Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 16:20, курсовая работа
В современной общей и специальной педагогике утвердилось положение о необходимости раннего выявления и преодоления речевых нарушений и других отклонений в развитии детей. Ориентация педагогов и родителей на своевременное выявление и преодоление отставания (или отклонений) в развитии ребенка имеет исключительно важное значение для формирования его личности, для подготовки к школьному обучению. Особая ответственность в этом плане лежит на работниках детских дошкольных учреждений, так как подавляющее большинство детей дошкольного возраста в нашей стране охвачено общественным воспитанием.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПРЕДИСЛОВИЕ
В современной общей и специальной педагогике
утвердилось положение о необходимости
раннего выявления и преодоления речевых
нарушений и других отклонений в развитии
детей. Ориентация педагогов и родителей
на своевременное выявление и преодоление
отставания (или отклонений) в развитии
ребенка имеет исключительно важное значение
для формирования его личности, для подготовки
к школьному обучению. Особая ответственность
в этом плане лежит на работниках детских
дошкольных учреждений, так как подавляющее
большинство детей дошкольного возраста
в нашей стране охвачено общественным
воспитанием.
Работникам дошкольных учреждений нередко
приходится встречаться с детьми, имеющими
различные отклонения в психофизическом
развитии, в том числе и в развитии речи.
В раде случаев могут отмечаться не грубые
формы нарушений, а лепте (слабовыраженные)
отклонения от нормы. Педагогам необходимо
иметь представление обо всех основных
видах нарушений развития, и в первую очередь
– речевых, о причинах, их вызывающих,
а также о путях их преодоления и предупреждения,
что в совокупности условно можно определить
как основы дефектологических (и в их составе
– логопедических) знаний.
Учебным планом факультетов дошкольного
воспитания педагогических институтов
предусмотрено изучение курса "Основы
дефектологии и логопедии". Настоящее
пособие подготовлено по программе курса.
Его цель – помочь студентам, будущим
специалистам в области дошкольного воспитания,
на основе активной самостоятельной работы
систематизировать, уточнить и расширить
свои знания основ дефектологии и логопедии,
приобрести практические навыки работы
с детьми, усвоить приемы выявления, коррекции
и предупреждения дефектов развития. Пособие
ориентирует студентов на самостоятельное,
углубленное изучение специальной литературы.
В "Практикуме" отражена установка
на комплексный подход к работе с литературой
психолого-педагогического (в первую очередь
логопедического) плана, включающий методологический,
научно-теоретический, общедидактический
и методический аспекты, что необходимо
для качественной и широкой подготовки
специалистов по дошкольному воспитанию.
Ввиду того, что пособие предназначается
для студентов дошкольных факультетов,
в него включен только минимум специальных
терминов. Их расшифровка дается или непосредственно
в тексте, или в кратком словаре-справочнике,
помещенном в "Приложении".
Пособие содержит разнообразный методический
материал: вопросы, вопросы-задания (с
примерными ответами, образцами выполнения
заданий и без них); задания, выполнение
которых требует опоры на межпредметные
связи, знания из области смежных наук;
упражнения для выработки определенных
практических навыков; задания, связанные
с анализом психолого-педагогических
ситуаций; задания проблемно-поискового
характера.
Все задания разделены на две категории:
теоретические и практические. Это деление
условное и введено для большей четкости
структуры пособия. Однако в характере
заданий действительно имеются некоторые
отличия. Задания первой категории направлены
на осмысление, обобщение и закрепление
теоретического материала; на усвоение
той или иной темы; на закрепление терминологии;
на проверочное, творческое осмысление
материала и др.
Задания второй категории предусматривают
подготовку практического материала к
занятиям, подбор тематического, дидактического
материала; формирование у студентов навыков
коррекционно-педагогической работы,
развитие умения осуществлять коррекционное
обучение и воспитание детей. Сюда же входят
тренировочные задания, творческие задания
на обобщение методического материала,
на выработку умения сопоставлять методы
и приемы работы, оценивать их результативность
и др. Вопросы, задания, упражнения с разной
степенью полноты охватывают все основные
разделы курса, что создает целостное
представление о предмете.
Учебный материал представлен в определенной
системе, с постепенным усложнением заданий
как тренировочного типа, так и проверочного.
