Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 11:45, курсовая работа
1. Методы разрешения конфликтов в младшем школьном возрасте.
1.1. Методы разрешения межличностных конфликтов в младшем школьном возрасте.
«Технология разрешения межличностных конфликтов очень разнообразна, она включает в себя несколько взаимосвязанных социально-психологических действий, составляющих в своей совокупности определенные стандарты поведения, позволяющие избегать конфликтов, и умело их разрешать, когда они возникают» [19, с. 32]:
Одним из методов разрешения межличностного конфликта, которым пользуется учитель, чаще всего с детьми, обладающими эгоцентризмом по направлению к окружающему миру, является принцип принуждения. Он воплощается в действиях, направленных на достижение целей одного из участников конфликта, чего бы это ни стоило сопернику. В рамках этого стиля превалируют попытки заставить противника принять свою точку зрения любой ценой. Лицо, проводящее в жизнь такой стиль, обычно ведет себя агрессивно и для влияния на других использует власть путем принуждения. [20, с. 123]
Другой, прямо противоположный по содержанию и напряженности способ разрешения межличностного конфликта, можно назвать “правилом совместного решения проблемы”. Суть его - признание различия во мнениях и готовность ознакомиться непредвзято с иной точкой зрения, чтобы понять причины конфликта и найти круг действий, приемлемый для обеих противоборствующих сторон. Тот, кто пользуется данным стилем (в том числе и руководитель), не стремится добиться своей цели за счет других, а, скорее, ищет наилучший вариант совместного разрешения конфликтной ситуации. В таком случае учитель дает понять, что он считает конструктивные конфликты нормальным явлением и, участвуя в их решении, выступает не в качестве доминирующей силы, а на равных со всеми остальными. [22, с. 145]
Одним из широко распространенных и часто применяемых способов разрешения межличностных конфликтов выступает стиль компромисса. Он характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени.
Лучшим способом достижения компромисса являются переговоры с конкфликтующими сторонами. Во время переговоров важно уметь изменять тактику, а не стратегию своего взаимодействия с конфликтующими. Это дает возможность вносить на обсуждение свои предложения в форме альтернативы, а не директивы, что позволит гораздо легче добиться взаимопонимания.
В младшем школьном возрасте урегулирования межличностных конфликтов является сложным процессов, поэтому «посредничество» – наиболее подходящий и широко применяемый прием в начальной школе.
Он заключается в следующем: конфликтующие стороны обращаются (посредник сам вызывается, чтобы установить «мирную атмосферу») к нейтральному третьему лицу – посреднику, которого уважают и считаются с его мнением. Важно сохранять позицию «объективного посредника» и, осторожно и тактично прощупывая возможность и готовность другого участника конфликтного взаимодействия вести с ним разговоры о путях преодоления возникшей конфликтной ситуации, найти наиболее приемлемый и доступный для конфликтующих способ разрешения их противостояния, ведя дело к ограничению эмоционально-личностных факторов. [23, с.111]
Таким образом, мы перечислили основные методы разрешения межличностных клнфликтов в младшем школьном возрасте. К ним относятся принуждение, совместное решение проблемы, компромисс, посредничество.
1.2. Методы разрешения межгрупповых конфликтов
Возникновение конфликтных ситуаций в классном коллективе, особенности их развертывания в конфликтные противостояния, способы их разрешения предопределяются как спецификой того или иного коллектива, так и общими закономерностями коллективной динамики.
Созданию конфликтной ситуации способствует рассогласование ожиданий членов коллектива класса, каждый из которых связан с выполнением какой-либо функции, вытекающей из его роли в данном коллективе. Поэтому важнейшим психологическим фактором, способным предотвратить конфликт в коллективе или перевести его в конструктивное русло, является совместимость и сработанность данного коллектива, в формировании которых решающая роль принадлежит системе управления классного руководителя. [22, с.141]
Пути и средства управленческого воздействия, способного предотвратить возникновение конфликта или сузить его диапазон и масштабы существуют следующие:
1. Четкое определение целей деятельности и поведения.
На стадии выдвижения цели и, особенно, на стадии побуждения к ее достижению почти всегда возникают споры, противоречия, способные перерасти в конфликт. Чтобы этого не произошло, учитель должен четко определить, кто и за что отвечает, что и в какой последовательности следует предпринимать, какие средства для этого необходимы.
2. Изучение мотивационной структуры деятельности индивидов классного коллектива.
При воздействии на мотивационную структуру коллектива важно иметь в виду, что решающую роль в стремлениях индивидов играют личные мотивы. Если личные интересы и потребности не будут учитываться, то первоначальная мотивация может обернуться обидой, антипатией, ненавистью и будет является причиной возникновения внутригрупповых конфликтов. К тому же следует учитывать, что индивидуальная мотивация усиливается и гармонизируется с коллективной, когда работа в классном коллективе отражает вклад и личность каждого и имеет именной характер.
3. Правильное осуществление контроля в классном коллективе.
Выводы:
Социометрия, проведенная в 4 классе, выявила, что «непринимаемых» в данном коллективе нет, «принимаемых» – 15 из 19 (Роза Б., Ангелина Б., Маша Д., Вика Д., Настя З., Слава С., Кристина К., Диана Л., Юля М., Настя Н., Алена С., Руслан С., Дима Ш., Юля Ш., Саша Щ.); «предпочитаемых» – 3 (Алина Б., Илья К., Кристина Ш.); «звезд» в коллективе 1 из 19 (Игорь К.).
