Конфликты в младшем школьном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 11:45, курсовая работа

Краткое описание

1. Методы разрешения конфликтов в младшем школьном возрасте.

1.1. Методы разрешения межличностных конфликтов в младшем школьном возрасте.

«Технология разрешения межличностных конфликтов очень разнообразна, она включает в себя несколько взаимосвязанных социально-психологических действий, составляющих в своей совокупности определенные стандарты поведения, позволяющие избегать конфликтов, и умело их разрешать, когда они возникают» [19, с. 32]:
Одним из методов разрешения межличностного конфликта, которым пользуется учитель, чаще всего с детьми, обладающими эгоцентризмом по направлению к окружающему миру, является принцип принуждения. Он воплощается в действиях, направленных на достижение целей одного из участников конфликта, чего бы это ни стоило сопернику. В рамках этого стиля превалируют попытки заставить противника принять свою точку зрения любой ценой. Лицо, проводящее в жизнь такой стиль, обычно ведет себя агрессивно и для влияния на других использует власть путем принуждения. [20, с. 123]
Другой, прямо противоположный по содержанию и напряженности способ разрешения межличностного конфликта, можно назвать “правилом совместного решения проблемы”. Суть его - признание различия во мнениях и готовность ознакомиться непредвзято с иной точкой зрения, чтобы понять причины конфликта и найти круг действий, приемлемый для обеих противоборствующих сторон. Тот, кто пользуется данным стилем (в том числе и руководитель), не стремится добиться своей цели за счет других, а, скорее, ищет наилучший вариант совместного разрешения конфликтной ситуации. В таком случае учитель дает понять, что он считает конструктивные конфликты нормальным явлением и, участвуя в их решении, выступает не в качестве доминирующей силы, а на равных со всеми остальными. [22, с. 145]
Одним из широко распространенных и часто применяемых способов разрешения межличностных конфликтов выступает стиль компромисса. Он характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени.
Лучшим способом достижения компромисса являются переговоры с конкфликтующими сторонами. Во время переговоров важно уметь изменять тактику, а не стратегию своего взаимодействия с конфликтующими. Это дает возможность вносить на обсуждение свои предложения в форме альтернативы, а не директивы, что позволит гораздо легче добиться взаимопонимания.
В младшем школьном возрасте урегулирования межличностных конфликтов является сложным процессов, поэтому «посредничество» – наиболее подходящий и широко применяемый прием в начальной школе.
Он заключается в следующем: конфликтующие стороны обращаются (посредник сам вызывается, чтобы установить «мирную атмосферу») к нейтральному третьему лицу – посреднику, которого уважают и считаются с его мнением. Важно сохранять позицию «объективного посредника» и, осторожно и тактично прощупывая возможность и готовность другого участника конфликтного взаимодействия вести с ним разговоры о путях преодоления возникшей конфликтной ситуации, найти наиболее приемлемый и доступный для конфликтующих способ разрешения их противостояния, ведя дело к ограничению эмоционально-личностных факторов. [23, с.111]
Таким образом, мы перечислили основные методы разрешения межличностных клнфликтов в младшем школьном возрасте. К ним относятся принуждение, совместное решение проблемы, компромисс, посредничество.

1.2. Методы разрешения межгрупповых конфликтов

Возникновение конфликтных ситуаций в классном коллективе, особенности их развертывания в конфликтные противостояния, способы их разрешения предопределяются как спецификой того или иного коллектива, так и общими закономерностями коллективной динамики.
Созданию конфликтной ситуации способствует рассогласование ожиданий членов коллектива класса, каждый из которых связан с выполнением какой-либо функции, вытекающей из его роли в данном коллективе. Поэтому важнейшим психологическим фактором, способным предотвратить конфликт в коллективе или перевести его в конструктивное русло, является совместимость и сработанность данного коллектива, в формировании которых решающая роль принадлежит системе управления классного руководителя. [22, с.141]
Пути и средства управленческого воздействия, способного предотвратить возникновение конфликта или сузить его диапазон и масштабы существуют следующие:
1. Четкое определение целей деятельности и поведения.
На стадии выдвижения цели и, особенно, на стадии побуждения к ее достижению почти всегда возникают споры, противоречия, способные перерасти в конфликт. Чтобы этого не произошло, учитель должен четко определить, кто и за что отвечает, что и в какой последовательности следует предпринимать, какие средства для этого необходимы.
2. Изучение мотивационной структуры деятельности индивидов классного коллектива.
При воздействии на мотивационную структуру коллектива важно иметь в виду, что решающую роль в стремлениях индивидов играют личные мотивы. Если личные интересы и потребности не будут учитываться, то первоначальная мотивация может обернуться обидой, антипатией, ненавистью и будет является причиной возникновения внутригрупповых конфликтов. К тому же следует учитывать, что индивидуальная мотивация усиливается и гармонизируется с коллективной, когда работа в классном коллективе отражает вклад и личность каждого и имеет именной характер.
3. Правильное осуществление контроля в классном коллективе.

