Развитие мышления ребенка в младшем школьном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 20:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотреть особенности развития различных форм мышления у младших школьников.
Задачи:
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
Провести диагностику уровня развития мышления;
Проанализировать результаты исследования;
Выявить особенности мышления младших школьников.

Оглавление

Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1 Характеристика младшего школьного возраста 6
1.2 Особенности мышления младших школьников 13
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЫШЛЕНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 22
2.1 Процедура исследования особенностей мышления 22
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 25
ВЫВОДЫ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………

Файлы: 1 файл

развитие мышления в школьном возрасте.docx

— 74.90 Кб (Скачать)

    НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    ИНСТИТУТ  УПРАВЛЕНИЯ 

    ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

    КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ 
 
 
 

    РАЗВИТИЕ  МЫШЛЕНИЯ РЕБЕНКА

    В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

    Курсовой  проект 
 
 
 

                            Студентки группы 1801

                            Куркиной Е.А. 

                            Научный руководитель –

                            преподаватель        Конова К.В.       Дата 
 
 
 

    Набережные  Челны - 2010 год

 

    

    Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 6

1.1 Характеристика младшего школьного возраста 6

1.2 Особенности мышления младших школьников 13

2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЫШЛЕНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 22

2.1 Процедура исследования особенностей мышления 22

2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 25

ВЫВОДЫ 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………...…..30

ПРИЛОЖЕНИЕ……………..………………………………………………...…32

 

    

    ВВЕДЕНИЕ

    Мышление - верх блаженства и радость жизни, доблестнейшее занятие человека.

    Аристотель

    Мышление  является формой человеческого познания. В Российской педагогической энциклопедии под мышлением понимается «процесс познавательной активности человека, характеризующийся обобщенным и  опосредованным отражением предметов  и явлений действительности в  их существенных свойствах, связях и отношениях».

    Мышление  совершается по законам, общим для  всех людей, вместе с тем в мышлении проявляются возрастные и индивидуальные особенности человека. Так, психолог А.А. Смирнов отмечал, что мышление младшего школьника – это «обобщенное, осуществляемое посредством слова  и опосредованное имеющимися знаниями отражение действительности, тесно  связанное с чувственным познанием  мира»[7].

    В разные возрастные периоды  ведущее  значение для общего психического развития человека приобретает какой-либо один из психических процессов. Так, в  раннем детстве основное значение имеет  развитие восприятия, в дошкольном возрасте – памяти[8].

    Какая же сторона умственного развития обеспечивает дальнейшее совершенствование  психики ребёнка в младшем  школьном возрасте? Психологические  исследования показывают, что в этот период главное значение приобретает  дальнейшее развитие мышления. Причём мышление ребёнка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от мышления наглядно-образного, являющегося основным для данного возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению.

    Актуальность  темы обусловлена тем, что в период младшего школьного возраста происходят существенные изменения в психике ребёнка усвоение новых знаний, новых представлений об окружающем мире перестраивает сложившиеся ранее у детей житейские понятия, а школьное мышление способствует развитию теоретического мышления в доступных учащимся этого возраста формах.

    Благодаря развитию нового уровня мышления, происходит перестройка всех остальных психических  процессов, т. е. по словам Д. Б. Эльконина  «Память становится мыслящей, а восприятие – думающим»[18]. Поэтому именно перестройка всей познавательной сферы в связи с развитием теоретического мышления составляет основное содержание умственного развития в младшем школьном возрасте.

    Как показывают многочисленные исследования учёных, в том числе Л.С.Выготского, развитие теоретического мышления, т.е. мышления в понятиях, способствует возникновению к концу младшего школьного возраста важнейших новообразований:

    - рефлексии, которая преображает не только познавательную деятельность учащихся, но и характер их отношения к окружающим людям и самим себе, произвольности и способности к саморегуляции[11].

    Уровень сформированности мышления служит показателем  умственного развития ребёнка. По мнению Л. В. Занкова такими показателями служат:

    -доказательность  мышления;

    -критичность;

    -гибкость  мышления.

    З. И. Колмыкова добавляет к ним:

    -экономичность;

    -самостоятельность  мышления[10].

    Цель данной работы – рассмотреть особенности развития различных форм мышления у младших школьников.

    Задачи:

  1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
  2. Провести диагностику уровня развития мышления;
  3. Проанализировать результаты исследования;
  4. Выявить особенности мышления младших школьников.

    Объект  исследования: мышление детей младшего школьного возраста.

    Предмет исследования: развитие форм мышления у детей младшего школьного возраста.

    Методы  исследования: изучение психологической, педагогической и методической литературы, статистическая обработка результатов эксперимента.

    Гипотеза  исследования: Мышление соответствует оптимальному уровню для перехода из младшего звена в среднее.

 

    

    1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

    1.1 Характеристика младшего школьного возраста

    Младший школьник — еще маленький человек, но уже очень сложный, со своим внутренним миром, со своими индивидуально-психологическими особенностями.

    Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления[1].