Это придает пособию справочно-обучающий
характер.
Самостоятельные работы на основе предлагаемых
заданий могут быть устными, письменными,
лабораторными, связанными с изготовлением
наглядных пособий подбором дидактического
и речевого материала и др. Разная степень
сложности заданий дает преподавателю
возможность учитывать уровень знаний
студентов, их подготовленность. Требования
к самостоятельной работе студентов должны
осуществляться в плане обязательного
выполнения заданий с текущей систематической
проверкой и оценкой качества.
Структура Пособия подчинена программе
курса и логике раскрытия системы логопедических
знаний и сведений по дефектологии. Вопросы
и задания раздела "Введение в дефектологию"
направлены на уточнение представлений
студентов о дефектологии как науке об
аномальных детях и ее отдельных отраслях:
олигофрено-педагогике, сурдопедагогике,
тифлопедагогике, логопедии; о связях
как между отдельными отраслями дефектологии,
так и между дефектологией и общей и дошкольной
педагогикой и психологией; об основных
категориях аномальных детей; о системе
организации специальной помощи аномальным
детям.
Раздел "Основы логопедии" сосредоточивает
внимание студентов на основных закономерностях
развития детской речи, на теоретических
основах логопедии, на общей характеристике
различных речевых нарушений, встречающихся
в дошкольном детстве, и путях их устранения,
на роли воспитателя в этой работе. Ряд
заданий посвящен общим вопросам формирования
правильной речи. Эти задания ориентированы
на уточнение разницы между физиологическими
особенностями детской речи и ее состоянием
при патологических нарушениях.
В связи с тем, что настоящее пособие адресовано
студентам дошкольных факультетов, т.
е. будущим работникам дошкольных учреждений,
в нем наиболее полно представлен раздел
"Недостатки звукопроизношения".
Включены задания на характеристику нормальной
артикуляции звуков, фонематического
слуха, а также основных видов недостатков
звукопроизношения, приемов постановки
(вызывания) и закрепления правильных
звуков. Предлагается много тренировочных
упражнений, способствующих формированию
практических навыков работы с детьми.
Особое место в пособии занимает материал,
предназначенный для углубления теоретических
и практических знаний по ринолалии, дизартрии,
нарушениям голоса, темпа и ритма речи,
заиканию (разделы IV, V, VI, VII). Большое внимание
уделено не только характеристике этих
нарушений речи, но и приемам их выявления
у детей, рассмотрению специфики коррекционно-воспитательной
работы.
В самостоятельный раздел выделен материал,
посвященный недостаткам слово- и фразообразования
(раздел VIII). Основной акцент делается
на особенностях формирования лексико-грамматических
сторон речи, воспитания навыков связной
речи, речевой активности.
В пособие включен также раздел "Недостатки
письменной речи" (раздел IX). Вопросы
и задания направлены на закрепление знаний
об особенностях коррекционно-речевой
работы по профилактике этих нарушений.
Отдельное место в "Практикуме" занимает
раздел "Выявление недостатков развития
речи у детей". В нем отражены общие
принципы и приемы выявления у детей отклонений
в речевом развитии, взаимосвязь между
речевыми нарушениями и общим развитием
ребенка, вопросы обследования разных
сторон речи детей.
В заключительном разделе книги – "Организация
логопедической работы с детьми" предлагаются
темы на закрепление знаний о содержании
и формах логопедической работы в условиях
общего и специального обучения и воспитания.
Задания этого раздела дополняют материал
о системе специальной помощи аномальным
детям (раздел "Введение в дефектологию").
На основе пособия могут проводиться следующие
виды работы: аналитическое изучение рекомендованной
и самостоятельно подобранной литературы,
осуществляемое в разных формах (чтение;
комментирование, комментирование с оценочными
суждениями; реферирование; выписки; тезисы,
сопоставление литературных сведений);
анализ собственных артикуляционных возможностей
и артикуляции детей; анализ наблюдаемых
случаев нарушения речи; работа с родителями;
имитация педагогических ситуаций; упражнения
с детьми, прослушивание детской речи;
наблюдения на занятиях; тренировка в
воспроизведении нарушений звукопроизношения,
в их выявлении и устранении у детей.