Файлы: 1 файл

курсовая № 2 где 31 лист.doc

— 374.00 Кб (Скачать)

 
  1. Положение уч-ся в коллективе:
  • Звезда – 8 (Игорь К.);
  • Предпочитаемые – 1 (Алина Б.), 7 (Илья К.), 18 (Кристина Ш.);
  • Принимаемые – 2 (Роза Б.), 3 (Ангелина Б.), 4 (Маша Д.), 5 (Вика Д.), 6 (Настя З.), 9 (Слава С.), 10 (Кристина К.), 11 (Диана Л.), 12 (Юля М.), 13 (Настя Н.), 14 (Алена С.), 15 (Руслан С.), 16 (Дима Ш.), 17 (Юля Ш.), 19 (Саша Щ.).
  1. Схема отношений в коллективе:

     

     

     

     

     

     

                                                    8                                              8

     

       

     

     

       

     

  1. Взаимный  выбор (число взаимных выборов – 14)
      1. 1 (А. б.) – 8 (И. к.)
  1. 1 (А. б.)  – 13 (Н. н.)
  2. 2 (Р. б.) – 6 (Н. з.)
  3. 3 (А. б.) – 5 (В. д.)
  4. 3 (А. б.) – 12 (Ю. м.)
  5. 3 (А. б.) – 14 (А. с.)
  6. 7 (И. к.) – 8 (И. к.)
  7. 7 (И. к.) – 9 (С. к.)
  8. 7 (И. к.) – 19 (С. щ.)
  9. 8 (И. к.) – 16 (Д. ш.)
  10. 9 (С. к.) – 19 (С. щ.)
  11. 11 (Д. л.) – 17 (Ю. ш.)
  12. 14 (А. с.) – 18 (К. ш.)
  13. 17 (Ю. ш.) – 18 (К. ш.)

 

     

     Выводы:

    Социометрия, проведенная в 4 классе, выявила, что «непринимаемых» в данном коллективе нет, «принимаемых» – 15 из 19 (Роза Б., Ангелина Б., Маша Д., Вика Д., Настя З., Слава С., Кристина К., Диана Л., Юля М., Настя Н., Алена С., Руслан С., Дима Ш., Юля Ш., Саша Щ.); «предпочитаемых» – 3 (Алина Б., Илья К., Кристина Ш.); «звезд» в коллективе 1 из 19 (Игорь К.).

     Методика 2. «Исследования  стратегий поведения  в конфликтной  ситуации»

     Цель: определение типичные способы реагирования личности на конфликтные ситуации.

     Техника проведения: учащимся предлагаются бланки с вопросами и предлагается выбрать из представленных 12 пар суждений, то, которое наиболее соответствует типичному поведению в конфликтных ситуациях.

     Текст методики: 

1.  А. Иногда я предоставляю возмож-ность другим взять на себя ответствен-ность за решение спорного вопроса.

Б. Чем обсуждать то, в чем мы расхо-димся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2.  А. Я стараюсь найти компромис-сное решение (что-то, что подходит и мне, и моему другу).

Б. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

3.   А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

Б. Иногда я жертвую своими интере-сами ради интересов другого человека.

4.  А. Я пытаюсь избежать неприят-ностей для себя.

Б. Я стараюсь не задеть чувств дру-гого человека.

5.  А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, чтобы со временем решить его окончательно.

Б. Я считаю, что можно в чем-то усту-пить, чтобы добиться другого.

6.  А. Я думаю, что не стоит волно-ваться из-за каких-то возникающих разногласий.

Б. Я стараюсь успокоить другого и сохранить хорошие отношения с ним.

7.  А. Я стараюсь не занимать такую позицию, которая может вызвать споры.