Методика 2. «Исследования стратегий поведения в конфликтной ситуации»
Цель: определение типичные способы реагирования личности на конфликтные ситуации.
Техника проведения: учащимся предлагаются бланки с вопросами и предлагается выбрать из представленных 12 пар суждений, то, которое наиболее соответствует типичному поведению в конфликтных ситуациях.
Текст
методики:
1. А. Иногда я предоставляю возмож-ность другим взять на себя ответствен-ность за решение спорного вопроса.
Б. Чем обсуждать то, в чем мы расхо-димся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.
2. А. Я стараюсь найти компромис-сное решение (что-то, что подходит и мне, и моему другу).
Б. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
3. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
Б. Иногда я жертвую своими интере-сами ради интересов другого человека.
4. А. Я пытаюсь избежать неприят-ностей для себя.
Б. Я стараюсь не задеть чувств дру-гого человека.
5. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, чтобы со временем решить его окончательно.
Б. Я считаю, что можно в чем-то усту-пить, чтобы добиться другого.
6. А. Я думаю, что не стоит волно-ваться из-за каких-то возникающих разногласий.
Б. Я стараюсь успокоить другого и сохранить хорошие отношения с ним.
7. А. Я стараюсь не занимать такую позицию, которая может вызвать споры.
Б. Я всегда настаиваю, чтобы все было сделано по-моему, так, как я хочу.
8. А. Я сообщаю другому свою точку зрения (что я думаю и как считаю) и спрашиваю о его точку зрения.
Б. Я пытаюсь показать другим, что я лучше их во многом.
9. А. Я стараюсь делать все возмож-ное, чтобы не напрягаться.
Б. Я дам человеку возможность на-стоять на своем, если это сделает его счастливым.
10. А. Если человек идет мне на встречу, я даю ему в чем-то остаться при своем мнении.
Б. Я стараюсь сразу преодолеть разно-гласия, которые возникают между мной и другими людьми.
11. А. Разговаривая с человеком, я стараюсь быть внимательным к нему.
Б. Я стараюсь убедить другого в том, чтобы выбрать что-то такое, что будет интересным и мне, и другому.
12. А. Я пытаюсь убедить другого в том, что я прав.
Б. Улаживая ситуацию,
миря кого-то, я всегда ищу поддержку у
другого.
Обработка результатов.
уход | Сотруд-ничество | компромисс | соперничество | Уступка |
1А
4А 5А 7А 9А |
3А
8А 10Б 11А 12Б |
1Б
2А 4Ю 6Б 11Б |
2Б
6А 7Б 8Б 12А |
3Б
5Б 9Б 10А |
2. Результаты диагностики:
№ | учащиеся | уход | сотрудничество | компромисс | соперничество | уступка |
1 | Алина Б. | |||||
2 | Роза Б. | |||||
3 | Ангелина Б. | |||||
4 | Маша Д. | |||||
5 | Вика Д. | |||||
6 | Настя З. | |||||
7 | Илья К. | |||||
8 | Игорь К. | |||||
9 | Слава К. | |||||
10 | Кристина К. | |||||
11 | Диана Л. | |||||
12 | Юля М. | |||||
13 | Настя Н. | |||||
14 | Алёна С. | |||||
15 | Руслан С. | |||||
16 | Дима Ш. | |||||
17 | Юля Ш. | |||||
18 | Кристин Ш. | |||||
19 | Саша Щ. | |||||
Всего | 3 | 12 | 17 | 1 | 10 |
Выводы: у большинства детей определенный способ поведения в конфликте четко не выражен, это говорит о том, что они обладают плавной стратегией поведения в конфликтах:
Из оставшихся детей, обладающими четко выраженной стратегией поведения в конфликтах, 2 выбрали компромисс (Маша Д., Алёна С.), т.е., призывая к солидарности одноклассников, они, тем не менее, стараются держаться особняком от всех, в удобном для них случае поддерживая сторону сильнейшего. На сотрудничество 1 ученик (Настя З.), т.е. признает право остальных на собственное мнение и готова их понять, не старается добиться своей цели за счет других, а ищет решение проблемы совместно.
Методика 3. Диагностика типов межличностных отношений /методика Т. Лири,/
Цель: диагностика индивидуальных свойств, влияющих на межличностные отношения.
Техника проведения: учащимся предлагаются бланки с вопросами и предлагается выбрать из представленных 50 суждений, те, которые соответствуют индивидуальным свойствам учащихся.
Текст
опросника:
1. Ты умеешь настоять на своем?
2. Ты способен признаться себе в том, что ты не прав?
3. Ты склонен к подражанию?
4. Ты ищешь одобрения у других?
5. Ты способен к сотрудничеству, взаимопо-мощи?
6. Ты стремишься ужиться с другими?
7. Ты
отзывчивый к призывам о
8. Ты
пользуешься уважением у
9. Ты любишь ответственность?
10. Ты уверен в себе?
11. Ты самоуверен и напорист?
12. Ты любишь соперничать?
13. Ты раздражительный?