Задания рассчитаны на индивидуальное
или групповое выполнение. Их характер
неодинаков: одни требуют аналитической
работы с литературой (литература или
указывается, или должна быть подобрана
самостоятельно), другие – практических
действий организационно-методического
характера, направленных на формирование
у детей правильной речи.
Ряд заданий имеет варианты, предусматривающие
различные пути их выполнения. К заданиям
по наиболее значимым темам дается краткое
обоснование теоретического подхода к
данной проблеме.
Работая с "Практикумом", студенты
должны научиться анализировать педагогический
процесс дошкольного учреждения с точки
зрения коррекционной работы над речью
детей, дифференцированно рассматривать
отдельные стороны и формы логопедического
воздействия, разбираться в характере
нарушений речи (системный характер нарушений
и дефекты составных компонентов речи)
и их причинах; овладеть необходимыми
навыками коррекционно-педагогической
работы.
Ряд заданий связан с наблюдениями за
детьми, их деятельностью, игрой, состоянием
речи и т. д. При этом наблюдения проводятся
и за одним ребенком, и за несколькими
детьми, и за всей группой. Кроме того,
могут сопоставляться данные наблюдений
за речью детей разных возрастных групп.
Для выполнения самостоятельных работ
в "Практикуме" предусмотрены различные
методы: наблюдение за детьми в процессе
речевой деятельности, наблюдение за ходом
педагогического процесса, за действиями
воспитателей на занятиях и при подготовке
к ним, при индивидуальной работе, свободном
общении с детьми и т. д. -эксперименты
психолого-педагогического характера
в связи с речевой деятельностью детей
(индивидуальной и групповой); беседы с
родителями, воспитателями, детьми; анализ
медико-педагогической документации;
изучение специальной психолого-педагогической
(в том числе и логопедической) литературы;
тренировочные упражнения в речевой и
педагогической деятельности и др. Совокупность
названных методов обеспечивает формирование
и закрепление у студентов соответствующих
профессиональных умений и навыков.
Настоящее пособие, адресованное студентам
дошкольных факультетов педагогических
институтов, может быть также творчески
использовано в целях подготовки, переподготовки
и повышения квалификации дефектологов
и педагогов разного профиля, т. е. в тех
случаях, где учебными планами предусмотрено
обучение основам дефектологии и логопедии.
Попытка создания практикума по основам
дефектологии и логопедии предпринята
впервые. Все замечания и предложения
по его усовершенствованию будут приняты
авторами с благодарностью.
Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В ДЕФЕКТОЛОГИЮ
Отклонения, или аномалии, в развитии детей
разнообразны. Они могут касаться различных
сторон психофизического развития ребенка:
его зрительного восприятия, слуховой
и речевой систем, интеллектуальной, эмоционально-волевой
сфер, двигательной системы. Отклонения
могут быть разной степени тяжести и вызваны
разными причинами.
Студентам факультетов дошкольного воспитания
необходимо познакомиться не только с
встречающимися у детей нарушениями речи,
но и с другими отклонениями в развитии,
преодолением и предупреждением которых
занимается дефектология. Они должны приобрести
знания из области общих основ дефектологии
(сурдопедагогики, олигофренопедагогики,
тифлопедагогики); получить представление
о социальном значении дефектологии, ее
месте и функциях в человеческом обществе,
об особенностях составляющих ее разделов;
об основных категориях аномальных детей
(с недостатками слуха, зрения, интеллекта,
речи, опорно-двигательного аппарата),
о специфике их обучения и воспитания,
об основных тепах учреждений для детей
с отклонениями в развитии.
В нашей стране большинство детей дошкольного
возраста охвачено общественным воспитанием.
Помимо общеобразовательных, существуют
различные специальные дошкольные учреждения
для детей с теми или иными отклонениями
в развитии. Каждый тип специального дошкольного
и школьного детского учреждения руководствуется
своей строго определенной программой
и методикой, осуществляет коррекцию и
компенсацию совершенно определенными
средствами, направленными на ликвидацию
или возможное ослабление имеющихся нарушений
развития, для чего реализуется специфическая
для каждого учреждения система обучения
и воспитания. Дети с тяжелыми отклонениями
в развитии воспитываются в специальных
дошкольных учреждениях, а дети с легкой
недостаточностью обычно посещают массовые
детские сады. Воспитатели массовых дошкольных
учреждений должны не только знать, какие
отклонения в развитии могут встретиться
у детей, но и где такие дети должны воспитываться.
