компромисс, посредничество.

1.2. Методы разрешения межгрупповых конфликтов

Возникновение конфликтных ситуаций в классном коллективе, особенности их развертывания в конфликтные противостояния, способы их разрешения предопределяются как спецификой того или иного коллектива, так и общими закономерностями коллективной динамики.
Созданию конфликтной ситуации способствует рассогласование ожиданий членов коллектива класса, каждый из которых связан с выполнением какой-либо функции, вытекающей из его роли в данном коллективе. Поэтому важнейшим психологическим фактором, способным предотвратить конфликт в коллективе или перевести его в конструктивное русло, является совместимость и сработанность данного коллектива, в формировании которых решающая роль принадлежит системе управления классного руководителя. [22, с.141]
Пути и средства управленческого воздействия, способного предотвратить возникновение конфликта или сузить его диапазон и масштабы существуют следующие:
1. Четкое определение целей деятельности и поведения.
На стадии выдвижения цели и, особенно, на стадии побуждения к ее достижению почти всегда возникают споры, противоречия, способные перерасти в конфликт. Чтобы этого не произошло, учитель должен четко определить, кто и за что отвечает, что и в какой последовательности следует предпринимать, какие средства для этого необходимы.
2. Изучение мотивационной структуры деятельности индивидов классного коллектива.
При воздействии на мотивационную структуру коллектива важно иметь в виду, что решающую роль в стремлениях индивидов играют личные мотивы. Если личные интересы и потребности не будут учитываться, то первоначальная мотивация может обернуться обидой, антипатией, ненавистью и будет является причиной возникновения внутригрупповых конфликтов. К тому же следует учитывать, что индивидуальная мотивация усиливается и гармонизируется с коллективной, когда работа в классном коллективе отражает вклад и личность каждого и имеет именной характер.
3. Правильное осуществление контроля в классном коллективе.

Файлы: 1 файл