    Начальная школа — наиболее ответственный период в жизни человека. Именно в младшем школьном возрасте начинается целенаправленное обучение и воспитание, основным видом деятельности ребенка становится учебная деятельность, которая играет решающую роль в формировании и развитии всех его психических свойств и качеств.

    Учение  для младшего школьника — значимая деятельность. В школе он приобретает  не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.

      В этот период жизнь во всем  ее разнообразии, не иллюзорная  и фантастическая, а самая настоящая,  реальная, всегда нас окружающая  – вот что возбуждает его  деятельность. В этом периоде  ребенок мало-помалу покидает  иллюзорный мир, в котором он  жил раньше. Ребенок тяготеет  к реальной жизни. Он уже  не мистик и мечтатель. Он  – реалист.

    Интерес привлекает уже и то, что не обязательно  должно быть дано в личном, настоящем  или прошедшем опыте. Другие страны, другие народы и их деятельность привлекают внимание школьника в достаточно сильной степени. Происходит колоссальное расширение умственного кругозора.

    Непосредственность  детских реакций и ненасытная впечатлительность в этом возрасте бывают наиболее заметны во внешкольной  обстановке. В ситуациях, где дети чувствуют себя достаточно непринужденно, они почти непроизвольно удовлетворяют  свое любопытство: подбегают поближе  к тому, что их интересует; стремятся  все, что возможно, испытать сами. Им нравится применять новые для  них наименования, замечать вслух, что  кажется красивым и что неприятным[5].

    Во  время прогулок и экскурсий у  младших школьников ярко выражены стремление и способность схватывать необычное, новое и запечатлевать. Иногда они  начинают высказывать друг другу  вслух фантастические суждения. Но они и сами не придают значения своим замечаниям. Их внимание скачет: они не могут не всматриваться, не вслушиваться, а их восклицания и  предположения, по-видимому, помогают им в этом.

    Ученики начальных классов нередко обнаруживают склонность поговорить: рассказать обо  всем, что читали, что видели и  слышали в школе, на прогулке, по телевизору. При этом у них обычно получается длинное повествование  со многими упоминаниями, малопонятными  для постороннего. Самим им такой  рассказ явно доставляет удовольствие, для них несомненна значительность всего, что происходило с ними[1]. Потребность поделиться, снова оживить в сознании то, что было с ними недавно, может свидетельствовать о силе впечатлений — дети как бы стремятся с ними освоиться. Все это — неповторимые внутренние условия приобщения к учению. В младшем школьном возрасте острота восприятия, наличие необходимых предпосылок словесного мышления, направленность умственной активности   на то, чтобы повторить, внутренне принять, создают благоприятнейшие условия для обогащения и развития психики[3].

    Впечатления от стихов и рассказов, исполненных  в выразительной художественной форме, от театрального спектакля, от песни, от музыкальной пьесы и кинофильма могут быть глубокими и стойкими у детей 8—10-летнего возраста. Чувства  жалости, сочувствия, негодования, волнение за благополучие любимого героя могут достигать большой интенсивности. Однако в восприятии отдельных эмоций людей маленькие школьники допускают серьезные ошибки и искажения. Кроме того, маленький школьник может не понять некоторых переживаний людей, и поэтому они ему неинтересны и недоступны для сопереживания[4].

    Появление широких реалистических интересов  заставляет ребенка обращать внимание и на переживания окружающих людей, понимать их «объективно», не расценивая их с точки зрения только того значения, которое они имеют для него в данный момент. Он начинает понимать чужое страдание именно как страдание, как неприятное переживание данного  человека, например своего товарища или  матери, а не только как источник каких-либо неудобств для себя. Если предыдущую эпоху обычно характеризуют как эгоистическую, то новый этап жизни можно рассматривать как начало альтруистических проявлений[5].

    Младший школьный возраст является классическим временем оформления моральных идей и правил. Ребенок типически «послушен» в эти годы, он с интересом и  увлечением принимает в душе разные правила и законы. Он не способен формировать свои собственные моральные  идеи и стремится именно к тому, чтобы понять, что «нужно» делать[6].

    Следует отметить, что для младших школьников характерно повышенное внимание к нравственной стороне поступков окружающих, желание  дать поступку нравственную оценку. Заимствуя  критерии нравственной оценки у взрослых, младшие школьники начинают активно  требовать от других детей соответствующего поведения.

     Доминирующей  функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Образное мышление все меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности. В конце младшего школьного возраста проявляются индивидуальные различия: среди детей психологами выделяются группы "теоретиков" или "мыслителей", которые легко решают учебные задачи в словесном плане, "практиков", которым нужна опора на наглядность и практические действия, и "художников" с ярким образным мышлением. У детей в связи с развитием функции мышления к концу младшего школьного возраста развивается способность к анализу (это проявляется, прежде всего, в анализе условий решаемых задач), специфическая рефлексия ( в том числе и в межличностных отношениях, способность удерживать задачу и решать ее во внутреннем плане[14].

Информация о работе Развитие мышления ребенка в младшем школьном возрасте