Б. Я всегда настаиваю, чтобы все было сделано по-моему, так, как я хочу.

8.   А. Я сообщаю другому свою точку зрения (что я думаю и как считаю) и спрашиваю о его точку зрения.

Б. Я пытаюсь показать другим, что я лучше их во многом.

9.   А. Я стараюсь делать все возмож-ное, чтобы не напрягаться.

Б. Я дам человеку возможность на-стоять на своем, если это сделает его счастливым.

10. А. Если человек идет мне на встречу, я даю ему в чем-то остаться при своем мнении.

Б. Я стараюсь сразу преодолеть разно-гласия, которые возникают между мной и другими людьми.

11.  А. Разговаривая с человеком, я стараюсь быть внимательным к нему.

Б. Я стараюсь убедить другого в том, чтобы выбрать что-то такое, что будет интересным и мне, и другому.

12.   А. Я пытаюсь убедить другого в том, что я прав.

Б. Улаживая ситуацию, миря кого-то, я всегда ищу поддержку у другого. 
 

     Обработка результатов.

  1. Анализ методики:
    уход Сотруд-ничество компромисс соперничество Уступка 

    10Б

    11А

    12Б

    11Б

    12А

    10А


 

     2. Результаты диагностики:

                      учащиеся уход сотрудничество компромисс соперничество уступка
                      1 Алина Б.
                       
                      2 Роза Б.  
                       
                      3 Ангелина Б.
                           
                      4 Маша Д.    
                         
                      5 Вика Д.    
                       
                      6 Настя З.  
                           
                      7 Илья К.    
                      8 Игорь К.
                       
                         
                      9 Слава К.  
                         
                      10 Кристина К.  
                         
                      11 Диана Л.  
                       
                      12 Юля М.  
                         
                      13 Настя Н.    
                       
                      14 Алёна С.    
                         
                      15 Руслан С.  
                       
                      16 Дима Ш.  
                       
                      17 Юля Ш.  
                       
                      18 Кристин Ш.    
                       
                      19 Саша Щ.  
                         
                      Всего 3 12 17 1 10

 

     Выводы: у большинства детей определенный способ поведения в конфликте четко не выражен, это говорит о том, что они обладают плавной стратегией поведения в конфликтах:

  • уход – сотрудничество – компромисс – уступка: Алина Б.;
  • сотрудничество – компромисс – уступка: Роза Б.; Диана Л.; Руслан С.; Дима Ш.; Юля Ш.;
  • уход – сотрудничество: Ангелина Б.;
  • компромисс – уступка: Вика Д.; Настя Н.; Юля Ш.;
  • компромисс – соперничество – уступка: Илья К.;
  • уход – компромисс: Игорь К.;
  • сотрудничество – компромисс: Слава К.; Кристина К.; Юля М.; Саша Щ.

     Из  оставшихся детей, обладающими четко  выраженной стратегией поведения в конфликтах, 2 выбрали компромисс (Маша Д., Алёна С.), т.е., призывая к солидарности одноклассников, они, тем не менее, стараются держаться особняком от всех, в удобном для них случае поддерживая сторону сильнейшего. На сотрудничество 1 ученик (Настя З.), т.е. признает право остальных на собственное мнение и готова их понять, не старается добиться своей цели за счет других, а ищет решение проблемы совместно.

     Методика 3. Диагностика типов  межличностных отношений /методика Т. Лири,/

     Цель: диагностика индивидуальных свойств, влияющих на межличностные отношения.

     Техника проведения: учащимся предлагаются бланки с вопросами и предлагается выбрать из представленных 50 суждений, те, которые соответствуют индивидуальным свойствам учащихся.

     Текст опросника: 

1. Ты  умеешь настоять на своем?

2. Ты  способен признаться себе в том, что ты не прав?

3. Ты  склонен к подражанию?

4. Ты  ищешь одобрения у других?

5. Ты  способен к сотрудничеству, взаимопо-мощи?

6. Ты  стремишься ужиться с другими?

7. Ты  отзывчивый к призывам о помощи?

8. Ты  пользуешься уважением у других?

9. Ты  любишь ответственность?

10. Ты  уверен в себе?

11. Ты  самоуверен и напорист?

12. Ты  любишь соперничать?

13. Ты  раздражительный?

Информация о работе Конфликты в младшем школьном возрасте