Задачи раздела. Определение предмета,
методов и задач разных отраслей дефектологии.
Выявление связей между разными отраслями
дефектологии и их связь с дошкольной
педагогикой. Формирование представления
об основных категориях аномальных детей
и о системе специальной помощи (содержании
и формах) аномальным детям. Ознакомление
с необходимой терминологией.
Программное содержание. Дефектология
как наука об аномальных детях, ее содержание,
цели и задачи. Разделы (отрасли) дефектологии.
Понятие об аномальном ребенке. Характеристика
основных категорий детей с дефектами
развития. Основной принцип дефектологии
– ранее выявление и устранение (или сглаживание)
отклонений в развитии ребенка. Факторы,
определяющие появление разнообразных
форм аномального развития. Мероприятия
государства по охране материнства и детства,
профилактика отклонений в развитии детей.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Ю Беккер К. – П., Совак М. Логопедия. –
М., 1981.
2. Власова Т. Д., Певзнер М. С. О детях с отклонениями
в развитии. – М., 1973.
3. В помощь директору специальной школы
/ Под ред. ГД. Кузнецова. – М., 1982.• Дефектологический
словарь. – М., 1970.
4. Земцова М. И. Учителю о детях с нарушением
зрения. – М., 1973.
5. Коберник Г. Н., Синев В. Н. Введение в
специальность "Дефектология". –
Киев, 1984.
6. Отбор детей во вспомогательные школы
/ Под ред. С. Д. Забрамной. – М., 1971.
7. Правдина О. В. Логопедия. – М., 1973.Ш Психологический
словарь. – М., 1983.
8. Спирова Л. Ф., Ястребова А. В. Учителю
о детях с нарушениями речи. – М., 1985.
Раздел II. ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИИ
Задачи раздела. Ознакомление с закономерностями
формирования речи, ее нарушениями и методами
коррекции. Изучение литературы по проблемам
теоретических основ логопедии.
Программное содержание. Предмет) методы
и задачи логопедии. Анатомо-физиологическая
и психолингвистическая характеристика
речи. Речевая деятельность, ее структура
и компоненты. Речедвигательный и речеслуховой
анализаторы. Центральный и периферические
органы речи. Коммуникативная функция
речи. Речь и мышление. Импрессивная и
экспрессивная речь. Внутренняя речь.
Речь устная как предпосылка усвоения
грамоты. Письменная речь как надстройка
над устной речью. Основные структурные
компоненты речи: словарный запас, грамматический
строй, звукопроизношение. Влияние речевого
развития на психические процессы. Закономерности
формирования речевых умений и навыков
в нормальных и атипичных условиях. Закономерности
усвоения языка: развитие речедвигательных
(кинестетических) ощущений как основа
усвоения языка, развитие способности
понимать языковые значения разной степени
обобщения; синхронность приобретения
артикуляционных, лексических и грамматических
навыков; развитие у ребенка восприимчивости
к выразительности лексических и грамматических
единиц на фоне развития эмоционально-волевой
сферы; развитие чувства языка, интуитивного
(неосознанного) и правильного владения
всеми его компонентами. Этапы формирования
речи у детей.
Социальное общение ребенка как важнейшее
условие развития речи и интеллекта. Отрицательное
влияние речевых нарушений на развитие
личности ребенка, на овладение грамотой.
Учение Л. С. Выготского о первичном и вторичном
в структуре дефекта и место этого учения
в логопедии, дефектологии и школьной
педагогике.
Логопедия как наука, ее взаимосвязь с
другими научными дисциплинами. Логопедия
как раздел дефектологии. Философские
методологические основы отечественной
логопедии и дошкольной педагогики. Связь
логопедии с дошкольной педагогикой. Принцип
раннего выявления и коррекции речевой
недостаточности как ведущий принцип
логопедии. Естественнонаучная основа
учения о речи. Значение учения И. П. Павлова,
И. М. Сеченова для логопедии и дошкольной
педагогики.
Задачи логопедии в реализации основных
направлений реформы общеобразовательной
и профессиональной школы.